Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

в вопросах оказания населению бесплатной юридической помощи

О возможности использования юридических клиник

Ведомственных высших учебных заведений

в вопросах оказания населению бесплатной юридической помощи.

 

В соответствие с требованиями Приказа Минобрнауки РФ выпускник учебного заведения по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» среди прочего должен уметь составлять юридические документы, консультировать по вопросам права, осуществлять правовое воспитание[1].

Для освоения большинства умений наличие только теоретических знаний явно недостаточно, необходимы определенные практические навыки. Поэтому важной задачей ВУЗа является организация практики обучающихся, в том числе и по вышеобозначенным умениям. Одним из способов ее решения является создание юридических клиник.

Юридическая клиника имеет достаточно долгую историю. Идея создания таких клиник появились еще в ХIХ веке. Воплощена в жизнь она была в 1861 году в Казанском университете, благодаря профессору Д.О. Мейеру. Однако, широкого распространения юридические клиники в России не получили.

Только в 1999 году приказом Министерства образования РФ юридические клиники были учреждены в 9 высших учебных заведениях. Позже в этот перечень были включены еще 8 ВУЗов[2].

В то же время, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность юридических клиник в настоящее время отсутствуют, предоставляя ВУЗам право самостоятельно определять организационные структуры юридических консультаций, формы оказания правовой помощи, вопросы, по которым она может оказываться, круг лиц, имеющих право на обращение за получением бесплатной правовой помощи, требования к студентам - участникам юридической клиники.

В Вологодском институте права и экономики ФСИН России юридическая клиника функционирует на основании Положения о внештатной юридической службе (юридической клинике) ФГОУ ВПО «ВИПЭ ФСИН» (Рассмотрено и одобрено на заседании методического совета института от 26.06.2008 года. Протокол № 5).

В соответствие с Положением юридическая клиника является внештатным подразделением, обеспечивающим непосредственное сочетание теоретического и практического обучения курсантов, слушателей и студентов, оказанию юридических услуг, а именно: бесплатной квалифицированной юридической помощи гражданам, а также формирование у обучаемых твердых этических убеждений и понимания гуманности профессии юриста.

Прежде всего, хотелось бы отметить практическую значимость юридического консультирования для самих обучающихся.

Необходимость вести беседу с лицами, обратившимися за правовой помощью, требует от обучающегося вежливости, умения расположить к себе, и в то же время посредством точных, понятных вопросов получить необходимую и достаточную для разрешения вопроса информацию, а в дальнейшем грамотного и корректного разъяснения норм действующего законодательства. Таким образом, юридическая клиника способствует развитию таких общекультурных и профессиональных компетенций, как:

-добросовестное исполнение профессиональных обязанностей, соблюдение принципов этики юриста;

-владение культурой мышления, способность к анализу;

-способность уважения чести и достоинства личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

-способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности.

Очень часто, вопросы, возникающие у людей выходят за пределы знаний, предполагаемых учебной программой по тому или иному вопросу и требуют поиска и изучения подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок реализации положений законов соответствующими органами исполнительной.

Необходимость получения информации для правового консультирования способствует формированию умений работать с нормативно-правовыми актами, результатами судебной практики по аналогичным вопросам, электронными правовыми поисковыми системами, составления письменных заключений, юридических документов (исков, заявлений, обращений и т.п.), что вполне соответствует выработке таких компетенций как: стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры, применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, толковать различные правовые акты; владение навыками подготовки юридических документов.

Однако, значение юридической клиники выходит далеко за пределы учебного заведения.

Во-первых, оказание правовой помощи курсантами, положительно влияет не только на престиж ВУЗа, но и в целом на формирование положительного имиджа сотрудника правоохранительных органов. Это своего рода точка соприкосновения их с обществом, через которую люди имеют возможность получить вполне конкретную помощь от представителей власти без бюрократических проволочек.

Во-вторых, работа юридической клиники способна существенно повысить качество образования, поскольку получаемые курсантами юридические знания находят практическое применение в конкретных жизненных ситуациях. Выпускник, обладающий помимо теоретических знаний умением их практического применения, вне всяких сомнений, принесет гораздо больше пользы обществу, гораздо быстрее адаптируется к условиям служебной деятельности.

В-третьих, создание и деятельность юридических клиник вполне отвечает стремлению государства обеспечить с одной стороны реализацию конституционного права граждан на бесплатную юридическую помощь, а с другой - формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма; повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности о чем прямо указано в утвержденных Указом Президента РФ от 28 апреля 2011 года №1168 «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»[3].

Так, в качестве одной из мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров названо распространение положительного опыта образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, по созданию и функционированию юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению.

