МБОУ «СОШ п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Тема: Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
Подготовила учитель начальных классов Исламгалиева Г.Ж.2014г
Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают энтузиазма у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или слабый. А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, кругозор ограничен, познавательная активность низкая, деятельность хаотична и непродуманна. Как правило, с такими учениками стараются работать дополнительно, оставляют после уроков, заставляют переписывать работы. Пользы от этого мало, зато появляется стойкая нелюбовь к школе.
Целью данной работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения при групповой работе; использованию различных методов организации и планирования своей деятельности. формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным. Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить, и при организации обучения творчеству нужно из следующих положений:
- маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков, следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее;
- самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. А творчество - в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.
Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному». Можно использовать следующие формы: творческая работа (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т. д.); сообщение, доклад, исследование.
Работы должны выполняться с соблюдением грамотности. Грамотность – это правило. Знание правил и умение применять их на практике дают мастерство.
Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Какова роль родителей на каждом этапе исследовательской деятельности?
На этапе выбора темы исследования возможные действия родителей могут быть следующие:
помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.
Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. Возможные действия родителей:
помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать.
В ходе сбора материала родители могут:
посоветовать, дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме.
Взрослые помогут ребенку в посещении библиотеки, ориентировании в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.
На этапе обобщения материалов родители могут:
помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, создать графики, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.
КЛАСС
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя» , «Моя семья» .
КЛАСС
На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.
Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.
Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом.
КЛАСС
В третьем классеработа над проектом более расширяется и начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.
КЛАСС
В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно. Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников».
Изучив “Методику исследовательского обучения младших школьников” (Методическое пособие для учителя), я провела несколько вводных занятий.
Цель этих занятий:
– развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;
– выявление одарённых учащихся и подготовка их к выполнению учебно-исследовательской работы.
Чтобы провести исследование применяю следующую последовательность:
1.Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования).
2.Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
3.Выбор темы исследования. (Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).
4.Выработка гипотезы. (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
5.Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования).
6.Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
9. Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Доклад. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Для того чтобы научиться добывать самостоятельно знания и проводить собственные исследования, надо овладеть техникой исследовательского поиска на уроках. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.
Самым первым можно провести исследование-наблюдение за камнем и семенем растения, по теме «Живая и неживая природа»: дети посадили камень и семя. В процессе наблюдения, пришли к выводу: камень не изменился, а семя фасоли проросло.
Для знакомства с методикой проведения учебных исследований можно провести тренировочные занятия с заданиями: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Получить информацию из книг», «Понаблюдать», «Посмотреть по телевизору», «Провести эксперимент» и др.
Мы разработали следующие этапы проведения учебных исследований (составления «Энциклопедии одного слова»):
1 этап - тренировочные занятия:
коллективная исследовательская фронтальная деятельность учащихся;
исследовательская деятельность каждого ученика;
2 этап – самостоятельные учебные исследования (индивидуальные или групповые).
Исследовательскую деятельность можно организовать следующим образом.
На первом этапе работа над словом проходит фронтально. Дети совместно с учителем собирают информацию о слове. На следующих занятиях - у каждого ребенка своя страничка нашей энциклопедии, которую он готовит самостоятельно, например, один ученик отыскивает лексическое значение слова, другой – загадку к этому же слову, третий рисует отгадку и т.д. Таким образом, над одним словом работают все, оформляя каждый свою страничку. На уроке, прочитав свою страничку, учащийся прикрепляет ее к доске. В результате на доске появляется вся энциклопедия, собранная коллективно детьми. Все рады - ведь здесь есть частичка и его труда. К следующему слову у него будет уже другая страничка. Коллективные занятия тренировочного плана провожу, пока дети не освоят общую схему деятельности, потом можно перейти к другому варианту организации этой работы – самостоятельной исследовательской практике детей.
При коллективном исследовании слова с непроверяемой безударной гласной организуем на уроке обмен мнениями, дискуссионные формы познания, диалогическое общение, поощряются различные точки зрения. Это позволяет не только расширять словарный запас учащихся, но и обучать слышать, понимать и уважать точку зрения другого человека, умению вести диалог, спор, доказывать, убеждать, анализировать, рассуждать, признавать свои ошибки – идет взаимообучение.
На втором этапе (самостоятельная исследовательская творческая деятельность ученика или группы) ребятам предлагается самостоятельно собрать свою энциклопедию выбранного им слова. При выполнении данной работы образовательное пространство расширяется. Работа над исследованием слова выходит за рамки урока. Ведь использование различных словарей, справочной литературы, энциклопедий требует времени и подготовки. Конечно, не обходится без помощи родителей. Именно они снабжают детей необходимой литературой, провожают в библиотеки и помогают красиво оформить работу. Сотрудничество в учебном процессе проявляется в высокой активности детей, пробуждении интереса к знаниям у всех учащихся, независимо от уровня их подготовки. Они вместе с учителем открывают для себя новый мир, учатся добывать знания не только из учебников, но и из других источников: из окружающей жизни, из сообщений товарищей, от родителей, которые в свою очередь являются помощниками не только своих детей, но и учителя.
Исследовательскую работу «Энциклопедия одного слова» мы проводим по следующему плану:
Загадка, ответом которой является словарное слово.
Рисунок слова (по количеству значений слова).
Особенности слова (орфоэпические, фонетические, морфологические и т.д.).
Лексическое значение (работа со словарями). Обращается внимание на многозначность слова.
Этимология (происхождение) слова (работа со словарями).
Родственные слова.
Синонимы, антонимы.
Фразеологизмы (работа со словарями)
Использование слова в пословицах, поговорках, сказках, песнях, стихотворениях и т.д.
Мое творчество.
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Как выбрать тему исследования
Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если обучающийся точно знает, что его интересует в данный момент. В противном случае посоветовать обратиться к взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования.
Все возможные темы можно условно распределить на три группы: