(количество правильных ответов варьируется; перед каждым на экране будет появляться своя комбинация из тридцати заданий; отведенное время - 30 мин.; положительная оценка ≥ 60% правильных ответов; составитель тестов - к.ф.н., доц. Михалев Георгий Иванович, каф.«Русский язык и межкультурная коммуникация»)
I: Вопрос 1
S: Статус русского языка, как языка международного, подтверждается в предложении:
-: с помощью русского языка мы узнаём мир, определяем в нём своё место
-: русский язык является одним из официальных языков таких международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЕ
- : в соответствии со статьёй 68 Конституции Российской Федерации русский язык считается государственным языком на всей её территории
-: русский язык сложился на основе московского диалекта
I: Вопрос 2
S: Статус русского языка, как языка международного, не подтверждается в предложении:
-: русский язык обеспечивает доступ к богатствам науки и культуры не только России, но и других стран
-: изучению русского языка и его распространению за рубежом способствует деятельность международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), общества любителей русской словесности (ОЛРС)
-: на основе русского язык была создана письменность более чем для 70 языков
-: русский язык способен выполнять когнитивную, коммуникативную, аккумулятивную, волюнтативную и эмоциональную функции
I: Вопрос 3
S: Мысль о том, что русский язык является языком межнационального общения, не подтверждается в предложении:
-: русский язык является родным для большинства населения нашей страны – русской нации
-: русский язык является средством выражения речевой культуры его носителей
-: русский язык является средством общения между многочисленными нациями и народностями, проживающими на территории России
-: русский язык является одним из языков крупнейших международных конференций и симпозиумов
I: Вопрос 4
S: Мысль о том, что русский язык является языком межнационального общения, не подтверждается в предложении:
-: русский язык является одним из самых развитых языков на территории нашей страны
-: русский язык является единственным средством общения для многих людей, живущих за пределами России
-: русский язык является таковым в силу объективных и исторически сложившихся условий
-: русский язык является основой создания письменности более чем для 70 языков
I: Вопрос 5
S: Русский национальный язык включает в себя:
-: только нормативную лексику
-: только те языковые средства, которые не входят в современный русский литературный язык (диалекты, жаргон, арго, просторечная лексика)
-: как нормативную лексику, так и диалекты, жаргон, арго и просторечия
-: только язык художественной литературы
I: Вопрос 6
S: Русский национальный язык не включает в себя:
-: нормативную лексику, зафиксированную лингвистическими словарями русского языка
-: язык произведений художественной литературы
-: лексический состав родственных ему языков: украинского и белорусского
-: просторечную лексику
I: Вопрос 7
S: В пределах русского литературного языка находится:
-: разговорная лексика
-: диалект
-: жаргон и арго
-: просторечная лексика
I: Вопрос 8
S: В современный русский литературный язык не входят:
S: К характеристике русского литературного языка не относится:
-: кодифицированность литературной нормы
-: устойчивость языковой системы
-: наличие устной и письменной формы
-: наличие широкого слоя диалектной и просторечной лексики
I: Вопрос 10
S: Не является характеристикой русского литературного языка:
-: полифункциональность (возможность использования языковых средств в разных сферах деятельности)
-: фиксация языковых средств в лингвистических словарях и произведениях художественной литературы
-: коммуникативная целесообразность (зависимость от условий общения)
-: широкое распространение ненормированной лексики
I: Вопрос 11
S: Достоверными хронологическими рамками современного русского литературного языка можно считать:
-: от языка А.С. Пушкина - до наших дней
-: с момента написания «Слова о полку Игореве…» - до наших дней
-: с 90-гг XIY в - до наших дней
-: с X-XI вв (введение на Руси кириллицы) - до наших дней
I: Вопрос 12
S: Достоверными хронологическими рамками современного русского литературного языка можно считать:
-: с конца XVI в (создание на Руси азбуковников – прообраза современных словарей) – до наших дней
-: с XVII в (образование Московского государства) – до наших дней
-: от языка А.С. Пушкина – до наших дней
-: с 1574 года (выход в свет «Азбуки» И. Фёдорова) – до наших дней
I: Вопрос 13
S: По своему происхождению русский язык относится к:
-: южнославянской группе славянской ветви индоевропейской семьи языков
-: германской ветви индоевропейских языков
-: романской ветви индоевропейских языков
-: восточнославянской группе славянской ветви индоевропейской семьи языков
