Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Акулова Полина Георгиевна

Семейная этностудия «Матица» Детского музейного центра Тверского государственного объединенного музея.

Научный сотрудник ДМЦ ТГОМ,

Руководитель Семейной этностудии «Матица»

Акулова Полина Георгиевна.

В наше время растет интерес к народной культуре, и это не случайно. Ведь вымывание, разрушение, подчас созна­тельное уничтожение народных традиций на протяжении 80-летней советской истории не лучшим образом сказалось на состоянии совре­менного российского общества. Традиционные народные праздники, возрождаемые в российских музеях, собирают сегодня многочисленную аудиторию. Сегодня музеи идут навстречу посетителю, музей становится интерактивным, организуются праздники для детей и семей. В Тверском государственном объединенном музее работа с посетителем ведется тоже самая разнообразная. Для посетителя здесь не только экспозиции и выставки, не только экскурсионное обслуживание, но и различные праздники, мероприятия, встречи, мастер-классы и т.д. Отдельное направление - работа с семьей в стенах музея. По наблюдениям российских музейных работников, возраст посетителя музея последнее время снижается. Если раньше в музей приходили в основном школьники и студенты, то теперь приводят детей и дошкольного возраста, нижняя возрастная планка посетителя доходит нередко и до трех лет. Поэтому растет необходимость в поиске музеем новых форм работы, интересных для столь маленького посетителя.

Для нашего Тверского музея и трехлетний посетитель – не предел. В Детском музейном центре Тверского государственного объединенно­го музея давно возникла идея создания семейной этног­рафической студии, где дети могли бы постигать основы традиционной народной культуры, женских рукоделий, костюма, фолькло­ра вместе со своими родителями. И такая этностудия начала свою работу в октябре 2006 года. Название семейной студии избрали символичное – «Матица». Матица — несущая деревянная балка, держащая крышу в избе, в народной культуре это символ крепости дома, домашнего очага. Множество обрядов было связано с матицей, её почитали, как основу дома, начало жизни. Не случайно слово это однокоренное со словом «мать». Как крыша в избе держится на матице, так без традиции не может существовать и вся человеческая духовная культура, которая, конечно, должна начинаться с матери, с семьи, с дома.

Первона­чально предполагалось, что участниками этностудии станут родители с детьми не младше шести лет. Но с самого начала оказалось, что это условие соблюсти невоз­можно. На занятия стали приходить мамы с малышами младшего возраста, вклю­чая грудничков. Поэтому наши планы по построению работы на занятиях этностудии пришлось менять, мы стали искать удобные для нас и наших маленьких детей формы работы, опираясь при этом на принципы народной педагогики, которые выверены и проверены веками. Мы постарались как можно дальше уйти от взаимоотношений «педагог-ученик», ведь в традиционной культуре такие взаимоотношения с взрослым для детей возраста до 6-7 лет неестественны. Основная среда обитания детей до 6-7 лет – семья, двор, дети соседних дворов. Для ребенка до трех лет самое необходимое – общение в семье; весь его мир – это мама, ее голос, колыбельные, пестушки, потешки. Примерно в три года ребенок попадал в более широкую среду общения – двор и соседские ребятишки. В условиях русской деревни общение детей во дворе происходило практически независимо от взрослых, но, в то же время, под чутким наблюдением старших – например, сидящих на завалинке бабушек. В крестьянских семьях детей было немало, старшие всегда следили за младшими, дети сами организовывали свой досуг, навязчивого влияния взрослых не было по естественной причине нехватки на то времени. Приобщение ребенка к домашним заботам происходило тоже естественно, в том возрасте, когда это ему самому было необходимо, и к тем обязанностям, которые ему были посильны. Отстранять же помогающего маме ребенка было непринято. Навыки приобретались детьми через наблюдение за взрослыми или старшими сестрами и братьями; дети учились рукоделию, глядя на труд своей мамы, узнавали о календаре, участвуя в обрядовых праздниках, учились петь, слушая, как поют взрослые. Т.е. на первых порах ребенок осваивал опыт пассивно, постепенно вовлекаясь в действие, не испытывая никакого насильственного влияния.

