Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МАГНИТОГОРСКЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД 1946-1953 ГОДОВ

А.В. Токарев

Студент группы ФИСПОб-13,

направление подготовки 050100.62 – Педагогическое образование, профиль история и право,

институт истории, филологии и иностранных языков,

Магнитогорский государственный

технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

Научный руководитель:

Н.В. Чернова

кандидат исторических наук, доцент,

Магнитогорский государственный

технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МАГНИТОГОРСКЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД 1946-1953 ГОДОВ

 

Аннотация. В статье анализируются структурные элементы магнитогорской системы образования в послевоенные годы. Затронуты вопросы перестройки учебного процесса после окончания войны. А так же динамика роста учебных заведений и другие факты, имеющие место быть в данный период.

 

Ключевые слова: Школа, техникум, институт, курсы, педагоги.

 

Annotation. The article analyzes the structural elements of the Magnitogorsk education system in the postwar years. Affected by the restructuring of the educational process after the war. As well as the dynamics of growth of educational institutions and other facts of the place to be during this period.

 

Keywords: school, college, institute, courses, teachers.

 

 

Система образования г. Магнитогорска в первый послевоенный год охарактеризовалась изменениями, затронувшими учебный график, в частности, это отразилось на сроках школьных и вузовских каникул [1]. В газете Магнитогорский Рабочий за 10 января в заметке указано, что каникулы у студентов будут проходить с 28 января по 10 февраля 1946 года. Впервые с довоенного периода были возобновлены поездки учащейся молодежи в каникулярное время в санатории Уральской области и подмосковные санатории. Всего за период зимних каникул 1946 года на отдыхе побывало 5600 учащихся. В период летних каникул отмечается так же роль подготовительных курсов. Для желающих после окончание 10 классов поступить в высшие школы города Магнитогорска. Для подростков, получивших 7-ми и 8-ми классное образование в городских технических и ремесленных училищах повсеместно организованны ознакомительные собрания и агитационные площадки. В отличие от военного периода введены четкие ограничения по возрасту и степени подготовки абитуриентов. Прием в техникумы и училища осуществляется только по наличию документов об образовании и справки о прохождении медицинской комиссии.

В первые послевоенные годы - 1946, 1947 и 1948 в ходе недостаточной осведомленности учащихся и родителей, а так же из-за внедрения нового способа правил сбора и подачи документов. Многие ремесленные и технические училища города не набрали необходимое количество учащихся. В статье газеты Магнитогорский рабочий за 14 сентября 1948 года указано, что в Индустриально-техническом училище из требуемых 215 мест занято набрали лишь 37 человек. Несмотря на это, количество учащийся молодежи по отношению к военному периоду было увеличено [2].

Так же отмечается рост курсов для рабочей молодежи без отрыва от производства [3]. Так, на вечерние курсы отделения Свердловского инженерно-металлургического института при отделе кадров металлургического комбината в 1948 году поступило рекордное количество учащихся. В тоже время из-за плохого обеспечения и несвоевременного контроля система вечерних школ рабочей молодежи не смогла принять всех желающих в 1947 и 1948 учебных годах. В этот период главной проблемой, стоящей перед школами рабочей молодежи, было отсутствие учебных помещений. Однако, несмотря на это, стоит отметить постоянный рост числа учащихся в таких школах и курсах.

В августовском номере газеты за 1950 год был опубликован приказ, согласно которому все абитуриенты, поступающие в высшие школы, обязаны сдавать все экзамены в полном объеме, как в довоенный период. Исключения составляют студенты, закончившие первый курс института до войны и ушедшие на фронт [4]. Весьма большую долю информации, касающуюся педагогической структуры города, составляет описание жизненного пути преподавательского состава городских школ и ВУЗов. Всячески подчеркивается преемственность поколений педагогических работников, обучения нового поколения педагогов и передача им опыта и знаний. Для этого в городе была создана экспериментальная школа при педагогическом институте, в которой молодые преподаватели проходили долгосрочную практику в течение всего учебного года. Подчеркивалась высокая степень ответственности педагогического состава за успехи учеников и их социализацию в советском обществе. Родители в большинстве случаев не играли ведущей воспитательной роли и перекладывали ее на плечи педагогов. Развитая система внеклассного образования и воспитания вовлекала детей в процесс социализации. Различные организации октябрят, пионеров и комсомольцев были призваны воспитать и социализировать детей.

Широко освещалась деятельность педагогического состава высших школ города, различных научных сообществ и групп учащейся молодежи, которые занимались научной деятельностью в лабораториях горного университета и комбината. Отмечается малочисленность таких научных групп и сообществ. Названы так же причины, по которым в эти группы входило так мало учащихся высших школ. Среди основной указана косность педагогического состава и нежелание перестроить учебный план и график занятий, дав тем самым возможность посещать студентам научные семинары и лаборатории без отрыва от учебы [5]. В начале пятидесятых годов в городе активно проводились научные конференции с участием преподавателей из других институтов Уральского региона, городов – Верхнеуральска, Свердловска, (ныне Екатеринбург) и прочих. Широко освещалась подготовка студентов к сдаче экзаменов. Проводился анализ проделанной педагогами работы. Выявлялись недочеты и слабые места в подготовки студентов к экзаменам. Такое серьезное освещение данной темы дает нам понять, как высоко в данный период ставилась задача сдачи экзаменов и получения диплома специалиста в той или иной отрасли народного хозяйства. В преддверии нового учебного года проводились различные заседания и плановые слушания по итогам предыдущего учебного года, а так же по текущим задачам и степени их исполнения в учебных учреждениях города. В газете так же печатались и протоколы заседания городского совета образования и обсуждения на них острых вопросов городского образования. К таким вопросам относились вопросы строительства новых школ, обеспечения материально-технической базой этих школ. Обсуждались планы по строительству Магнитогорского технического университета и другие вопросы педагогического характера.

В образовательной среде города активную роль играли курсы и кружки политического просвещения [6]. Период начала пятидесятых годов 1950-1953 связан с увеличением населения города и растущим числом учащихся. Газетные статьи о начале учебного года говорят об увеличении числа школьников и студентов в новом учебном году. Система образования в городе Магнитогорске в указанный период набирала обороты и развивалась как в количественном, так и в качественном отношении, при этом выработала ряд своих особенных признаков, главным из которых было наличие Магнитогорского металлургического комбината, как главного заказчика специалистов выпускаемых вузами города. Выполнение профессионального заказа градообразующего предприятия, тесная работа с которым предъявляла свои требования, и носила весьма важный характер. Срыв при наборе на ту или иную специальность грозил весьма большими проблемами, для руководства различных вузов и курсов города. Это неоднократно обсуждалось на совещаниях образовательных учреждениях города. В целом, система образования в период 1946-1953 годов активно развивалась и повышала свой статус в региональном и государственном значении.

 

Список использованной литературы:

 

1. Мавромати О. В Каникулы //Магнитогорский рабочий - 1946. 10 января.

2. Пахомов С.Работа педагогов в летний период //Магнитогорский рабочий - 1948. 14 сентября.

3.Басков С. Будем учиться //Магнитогорский рабочий – 1948.-20 сентября.

4.Осмоловский А. Изменения правил поступления //Магнитогорский рабочий – 1950.14 августа.

5. Маслаев А. Научный совет //Магнитогорский рабочий -1953. 17 ноября.

6. Ступин В. Организованно встретим новый учебный год //Магнитогорский рабочий -1949. 25 июня.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.