I: Вопрос 14
S: Ближайшими «родственниками» русского языка являются:
-: украинский, белорусский
-: болгарский, польский
-: немецкий, английский
-: французский, итальянский
I: Вопрос 15
S: Нормированность литературного языка … Правильное продолжение фразы расположено под буквой:
-: явление спонтанное, присущее любому проявлению речевой деятельности
-: не является одним из основных условий стабильности языковой системы
-: находит своё отражение в словарях, учебниках и справочниках по языку, научных лингвистических исследованиях, произведениях художественной литературы
-: никак не связано с основной (коммуникативной) функцией языка
I: Вопрос 16
S: Современное состояние русского языка не характеризуется:
-: стилистическим снижением устной и письменной речи
-: «расшатыванием» традиционных литературных норм
-: вульгаризацией бытовой сферы общения
-: резким повышением речевой культуры его носителей
I: Вопрос 17
S: Современное «расшатывание» языковых норм не связано с:
-: ослаблением цензуры и автоцензуры
-:возрастанием личностного начала речи
-: повышением качества языковой подготовки средним и высшим образованием
-: расширением сферы спонтанного общения
I: Вопрос 18
S: К литературным нормам русского языка не относятся:
-: орфоэпические нормы
-: грамматические нормы
-: невербальные средства общения
-: стилистические нормы
I: Вопрос 19
S: Употребление слова в соответствии с его значением определяет:
-: грамматическая норма
-: орфоэпическая норма
-: лексическая норма
-: стилистическая норма
I: Вопрос 20
S: Лексическая норма нарушена в предложении:
-: Мы боялись опоздать и нас передислоцировали к станции
-: Жить – значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать
-: Потемнело, и все птицы притихли
-: В раскрытые окна пахло сиренью
I: Вопрос 21
S:Лексическаянорма нарушена в предложении:
-: Рядом с озером, у подошвы хребта, лепились постройки
-: Илья Ильич проснулся против обыкновения рано, часов в восемь
-: Говорили они вполголоса, и он изредка исподтишка подглядывал на них
-: Хитрость – это мелкая монета, на которую не купишь многого
I: Вопрос 22
S: Близких по смыслу и потому логически излишних слов (плеоназм) не содержит словосочетание:
-: памятный сувенир
-: моя автобиография
-: свободная вакансия
-: атмосферное давление
I: Вопрос 23
S: Тавтология допущена в выражении:
-: на благо человечества
-: двигаться неизменным курсом
-: рассказывал свой рассказ
-: обладает характерными чертами
I: Вопрос 24
S: расщепление сказуемого допущено в предложении
-: В этих таежных поселках о мобильной связи слыхом не слыхивали
-: Врачи проводят осмотр больных дважды в день
-: Жители Тобольска любят и гордятся своим городом
-: Роман Пушкина «Евгений Онегин» является как бы одним из самых сложных пушкинских произведений
-: Староста группы несет ответственность за явку студентов на субботник
I: Вопрос 25
S: Слова-паразиты есть в предложениях
-: Ну кто бы мог подумать, что все закончится так печально
-: Народный фольклор изобилует тавтологическими формами речи
-: Когда я заболел, коллеги по работе часто навещали меня в больнице
-: Мы должны успеть к сроку, поэтому дорога каждая минута времени
-: Лично с каждым, так сказать, индивидуально проводилось собеседование
-: По сведениям, поступившим из осведомленных источников, намечено подписание договора о намерениях сторон
-: Делегаты рассказали о будущих перспективах в развитии региона
I: Вопрос 26
S: Нарушение лексической сочетаемости допущено в предложениях
-: Рост экономики ожидается уже к концу следующего года
-: Темой конференции стало международное положение на современном этапе
-: Для успешной карьеры важную роль имеет исполнительность, умение работать в коллективе, смелость в принятии решений
-: На протяжении десяти лет он успешно выполнял роль завхоза и экспедитора
-: Слово предоставляется председателю экзаменационной комиссии
-: Вследствие дефолта наша фирма потерпела большие финансовые убытки
I: Вопрос 27
S: Чтобы узнать значение слова, надо воспользоваться
-: орфоэпическим словарем
-: толковым словарем
-: орфографическим словарем
I: Вопрос 28
S: Стилистические нормы нарушены в предложении:
-: На тучных здешних пастбищах пасутся стада, поголовье которых неуклонно повышается с каждым годом
-: Обломов слушал, глядя на него встревоженными глазами
-: Продукция нашей фирмы стала конкурентоспособной благодаря модернизации производства и повышению производительности труда
-: Его опьяняли трудности, влекли нехоженые дороги
I: Вопрос 29
S: Стилистические нормы нарушены в предложении:
-: Если шумные согласные образуют корреляцию по звонкости – глухости, то сонорные стоят вне этой корреляции
-: В течение месяца каждый отдел обязан хотя бы раз отчитаться о проделанной работе и вообще не забывать об этом