С 6-7 лет многое менялось. Дети одной возрастной группы объединялись в так называемые «беседки» или «посиделки» - вечерние собрания, на которых дети осваивали традиционные рукоделия: девочки женские, а мальчики мужские. Только с этого возраста и начинались взаимоотношения детей и взрослого, подобные современным отношениям «педагог-ученик». Ведь на посиделках обязательно должен был присутствовать опытный человек, учивший детей этим рукоделиям и строго проверявший результаты работы.

А до возраста 6-7 лет наиболее естественной и органичной для ребенка средой обитания и постижения навыков, освоения традиционной культуры являлась и является именно семья. Это мы и стараемся учитывать на своих занятиях в этностудии.

Наши занятия не похожи на кружковые, это скорее своеобразная попытка воспроизвести, насколько возможно, условия естествен­ного вхождения традиционной культуры в жизнь ребенка. При создании таких условий мы считаем важным принцип народной педаго­гики — ненавязчивость влияния. Сложившийся контингент участников этностудии – мамы с маленькими детьми - не ограничил возможностей студии, а скорее наоборот. Ведь самых значительных результатов можно достичь, если грудничка посадить на колени к вышивающей маме. Когда такая девочка подрастет, ей будет гораздо легче осваи­вать техники женского рукоделия, т.к. она с младенчества наблюдала и запоминала то, как это делала ее мама. Не говоря уже о песнях, которым можно подпевать уже «с люльки».

Учитывая все эти принципы работы, обязательным является не просто присутствие родителей в этностудии, но их непосред­ственное участие во всем происходящем. Такие занятия накладывают немалую ответ­ственность именно на взрослых. Ведь осваивать рукоделие, пение приходится в первую очередь им, и лишь потом в действие вовлекается ребенок. Требования к качеству исполнения в этностудии высоки, т.к. все, что мы показываем своим детям или чему учим их, должно быть максимально приближенно к идеалу. Только так можно дать ребенку неискаженное представление о родной культуре, воспитать в нем хороший вкус.

В этностудию приходят и беременные мамы, которые после родов не прекращают посещать ее занятия. Именно в семейном коллективе происходит передача традиции от старшего к младшему. Связь поколений - обязательное условие бытования фольк­лорной культуры.

Важно и то, что этностудия находится в стенах музея, среди старинных вещей. Детский музейный центр имеет достаточно богатый интерактивный фонд, преимущество которого заключается в том, что его можно трогать руками. На занятиях и праздниках участники могут подержать в руках старинные предметы женского рукоделия, представить, как раньше женщина пользовалась ими в изготовлении одежды.

Кроме женских рукоделий, важной сферой деятельности «Матицы» стал музыкальный фольк­лор Тверской области и примыкающих к ней районов Псков­щины и Смоленщины. С музыко­ведческой точки зрения эти три области считаются регионом бытования одной певческой традиции. Все участники этностудии обязательно приобщаются к пению народных песен, к каждому празднику народного календаря готовят обрядовые песни и игры. Часть семей, которые посещают занятия, уже имеют певческий стаж, давно занимаются фольклором, но в связи с рождением детей не имеют возможности петь в других ансамблях. В профессиональ­ных фольклорных коллективах невозможно выйти на сцену с маленькими детьми, к тому же участие в них предполагает частые гастроли, что с грудными детьми практичес­ки невозможно. А поскольку маме, занимающейся фольклором, расстаться с любимым занятием очень трудно, к тому же каждая фольклористка считает необходимым приобщить к своему делу ребенка, такие мамы приходят к нам в музей, в этностудию. Остальные, узнав о «Матице» от знакомых или из репортажей по телевизору, довольно быстро подстраивают­ся к опытным певцам, т.к. голос и слух — явления физические, их можно развивать. Даже в самых сложных песнях дети от пения не отстраняются, вторят голосам взрослых. Некоторые младшие участники стесняются петь на занятиях, при свидетелях, но, по рассказам мам, с удовольствием поют эти песни дома. Они запоминают текст и мелодию, слушая, как поют другие. Так и должно происходить естественное освоение традиции. Когда случаются выступления на сцене, этностудия «Матица» производит неизгладимое впечатление на зрителя, и особенно на коллег-фольклористов, своим непосредственным и непредсказуемым поведением на сцене.

