Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Национальная борьба тувинцев «Хуреш»

Выходные данные статьи.

Биче-оол, В. К. Национальная борьба тувинцев «Хуреш» [Текст] / В. К. Биче-оол // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук /материалы межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием /научн. ред. канд. культурологии В. К. Биче-оол : – Челябинск : Уральская Академия, 2013. – С. 42–45.

Биче-оол В. К., канд.культурологии, доцент

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)

 

Национальная борьба тувинцев «Хуреш»

 

Национальная борьба хуреш– старинный, любимый вид спорта тувинцев. Она является неотделимой частью любого семейного, народного, религиозного праздников.

Борьба хуреш сыграла и играет большую роль в жизни тувинца. Она стала школой преодоления жизненных трудностей и прививки победного духа. Об этом свидетельствуют все сокровищницы народного фольклора – сказки, эпос, песни, пословицы. Многие герои тувинских сказок являются отменными борцами. В сказках, прославляя лучшие человеческие свойства, физические качества героев, показана победа над черными силами. С образом настоящего борца предки связывали свое стремление к свободной, достойной жизни и непоколебимую волю к борьбе за свое счастливое будущее.

В Туве из уст в уста, из поколения в поколение передавались легенды и сказания о народных силачах, непобедимых хурешистах. В прошлом чиновники, феодалы и ламы, угнетавшие народ, использовали состязания по хурешу для усиления своего авторитета. Судьями на них всегда были представители господствующих слоев или же их ставленники и приспешники [2]. Но у народа были свои борцы, которые по силе и ловкости не уступали наемным борцам феодалов. Естественно, народные борцы пользовались большой популярностью среди населения, и память о них сохранилась до наших дней. До сих пор в Туве вспоминают имена знаменитых борцов из среды аратов-бедняков. С падением власти чиновников и феодалов хуреш стал подлинно национальным и любимым видом спорта всего тувинского народа. На всех народных праздниках хуреш является основным видом спортивных соревнований, проводится на открытом воздухе и имеет свои правила. Борьба происходит по системе с выбыванием. Победитель в последней паре считается абсолютным победителем. Исход соревнований решает встреча двух борцов, победивших до этого всех своих противников. Перед тем как приступить к финальной борьбе, эти борцы в сопровождении моге-салыкчызы (выпускающие борцов) исполняют девиги (танец-орла). Кроме судейской коллегии, которая подводит итоги борьбы, присуждает победу и, как правило, состоит их 3-5 человек, на поле находятся помощники судей. «Перед началом борьбы зрители рассаживались в виде большого круга, в одной его части располагались судьи, в основном из числа бывших борцов-чемпионов, напротив – борцы. Их число обязательно должно быть четным, чтобы никто не оставался без пары. На 16 или 36 борцов назначались 2 секунданта, на 66-4 и т. д.» [6, с. 36].

Круг с древнейших времен имеет символическое выражение, связанное с культом Солнца в культурах многих народов. Образцом изначального круга служил диск Солнца, и все остальное строилось по этому подобию. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца. Центр круга, где находились борцы, является точкой бесконечного вращения в пространстве и времени [1, с. 31]. В хуреше ярко проявляются не только сила, ловкость и выносливость тела, но и сила духа, мужество. Издавна считается, что составляющих победы в нем три – это боевой дух, мастерство и масса борца.

Хуреш начинается красивым мужественным «Танцем орла», в котором участвуют все борцы, и проходит в быстром темпе, демонстрирует ловкость, силу, придает каждому участнику уверенность в победе. Танец – это особый ритуал борца, особый вид медитации, настройки борца перед выходом на схватку. При его выполнении борец импровизирует полет орла – символа небесной силы, огня и бессмертия и плодородия (птица-солнце-солнце-даритель жизни). Этот танец производит сильное впечатление на зрителей. Исполняя, все борцы девиг, приближаются к столу судейской коллегии, отвешивают судьям низкий поклон и в танце возвращаются в дальний конец стадиона, где и ожидают вызова на борьбу. После исполнения девиг моге-салыкчызы – производят жеребьевку. Выбрав билет с именем очередного борца, помощники судей выходят на середину поля и громко выкрикивают имя, фамилию и район жительства вызываемого борца. Вызванный поднимается и, после исполнения девиг, подбегает каждый к своему моге-салыкчызы, кружится вокруг него и в последнем прыжке заканчивает девиг. На этом представление борца судьям и зрителям заканчивается.

После ритуального похлопывания по бедрам борцы, распрямив плечи и спины и вытянув в стороны – вверх свои мощные руки, плавно исполняют «Танец Орла» – мерно двигаясь к месту схватки. «Приземлившись», они уже два раза хлопают по бедрам, что на языке символов может означать приглашение соперника на поединок: «Ты или Я». «Танец Орла» перед схваткой помогает снять стресс и наполняет тело и дух энергией, улучшает кровообращение, имеет различные функции: исполненный перед поединком - настраивает борца на борьбу, – после схватки он успокаивает его нервную систему. Во время исполнения священного танца борца сопровождает моге-салыкчызы (секундант), подбадривает его, дает наставления и знакомит с ним зрителей. Для нашего исследования это важно подчеркнуть, потому что именно по мастерству исполнения ритуального танца присутствующие судят о готовности борца к поединку. Перед выходом на место состязания борцы 3 раза хлопают руками по внешней и внутренней сторонам бедер. Перед началом борьбы нагнувшись вперед, борцы некоторое время применяются друг к другу, выжидают момента, как бы удобнее захватить противника. Выбрав удобный момент, один из борцов резко бросается вперед и обхватывает своего противника. Обхватив друг друга за плечи, борцы замирают, образовав своими телами устойчивую арку. Находясь в этой позе, они стараются пересилить друг друга – мускулы их напряжены, ступни широко расставленных ног вдавливаются в почву. То, нагибая противника к земле, то резко выпрямляясь, борцы стараются сдвинуть друг друга с места, оторвать от земли или рвануть на себя. В этот момент все зависит от быстроты и ловкости. Так проходит одна, две, пять и более минут. И вот настает миг, когда один из них резко бросается назад, подставляет противнику ножку, и тот только на один момент теряет устойчивость, но этого достаточно, он схвачен за пояс и поднят в воздух, падает на землю. После единоборства победитель выполняет церемонию «стряхивания пыли» с побежденного, помогает ему подняться. Проигравший борец в знак признания своего поражения развязывает содак, (короткая курточка с длинными рукавами, прикрывающая только спину борца, оставляя его грудь), затем проходит под рукой победителя и уходит на свое место. Костюм борцов состоит из прочных холщовых трусов плавок, «шудак», пояс и края которых часто обшиваются сыромятной кожей. Кроме трусов, надевается специальная куртка – «содак», состоящая только из спинки и рукавов. Куртка спереди закрепляется планками из сыромятной кожи. Бороться можно и без куртки. Ноги обуты в мягкую национальную обувь. Захваты выполняются за любое место куртки, за трусы и любую часть тела. Разрешается броски через ноги. Победа присуждается за прикосновение к земле противника четырьмя точками. Время схватки не ограничено. Спортивный костюм моге-салыкчызы состоит из ярко-пестрого шелкового национального халата и фетровой шляпы. Торжествующие вздернутые вверх руки победителя в «Танце Орла» – это особый знак радости победы. Исполняя «Девиг», борец выражает свою радость, демонстрирует силу и благодарит соперника и болельщиков. Но в борьбе существуют и запрещенные приемы. Борец должен знать их, так как применение запрещенного приема лишает борца права участвовать в соревнованиях. К таким приемам относятся: зажим мышц противника, прижим обеих рук, удары выше колена, толчки головой. Исход борьбы решается моментом, когда один из борцов брошен на землю или коснулся земли коленом. Хороший борец должен знать в совершенстве все приемы и уметь применять их. Обхват корпуса противника с последующим верчением его вокруг себя, бросок противника на себя, бросок в сторону, подножка, отрыв от земли при умелом применении всегда приносят победу. Важнейшие соревнования по борьбе хуреш проводятся в рамках национального тувинского праздника скотоводовНаадым. Стадион в день состязаний всегда переполнен. Количество участников достигало в некоторые годы 300-400 человек. Победителю дарят автомобиль, остальным вручаются различные призы. 17-кратным победителем турнира Наадыма является прославленный тувинский борец Аяс Монгуш, известный как Чаан Моге (борец Слон). Также проводится конкурс на самого лучшего исполнителя «танца орла», его также награждают. Ежегодно организовываются республиканский турнир по борьбе хуреш на призы газеты «Шын». Среди известных борцов хуреш можно назвать такие имена, как Олег Биче-оол, Алдын-оол Куулар, Чимит Куулар, Ай-Демир Монгуш, Владимир Монгуш, Геннадий Монгуш, Маадыр Монгуш, Начын Монгуш, Опанас Семис-оол, Шимит Суктер, Андрей Хертек, и многих других.

Хуреш стал подлинно национальным и любимым спортом тувинского народа.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.