Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.

В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и в первую очередь неповторимой ценностью этой ступени для становления и развития личности ребенка.

В связи с этим, основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно – деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самим собой и др.).

Для достижения указанных результатов в психическом и личностном развитии младших школьников, прежде всего, необходимо кардинально изменить приоритеты целей начального образования: на передний план поставить цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определенной суммой знаний, умений, как это было до сих пор, а воспитание его личности на основе формирования учебной деятельности.

Поэтому решение главных задач обучения должны обеспечивать: формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими и нравственными нормами.

В научном основании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур, и просто как ребенка строящего свой возраст в соответствии со своими возможностями.

Начальная ступень – период, наиболее благоприятный для интенсивного формирования учебной деятельности, является фундаментом развития интеллекта ученика. Содержание учебной деятельности строится в задачной форме, усвоение задачной формы вырабатывается у учеников дисциплиной ума, движением мысли в заданном направлении, в системе.

При этом формирование таких основных психологических свойств личности, как произвольное внимание, рефлексия, самоконтроль, учащиеся овладевают общими способами самостоятельного решения различных учебных задач, самоконтроль и самооценка собственных действий.

Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.

Задачей учителей современной начальной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

В современных условиях, когда социально – политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится всё более непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитания новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, чтобы и рыночная экономика была с человеческим лицом: для блага человека.

Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения А. С. Пушкина, М. Цветаевой, Л. Н. Толстого, Н. Н. Носова и других писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие. С помощью художественной формы у детей постепенно формируется внутренний импульс к содействию, сопереживанию.

Вопросы, адресуемые ученикам на уроках литературного чтения, наводят на раскрытие каких-то новых зависимостей, на овладение более глубоким видением явлений эмоциональной жизни человека. Готовность «вчувствоваться» в другого, распознать его эмоциональное состояние приобретается младшими школьниками с помощью таких учебных заданий, которые требуют от детей отождествления себя с другими. Например, в учебнике литературы (В. Ю. Свиридовой 2 кл.) дети находят следующие задания:

· С. 67 Пофантазируй, о чем может думать: муха на потолке, рыбка в аквариуме, черепаха в коробке… Обогатите свой рассказ от лица животного.

· С. 66 Представь, что сказали бы про одно и тоже разные по характеру персонажи: Волк и Красная шапочка про бабушку, Незнайка и Знайка о воздушном шаре, Карлсон и Фреккен Бок про приведение, Мачеха и принц о Золушке.

· С. 95 Б. Заходер «Рапуны». Отпусти на волю своё воображение и представь… их внешний вид и характер. Это ты уже умеешь.

· С. 72 Б. Заходер «Кавот и камут». Нарисуй странную парочку.

Творческая работа по тексту помогает развивать способность одухотворять окружающий мир, чувствовать самоценность. Например, после анализа отрывка из сказки А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц» детям было предложено написать письмо Маленькому принцу (устно) о том, кого они «приручили», как берегут они эту дружбу. Подумать и самим создать диафильм о верных и преданных отношениях между друзьями.

Такие задания, на наш взгляд, очень важны еще и тем, что они служат заслоном для «вещного» восприятия мира в целом и человека в том числе. Ведь «вещное» отношение к окружающему предметному и животному миру формируется, если все, что окружает ребенка, воспринимается им лишь как нужное или ненужное для него. Со временем это потребительское отношение переносится на людей. Чтобы этого не случилось, для ребенка не должно быть «безгласных» внешних объектов. И в неодушевленных предметах он должен видеть материализованные душевные силы человека, их создавшего, проявление жизни природы. Например, Р. Сеф. «Странное дело».

Учащимся необходимо научиться осознавать свои собственные переживания и уметь раскрывать их перед товарищами. Среди литературных текстов немало таких, которые вызывают у каждого глубокое волнение за судьбы героев. Особенно это произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка», «Акула», «Прыжок».

Но в силу неповторимости жизненного опыта всегда имеются различия в содержании переживаний воспитанников. Своеобразие эмоциональных откликов сверстников позволяет убедиться в том, как широк диапазон эмоциональных решений людей на одно и то же событие. В процессе чтения учащиеся могут ответить на такие вопросы: «В каком месте рассказа ты испытывал особенно сильное волнение? Из-за чего ты волновался? За кого из героев ты тревожился больше и почему?».

Одним из условий формирования воспитанности у младших школьников является овладение ими системой обобщенных понятий, характеризующих многообразие душевного состояния человека, разновидности положительного и отрицательного отношения людей друг к другу. Поэтому в содержании учебного материала мы включали задания, способствующие активному усвоению детьми нравственных понятий.

Это:

· Подели слова на две группы: врать, обманывать, сочинять, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать. Объясни свой ответ. Задание после рассказа Н. Носова «Фантазеры».

· А что для тебя было бы лучшим подарком? Как в вашей семье отмечают праздники? Нарисуй годовой круг и отметь на нем дни рождения: свои, своих родных и друзей. Задание после рассказа О. Кургузова «День рождения вверх ногами».

· Как ты понимаешь, почему «вместе… плакали»? Знакомы ли тебе эти переживания? Чем нужно обладать человеку твоего возраста, чтобы по – доброму относиться к младшим, несмотря на их проделки: терпением, мужеством, памятью о себе маленьком, страхом нажить неприятности, любовью… чем-то ещё?

Задание после стиха Н. Десятковой «Мы с братом учим уроки».

Материал по развитию речи также способствует формированию эмоциональной культуры, нравственного опыта младших школьников. Программа по русскому языку предусматривает обучение детей письменному изложению. При выборе тем необходимо учитывать их жизненный опыт, интересы детей, доступность. Темы могут быть рассчитаны на конкретные наблюдения или на впечатления от эмоционального – нравственных ситуаций проявления милосердия, эгоизма, равнодушия. Например, дети пришли к выводу о взаимосвязи чувств сострадания и жалости после работы над текстом «Птичка» (по Л.Н. Толстому).

Большую роль мы отвели творческим сочинениям. Так, в устных сочинениях «Кому светит солнце?», «Какой я друг?», «Чего я боюсь в этой жизни?» дети широко использовали понятия: заботливость, сострадание, доброта, жалость. Вот одно из устных детских сочинений:

Чего я боюсь в этой жизни?

«Я очень боюсь в этой жизни людей, которые говорят неправду и ложь. С ними непонятно: как они к тебе относятся, можно ли им рассказывать секреты, тайны. Иногда они могут что-нибудь посоветовать специально, чтобы у тебя ничего не получилось. С виду они кажутся добрыми, внимательными, заботливыми, сочувствуя тебе, а внутри злые и вредные. » (Т. Цепенникова).

Также в целях нравственного воспитания мы использовали на уроках развития речи и краткие изложения с элементами сочинения. Для этого в текст рассказа для изложения мы включали проблемную нравственную задачу, требующую выбора поведения.

Например, детям был прочитан текст: «Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга – Вася, Митя, Миша – принести домой по корзинке спелой малины. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили. Вдруг увидел Митя, что нет ключа от дома в кармане. Решил вернуться поискать, где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. Вася…».

Задание: допишите, что произошло дальше, как поступил Вася.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.