Для родителей коллектив этностудии — это еще и среда общения. Здесь можно поделиться опытом, обменяться бабушкиными кулинарными рецептами, узнать много нового. Семьи продолжают дружить и за стенами музея, успели сплотиться и дети самых разных возрастов. Их общение происходит на глазах у взрослых, под ненавязчивым, но чутким родительским контролем, как и было раньше в больших крестьянских семьях.

Вырастая, дети постепенно все больше принимают участия в процессе. Мы, конечно, не заставляем их подпевать «взрослым» песням о бабьей доле, например. Но к каждому календарному празднику все вместе – и взрослые, и дети, готовят обрядовые песни, разучивают новые игры. Часто организуются занятия по какому-либо рукоделию, где мамы и со старшими, и с младшими детьми за общим столом под разговоры мастерят что-либо. Роль руководителя на таких занятиях крайне сложна, ведь он должен быть незаметен: внимание маленького ребенка должно концентрироваться не на преподавателе, а на матери или старшем брате, сестре. По условиям этностудии «Матица» новые навыки дети должны приобретать только естественным путем, от мамы. Подобные занятия не носят регулярного характера, обычно они происходят в преддверии какого-то праздника. Например, перед Рождеством участники мастерят тряпичных кукол, шьют лоскутные мячики, пекут расписные пряники на рождественскую елку (все эти поделки с елки разбирают обычно в конце праздника наши гости в качестве сувенира на память); весной – это, конечно, птички из теста, перед Пасхой – крашеные яйца («мазанки», «капанки», «писанки» и т.п.). Каждый календарный праздник – это событие не только для коллектива «Матицы», обязательно организуется мероприятие, куда мы приглашаем гостей, родственников, людей со стороны.

Дети постарше уже вовлекаются в постановки народного театра: к каждому Рождеству готовится кукольное Вертепное представление, мальчики ставят народную драму «Лодка», к Масленице подросшие дети готовят «балаган Петрушки».

То, что этностудия находится в стенах музея, накладывает на этностудию определенную ответственность. Ведь все то, что мы делаем, должно служить не только нашей семье и нашим детям, но и окружающим людям. Работая при музее, мы должны нести традиционную культуру в массы, в посильной степени формируя таким образом среду обитания для своих подрастающих детей. И здесь необходимо следовать определенным канонам. Ведь традиционная культура для нас – это вполне определенное явление, не терпящее авторства или потребительского отношения к себе. Это не пение на сцене псевдонародных произведений, не пошив сарафанов, очень приблизительно относящихся к народному костюму. На первый взгляд такое потребительское отношение к традиционной культуре не столь важно в воспитании наших детей, однако вряд ли оно может воспитать вкус в ребенке, дать верное представление и вырастить настоящее уважение к народной культуре предков. Будучи при музее, мы считаем своей обязанностью основываться на глубокой исследовательской работе, максимально используя при этом возможности музея. В отношении костюма, основой для нас служат экспозиции тверских музеев, а также богатая фондовая коллекция ТГОМ. Последним успехом «Матицы» стала коллекция традиционных женских костюмов Весьегонского района Тверской области. Эти яркие и самобытные костюмы создавались студийца­ми в точном соответствии с традиционными канонами кроя и оформления, каждый элемент костюма максимально кропотливо копировался с фондового подлинника. Весьегонским костюмом интересовалось не одно поколение исследователей, но он остается малоизученным, его крой и методика изготовления нигде не были опубликованы. Поэтому создание этой коллекции, думаем, полезно не только для студийцев, но и для специалистов в области народного костюма. Такая публикация коллекции народного костюма в форме копирования этнографических подлинников первая в истории Тверского музея. Коллекция наших копий в октябре 2008 года стала Лауреатом на IV Всероссийском конкурсе «Русский костюм на рубеже эпох» проходившем в г. Ярославле.

