Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

в финансовой деятельности государства

С правками Осавелюка

Селюков А.Д. –д.ю.н., проф.

Осавелюк А.М. – д.ю.н., проф.

Принцип приоритета публичных интересов

в финансовой деятельности государства

 

В действующем механизме правового регулирования финансовой деятельности государства недостаточно учитывается принцип приоритета публичных интересов, что проявляется в нечеткости установок соответствующего целеполагания в текстах законов, потенциальной возможности подмены публичных интересов частными интересами в процессе финансовой деятельности государства. Во многом это обусловлено тем, что государство не имеет общего закона о финансах, на что указывала в свое время О.Н. Горбунова, в том числе нет и закона о принципах финансовой деятельности для государства и муниципальных образований.

В научной литературе ранее ставился вопрос о необходимости включения в число принципов, регулирующих финансовую деятельность государства, принципа приоритета публичных интересов. Н.И. Химичева понимает под названным принципом «использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества».[1] Причем она называет его в числе первых принципов финансового права, как принцип в составе механизма государственного воздействия на финансовые и кредитные отношения. В другом случае о наличии принципа приоритета публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений говорит Крохина Ю.А.[2]

В настоящее время в связи с дискуссией о предмете финансового права, постановкой вопроса о широком понимании финансового права как права публичных финансов есть смысл вернуться к анализу соотношения публичных и частных интересов в финансовом праве. Это связано с тем, что необходимость обеспечения в финансовой сфере публичных интересов может рассматриваться как один из критериев понимания предмета финансового права. Пока что в сфере финансового права отмечается не только понятийная расплывчатость категории «интерес», но и неоднозначная его правоприменительная практика.[3]

Под интересом принято понимать то, что для субъекта имеет значение, является мотивом его действия, то, в чем он испытывает нужду, потребность, что дает выгоду.[4] Потребности жизни, ее совершенствования, осознанные отдельным человеком или многими людьми и тем самым сформулированные как их интересы, являются для них побудительным мотивом к деятельности. Еще Гегель писал, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов.[5] Для целей последующего правового оформления интересов важно учесть, что любой интерес по своей «социальной природе объективно-субъективен, отражает движение и логику бытия, так же как и сознания».[6] Нормы права обеспечивают интересам обязательный, разрешительный или запретительный режим применительно к их типической форме, придают им общезначимый характер.

Указанное выше понимание интереса в равной мере применимо к индивидуальным, общим (коллективным) и всеобщим (публичным, значимым для всего общества или неопределенного круга лиц) интересам, включая государственные и муниципальные интересы. Не может быть интереса без своего носителя, субъекта.[7]

Анализ особенностей диалектики частного и публичного интереса целесообразно начать с выявления соотношения видов интересов по степени возрастания уровня их обобщения. В основе всех видов социальных интересов лежат интересы отдельного человека, которые не должны потеряться в структуре общих интересов на любом уровне их обобщения. Интересы семьи, коллектива, юридического лица, общественной организации, партии должны иметь приоритет по отношению к индивидуальным интересам при столкновении интересов участников этих социумов, но вместе с тем они не должны и ущемлять интересы отдельного человека больше, чем это распространяется на других участников сообщества. Такой порядок позволяет людям решать общие дела.

Все перечисленные виды интересов относятся к частным интересам, поскольку обеспечивают потребности своих членов, определенного количества участников сообщества. Такое понимание частных интересов является общепринятым. Так, Е.И. Спектор отмечает, что «частные интересы представляют собой интересы конкретных физических и юридических лиц, социальных групп (коллективный интерес)».[8] Есть основания считать, что частные интересы являются фундаментом для всех публичных интересов, включая государственные интересы, поскольку в своей совокупности частные интересы выступают как публичные интересы. Все частные интересы подлежат реализации в процессе осуществления финансовой деятельности государства лишь в той степени, в которой они совпадают с публичными интересами.

