Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

воспитатель Колисниченко И.Б

Речевые игры для детей подготовительной группы

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №16 « Ивушка»

воспитатель Колисниченко И.Б.

 

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Цель работы: эффективность использования игрового материала по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Активизировать знания детей о звуковом строении слова;

2. Закреплять умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;

3. Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;

4. Развивать связную речь, расширять словарный запас;

5. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.

6. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.

Цель: Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Оборудование: три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных.

Ход игры: Воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове.

По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

Также речевая зона представлена картотеками:

- картотека пальчиковой гимнастики;

- картотека физминуток;

- картотека потешек; данная работа направлена на развитие речи детей.

Например, дети любят игру «Поймай мяч». Цель её - развитие умений определять наличие звука в слове.

Дети садятся в ряд, и ведущий каждому по очереди бросает мяч, называя при этом слово. Ребёнок ловит мяч только в том случае, если в слове есть данный звук. Или, «Ходим, ходим по базару», дети встают в круг и идут друг за другом по кругу, произнося слова: « Ходим, ходим по базару. Ищем всякого товара». Воспитатель спрашивает: «Что будем покупать?» Ребенок должен назвать одно обобщающее понятие, например: овощи. Как только произнесли слова, самый ловкий из детей встает в круг и называет любой овощ, произнося по слогам и прохлопывая. Например: мор – ковь. Затем название этого овоща проговариваем и прохлопываем все вместе, называя количество слогов.

1. Выделение звука.

1) Выделение звука в начале, в середине, в конце слова. Для этого использовали схематическое изображение: полоска бумаги + круг, на которой дети показывали место звука в слове.

2) Придумывание слов с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова.

3) Составление слов из начальных букв названий предметов, например: ЛЕВ, ИГЛА, СЛОН, АИСТ (ЛИСА)

2. Работа над предложением .

1) Составление описательных рассказов.

2) Работа над пересказом.

3) Драматизация.

4) Формирование умений строить схему предложения:

а) подсчёт количества слов в предложении, определение первого, второго и т.д. слов; знакомство детей с тем, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка.

б) строить схемы предложений на столе и фланелеграфе из готовых полосок.

в) строить предложения из заданного количества слов (без схемы и по схеме).

г) знакомство с правилом - имена, клички животных пишутся с большой буквы; составление схем предложений, применяя данное правило.д) составление предложений по заданной схеме.е) введение понятия «предлог» или «маленькое слово». (задачу употреблять слово«предлог» в активной речи детей для себя не ставила).

В работе со схемой предложения я использовала фланелеграф. Один ребенок составлял схему предложения на фланелеграфе, а остальные на столах из готовых полосок. Затем проверяли. Если были допущены ошибки, исправляли их, называя поочередно каждое слово в предложении, указывая на то, что это за слово и как оно пишется в предложении.

Для этой работы на подгруппу детей заготовлены конверты со схемами предложений и один большой конверт для работы на фланелеграфе. В работе над предложением я использовала печатную игру «Маленькие слова».

Эта игра помогла детям:

- Научиться понимать пространственное значение предлогов: под, над, на, в, у, около и т. д.

- Сформировать представление о предлоге, как отдельном слове.

- Научиться сочинять небольшие рассказы.

- Научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любую тему.

3. Деление слов на части (слоги).

1) Деление двухсложных слов, например: ка-ша, ши-на; трехсложных слов на слоги, например: ма-ши-на.

2) Деление слов на слоги с Ь – знаком, например: мед-ведь.

3) Деление слов на слоги, где гласный является одной из частей слова, например: о-гу-рец, у-лит-ка.

4. Постановка ударения в словах.

1) Учить произносить слово, выделяя «ударный слог» голосом звать слово.

2) Формировать умение находить ударный слог в словах.

3) Упражнять в составлении слов из слогов.

Литература:

1. № 4 2004г, с109.

2. Князева О.Л, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство – Пресс, СП, 1998г.

3. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.

4. Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г.

5. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления. Логопед, № 4, 2004г, с13.

6. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.

7. Новоторцева Н.В. Учимся читать:обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.

8. Смолянская В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению.- Мозырь: Содействие, 2010

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.