Осенью 2010 года этностудия «Матица» была приглашена на III Международный фестиваль «Славянский дом» в г.Подольск. Зрителей покорили малыши, привязанные к мамам рушниками (по принципу слингов). А участники «Матицы» с восторгом вспоминают эту поездку, и мамы, и дети набрали целое множество впечатлений.

Праздники народного календаря этностудия отмечает как в стенах Детского музейно­го центра, приглашая своих знакомых и друзей в качестве зрителей, так и с выездом. Например, день святых Козьмы и Демьяна отмечали в настоящей кузнице. Часто этностудия участвует в праздниках, хозяевами которых являются другие коллективы и организации, например Государственная академия славянской культуры или Тверское музыкальное училище. Этностудия регулярно принимает участие в мероприятиях города и области.

Не смотря на то, что этностудия еще молода, а дети наши тоже еще маленькие, нам уже есть чему порадоваться в отношении освоения традиционной культуры детьми уже сейчас. Дети с большим удовольствием ходят на занятия, дома напевают не те песни, которые слышат по радио или телевизору, а народные песни, выученные в «Матице», цитируют не рекламу, а сценки «Вертепа». Мы знаем точно, что звучание бабушкиных голосов на аудиозаписях никогда не вызовет у наших детей насмешек, что нередко наблюдают преподаватели-фольклористы, работающие с детьми школьного возраста. Наши дети понимают, что старшее поколение – хранители ценнейших знаний, богатейшей культуры, а записи бабушкиных песен – это бесспорная ценность. Уже в столь раннем возрасте, случайно услышав звучание народной песни по радио или телевизору, наши дети могут различить подлинное исполнение от «псевдонародного», хорового. Услышав полюбившиеся им тембры голосов, бегут к мамам с восхищенными криками: «Мама, бабушки поют!». Хотелось бы, чтобы традицион­ная культура так же естественно оставалась в их жизни и в будущем, стала частью их мировоззрения. Ведь и их семейный очаг будет крепок, если будет стоять на традици­ях, проверенных веками.

 

Конечно, мы не можем «проживать» традиционную культуру в полном смысле слова, т.к. мы уже не настолько зависим от аграрного календаря, для нас календарные праздники наполнены уже несколько иным значением, нежели для крестьянина. В условиях города невозможно полноценно прочувствовать весь земледельческий цикл: мы не пашем, не сеем, не жнем, не ткем сами ткань из самостоятельно выращенного льна. По этой же причине не можем мы и полностью ввести традицию в жизнь детей так, чтоб она заполняла весь их быт, всю жизнь. Ведь мы же не имеем цели изолировать своих детей от окружающей действительности. Но настолько, насколько возможно дать ребенку освоить культуру предков наиболее естественно, это необходимо сделать. Пусть даже народная культура не станет в будущем его профессией, но она внесет весомый вклад в формирование его личности, в его мировоззрение, конечно, обогатит душу, даст ощущение причастности к вековым традициям предков, наверняка станет и образом жизни. То, чем обогатится его душа, те знания, к которым он будет приобщен, мудрость народная – все это, надеемся, он сможет в дальнейшем так же передать последующим поколениям.

 

Стать участником этностудии «Матица» может любой желающий! Для этого не надо обладать какими-либо особенными способностями, достаточно просто интереса.

 

Найти нас просто: ул.Советская, д. 5 (здание с колоннами рядом с Краеведческим музеем), тел.: (4822)34-74-90. Или тел руководителя Акуловой Полины Георгиевны: 8-9040070971.

 

Группа В Контакте: http://vkontakte.ru/club15490261

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.