Очевидно, к категории частных интересов следует отнести и внеслужебные личные (групповые) интересы работников государственного аппарата, аппарата Банка России, государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций. Эти интересы в отличие от остальных частных интересов могут соприкасаться с публичными интересами и влиять на их реализацию, поскольку у лиц, которые выступают их носителями, есть значительно больше возможностей для подмены государственных и иных публичных интересов своими личными или групповыми интересами. В этой связи следует создать специальный механизм, который позволял бы разграничивать внеслужебные интересы исполнителей государственных должностей от их служебных обязанностей. Следует поддержать мысль Е.И. Спектора относительно того, что «постоянной задачей государства должна быть максимальная нейтрализация несанкционированного законом частного интереса в публичной власти…».[9]

При осуществлении финансовой деятельности государства внеслужебные интересы должны быть запрещены как основание для осуществления управленческой деятельности государства в целом, в том числе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. То есть они подлежат реализации только вне сферы должностных полномочий должностных лиц.

Публичные интересы – это интересы масс, неопределенного круга людей при условии, что они одинаковы по своему содержанию для этих людей.[10] На наличие общезначимых, публичных интересов всего общества указывает Ю.А.Крохина.[11] При этом сам признак публичности она понимает «как общественное предназначенное для обеспечения жизнедеятельности всех институтов гражданского общества».[12] Ю.А. Тихомиров понимает под публичным интересом «общесоциальный интерес, отражающий в концентрированной форме весь спектр интересов в обществе».[13] Он также в качестве обязательного признака публичных интересов считает признание их государством, которое обеспечивает их реализацию.[14] Таким образом, Ю.А. Тихомиров объединяет в одну группу публичные и государственные интересы, что, на наш взгляд, не совсем оправданно. Да, наиболее значимые публичные интересы становятся государственными интересами, но не все.

Считаем, что государственные интересы есть лишь часть публичных интересов, они связаны с государством, которое обеспечивает их реализацию. Государство проявляет свой круг интересов, оформляет их нормами права и фиксирует в документах как основе для их последующей реализации. Государственные интересы являются сгустком публичных интересов, во многом основой их реализации, поскольку призваны отражать сущность в целом государства либо всех его публично-правовых образований как составных элементов единого государства.[15] Как отмечает В.С. Нерсесянц, деятельность государства носит представительский характер, то есть государство является специфической социальной организацией, представляющей и реализующей общую волю и общие интересы граждан.[16] Поскольку современное государство по своей сущности есть само население, политически организованное и проживающее на определенной территории, то с учетом территориального признака государственный интерес различается по степени обобщения потребностей населения: общефедеральный уровень, региональный уровень и местный уровень, имеющий в России свои два подуровня. Этот аспект следует учитывать в процессе решения проблем межбюджетных отношений.

Публичные интересы могут совпадать с интересами государства и в этом случае становятся частью государственных интересов. В другом случае государство может допускать их реализацию в рамках правомерной деятельности либо может бороться с ними, устанавливать запрет на их реализацию. Например, борьба с курящими людьми совмещается с частичными запретами на курение. Причем, это могут быть не всегда ложные интересы. В ряде случаев государство, исходя из долговременных интересов общества, стоящих задач по развитию определенных сфер общественной деятельности, содействию социального прогресса, может реализовывать свои государственные интересы, иногда не разделяемые обществом. Так, например, государство может претворять в жизнь так называемые «непопулярные» меры, в частности, повысить пенсионный возраст, снизить расходы на социальное обеспечение, увеличить ставки налогов и прочее. В другой ситуации само государство или муниципальное образование не готово включить некоторые публичные интересы в число своих интересов. Например, у жителей населенного пункта есть интерес построить дорогу или мост, но поскольку в бюджете нет денег, то этот интерес не получает свое оформление нормами права и не становится одновременно интересом определенного муниципального образования.

Таким образом, не всякий общественный интерес может стать интересом для государства. Интересом государства становятся только те потребности, которые имеют наиболее существенное значение для жизнедеятельности общества, имеют долговременное, стратегическое значение. А интересы общества, тем более его отдельной части, могут носить сиюминутный характер, затрагивать малозначимые вопросы.

Исходя из сказанного, существенным аспектом для понимания соотношения государственных и публичных интересов является то, что государственные интересы не могут быть вне общей совокупности публичных интересов. В этом смысле можно считать, что своеобразным критерием государственного подхода, оценки государственности таковых интересов, всегда должно быть их соответствие наиболее важным, долговременным потребностям (интересам) общества.

Конечно, огромную трудность представляет сама процедура определения того, какие интересы в определенный момент времени могут получить правовой режим государственного интереса. В некоторой степени критерием отбора для включения части публичных интересов в разряд государственных интересов являются демократические выборы политиков, которые предлагают свои программы, а население осуществляет выбор таких программ. С другой стороны, механизм формирования государственных интересов существенно зависит от уровня культуры в обществе, состояния экономического развития страны или ее региона и других объективных и субъективных причин. Существенную роль играет фактор наличия финансовых возможностей для выбора государственных интересов из того перечня, который общество предъявляет государству. На конкретных политиков ложится огромная ответственность по созданию механизма объективного формирования перечня государственных интересов.

Конституционные положения в целом устанавливают требования, чтобы государственные интересы не нарушали прав и свобод граждан. Сами конституционные положения, а также положения многих других законов следует считать как признанные государством и получившие формальное воплощение публичные интересы. В то же время нельзя признать, что этот признак присущ всем законам. Россия уже не раз доказала вредность для целей развития общества негативных по своим последствиям экспериментов, порядок которых определялся законами. Это относится, например, к механизму приватизации государственного имущества, проводимой Минфином РФ политики стерилизации «излишков» доходов федерального бюджета и др.

Следует отметить, что в реальной жизни идет постоянная борьба между представителями различных частных или даже публичных интересов[17] за то, чтобы превратить именно свои интересы в интересы государства. При этом оценка претендентов на «трон» осуществляется на основе господствующих социальных ценностей, уровня достигнутой обществом культуры, взглядов конкретных политиков, активности лоббирования и прочих закулисных сил и т.п.

В силу разных причин нередки случаи, когда осуществляется подмена публичного (в нашем случае – государственного) интереса частными, личными интересами должностных лиц государственного аппарата. Причем, часто подмена интересов осуществляется в скрытой форме. Поэтому важно оформлять публичные интересы нормами права, а также отражать в четкой форме целеполагание каждого нормативного правового акта, тем самым предопределять его результативность, что позволит лучше обеспечивать публичный характер государственных интересов. Особенно важно это помнить в системе форм и методов финансовой деятельности государства. При расходовании бюджетных средств на закупки товаров и услуг для государственных нужд доля только выявленных «откатов» составляет 20 процентов, что свидетельствует о том, что государственные интересы в этой сфере просто забываются и не имеют соответствующего законодательного обеспечения.

Реализация государственных интересов возможна через действия самого государства в лице уполномоченных органов власти, а также посредством деятельности иных субъектов, в том числе, Банка России, как особого вида юридического лица, государственных учреждений, унитарных предприятий, государственных корпораций и другими способами. На основе закона или договора представителями государственных интересов могут быть саморегулируемые организации, коммерческие банки, выполняющие ряд публичных функций, акционерные общества или другие коммерческие юридические лица при условии, если государство выступает владельцем или совладельцем собственности в их уставных капиталах.

Интересно, что для государственных корпораций, а также государственных учреждений, унитарных предприятий кроме обеспечения государственных интересов, реализуемых посредством выполнения ряда публичных функций, имеются еще интересы того руководящего персонала, который осуществляет реальную деятельность от имени названных юридических лиц. И эти интересы порой могут стать для того же коллектива важнее интересов государства. В частности, нередко менеджмент ставит себе заработную плату, не соответствующую достигнутым результатам созданных государством юридических лиц, которую они представляют. Имеются случаи использования имущества названных структур не в интересах государства. Этот механизм практикуется тогда, когда нет четкого указания о правилах использования имущества исследуемых юридических лиц и в целом их функционирования. Мы не рассматриваем еще одну группу интересов – интересов коллектива, других работников унитарных предприятий, государственных учреждений и государственных корпораций, которые практически лишены прав воздействовать на целевые аспекты функционирования данных организаций.

Непосредственно диалектика частных и публичных интересов реализуется посредством взаимосвязанности, взаимодействия (а, порой, противодействия) частных и публичных интересов, что может проявляться в различных формах. Если интерес отдельного человека, или группы лиц (политической партии[18]) направлен на достижение общезначимых целей, то в этом случае интерес частный и публичный совпадают. С другой стороны, когда органы государства заботятся о пище и ночлеге бездомных, то интересы общего (в данном случае публичного) характера подразумевают одновременно реализацию интересов личного (частного) характера,[19] они также совпадают. С учетом положений конституционного права, уголовного права, семейного права, социального права и ряда других отраслей жизнь человека, некоторые его потребности, оформленные как интересы, связанные с сохранением жизни имеют общезначимую ценность, поэтому защита этих ценностей всегда становится объектом публичного интереса.[20] Химичева Н.И. по этому вопросу совершенно справедливо говорит о наличии еще одного принципа финансового права – принципа социальной направленности финансово-правового регулирования, связывая это с положениями ст.7 Конституции Российской Федерации.[21]

К сожалению, это обстоятельство не учитывается в положениях финансового законодательства. Так, правовое обеспечение принципа сбалансированности бюджета не предусматривает необходимость установления минимального показателя расходов бюджета в целях решения наиболее важных задач государства, включая сохранение народонаселения. То есть, до уровня бюджетного обеспечения решения названной задачи объем доходов должен определяться уровнем расходов, но после решения этой задачи может применяться установленный порядок осуществления расходов в зависимости от объема поступивших в бюджет доходов.

Диалектика интересов частного и публичного уровней базируется на том, что любой публичный интерес есть, в конечном счете, совокупность частных интересов. Носителями публичных интересов выступают как в целом государство, его публично-правовые образования, так и большие массы людей, Банк России, государственные корпорации и др. Интерес отдельного человека или юридического лица становится заботой для государства лишь в том случае, если этот частный интерес одновременно стал интересом всего общества и государства в единстве. Когда за счет бюджета предоставляется квартира военнослужащему, то решается задача реализации одновременно частного и публичного интересов, поскольку государство, все общество заинтересованы, чтобы каждый военнослужащий имел обустроенный быт.

Таким образом, диалектика частных и публичных интересов есть не просто противопоставление одних и других интересов, но и их взаимопроникновение, взаимодействие, взаимное предположение, что один вид интересов не может существовать без другого вида интересов.

Диалектику интересов частного и публичного уровней следует отличать от баланса публичных и частных интересов, на наличие которого довольно часто указывается в научной литературе.[22] Баланс публичных и частных интересов можно понимать в широком и узком контексте.

В широком понимании названный баланс означает равенство условий для реализации интересов отдельных субъектов и одновременно учет интересов каждого в отдельности субъекта частного интереса как элемента одинаковых интересов многих субъектов. В этом случае отдельный налогоплательщик получает одинаковые обязанности отдать государству часть своего имущества и имеет интерес по защите его от излишних налоговых изъятий. Баланс государственных и частных интересов в этом случае понимается как включение в государственный интерес соответствующих интересов всех субъектов, которые не просто противостоят государству, а ждут от него выполнения соответствующей деятельности по созданию общих условий для развития каждого. Баланс интересов при таком понимании есть заинтересованность сторон во взаимных действиях в пользу друг друга. Например, государство посредством надлежащего выполнения своих функций обеспечивает каждому налогоплательщику возможность иметь благоприятную социально-экономическую среду для своего существования и развития. А каждый налогоплательщик готов вносить посильную налоговую плату в адрес государства, чтобы у него была надлежащая финансовая база для выполнения своих полезных функций. В этом случае баланс интересов, по сути, означает совпадение личного (частного) интереса и публичного интереса. Если одна из сторон не желает устанавливать названный баланс, то, в конечном счете, сама же проигрывает от этого или должна проиграть соответственно требованиям закона. В конечном счете, любая реализация публичных интересов есть одновременно реализация частных интересов большинства членов общества.

В узком понимании баланс публичных и частных интересов распространяется на отдельных носителей частных интересов при условии, что субъекты частного и публичного интересов вступают в гражданско-правовые отношения. Если в широком понимании баланс интересов формируется на уровне общезначимых интересов, то в узком понимании такой баланс устанавливает на уровне отдельно взятого интереса отдельного субъекта. В этом случае совокупный интерес публичного характера приравнивается к интересу отдельного человека (юридического лица и т.п.). Заключая договор государственной гарантии, уполномоченный субъект публично-правового образования, не снижая уровня обеспечения соответствующих публичных интересов, на условиях юридического равенства реализует баланс публичного и частного интересов.

Исходя из сказанного, при заключении сделки в процессе финансовой деятельности государства уполномоченный представитель публично-правового образования обязан реализовывать только публичные интересы, но не должен обеспечивать их приоритет в сравнении с частными интересами партнера публично-правового образования в случае заключения определенной сделки с этим партнером.

Помимо ситуации баланса интересов, наблюдаются случаи противоречия частных и публичных интересов, хотя возможны ситуации, когда противоречия возникают только между частными или только между публичными интересами. Противоречия бывают разными, но когда одна из сторон стремится решить свой интерес за счет ущемления интереса другой стороны, то баланс нарушается. В таких случаях суд, решая спорные вопросы столкновения частных и публичных интересов, всегда должен исходить из юридического равенства сторон перед законом, что может в этом смысле толковаться как баланс интересов (в смысле равенства перед законом).

В целом можно сделать вывод о понимании баланса интересов в широком понимании и в узком понимании не только как взаимоподдержка, взаимоудовлетворение сторон, но и как равенство различных интересов перед законом.

В данном случае можно поставить вопрос целесообразности или нецелесообразности установления пределов сферы действия для публичных интересов. В определенной степени это связано с имеющейся позицией о том, что есть необходимость установления запрета на вмешательство в частные интересы.[23] Но давайте поставим вопрос так: какой частный интерес не может быть признан как всеобщий интерес и тем самым не может стать публичным интересом? Желательно, чтобы исключением при этом стали интересы, нарушающие общественный порядок, приносящие зло самому носителю частного интереса, либо иных противозаконные интересы. Все курильщики сигарет имеют в совокупности публичный интерес относительно возможности курения, который нельзя назвать позитивным. Другое дело, что государство не должно вмешиваться в процесс реализации частных интересов кроме случаев, предусмотренных законом. Огромное значение для формирования позитивных частных интересов и уменьшения количества негативных частных интересов имеют церковь, общее воспитание, средства массовой информации и др.

Отдельно следует сказать о так называемом конфликте интересов, под которым обычно понимается конфликт частных и государственных (публичных) интересов. Конечно, такие конфликты бывают довольно часто. Но нельзя считать, что они отражают сущность всего механизма взаимодействия названных групп интересов. Если признать, что любой уровень обобщения интересов изначально формируется на основе объединения интересов каждого из участников, при этом участнику выгодно быть членом сообщества, то конфликта не будет. Но если на коллективном или публичном уровне кто-то узурпирует для себя право определять общие интересы и выдает при этом свои как общие, то конфликт неизбежен. Как говорили классики марксизма, противоречия сторон общественных отношений могут иметь антагонистический характер, вследствие чего конфликт приобретает характер открытой борьбы, но этот как раз подчеркивает то, что при этом нарушен баланс интересов сторон.

При этом можно провести специальное исследование относительно того, насколько существуют интересы антагонистических сторон, насколько они могут существовать в рамках одной территории, способны ли они совместно отражать внешние агрессии, выгодно ли им находится в одном государстве? Всеобщего противоречия по всем группам человеческих интересов никогда быть не может. Любой конфликт носит временный и частный характер. Общество всегда выступает как единый целостный организм, в составе которого выгодно жить каждому его члену, а если возникает конфликт, то отсекаются те интересы, которые нарушают баланс интересов. В целом, очевидно, следует говорить о целой классификации балансов интересов социального характера, а также о классификации противоречий, ряд которых перерастает в конфликты, в борьбу сторон.

Поскольку в теории налогового права присутствует точка зрения об изначальной конфликтности налоговой сферы, считаем необходимым сказать, что в налоговой сфере не может быть конфликта интересов как сущностного аспекта механизма налогообложения. Подобные конфликты есть всего лишь результат недоработки законодателя, когда неясность налоговых формул приводит к конфликту интересов. Возможны также случаи, когда налогоплательщик свои интересы ставит выше публичных интересов, для чего существуют налоговые органы, которые устраняют соответствующий конфликт. Возможен также конфликт по причине нарушения баланса интересов со стороны уполномоченных субъектов государства, когда безмерно увеличивается налоговое бремя. Экономисты давно уже определили своего рода предел налоговых изъятий, при нарушении которого страдают интересы и государства, и налогоплательщиков. Очередь настала для юристов, которые в добавление к оформленному праву «налогового суверенитета» государства, означающему, что государство вправе изымать часть имущества других субъектов без вины этих субъектов, должны добавить норму права о запрете для государства налогового произвола. Желательно было бы указать это в Конституции РФ.

С точки зрения правового обеспечения частных и публичных интересов, важно понять, что и частный, и публичный интерес обеспечиваются в равной мере частноправовым и публично-правовым методами. Разве для отдельного человека не интересно, что с помощью публично-правового метода решаются вопросы экологии, обеспечения общественного порядка, обороны и др.? С другой стороны, государство свои публичные интересы обеспечивает с помощью частноправового метода, вступая через своих уполномоченных представителей в различные сделки с иными субъектами.