-: В результате оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения лиц, подозреваемых в совершении вооружённого ограбления с нанесением тяжких телесных повреждений и причинении значительного материального ущерба потерпевшим, были выявлены новые обстоятельства, положительно сказавшиеся на работе следственной группы
-: Их обсчитывали на каждом шагу, и притом без малейшего зазрения совести
I: Вопрос 30
S: К лексике официально-делового стиля можно отнести сочетания
-: бензольное кольцо; молекулярная масса
-: парламентское большинство
-: сообразно с принятым решением; впредь до особого распоряжения
-: особенностями стилистического использования языковых средств
-: особенностями ударения в русском языке
-: правилами написания слов
I: Вопрос 34
S: Орфоэпия – это совокупность:
-: правил устной речи, устанавливающих единообразное просторечное произношение
-: правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение
-: орфографических правил русского языка
-: акцентологических правил русского языка
I: Вопрос 35
S: Развитие орфоэпических норм тесно связано с:
-: экономикой страны
-: международной политикой страны
-: историей литературного языка
-: экологической безопасностью
I: Вопрос 36
S: Обязательное оглушение в русской речи звонких согласных в конце слова – это проявление
-: грамматической нормы
-: орфоэпической нормы
I: Вопрос 37
S: Согласный Г произносится как [Х] в словах
-: бог
-: порог
-: лёг
-: залог
-:лёгкий
-: говорить
I: Вопрос 38
S: Произнесение звука [Х] на месте буквы Г в конце слова (твороГ, стоГ)
-: недопустимо как диалектное
-: является орфоэпической нормой
-: допустимо только в слове «бог»
I: Вопрос 39
S: В сочетаниях звонкого и глухого согласных (лоЖКа, проБКа) первый их них
-: остается без изменений
-: оглушается
I: Вопрос 40
S: В сочетаниях глухого и звонкого согласных (СДоба, СГубить) первый из них
-: озвончается
-: остается без изменений
I: Вопрос 41
S: Сочетание выделенных согласных произносится как один долгий звук в словах
-: раСШуметься
-: раСКричаться
-: ниЗШий
-: выСШий
-: ниЗКий
-: выСКочка
I: Вопрос 42
S: Сочетание выделенных согласных произносится как двойной твердый [Ж] в словах
-: оТЖать
-: раЗЖать
-: СЖарить
-: поДЖарить
I: Вопрос 43
S: Относительно новым произносительным вариантом в русском языке можно считать:
-: произношение долгого мягкого Ж вместо долгого твердого Ж в таких словах как «дрожжи» и «вожжи»
-: произношение долгого Ж вместо краткого Ж в таких словах как «дрожжи» и «вожжи»
-: произношение долгого твёрдого Ж вместо долгого мягкого Ж в таких словах как «дрожжи» и «вожжи»
-: произношение краткого Ж на месте долгого Ж в таких словах как «дрожжи» и «вожжи»
I: Вопрос 44
S: Новые произносительные варианты имеют основание для закрепления в качестве орфоэпической нормы в том случае, если:
-: они получают широкое распространение в просторечии
-: они получают широкое распространение в жаргонах
-: они получают широкое распространение в диалектах
-: они улучшают произносительную систему, сообщают ей большую последовательность, оказываются жизнеспособными
I: Вопрос 45
S: При произнесении слова «ложь» наблюдается такое явление, как:
-: озвончение глухой согласной на конце слова
-: оглушение звонкой согласной внутри слова
-: оглушение звонкой согласной на конце слова
-: озвончение глухой согласной внутри слова
I: Вопрос 46
S: Большая часть заимствованных слов
-: подчиняется орфоэпическим нормам русского языка
-: произносится как в языке, из которого произошло заимствование
I: Вопрос 47
S: Безударный звук [О] произносится в словах
-: бокал
-: рояль
-: прогресс
-: модерн
-: модернизм
-: оазис
I: Вопрос 48
S: В безударной позиции звук [О] сохраняется в слове:
-: поэт
-: концерт
-: трио
-: Шопен
-: сонет
-: фонема
I: Вопрос 49
S: На месте безударной гласной О произносится звук [А] в словах
-: формулировать
-: консервы
-: Флобер
-: Вольтер
-: молоко
-: барабан
I: Вопрос 50
S: Орфоэпическая норма не является диспозитивной в слове:
-: музей
-: булочная
-: умылся
-: здесь
I: Вопрос 51
S: Орфоэпическая норма не является диспозитивной в слове:
-: матрас
-: академия
-: ноль
-: снег
I: Вопрос 52
S: Орфоэпическая норма не допускает вариантов в слове:
-: нуворишь
-: строганый
-: манёвры
-: сессия
I: Вопрос 53
S: Орфоэпическая норма не является диспозитивной в слове:
-: головешка
-: порядочный
-: скучно
-: белёсый
I: Вопрос 54
S: При постановке ударения варианты допустимы в слове:
-: свёкла
-: творог
-: плато
-: жалюзи
I: Вопрос 55
S: При постановке ударения варианты допустимы в слове:
-: новорождённый
-: рудник
-: заплетённый
-: на руки
I: Вопрос 56
S: При постановке ударения варианты допустимы в слове:
-: кладбище
-: сосредоточение
-: кирка
-: забралась
I: Вопрос 57
S: При постановке ударения варианты допустимы в слове:
-: квартал
-: вкусны
-: заморозки
-: легкоатлет
I: Вопрос 58
S: Неравноправные варианты ударения расположены под буквой:
