Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

в условиях введения третьего урока

Педагогические технологии моделирования

Учебного процесса по предмету «Физическая культура»

в условиях введения третьего урока

П.В.Шавин (ст. гр. ФКг – 110)

Научный руководитель: Т. Е. Кашутина (к. б. н., доцент каф. ТМФКСД)

Институт физической культуры и спорта, кафедра теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, группа ФКг – 110, E-mail: panok12.92@mail.ru

 

Аннотация:в исследовании рассматривается передовой опыт учителей физической культуры, современные программы и инновационные педагогические технологии моделирования современного урока физической культуры в условиях введения третьего часа

 

Ключевые слова: физическая культура, урок, система, обучающиеся, образовательное учреждение, педагогические технологии, моделирование.

Abstracts:in research the best practices of teachers of physical culture, modern programs and innovative pedagogical technologies of modeling of a modern lesson of physical culture in the conditions of introduction of the third hour are considered

Keywords:the physical culture, lesson, system which are trained educational institution, pedagogical technologies, modeling.


«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора эрудиции», отмечал Василий Александрович Сухомлинский [4, 239].

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений как раз и является актуальным. Он необходим для повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объёма двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. Поэтому актуальным является определение если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы …и «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» в объём недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов введен третий час физической культуры.

Цель исследованияпроанализировать научно-методологический материал использования педагогических технологий моделирования учебного процесса по предмету «Физическая культура» в условиях введения третьего урока в образовательных учреждениях города Владимира.

Задачи исследования:

  1. Провести обзор литературы, посвященный уроку физической культуры в образовательном учреждении.
  2. Рассмотреть содержание и структуру урока физической культуры в образовательном учреждении в условиях ФГОС.
  3. Изучить инновационные педагогические технологии и педагогический опыт моделирования современного урока физической культуры в условиях введения третьего часа.

Объект исследованияурок физической культуры в образовательном учреждении.

Предмет исследования – проявление научно-теоретического уровня урока физической культуры на современном этапе развития образования по предмету «Физическая культура».

Организация исследования. Предпринятое исследование проходило на базе научной библиотеки Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Третий урок физической многими специалистами отрасли «Физическая культура и спорт», проведена большая поисковая деятельность по разработке и обоснованию педагогических технологий образовательной деятельности по предмету «Физическая культура в школе».

Большую ценность представили работы: Лях В. И., Зданевич А. А., Виненко В. И., Верхлин Ю. А., Винер И. А.и ряда других исследователей. Источниковую базу исследования составили 52 наименований литературы и других источников культуры рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, на преподавание учебного предмета «Физическая культура» отводится 405 часов на ступени начального общего образования (из них 99 часов в 1 классе и по 102 часа во 2-4 классах), 525 часов на ступени основного общего образования (по 105 часов в 5- 9 классах) и 210 часов на базовом уровне на ступени среднего (полного) общего образования (по 105 часов в 10 и 11 классах) [6]. Программа рекомендуется для использования в рамках преподавания предмета «Физическая культура» из расчета 3 часа в неделю. В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования является инициатива Президента РФ «Наша новая школа». Школа должна стать центром сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи, формирования у них понятий ценности здоровья и здорового образа жизни.

Чтобы урок был интересным и привлекал учащихся он строится на основе разработки и использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Педагогические технологии – это системный метод создания, применения и определение всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.

Основным назначение педагогических технологий является достижение максимальных результатов для всех учащихся при минимальной затрате времени и сил как учителей, так и учащихся. Главная проблема, которая должна быть решена с применением технологий обучения - это управляемость процессом обучения.

Необходимо осуществлять комплексный подход к применению современных педагогических технологий. Моделируя комплекс педагогических технологий по принципу совместимости, преподаватель может повысить качество обучения.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, т.е. у обучающихся развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Разработка любой модели урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться.

Все действия, осуществляемые учителем, разделены на III этапа:

· моделирование,

· проектирование,

· конструирование.

Моделирование урока – определение основных параметров урока, включающее:

· уточнение концепции или технологической идеи обучения;

· соотнесение цели урока с целями учебной темы,

· определение типа и вида (тип – отражает особенности построения от ведущей методической задачи, вид - отражает ведущий метод обучения).

Данный этап у учителя - практика, как правило, мысленный и устный. Разработка учебных уроков требует материализованной фиксации результатов моделирования.

Проектирование - это разработка основных компонентов педагогического процесса.

На этом этапе модель урока материализуется через декомпозицию (разделение целого на части или научный метод замены одной большой задачи на несколько меньших) цели в задачи этапов урока, через отбор содержания, методов, средств и форм обучения (т.е. появляется общее представление об уроке).

Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся, направленной на овладение учащимися учебным материалом в соответствии с поставленными целью и задачами.