Намного важнее понять то, насколько должен работать публично-правовой метод для обеспечения публичных интересов, оставляя остальное пространство для безбрежного применения частноправового метода. В настоящее время как никогда стоит задача по определению критериев необходимости и допустимости в целом участия государства в делах общества, в том числе в вопросах степени проявления публично-правового и частноправового методов регулирования общественных отношений. Оптимальным представляется порядок, согласно которому доля публично-правового метода должна быть всегда квотированной, четко определенной по всем показателям его применения. В решении остальных вопросов должен работать частноправовой метод.

В сфере проявления частных интересов задача государства состоит в том, чтобы существовали правила, регулирующие порядок взаимодействия сторон правоотношений на принципах юридического равенства, чтобы при заключении сделок каждая из сторон передала другой стороне обусловленный условиями сделки эквивалент, и тем самым не допускать процветающего в нашей стране «лохотрона». Предоставляя свободу участникам гражданско-правовых отношений в целом, государство в том же Гражданском кодексе РФ активно применяет публично-правовой метод в случаях, когда принцип диспозитивности, свободы договора не даст должного результата. Элементарным примером могут стать нормы права о порядке регистрации юридических лиц, об условиях действительности сделки и т.п.

Второй задачей государства является то, что оно в реальной практике реализует недостаточно.М.б. справляется недостаточно? Речь идет о тех случаях проявления частных интересов на основе частноправового метода, когда интересы одной из сторон или всех участвующих сторон приобретают одновременно публично-правовой характер. В этом случае государство обязано вмешиваться для защиты публичных интересов. Причем само вмешательство может осуществляться как властным способом, так и посредством заключения гражданско-правовой сделки. Например, для поддержки интересов инвестора из бюджета может быть предоставлен бюджетный кредит или осуществлена иная форма поддержки за счет бюджетных средств. В этом случае частные интересы инвестора и публичные интересы государства совпадают. В другом случае государство берет на себя заботу о предоставлении квартиры гражданину, который заключил с застройщиком договор о приобретении для себя той же самой квартиры, взял для этого кредит в банке, но оказался и без квартиры, и с обязанностью возвращать кредит с процентами в банк. На практике государство, хотя и не часто, но решает эти вопросы каждый раз в индивидуальном порядке. Считаем, что для решении подобных вопросов с участием бюджета должна работать норма права, обязывающая государство «держать руку на пульсе», не допускать обмана и нарушений законных прав и интересов инвестора и в обязательном порядке брать на себя заботу по восстановлению справедливости, помогать непрофессиональным участникам рыночных отношений. И в этом случае частные интересы инвестора и интересы государства совпадают.

Там, где невозможно обеспечивать публичные интересы с помощью частноправовых методов регулирования, государство обязано добиваться обеспечения публичных интересов, опираясь на властный, императивный метод.

Что касается правового метода обеспечения публичных интересов, то там, где невозможно получить полную реализацию публичных интересов с помощью метода договора, сделки, там должен работать публично-правовой метод. Именно этот подход можно взять в качестве одного из критериев для определения границ предмета финансового права.

С точки зрения механизма нормотворческой деятельности в сфере финансовой деятельности государства важно понять, что наблюдается характерный для нашего времени процесс взаимопроникновения различных отраслей, на основе чего происходит формирование межотраслевых институтов. Такой подход позволяет не только обеспечивать оптимальность формирования законодательства, но и находить эффективное сочетание публично-правового и частноправового методов воздействия государства на соответствующие отношения. Применяя договор между налогоплательщиком и налоговым органов об изменении сроков уплаты налогов, о залоге имущества, государство воздействует на налогоплательщика гражданско-правовым методом, который является логическим продолжением публично-правового метода.

В процессе выбора методов правового регулирования финансовой деятельности государства, оно руководствуется целями самого законодателя и особенностями статуса субъектов, в адрес которых предназначены нормы права. При наличии комплексных правовых институтов (бюджетный кредит, государственная гарантия и др.) публичные нормы определяют цель участия публично-правового образования в конкретных отношениях, порядок использования бюджета для этих целей, порядок взаимодействия уполномоченных субъектов публично-правовых образований, реализующих процесс участия названных образований в соответствующих отношениях, а также публичный контроль за исполнением законодательства. Частноправовые нормы в названном процессе определяют характер заключаемой сделки. Они, как правило, не включаются в состав финансового законодательства либо не детализируют подробно порядок заключения сделки, как это делает Гражданский кодекс РФ.