-: бижутерия и бижутерия
-: творог и творог
-: волнам и волнам
-: кулинария и кулинария
I: Вопрос 59
S: Варианты ударения считаются равноправными в словах:
-: тополя и тополи
-: кирза и кирза
-: невылазный и невылазный
-: волнам и волнам
I: Вопрос 60
S: Семантические варианты ударения представлены в словах:
-: украинский – украинский
-: характерный – характерный
-: безудержный – безудержный
-: запасной – запасный
I: Вопрос 61
S: В зависимости от места ударения значение меняется в слове:
-: кулинария
-: видение
-: каталог
-: кирка
I: Вопрос 62
S: Согласный перед [Е] произносится мягко в словах:
-: галифе
-: сеттер
-:музей
-: тент
I: Вопрос 63
S: [ЧН] произносится в словах:
-: к шапочному разбору
-: закадычный
-: Ильинична
-: конечно
-: алчный
-: беспечный
I: Вопрос 64
S: [ШН] произносится в словах:
-: пяточный
-: конечный
-: скрипичный
-:нарочно
-: горчичный
I: Вопрос 65
S: [Ё] пишется и произносится в слове:
-: жити…
-: одноим...нный
-: соврем...нный
-: оп…ка
I: Вопрос 66
S: [Е] пишется и произносится в слове:
-: новорожд…нный
-: плат…жеспособный
-: ман…вры
-:ж…ноненавистник
I: Вопрос 67
S: [Ё] пишется в словосочетании:
-: отчет за ист…кший год
-: кричит как оглаш…нный
-: обындев…лый куст
-: ист…кший кровью
I: Вопрос 68
S: Подчеркнутый согласный мягкий:
-: Ромен Роллан
-: Мандельштам
-: Вольтер
-: Бенуа
I: Вопрос 69
S: Упрощение групп согласных (произносятся как один звук) влияет на произношение слова:
-:делаеТСя
-: раЗДелать
-: круЖКа
-: круг
I: Вопрос 70
S: Произношение звука [Х] на месте согласной буквы Г является нормативным в слове:
-: порог
-: бог
-: стог
-: снег
I: Вопрос 71
S: Произношение [ШН] на месте графического ЧН рекомендуется в слове:
-: позвоночник
-: ночник
-: Ильинична
-: скрипичный
I: Вопрос 72
S: Произносить [ШН] на месте сочетания согласных ЧН считается недопустимым в слове:
-: горчичный
-: пограничник
-:скворечник
-: конечно
I: Вопрос 73
S: Различное произношение сочетания ЧН служит средством разграничения разных значений слова:
-: сердечный
-: сливочный
-: яичница
-: порядочный
I: Вопрос 74
S: Выпадением согласного характеризуется произношение слова:
-: чудесный
-: соусница
-: лестница
-: вкусный
I: Вопрос 75
S: Уподоблением согласных по глухости/звонкости орфоэпическая норма регулируется в слове:
-: разукрасить
-: разобрать
-: разудалый
-: разделать
I: Вопрос 76
S: Оглушение выделенного согласного звука объясняется влиянием следующего за ним глухого в слове:
-: ло[ш]ка
-: ра[з]весить
-: кур[т]ка
-: тря[п]ка
I: Вопрос 77
S: Долгий твердый звук [ж] не допускается в произношении слова:
-: жужжать
-: позже
-: жюри
-: дрожжи
I: Вопрос 78
S: Звук [О] в безударном положении произносится в слове:
-: оазис
-: очки
-: форточка
-: прогресс
I: Вопрос 79
S: Буква О в безударном слоге произносится как звук [А] в слове:
-: боа
-: рояль
-: Шопен
-: Флобер
I: Вопрос 80
S: Согласный остается твердым перед буквой Е в слове:
-: катет
-: теория
-: комета
-: кредо
I: Вопрос 81
S: Согласный перед Е произносится мягко:
-: кашне
-: стенд
-:вексель
-: отель
I: Вопрос 82
S: В заимствованных словах всегда перед Е смягчаются согласные:
-: Г, К, Х
-: Л, М, Н
-: С, Т, В
-: Т, В, Р
I: Вопрос 83
S: Смыслоразличительную функцию ударение выполняет в слове:
-: компас
-: бижутерия
-: атлас
-: творог
I: Вопрос 84
S: Орфоэпический словарь:
-: дает нормы произношения
-: объясняет происхождение слов
-: объясняет значения слов
-: отмечает нормы сочетаемости слов
I: Вопрос 85
S: Правильность выбора слова изблизких по значению, его употребление в тех значениях, которые закреплены за ним в языке, уместность использования в той или иной ситуации определяют нормы
-: акцентологические
-: орфоэпические
-: лексические
-: грамматические
I: Вопрос 86
S: Грамматическая норма рекомендует на месте пропуска писать букву О …
S: Пропущенную гласную можно проверить словом РАВНЫЙ …
-: подр..вняться с прохожим
-: р..внобедренный треугольник
-: зар..внять поверхность
-: прир..внять величины
-: выр..вненный асфальт
I: Вопрос 92
S: Для проверки пропущенной безударной гласной родственное слово подобрано неверно …
-: пов..дырь – повадка
-: к..рмить – кормит
-: зат..птать – топчет
-: оп..здать – опаздывать
-: с..ло - сёла
I: Вопрос 93
S: Лексические нормы нарушены в предложениях
-: Был бы жив сосед, что справа, он бы правду мне сказал
-: У каждого преподавателя в университете есть своя фишка
-: Да он ко всему относится индифферентно
-: На самом деле, на последнем конгрессе представителей ОБСЕ решений не приняли
-: Тише едешь – дальше будешь
I: Вопрос 94
S: Нарушение лексической нормы связано со смешением паронимов
-: благодаря болезни
-: сытный голодного не разумеет
-: сделал дело – гуляй смело
-: памятный сувенир
-: письмо не дошло до адресанта
I: Вопрос 95
S: Слово употреблено в несвойственном ему значении