Технология, по сути, и есть та последовательность действий учителя и учеников, благодаря которой достигается цель урока.

На этапе конструирования учитель создает документы, по которому будет работать.

Формы документов, созданных по результатам конструирования урока:

· план или план - тезисы,

· конспект,

· методическая разработка,

· сценарий.

В плане могут не фиксироваться ни содержание материала, ни методы работы с ним – все это учитель держит в памяти.

В конспекте обязательно все компоненты урока раскрываются через деятельность учителя и учащихся.

Методическая разработка урока представляет собой описание полного набора действий учителя, раскрывающих всю технологию проектирования урока.

Сценарии обычно пишутся для интегрированных или арт-уроков, уроков с элементами импровизированной или имитационной игры – т.е. для уроков со сложным взаимодействием участников педагогического процесса.

Основой инновационного подхода к разработке содержания третьего урока физической культуры является его оздоровительная направленность, т.е. использование средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Для повышения мотивации способствующих достижения результата, являются уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), бинарные, интегрированные уроки, уроки в игровой форме.

Использование ИКТ в образовательном учреждении - процесс объективный и вполне закономерный. Использование ИКТ на уроках физической культуры - это полезная и интересная форма работы и для ученика, и для учителя. Одним из приоритетных направлений работы учителей физической культуры является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения.Одним из примеров использования учителями физической культуры ИКТ на уроках является учитель средней образовательной школы № 20 Кузнецов Дмитрий Вадимович. Используя современные технические средства он с учениками делает съемку заданий, после чего учащиеся, просматривая свое выполнение делают самооанализ. Данный вид деятельности помогает учащимся самостоятельно находить решения по устранению ошибок и дальнейшему совершенствованию техники двигательного действия.

Современной составляющей учебного процесса и творческой деятельности учителя является процесс составления и проектирования технологической карты. Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в средней школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Технологическая карта позволит учителю:

· реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

· системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

· проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

· на практике реализовать межпредметные связи;

· выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки, физическое развитие и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качеств основных сторон образования. Стандарт образования – основной нормативный документ для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования [7, 971].

Можно выделить два основных подхода к составлению содержания третьего урока. Первый подход – увеличение количества часов, отведенное основной программой на двухчасовые уроки физической культуры.

Второй подход, также используемый при разработке содержания третьего урока физической культуры, – применение так называемых развлекательных принципов использование нетрадиционных форм уроков.

Нетрадиционные уроки – это информативно, интересно красочно, экономно по времени, нужно так рассчитать структуру и содержание урока, чтобы позволить каждому ученику работать в своем темпе, а учителю дать возможность действовать в спортивном зале дифференцировано и индивидуально, оперативно контролировать и оценивать результаты, развивать тех, кому пока еще сложно сразу освоиться с миром восприятия предмета.

Содержание образования по физической культуре с учётом введения третьего часа определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.

Известный педагог и тренер, Ирина Александровна Винер - Усманова, предлагает ввести программу «Физическая культура. Гимнастика» 1-4 классы.

С учётом особенностей целью программы по физической культуре являются формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности и элементов художественной гимнастики [3].

В российских школах третьим уроком физической культуры, может стать спортивная борьба. Инициатором этого стал знаменитый российский спортсмен, трехкратный олимпийский чемпион по классической борьбе, депутат Государственной думы Александр Карелин.

Так же созданием программ для школьных уроков физической культуры по фигурному катанию занимается титулованный фигурист двукратный олимпийский чемпион Евгений Плющенко.

В образовательных организациях проходят апробацию программы по физической культуре на основе футбола и акробатического рок-н-ролла.

К предлагаемым вариантам третьего урока физической культуры можно отнести уроки ритмики в 1-4 классах.

Первая программа – «Танцевально-ритмическая гимнастика и аэробика» содержит упражнения и комплексы упражнений танцевального характера, ритмические танцы, музыкально-подвижные игры, упражнения для показательных выступлений и праздников, а также элементы аэробики.

Вторая программа «Бальные танцы и элементы хореографии» представляет танец как одну из бытовых форм хореографии и знакомит с элементами классической хореографии. В содержание программы также входят отечественные (классические бальные), европейские (стандарт) и латиноамериканские танцы.

Третья программа «Народный и современный танец» включает русский характерный танец, танцы народов мира, джазовые танцы и популярные, общедоступные современные.

Методические указания по проведению третьего (оздоровительного) урока физической культуры в 1-4 классах разработали авторы: сотрудник института возрастной физиологии Юрий Алексеевич Копылов и преподаватель физической культуры Виктор Николаевич Верхлин [1].

Представленные рекомендации и конкретные методики проведения подвижных игр помогут учителю физической культуры так организовать работу с детьми, чтобы каждый урок стал увлекательным, интересным, не похожим на все другие.

Рабочие программы Кямиля Рза – Кули Мамедова, по физической культуре в 1-11 классах, представлены с расширенным трехчасовым календарно-тематическим планированием для специальных медицинских групп, составлены в соответствии с ФГОС, с вариативным использованием уроков оздоровительно-корригирующей направленности и обучения бадминтону и их ресурсным обеспечением (традиционные и нетрадиционные формы спортивно-физкультурной работы: подвижные игры, комплексы ОРУ и рационального дыхания, гимнастика для глаз, упражнения для расслабления, самомассаж, стретчинг, тренинги, тесты, хатха-йога, самомассаж).

Программы содержат развернутое календарно-тематическое планирование системы учебных занятий и педагогических средств, с помощью которых формируются Универсальные учебные действия; планируемые результаты освоения образовательной программы: личностные, метапредметные, предметные; учебно-методическое обеспечение.

Владимир Иванович Виненко предлагает развернутое календарно-тематическое планирование уроков физкультуры для общеобразовательных учреждений с учетом дополнительного часа занятий в неделю (3 часа), разработанное в соответствии с ФГОС на основе содержания Примерной программы основного общего образования. Предлагаемая форма распределения учебного материала в виде плана-графика удобна одновременно для оперативного поурочного планирования физкультурных занятий [2].

«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (авторы доктор педагогических наук Владимир Иосифович Лях и кандидат педагогических наук Александр Александрович Зданевич). Программа ориентирована на трехчасовой вариант прохождения материала, предполагающая реализацию компетентностного, личностно ориентированного, деятельностного подходов к содержанию образования с перечнем знаний, навыков и умений, которым необходимо овладеть школьникам с преимущественной ориентацией на оздоровительные, общеразвивающие, общеприкладные и спортивно – рекреационные (досуговые, восстановительные) задачи [5].

В современных школах часто используются элементы фитнеса на пример, во владимирском промышленно-коммерческом лицее учитель физической культуры Ефремова Галина Владимировна использует в своей работе фитбол. Это позволяет разнообразить уроки, а обучающие получают достаточную нагрузку на все группы мышц. Как девушки, так и юноши с удовольствием посещаю данные уроки количество как вывод, количество освобожденных минимально.

Одним из видов спорта является флорбол. Он не так широко популяризирован во Владимирской области, но для некоторых школ является разновидностью в организации третьего урока. В городе Владимире начали осваивать данный вид в образовательных учреждениях № 15 учитель Нарейко Анна Сереевна, № 21 –учитель Байбиков Валерий Хайдарович.

Одним из вариантов организации третьего часа является использование современного многофункционального надувного спортивного оборудования.

В 2014 году наша область вошла в число пилотных площадок по введению ГТО в образовательные учреждения.

Так что же такое современный урок физической культуры? Это урок-познания, открытия, деятельность, развития, ступенька к знанию, самопознания, самореализация, мотивация, инициативность.

Внедрение третьего урока в программу образовательных учреждений дает возможность дополнительно каждому обучающемуся получать гармоническое развитие духовных и физических качеств, позволяя совершенствовать физическую природу человека, сохраняя и укрепляя здоровье; предполагает обязательное включение в процесс сотворчества учащихся и учителей в целях развития их творческой активности.

 


 

Библиографический список:

 

1. Верхлин Ю. А. Третий урок физической культуры в начальной школе: метод. рекомендации / Ю. А. Копылов, В. Н. Верхлин. – М.: Чистые пруды, 2005. - 29 с.

2. Виненко В. И. Физкультура. 5-11 классы. Календарно-тематическое планирование по трехчасовой программе / В.И. Виненко. - Учитель, 2010. – 254 с.

3. Винер И. А. Физическая культура. Гимнастика. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. И. А. Винер. 1 – 4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / И. А. Винер, Н. М. Горбулина, О. Д. Цыганкова. – М.: Просвещение, 2011. – 31с.

4. Жаркова, Т. И. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку / Т.И.Жаркова, Г.В.Сороковых. – 2-е изд., стер. – М.:ФЛИНТА, 2014. – 320с.

5. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I - XI классов / В.И.Лях, А.А.Зданевич. - М.: Просвещение, 2005.

6. Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://base.garant.ru/6149681/#ixzz3Y4L6abyH

7. Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации. Сборник научно – методических материалов Образовательного форума «Education, forward!». Якутск, Северо – Восточный федеральный университет имени М. К. 3Аммосова, 24-30 июня 2013 года. Выпуск 2 [Электронный ресурс] / под ред. проф. Е.И. Михайловой. – Электрон. текст. дан. – Киров: МЦНИП, 2013. – 1023с. – ISBN 978-5-906223-77-7.


 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.