В целом, можно сказать, для целей регулирования комплексных правовых институтов применяются различные правовые методы, сочетаются правоотношения частноправовые и публично-правовые. Но нормы права, базирующиеся на методе юридического равенства, в состав финансового права не включаются, они остаются частью частного права.

В сфере финансовой деятельности государства там, где государство формирует финансовую базу для своего функционирования, использует свое имущество для обеспечения своих функций, оно обязано ориентироваться только на обеспечение публичных интересов, а частные интересы других субъектов могут при этом реализовываться лишь в той мере, в которой они совпадают с публичными интересами.

Таким образом, в процессе финансовой деятельности государства, реализуемой посредством публично-правового метода, публичные интересы должны иметь свой приоритет по отношению к частным интересам. Это в равной мере относится к реализации частных интересов (внеслужебных личных или групповых) работников органов, реализующих финансовую деятельность государства, а также - иных групп частных интересов. Там, где в результате финансовой деятельности государства частные интересы могут получить свою реализацию на законной основе, они могут реализовываться, но при этом для уполномоченного органа государства должен оставаться приоритет публичных интересов как общий подход.

 


[1] Финансовое право: Учебник/ отв. ред. Н.И. Химичева. З-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2002. с. 39

[2] Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. с.57.

[3] Публичные и частные интересы в финансовом праве: монография/ рук.авт. кол-ва Е.И. Спектор. М. 2011. с. 7

[4] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка // <http:www.ozhegov.org>/; Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. В 2 т. Т.1 // Изд. «Русский язык», 2001 г. 1233 с.

[5] Гегель Г.В.Ф. Философия истории. М., 1993. С. 73.

[6] Мальцев Г.В. Социальные основания права/ Г.В. Мальцев. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 269.

[7] Мальцев Г.В. по этому поводу указывает: «Всякий интерес есть интерес социального субъекта». См.: Мальцев Г.В. Социальные основания права/ Г.В. Мальцев. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 267.

[8] Публичные и частные интересы в финансовом праве: монография/ рук.авт. кол-ва Е.И. Спектор. М. 2011. С. 15.

[9] Публичные и частные интересы в финансовом праве: монография/ рук.авт. кол-ва Е.И. Спектор. М. 2011. С. 19.

[10] Е.И. Спектор также понимает под публичным интересом интерес общности субъектов при условии, что эти субъекты уравнены в своих интересах. См.: Публичные и частные интересы в финансовом праве: монография/ рук.авт. кол-ва Е.И. Спектор. М. 2011. С. 16.

[11] Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. с.57.

[12] Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. с.58.

[13] Тихомиров Ю.А. Административное усмотрение и право// Журнал российского права. 2000, № 4.

[14] Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 54-55.

[15] Следует согласиться с Е.И. Спектором в том, что «государство становится выразителем публичного интереса, отражающего суммарное отражение частных интересов и реализуемого в нормах права». См.: Публичные и частные интересы в финансовом праве: монография/ рук.авт. кол-ва Е.И. Спектор. М. 2011. с.17.

[16]Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. С. 257.

[17] Например, не исключено противостояние интересов отдельных муниципальных образований или субъектов РФ, когда они пытаются получить для себя дополнительные трансферты для своих бюджетов в ущерб другим аналогичным публично-правовым образованиям.

[18] Интересы партии могут прибрести характер публичных интересов только в случае доказанности своих предвыборных обещаний реальными делами.

[19] По этому поводу можно сказать, что, если человек осознает себя, ситуацию жизни, то у него объективно присутствует интерес к жизни.

[20] Мальцев Г.В. по этому поводу указывает, что, например, в отношении наркомана или пъяницы, устанавливается опека, проводится принудительное лечение в интересах самого же человека. См.: Мальцев Г.В. Социальные основания права/ Г.В. Мальцев. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 273.

[21] Финансовое право: Учебник/ отв. ред. Н.И. Химичева. З-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2002. С. 39

[22] Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. с.58.

[23] См.: Публичные и частные интересы в финансовом праве: монография/ рук.авт. кол-ва Е.И. Спектор. М. 2011. с. 18.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.