-: решительно начал сомневаться
-: с высоты птичьего полета
-: в багрец и золото одетые леса
-: бедняжка была несчастлива как камни
-: громогласная музыка разносилась по всему парку
-: вчера ты была у меня, но тебе уж тоскливо со мной
I: Вопрос 96
S: Нарушением лексической нормы считается
-: полисемия
-: лишние слова
-: слова – паразиты
-: лексическая неполнота высказывания
I: Вопрос 97
S: Ошибка связана с нарушением лексической сочетаемости
-: выявили притон наркомании
-:Чуть выйдешь за калитку – сразу зеленый массив
-: показывать образец
-: встречают по одежке
I: Вопрос 98
S: Нарушением лексической нормы являются
-: плеоназм
-: метафора
-: тавтология
-: расщепление сказуемого
I: Вопрос 99
S: Плеоназм допущен в словосочетании
-: краткосрочный визит
-: войти в доверие
-: прейскурант цен
-: принять на вакантную должность
-: свободная вакансия
-: семеро по лавкам
-: госпитализировать в больницу
-: госпитализировать больных
I: Вопрос 100
S: Плеоназм можно не считать грубым нарушением лексической нормы в случаях
-: памятный мемориал
-: на веки вечные
-: свободная вакансия
-: приснится во сне
-: сделал дело – гуляй смело
-: ходить вокруг да около
I: Вопрос 101
S: Плеоназм использовандля создания художественной образности в предложении
-: И мою бесславную славу
Осиянным забвением смой.
/А. Ахматова /
-: Твой образ легкий и блистающий
как на ладони я держу…
/В. Набоков /
-: В лиловой мгле покоятся задворки,
Платформы, бревна, листья, облака.
/А. Ахматова/
-: …Лишь сегодня приснилось во сне,
Что она не любила меня никогда.
/А. Блок/
-: Прирученной и бескрылой
Я в дому твоем живу.
/А. Ахматова/
-: Я долго шел по коридорам,
Кругом, как враг, таилась тишь.
/Н. Гумилев/
I: Вопрос 102
S: В целях создания художественной образности плеоназм использован в предложении
-: Для странствия ночного мне не надо
Ни кораблей, ни поездов.
/В. Набоков/
-: Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней.
/А. Ахматова/
-: Но в вашей любви любовной
Стократ – моя нелюбовь!
/М. Цветаева /
-: От тебя я сердце скрыла,
Словно бросила в Неву…
/А. Ахматова/
I: Вопрос 103
S: Тавтология – это
-: ошибка, связанная с нарушением стилистических норм
-: неоправданное повторение однокоренных слов
-: употребление слова в несвойственном ему значении
-: семантическая неполнота высказывания
-: синтаксическая ошибка
I: Вопрос 104
S: Тавтология допущена в словосочетании
-: весело смеяться
-: невероятные трудности
-: желто-зеленые листья
-: головокружение от успехов
-: прыгать прыжками
-: трудовые будни
-: трудиться с трудовым подъемом
I: Вопрос 105
S: Тавтология использована для создания художественной образности в предложениях
-: Любовь. – Старо.
Грызу перо.
Темно, - а свечку лень зажечь.
/М. Цветаева/
-: Подруга, я вижу, ты жертвуешь много,
Ты в жертву приносишь себя самое …
/Н. Гумилев/
-: И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой …
/А. Блок/
-: Толстый крученый лед
Остриями вниз с крыши повис.
/В. Набоков/
-: А в песочнице – песок –
Утечет!
/М. Цветаева/
I: Вопрос 106
S:Стилистические нормы нарушены в предложении
-: Если шумные согласные образуют корреляцию по звонкости – глухости, то сонорные стоят вне этой корреляции
-: В результате оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения лиц, подозреваемых в совершении вооружённого ограбления с нанесением тяжких телесных повреждений и причинении значительного материального ущерба потерпевшим, были выявлены новые обстоятельства, положительно сказавшиеся на работе следственной группы
-: Их обсчитывали на каждом шагу, и притом без малейшего зазрения совести
-: В течение месяца каждый отдел обязанотчитаться о проделанной работе и вообще не забывать об этом
I: Вопрос 107
S: Грамматическое значение слова – это:
-: заключенный в слове смысл
-: содержание, связанное с понятием как отражением в сознании предметов и явлений
-: его характеристика как части речи
-: его способность сочетаться с другими словами
I: Вопрос 108
S: Полисемия – это:
-: способность слова изменяться по родам, числам и лицам
-: многозначность
-: его принадлежность к той или иной части речи
-: способность сочетаться только с определенным кругом слов
-: наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собою значений
I: Вопрос 109
S: Глагол ВЗЯТЬ имеет значение «арестовать» в предложении …
-: И каждый взял свой пистолет
-: В награду любого возьмешь ты коня
-: На цветных окнах начертаны были надписи, взятые из Корана
-: «Все возьму», - сказал булат
-: - Швабрин! Очень рад! Гусары! Возьмите его
-: На днях хандра взяла меня
I: Вопрос 110
S: Прилагательное «каменный» употреблено в переносном значении в предложении:
-: У фонтана присядем молча мы,
Здесь на каменное крыльцо…
/М. Цветаева/
-: Им древние открыты тайны,
Как строить каменные храмы…
/Н. Гумилёв/
-: Ему обещала, что плакать не буду.
