Задание 5. Определите по «Словарю латинских крылатых слов» или «Словарю иноязычных выражений и слов», что обозначают следующие широко употребляемые латинские выражения
ТЕМА 5.1
АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ
Вопросы для самопроверки
1. Какие аспекты культуры речи выделяются в современной лингвистике?
3. Какие коммуникативные качества речи вам известны?
4. В чем проявляется точность речи?
5. Что понимается под уместностью речи? Что такое лексика ограниченной сферы употребления? Что такое стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слова?
6. Какие наиболее важные аспекты проблемы чистоты речи?
7. Какую речь называют выразительной? Что относится к основным средствам выразительности?
8. Чем определяется богатство и разнообразие нашей речи?
9. Что такое логичность речи?
10. Какие типичные ошибки связаны с речевой избыточностью? Назовите разновидности избыточности.
11. В чем заключается проблема лексической сочетаемости?
12. Что такое паронимы? Чем объяснить трудности в выборе паронимов?
13. Чем объясняется заимствование иноязычных слов? Что такое заимствованные слова и экзотизмы? Какие ошибки возникают в результате неточного выбора заимствованных слов?
14. Какие ошибки возникают при использовании фразеологических единиц в речи?
Темы сообщений
1. Существование «старых» и «новых» слов в современном русском языке.
2. Новые слова и трудности их употребления.
3. Роль и механизмы заимствований в системе русского языка.
4. Источники фразеологизмов в русском языке.
5. Речевые штампы и канцеляризмы в русском языке.
6. Жаргонная лексика в СМИ.
7. Изменения в русском языке конца ХХ столетия.
Практические задания
Задание 1. Определите по «Толковому словарю русского языка конца ХХ века» под редакцией Г.Н. Скляревской(справочно-библиографический отдел б-ки АГТУ) значения следующих слов в современном русском языке.
Приведите из этого словаря в качестве примеров несколько слов:
- недавно пришедших в русский язык,
- получивших новые значения,
- возвратившихся из пассивного словаря в активный,
- впервые зафиксированных в словаре.
Задание 2. Определите значение слов. Составьте с ними предложения или словосочетания. В случае затруднения обращайтесь к толковым словарям, к «Словарю трудностей русского языка», к словарю О.В. Вишняковой «Паронимы в русском языке»
Задание 3. Подберите к следующим иноязычным словам синонимы (слова или словосочетания слов) русского происхождения. В случае затруднений воспользуйтесь «Словарем иностранных слов».
Задание 4. Определите по «Толковому словарю иноязычных слов» Л.П. Крысина(справочно-библиографический отдел б-ки АГТУ) или по другим словарям, из каких языков пришли в русский язык следующие словосочетания и что они означают:
Перейти Рубикон, притча во языцех, прокрустово ложе, ящик Пандоры, гордиев узел, избиение младенцев, Содом и Гоморра, нить Ариадны, дамоклов меч, авгиевы конюшни, вавилонское столпотворение.
Задание 5. Определите по «Словарю латинских крылатых слов» или «Словарю иноязычных выражений и слов», что обозначают следующие широко употребляемые латинские выражения.
Per aspera ad astra; Pro et contra; Tabula rasa; Veni, vidi, vici; Alter ego; Alma mater; A priori ; Carte blanche; Cogito, ergo sum; Terra incognita; Sic transit gloria mundi, O tempora, o mores!; Nota bene.