Как это выглядит со стороны, когда вы отрываетесь от своих непохожих друг на друга соло-проектах и снова собираетесь в одну супер-группу? Как все конкретно происходит?
Статья из «Музыкальный экспресс», май 2012
«Боб Дилан – та еще жопа…»
Что делать, когда все достигнуто, да и абсолютная свобода завоевана? На тридцатом году жизни (со дня основания) die Ärzte значительней, чем когда-либо. Только им все мало. Разговор о панк-роке, ставшим смыслом жизни.
Многофункциональная кафешка в перестроенной электростанции на Ландвер-канале в Берлине. Снаружи господствует сонная утренняя атмосфера, внутри – как раз подают завтрак. Мини-шнитцели в кунжуте и тому подобное. Аж слюнки текут. Но мы, сидя за пустым, до блеска отполированным столиком напротив, должны прослушать новый альбом Auch, дабы подготовиться к беседе. *я чуть не прослезилась, бедные журналисты:)* Мы пробегаемся галопом по 16 песням, содержащим в себе элементы почти всех возможных стилей, вошедших в историю рока, начиная от мелодичных переборов и до жестокого дисторшна. Появившись на 20 минут раньше, Фарин Урлауб подтверждает свою репутацию дисциплинированного музыканта. Другого мы и не ждали. Он в прекрасной физической форме и выглядит отлично. После пары воспоминаний о прошлых встречах он рассказывает историю о точке зрения его армянского водителя такси на конфликт в Сирии. Затем ему надо немного поесть и проверить почту. Сразу после начала интервью в кафе весь в мыле забегает Родриго Гонсалес, но он быстро приходит в себя и вливается в разговор. Бела Б. сильно опаздывает. Мы начинаем без него.
Новый альбом начинается песней “Ist das noch Punkrock?”. В ней панк кажется окончательно превратился в ритм-н-блюз. Панк – то, над чем вы постоянно перерабатываете. В тексте всплывает даже имя Стива Баторса. Кто он для вас: легендарный герой или трагическая фигура?
ФУ: Ни то, ни то. Скорее некоторая моральная инструкция для оценивания панка как дела всей жизни: Чтобы на это сказал Стив Баторс? Это ли настоящий учитель? Или ты все-таки еще не еретик? Это был совет Белы – выбрать не слишком очевидную личность.
РГ: Кроме того, в данном выборе уже есть некое несоответствие: Стив Баторс играл в задрипанной рок-группе как раз в начале эры панка и был просто причислен к панку.
ФУ: Правда, название его группы было очень панковским – Dead Boys. Такие упоминания вскользь нужны и для того, чтобы у людей в голове засело: «А это что за перец? Надо будет послушать!» Таким тонким способом мы хотим показать людям, на чем мы вырасли.
Пластинка полна и других музыкальных отсылок и намеков. Есть ли у вас ритуал совместного прослушивания записей, когда вы вновь собираетесь вместе?
РГ: Нет, у нас это все в голове. Своеобразный музыкальный, годами собираемый архив, с которым нас, естественно, в прошлом что-то связывало.
ФУ: Совсем недавно я снова открыл для себя Zero Boys. Что за невероятный альбом (напевает “Amphetamine Addiction”). Круто. Великолепно.
РГ: Или Hypnotics и этот бодренький сверхскоростной брутальный панк. Хотя и в мрачно-депрессивных группах того времени тоже что-то есть.
Как это выглядит со стороны, когда вы отрываетесь от своих непохожих друг на друга соло-проектах и снова собираетесь в одну супер-группу? Как все конкретно происходит?
РГ: Прежде всего, никакого совместного творчества. Это было бы полной противоположностью тому, чем являются die Ärzte. Каждый приносит свои собственные идеи, в которых обязательно есть маленький секрет. Хочется удивить других, предположить: Что остальные от тебя ждут? Что они сами напишут? Чем ты можешь ответить?
Такой внутренний die Ärzte-конкурс по написанию песен?
ФУ: Песни появляются позднее. Изначально появляется абсурдная идея. В этот раз их было целых две, и обе от Белы. Во-первых, отыграть по отдельному концерту для мужчин и женщин соответственно. А во-вторых, выпустить альбом под другим именем. Я предложил назваться «Laternen-Joe».
ББ: Мало кто-то может позволить себе подобное. Нужно быть достаточно знаменитим, дабы достичь необходимого эффекта. Спустя полгода мы сами потеряли уверенность в этой идее.
ФУ: Как бы там ни было, песни для “Auch” начали появляться только после решения о выходе нового альбома die Ärzte. Для начала каждый из нас заперся в одиночестве…
ББ: … поскреб по сусекам, выпотрошил помойное ведро…
ФУ: По сути, die Ärzte могут делать все, что захотят…
ББ: …например, Laternen-Joe…
ФУ: … но просто ради оригинальности, а не чтоб пройтись по головам. К примеру: наш концертный сет-лист, по крайней мере, для больших залов всегда состоит из смешения известных и не очень песен. Ответственность – слишком громкое слово, но если бы я, скажем, пришел на концерт die Ärzte как любопытствующий, а не харкор фанат, который знает каждую Б-сторону, а die Ärzte играли бы только песни, которые я не знаю, меня бы это взбесило.
Разумеется, великие мастера делают нечто подобное, чтобы не погрязнуть в рутине. Боб Дилан, например,…
ФУ: …к слову, та еще задница! (смеется)
ББ: … или Нил Янг.
ФУ: Безусловно, великий творец, но тоже по-своему задница.
ББ: И теперь половина читателей «Музыкального экспресса» дальше читать не будет. Эффективнее подобное заявление было бы, вероятно, только в «Rolling Stone». Но вернемся к теме: Фарин написал песню для Laternen-Joe, ради того чтобы учинить небольшой беспорядок на веб-сайте. Мы с Родом подумали, что она слишком походит на творчество die Ärzte: попсовая с хоровым пением. Оттуда все и завертелось: Мы дописали 9-10 песен, две трети из которых были пародиями на хиты восмидесятых, начиная от Tuxedomoon и заканчивая Discharge. Как Laternen-Joe нам было нечего терять. (Все эти песни можно прослушать он-лайн на сайте www.laternen-joe.de)
Значит ли, что die Ärzte – спорт?
ФУ: В любом случае это очень важный компонент. За кем будет последнее слово? В такие моменты Род предпочитает сесть в уголке и зажечь электронную сигарету.
РГ:… или включить телевизор. (смеется)
ФУ:… или выучить иностранный язык…
РГ: Я бы расценил все это не как спорт, а скорее как головоломку. Панк-судоку.