Но каменным сделалось сердце моё…
/А. Ахматова/
-: …где нежно в каменном овале
синеют крепость и Нева…
/В. Набоков/
-: Ничего не шевельнулось в этой каменной душе /И.С. Тургенев/
I: Вопрос 111
S: Прилагательное каменный употреблено в переносном значении в предложении:
-: Увидят тень орешника
На каменном фундаменте
/ Б. Пастернак /
-: Ни сожаленья, ни любопытства, - никакой мысли нельзя было прочесть в этих каменных лицах /Купр./
-: И в дугах каменных Успенского собора…
/ И. Мандельштам /
-: Когда по горным склонам шла
Горячей каменной тропою…
/ А. Ахматова /
I: Вопрос 112
S: Прилагательное «золотой» употреблено в прямом значении в предложении
-: Сказанное слово серебряное, несказанное – золотое /Посл./
-: Но лето быстрое летит.
Настала осень золотая
/А.С. Пушкин/
-: С жадностью затянулся, приоткрыл рот – сверкнули два передних золотых зуба /В.М. Шукшин/
-: Что в доме, что в деле – золотые руки /А.П. Чехов/
-: - О! это московский франт Раевич! Он игрок: это видно тотчас по золотой огромной цепи, которая извивается по его голубому жилету/М.Ю. Лермонтов/
-: Был золотой день бабьего лета, было тепло и покойно на земле /В.М. Шукшин/
-: Князь снял свой оловянный крест, Парфен свой золотой, и поменялись /Ф.М. Достоевский/
I: Вопрос 113
S: В переносном значении существительное ключ употреблено в словосочетании:
-: ключ к шифру
-: ключ от замка
-: гаечный ключ
-: ключ к сердцу
-: скрипичный ключ
-: ключ к головоломке
I: Вопрос 114
S: Выделенное слово имеет и прямое, и переносное значение в предложении:
-:Ночь Варфаломеева. За город, за город!
/ Б. Пастернак /
-: Далече пропыхивал поезд. И длительно
свистнул… длительно утих…
/В. Набоков /
-: Весеннийденьгоряч и золот, -
И у меня весеннийвзор!
/И. Северянин /
-: Спи, успокоена,
Спи, удостоена,
Спи, увенчана,
Женщина.
/М. Цветаева /
I: Вопрос 115
S: К основным типам полисемии не относится:
-: гипербола
-: метафора
-: метонимия
-: синекдоха
-: анафора
I: Вопрос 116
S: Метафора, метонимия, синекдоха – это три типа …
-: омонимиии
-: полисемии
-: паронимии
-: синонимиии
-: антонимии
I: Вопрос 117
S: Метафоры как особые средства выразительности речи создаются на основе …
-: прямого значения
-: грамматического значения
-: переносного значения
I: Вопрос 118
S: «Золотая осень» - это:
-: олицетворение
-: метафора
-: метонимия
-: синекдоха
I: Вопрос 119
S: Метафора использована в выражениях
-: Дома – львы, вне дома – лисицы
-: Любовь ранит даже богов
-: Лучше давать повод к смеху, чем к насмешкам
-: В саду горит костер рябины красной
-: Легкодоступное мало ценится
I: Вопрос 120
S: Метафора, как тип переносного значения, была использована при создании словосочетания
-: столовое серебро
-: стальные нервы
-: нос парохода
-: атмосферные осадки
-: он - отчаянная голова
-: беличье лицо
-: говорить громко
I: Вопрос 121
S: Метафорический перенос по форме произошел в словосочетании
-: Уцепилась за его ледяную руку, часто целуя, лепетала: - Спаси, спаси, владыко… /А. Толстой/
-: За Москвой-рекой садился месяц. Его ледяной свет мерцал на куполах /А. Толстой/
-: Исцелил мне душу царь небесный
Ледяным покоем нелюбви
/А. Ахматова/
-: Вы меня убеждаете в том, господин Фердыщенко, что действительно можно ощущать удовольствие до упоения, рассказывая о сальных своих поступках, хотя бы о них и не спрашивали… /Ф.М. Достоевский/
-: Его не слушали, - теснясь, пихаясь в дверях, бояре спешили к умершему, падали на колени, ударялись лбом о ковер и, приподнявшись, целовали уже сложенные его восковые руки /А. Толстой/
-: Она закрыла глаза и побледнела, и длинный нос ее стал неприятного воскового цвета, как у мертвой, и Лаптев все еще не мог разжать ее пальцев /А.П. Чехов/
I: Вопрос 123
S: Метонимический перенос использован в предложении
-: Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
/М.Ю. Лермонтов/
-: …И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым
/А.С. Пушкин/
-: Свист паровоза, хруст арбузной корки,
В душистой лайке робкая рука
/А. Ахматова/
-: Он счастлив, если ей накинет
Боа пушистый на плечо … /А.С. Пушкин/
-: Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит …
/А.С. Пушкин/
-: Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет …
/А.С. Пушкин/
I: Вопрос 124
S: В предложении использована метонимия
-: Княжна, вероятно допив уж последний стакан, прохаживалась задумчиво у колодца /М.Ю. Лермонтов/