Однако, действующее законодательство, к сожалению, не позволяет в полной мере реализовать возможности юридических клиник в плане содействия государству в реализации политики по развитию правовой грамотности и правосознания граждан. Дело даже не в том, что отсутствует законодательство, которое регулировало бы вопросы, связанные с созданием и деятельностью юридических клиник. Соответствующие нормы предусмотрены проектом федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»[4], внесенным в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Президентом РФ в июне 2011 года, то есть, в недалеком будущем это проблема будет решена. Дело в возможности использования потенциала ведомственных высших учебных заведений.

Например, специфика Вологодского института права и экономики ФСИН России, позволяет сочетать удовлетворение потребностей уголовно-исполнительной системы в высококвалифицированных кадрах с одной стороны и государства в реализации функции исправления лиц, ранее совершивших преступление. Очень важно отметить возможность реализации задач государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан среди лиц, осужденных к лишению свободы.

Для курсантов, как будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы, помимо уже обозначенной практической значимости, юридическая клиника позволяет приобрести необходимые в дальнейшем полезным опыт общения с лицами, отбывающими наказание, знания их проблем и потребностей.

С другой стороны правовое просвещение лиц, осужденных к лишению свободы, посредством разъяснения действующего законодательства для решения конкретных проблем может положительно повлиять не только на формирование правого сознания данной категории лиц, но и повышения доверия к сотрудникам УИС.

Не стоит забывать и о той пользе, которую может принести общение курсантов, с несовершеннолетними осужденными. Гибкость подросткового сознания, готовность к получению нового знания в сочетании с той сложной жизненной ситуацией, в которой оказался несовершеннолетний в результате совершения им преступления, делает юридическое консультирование таких подростков весьма желательным для решения целого ряда задач, стоящих как перед уголовно-исполнительной системой в частности, так и перед государством в целом.

Оказание юридической помощи в конкретных случаях в сочетании с правовым воспитанием вполне может стать одним из средств исправления ущербности правосознания, устранения зачатков правового нигилизма, формирования законопослушной личности, действующей на основании уважения закона, повышения доверия к сотрудникам уголовно-исполнительной системы, повышению ее престижа.

Несмотря на социальную значимость бесплатного правового консультирования осужденных и в том числе несовершеннолетних осужденных правовое регулирование этой деятельности в настоящее время находится в плачевном состоянии.

Единственным федеральным законом, предусматривающим возможность оказания бесплатной правовой помощи в настоящее время является закон от 31.05.2002 №63-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"[5]. В соответствие с ч. 3 статьи 26 этого документа юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Однако, исходя из положений Федерального закона от 24.06.1999г. №120-ФЗ (ред. от 07.02.2011г.) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"[6], учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие наказания в виде лишения свободы, учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не являются, а несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы к категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа не относятся.

По всей видимости, правовое просвещение осужденных, оказание им бесплатной правовой помощи является функциями администрации учреждения. Формы деятельности общественных объединений в данном направлении весьма скудны.

В соответствие со статьей 22 Федерального закона РФ от 10.06.2008г. №76-ФЗ (ред. от 01.07.2010г.) "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»[7] общественные объединения могут лишь оказывать помощь администрации места принудительного содержания в проведении мероприятий по правовому просвещению осужденных к лишению свободы, несовершеннолетних правонарушителей. Такая помощь по мнению авторов комментария к указанному закону может осуществляться посредством пополнения фонда кинофильмов и видеофильмов в местах принудительного содержания; оборудования современными средствами зрительных залов для массовой воспитательной работы, летних площадки для просмотра кинофильмов со зрительскими местами[8]. Разумеется этого явно недостаточно.

Не включены осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, в число граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи и в вышеупомянутом проекте Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

Таким образом, осужденные, включая и несовершеннолетних, отбывающие наказание в виде лишения свободы законодательно, лишены права на оказание бесплатной юридической помощи.

Возможно, ситуацию позволит исправить

а) расширительное толкование п. 3 ст. 18 «Основ государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», в соответствии с которым одной из мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения является применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей.

б) включение в перечень лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи:

- несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы;

- осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, являющихся малоимущими.

в) учет федеральным законодательством возможностей ведомственных высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов в деятельности, при оказании бесплатной юридической помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы.

г) внесение соответствующих изменений в федеральное законодательство, регламентирующее порядок исполнения наказания в лишения свободы.

 

 


[1] Приказа Минобрнауки РФ от 04.05.2010 №464 (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")"//"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", №26, 28.06.2010 (Приказ).

 

[2] Приказ Минобразования РФ от 30. 09. 1999 г. N 433 "О правовых консультациях ("правовых клиниках") для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров", Консультант Плюс.

[3] "Российская газета", N 151, 14.07.2011

 

[4] www.rg.ru. Сайт газеты «Российская газета» (http://www.rg.ru/2011/06/21/urpomosh-site.html).

[5] "Собрание законодательства РФ", 10.06.2002, N 23, ст. 2102.

[6] "Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3177.

[7] "Собрание законодательства РФ", 16.06.2008, N 24, ст. 2789.

[8] Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2009.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.