«Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная педагогически, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» — писал известный учёный-методист А. В. Текучёв. Эффективность словарной работы зависит от того, проводится она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, а также насколько целесообразно она построена. Направляя внимание учащихся на сознательное и прочное усвоение трудных в написании, но жизненно необходимых им слов, учитель может легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий.
Передовой опыт педагогов и специально проведённые эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Как часто ученикам приходится сталкиваться с такими словами, как ромашка, лопата, каток и др., которых нет в списке словарных, а они употребляются в речи довольно часто. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника.
Предлагаю читателям описание видов заданий и приёмов работы, которые я использую на уроках русского и белорусского языков. По принципу работы со словами, объединёнными в группы С. Н. Лысенковой, мои ученики используют наборы слов. Наборы слов состоят из нескольких групп, которые формируются по тематическому или орфографическому принципу. В отличие от системы работы С. Н. Лысенковой, где данные группы слов использовались лишь на уроках, у моих учеников есть папки, в которых хранятся как изучаемые наборы, так и уже изученные. Дети имеют возможность и дома повторять словарные слова.
Работа по изучению группы слов проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках математики, изобразительного искусства, «Человек и мир», классных и информационных часах. Например, на уроках математики мы решаем задачи, в текст которых включены изучаемые слова. После того как в тетрадях сделаны пояснения, прошу проверить написание слов. На классном часу, например, о разнообразии цветов, их красоте, «привычках», для подведения итогов проводится игра «Поле чудес», где без знания правописания слов не обойтись и т.д.
Так учащиеся приходят к осознанию того, что знание орфографии пригодится им не только на уроках русского и белорусского языков. Эти знания нужны им как в школе на каждом изучаемом предмете, так и в повседневной жизни: отправить SMS, написать маме записку, оставить заказ в библиотеке и т.д.
Системы работы с наборами слов на уроках русского и белорусского языков имеют свои особенности.
В наборы слов по русскому языку включены слова, которые дети довольно активно используют в своей
речи, осталось только выучить их правописание. Срок изучения набора — одна четверть, группы — неделя (сроки варьируются в зависимости от усвоения). Слова включаются в любой этап урока по любой теме.
Примерные виды работы со словами:
• орфографическое чтение;
• постановка ударения;
• деление на слоги и для переноса;
• определение частей речи;
• звуко-буквенный разбор;
• раэбор по составу;
• подбор однокоренных слов
• вставить пропущенные буквы;
• исправить ошибку (если вы уверены в возможностях класса);
• отгадать загадку (слово из группы — отгадка), загадку предлагает учитель;
• зашифровать слово, т.е. составить загадку, чтобы одноклассники отгадали;
• составить предложение со словом из группы / используя как можно больше слов данной группы / используя все слова данной группы;
• подбор синонимов, антонимов;
• работа с пословицами, поговорками, фразеологизмами, в состав которых входят эти слова.
• работа с отрывками из художественных произведений;
• выборочный, зрительный и другие виды диктантов;
• ребусы;
• написание сочинений-миниатюр и т.д.
После изучения набора проводится проверочная работа. Например, диктант, включающий как можно больше слов.
Количество наборов, составленных мною, увеличивается. Это связано с тем, что появляются слова, востребованные в современной речи, которые ученик должен свободно включать в свою устную и письменную речь.
К сожалению, для многих детей, особенно городских, белорусский язык сродни иностранному. На белорусском языке не разговаривают дома, не читают сказки, его практически не слышно с экранов телевизора (очень мало современных белорусскоязычных детских программ).
Работа с наборами слов на уроках белорусского языка имеет свои особенности. Первостепенная задача — обогатить лексику ребёнка, дать ему возможность оперировать белорусскими словами. Уже с I класса слова включаются в активную работу, во II—IV классах расширение словарного запаса продолжается, но уже с усвоением написания слов. На этом этапе используются все виды заданий, описанные для уроков русского языка.
Великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому принадлежат слова: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его нестоящего значения и не получило навыка им свободно в устной и письменной речи, всегда Будет страдать от этого коренного не-
'.л -ч^ при изучении всякого другого предмета». Развитее активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непо- к им Анне смысла слов и неумение их употреблять опэдмтельно сказывается на успешности обучения детей, и в частности на их речевом развитии. Это ^ww^ibX) и централизованное тестирование, которое проходило в 2008 г., когда выпускники затрудня- т»сь в определении значения слова телеграмма. Всё ркйічхазанное свидетельствует о целесообразности испо-»ъаования на уроках русского и белорусского языков таких видов работы, которые активизируют еяоеярь учащихся
Н&одомер. игра «Аукцион». Для начала мы выяснили значение этого слова, потом ученики узнали, что ■\w.vb~ слово они могут за «деньги». «Деньги» — это:
• знание значения слова, которое было найдено а ОЬйкоеом словаре»;
• определение части речи;
• подбор одкохоренных слова;
• подбор синонимов, антонимов (если возмож-
N01:
составление с этим словом предложения.
В классе есть полка с «Толковым словарём», «Словарём синонимов, антонимов» и др. русского и белорусского языков. По ним дети готовятся к «Аукциону».
Данный вид работы привлёк даже родителей, и такие словари появились у многих дома. Родители говорят, что им самим интересно узнавать новые слова. Они отмечают, что дети стали замечать эти слова в жизни и активно использовать их в своей речи.
На «Аукционах» в прошлом учебном году мы «купили»: русские слова гербарий, кульминация, нетто, профан, брод, брошюра, кайма, панацея, раритет, ажурный, вакцина, лохань, полиглот, эсперанто, амуниция, бис, интуиция и др.;
белорусские слова абеліск, гуманны, забабоны, тактоўны, адметны, біяграфія, гарэза, дарадчык, дзя- руга, зграя, легальны, прэм'ера, роспач, экспрэс, галкіпер, здраўніца і інш.
«Аукционы» проходят один раз в неделю в установленный день. Учащиеся записывают слово в отдельную тетрадь (при необходимости они могут перечитать все слова). Учитель рассказывает об этимологии слова, в каких жизненных ситуациях его можно употреблять. Дети с удовольствием высказывают свои предположения об использовании «покупаемого» слова. Эта игра помогает им свободно общаться не только со сверстниками, но и взрослыми.