-:Доктор вынул из кармана серебряную монету и поднял ее кверху /М.Ю. Лермонтов/
-: На небе светил серебряный полумесяц, было много звезд /А.П. Чехов/
-: Граф из-за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя /Л.Н. Толстой/
-: Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился… /И.С. Тургенев/
-: Старичок в глазетовом кафтане поспешно допил третью свою чашку, значительно разбавленную ромом, и отвечал генералу: «Я думаю, ваше превосходительство, что не должно действовать ни наступательно, ни оборонительно» /А.С. Пушкин/
I: Вопрос 125
S: В основе метонимии – связь между местом и людьми, находящимися на этом месте
-: Взял Толстого и стал читать
-: Вся школа вышла на субботник
-: Через час после обеда он съедал еще две тарелки
-: Наградой ему был мешочек серебра
-: И вся остановка ахнула
-: Аудитория слушала внимательно
I: Вопрос 126
S: В предложении «Не то на серебре – на золоте едал» два слова употреблены в переносном значении. Это – метонимия на основе внешней связи между:
-: действием и орудием этого действия
-: содержимым и содержащим
-: автором и его произведением
-: предметом и материалом, из которого сделан предмет
I: Вопрос 127
S: Синекдоха использована в предложении
-: И труба, этот небольшой кусочек Москвы, где животных любят так нежно и где их так мучают, живет своей маленькой жизнью, шумит и волнуется, и тем деловым и богомольным людям, которые проходят мимо по бульвару, непонятно, зачем собралась эта толпа людей, эта пестрая смесь шапок, картузов и цилиндров, о чем тут говорят, чем торгуют /А.П. Чехов/
-: Хозяин и его приближенные сидели в углу, выпивая стакан за стаканом и любуясь веселостию молодежи /А.С. Пушкин/
-: После прогулки верхом чай, варенье, сухари и масло показались очень вкусными. Первый стакан все выпили с большим аппетитом и молча, перед вторым уже принялись спорить /А.П. Чехов/
-: Смотря во все стороны, увидел я издали гороховую шинель и пустился за нею по Невскому проспекту только что не бегом /А.С. Пушкин/
-: Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребер /Н.В. Гоголь/
I: Вопрос 128
S: Неумелое пользование многозначными словами привело к двусмысленности в предложениях…
-: Хоть умного возьми себе секретаря
-: Мы посетили музей и вынесли оттуда самое ценное, самое интересное
-: В белом инее черные елки на подтаявшем снеге стоят
-: Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть
-: Наши ребята привыкли все хорошее брать друг у друга
I: Вопрос 129
S: В основе каламбура – полисемия …
-: - Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу!
-: Картина снималась дважды: первый раз в студии, второй – с экрана
-: Каков ни есть, а хочет есть
-: Труднее всего провести время
-: Радио будит мысль даже тогда, когда очень хочется спать
I: Вопрос 130
S: Средством особой занимательности стали многозначность и омонимия (и то и другое) …
-: Дети – цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться
-: Снег сказал: - Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей
-: Пчелы сперва садятся, а потом берут взятки в отличие от некоторых людей, которые взятки берут, но не садятся
-: Фунт сахара и фунт стерлингов
I: Вопрос 131
S: Лексическими омонимами являются слова:
-: лад («согласие, мир») – лад («строй музыкального произведения»)
-: богатый – бедный
-: лад («согласие, мир») – лад («образец, способ)
-: коса (девичья) – коса (речная)
-: замечательный – великолепный
-: кран (подъемный) – кран (водопроводный)
-: говорить – вещать
-: адресат – адресант
I: Вопрос 132
S: Слова СТРОЧКА (стихотворная) и СТРОЧКА (на платье) являются …
-: фонетическими омонимами
-: омографами
-: грамматическими омонимами
-: лексическими омонимами
I: Вопрос 133
S: Омоформами являются слова:
-: полоскать (белье) – поласкать (ребенка)
-: три (глагол) – три (числительное)
-: ключ (железный) – ключ (родник)
-:мой (глагол) – мой (местоимение)
-: атлас (географический) – атлас (материя)
-: лечу (больного) – лечу (на самолете)
I: Вопрос 134
S: Омофонами являются слова:
-: грипп (болезнь) – гриб (подосиновик)
-: печь (русская) – печь (блины)
-: коса (девичья) – коса (песчаная)
-: мина (недовольное выражение лица) – мина (взрывательный снаряд)
-: «Помиримся. И поссоримся. И снова ты не уснешь… /Р. Рождественский/
I: Вопрос 147
S: «Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх… Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением».
