Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:
• преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;
• интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;
• проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;
• проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно Использовать- знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;
• ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;
• коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;
* социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств. Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она названа потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических условий.
Чтобы достичь цели физического воспитания — сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:
* понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
* знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;
* формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
• овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
• обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии;
• приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей'"|
Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:
• физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
• социально-биологические основы физической культуры;
• основы здорового образа и стиля жизни;
• оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лекций представлено в настоящем учебнике.
Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного: Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.
Примерная тематика занятий может включать:
• методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;
• методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;
• основы методики самомассажа;
• методику корригирующей гимнастики для глаз;
* овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения;
* методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций.
Важное условие закрепления и совершенствования этих методов — многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во вне-учебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.
Освоение второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание занятий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального, физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандистской, инструкторской, судейской деятельности.
Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированное™ физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.
Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже оценки «удовлетворительно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения (табл. 1.2, 1.3).
Таблица 1.2.
Обязательные тесты физической подготовленности
студентов основного и спортивного учебных отделений
Тест на скорость, силу и выносливость
Оценка в очках
э
Мужчины
Бег 100 м (с)
13,2
13,6
14.0
14,3
14,6
Подтягивание на перекладине (число раз)
Бег 3000 м (мин, с)
12.00
12.35
13.10
13.50
14.30
Женщины
Бег 100 м (с)
15,7
16,0
17,0
17,9
18,7
Поднимание туловища из положения лежа на спине», руки за головой, ноги закреплены (число раз)
Бег 2000 м (мин, с)
10.15
10.50
11.15
11.50
12.10
Примечание. Упражнения и тесты по профессионалыю-прикладной подготовке, а также для студентов специального учебного отделения определяет кафедра 4т.чичсс1«)го воспитания.
Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:
• понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
• знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
• иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться
в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни! Важны физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Таблица 1.3.
Контрольные тесты для оценки физической
подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений
Тест
Оценка и очках
2s
Мужчины
Бег 5000 м (мин, с)
21.30
22.30
23.30
24.50
25.40
Бег на лыжах 5 км (мин, с)
23.50
25.00
26.25
27.45
28.30
или 10 км (мин, с)
50.00
52.00
55.00
58.00
б/врем.
Плавание 50 м (с)
40,0
44,0
48,0
57,0
б/врем.
или 100 м (мин, с)
1.40
1.50
2.00
2.15
2.30
Прыжки и длину с места (см)
Прыжки в длину с разбега (см)
или в высоту (см)
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (число раз)
Переворот силой в упор на перекладине (число раз)
Поднимание на висе ног до касания перекладины (число раз)
Женщин
Бег 3000 м (мин, с)
19.0
20.15
21.0
22.0
22.30
Бег на лыжах 3 км (мин, с)
18.00
18.30
19.30
20.00
21.00
или 5 км (мин, с)
31.00
32.30
34.15
36.40
б/врем.
Плавание 50 м (мин, с)
0.54
1.03
1.14
1.24
б/врем.
или 100 м (мин, с)
2.15
2.40
3.05
3.35
4.10
Прыжки и длину с места (см)
Прыжки в длину с разбега или и высоту (см)
Подтягивание в висе лежа (перекладин на высоте 90 см) (число раз)
Приседание па одной ноге с опорой pукой о стенку (число раз)
При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы.
Освоить содержание дисциплины «Физическая культура» необходимо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по выбору) и факультативными курсами различной направленности, учитывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, потребности.
Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются.
В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола.
Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.
В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требований.
Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года.
При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы.
В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме:
• теоретических, практических, контрольных;
• элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий;
• индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;
* самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя;
Внеучебные занятия организуются в форме:
• выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;
* занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;