Создавая это ироническое контрастное описание своих героев, Н.В. Гоголь использует языковое явление, которое называется …
-: метонимия
-: антонимия
-: полисемия
-: синонимия
-: омонимия
I: Вопрос 148
S: Паронимами являются слова:
-: безответный – безответственный
-: строевая (песня) – строевой (лес)
-: безвольный – слабохарактерный
-: одеть - надеть
-: маленький – большой
-: невежа – невежда
I: Вопрос 149
S: Неразличение паронимов привело к ошибке в предложениях
-: и монархия может быть конституциональной
-: церковнослужители организовали крёстный ход
-: его доводы казались убедительными
-: для проведения голосования необходим форум
-: замечание было уместным и тактичным
I: Вопрос 150
S: Паронимы употреблены неправильно в предложении
-: грамматические ошибки и отпечатки допускать нельзя
-: в эту ночь нам удалось увидеть пролетавший метеор
-: и в самых передовых странах иногда наблюдается регрессия
-: вид у него довольно одинарный
-: опять соседская коза забралась в огород
-: примеры приводились из классической литературы
I:Вопрос 151
S:С точки зрения происхождения русская лексика делится на
-:книжную и разговорную
-:просторечную и диалектную
-:исконную и заимствованную
-:общеупотребительную и профессиональную
I:Вопрос 152
S:К внешним признакам заимствований можно отнести
-:начальное А (аппарат, абонент, абонемент, абажур …)
-:упрощение групп согласных (делае[Ц]а, горо[Ц]кой …)
I:Вопрос 153
S:К исконно русской лексике не относятся
-:индоевропеизмы
-:общеславянская лексика
-:англицизмы
-:восточнославянская лексика
-:грецизмы
I:Вопрос 154
S:Последовательность формирования русской лексики не нарушена в строчке
-:индоевропейский период – восточнославянский – собственно русский – общеславянский
-:общеславянский период – собственно русский – индоевропейский – восточнославянский
-:индоевропейский период – общеславянский – восточнославянский – собственно русский
-:собственно русский период – общеславянский – восточнославянский – индоевропейский
I:Вопрос 155
S:Заимствованными являются слова
-:алфавит
-:вода
-:курьер
-:береза
-:каменщик
-:снегирь
I:Вопрос 156
S:Фонетические признаки: а) неполногласие, т.е. сочетания -ра-, -ла-, -ре-, -ле- между согласными на месте полногласных русских –оро-, -оло-, -ере-, -еле-, -ело- в составе одной морфемы (брада – борода, младость – молодость, чреда – череда, шлем – шелом, млеко – молоко); б) сочетания ра-, ла – на месте русских ро-, ло- (раб, ладья - ср.: робить, лодка) характерны для …
-:лексики западных славян
-:старославянизмов
-:индоевропеизмов
-:исконно русских слов
I:Вопрос 157
S:Лексическое освоение заимствованных слов …
-:состоит в том, что иноязычные слова начинают писаться русскими буквами
-:происходит, когда в его значении не остается ничего, что указывало бы на его иностранное происхождение
-:это приспособление иноязычного слова к нормам русского произношения
-:приобретение иноязычными словами грамматических значений, свойственных русскому языку
I:Вопрос 158
S:Экзотизмы – это …
-:слова, представленные в разных языках (гуманный, мораль, профессия …)
-:подлинные иностранные слова, вкрапленные в русский текст (Вива! Салам! Чао!)
-:иноязычные по происхождению наименования вещей и понятий, свойственных жизни и культуре того или иного народа (лорд, рейхстаг, моджахеды …)
-:слова, заимствованные из старославянского языка
I:Вопрос 159
S:Экзотизмами можно считать слова
-:голова
-:электропоезд
-:рамадан
-:франк
-:календарь
I:Вопрос 160
S:Варваризмами являются
-:популизм
-:о' кей
-:кофе
-:Салам!
-:Чао!
-:карандаш
-:сквер
I:Вопрос 161
S:Интернационализмами являются слова
-:профессия
-:кушак
-:аскет
-:форум
-:коридор
-:демократия
I:Вопрос 162
S:Исконно русский аналог имеют заимствования
-:математика
-:тинэйджер
-:кровать
-:файл
-:контракт
-:пунктуальный
I:Вопрос 163
S:«Сказать человеку «ты убийца» - это вынести ему суровый приговор, а назвать его киллером – это как бы просто определить его профессию: «я – дилер, ты – киллер, оба вроде делом занимаемся» (академик Евгений Челышев).
«Но панталоны, фрак, жилет – всех этих слов на русском нет…» (А.С. Пушкин).
Из приведенных ниже мнений ближе к истине находится высказывание
-:язык «сам разберется», какие из иностранных слов имеют право на существование, а какие нет, поэтому современное обширное заимствование – процесс объективный и положительный, влиять на который мы не можем и не должны
-:необходимо в приказном порядке запретить использование многих иностранных слов, заменив их русскими эквивалентами
-:заимствования последних лет – это тотальная «американизация» русского языка, размывающая его национальную основу, это «языковая катастрофа» нашего времени
-:язык – зеркало социально-экономической жизни страны, поэтому сегодня процесс заимствования неизбежен, но при этом необходимо не забывать, что язык не только средств