Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

А.Авилкина, Ю.Чернышева

Запоминание текста в разном представлении.

Память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

Вопрос о механизмах памяти давно привлекал внимание ученых. Еще Аристотель считал, что человек запоминает благодаря тому, что между образами предметов образуются ассоциации (связи). При восприятии одного предмета возникает образ, связанного с ним, другого предмета. Аристотель описал три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. На основе ассоциации по смежности человек запоминает предметы, находящиеся в одном и том же месте в одно и то же время. Ассоциация по сходству дает возможность запомнить предметы, имеющие одинаковые признаки: форму, величину, объем, цвет, запах и т.д. Благодаря ассоциации по контрасту запоминаются предметы, которые свойственны противоположные качества: круглый и квадратный, большой и маленький, белый и черный, толстый и тонкий и т.д.

И.П. Павлов полагал, что физиологической основой ассоциации являются временные нервные связи, образованные в коре больших полушарий при действии двух раздражителей, имеющих жизненно важное значение.

Исследованием памяти занимались многие зарубежные и отечественные психологи и считалось, что она изучена лучше, чем все остальные познавательные процессы. Однако, многое в памяти остается загадочным и непонятным. Неизвестно почему происходит частичная или полная потеря памяти (амнезия), почему некоторые люди начинают воспроизводить такую информацию, о которой они раньше не имели никакого представления, почему информация нужная в данный момент не воспроизводится, а ненужная вдруг всплывает в памяти и т.д.

Ключевые слова:запоминание, способ представления информации, воспроизведение, качество заучивания.

Актуальность.Проблема памяти является традиционной для психологии и интенсивно разрабатывается в ней как в экспериментальном, так и в теоретическом плане. Это связано с исключительной значимостью процессов памяти в произвольной человеческой активности: в обучении, в труде, в общении, в научной работе и вообще в повседневной жизни.

 

Память является одной из важнейших форм психической регуляции деятельности, основой видового и индивидуального поведения. Наша память мост во времени. Она черпает информацию из прошлого и обогащает настоящее, хранит факты и трансформирует их в идеи, позволяя нам снова и снова приоткрыть дверь в минувшее. Память формирует нашу индивидуальность, связь с миром, планы на будущее и интеллект.

Проблема:Наша цель в этом исследовании - выяснить, какое из представлений текста эффективнее для заучивания. Мы использовали два вида представления информации: сплошной и табличный, структурированный текст. В ходе подготовки эксперимента была выдвинута гипотеза о том, что в табличном виде информация запоминается лучше.

Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям. Поэтому мы всячески старались не мешать нашим испытуемым и подогревать их интерес к работе. Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления, ее виды и типы чрезвычайно многообразны. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. По характеру целей деятельности выделяют непроизвольную и произвольную память. Непроизвольная память занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек многое запоминает и воспроизводит без специальных намерений и усилий. Она является генетически первичной: ее формирование предшествует формированию и развитию произвольной памяти, которая позволяет запоминать с необходимой полнотой то, что человеку нужно в данный момент. Именно произвольная память наших испытуемых позволила им с точностью воспроизвести множество фактов из представленных заданий.

Процедура исследования и анализ результатов:В первый день эксперимента (15 мая 2012 года) в 13:30 мы приступили к объяснению задания испытуемым (1 группа). В 13:36 эксперимент начался. Трое испытуемых (которые предварительно получили свои кодовые имена : "К-1", "К-А", "М" соответственно), сидя на разных рядах, получили листы с текстом для заучивания (1 группа учила текст в сплошном неструктурированном представлении ) и приступили непосредственно к процессу заучивания.

Нетрудно было заметить, что валидность данной фазы эксперимента несколько пострадала. Из-за недостатка опыта экспериментаторы не смогли исключить абсолютно все факторы, угрожающие валидности. Говоря о фоне, невозможно упустить такую деталь как шум. Даже несмотря на закрытые окна, посторонние звуки несколько нарушали устойчивость внимания испытуемых. Также можно отметить и то, что в кабинете убиралась другая девушка (их одноклассница). Но вскоре она ушла, и наши испытуемые полностью погрузились в работу.

 

Нужно сказать и то, что мы не учли того, что испытуемые отнесутся к нашему исследованию не столь серьезно, как нам этого хотелось бы. Стоило забрать у них телефоны, так как наличие таковых стало отвлекающим моментом для испытуемого "К-1". Но, в целом, время, потраченное на телефон (27 секунд) не столь велико, чтобы оно могло снизить успешность процесса запоминания.

Так как испытуемые были выбраны путем рандомизации, их эквивалентность, разумеется, была чересчур низка. Так, например, только испытуемому "М" удалось не реагировать на внешние факторы (по крайней мере выражение ее лица было бесстрастным).

К сожалению, повлиять на испытуемых могла усталость (мы попросили их остаться для нашего исследования после 6-го урока ). Однако никто из них не проявлял признаков утомления.

В целом же можно сказать то, что испытуемым удалось абстрагироваться и вникнуть в суть материала.

В 13:59 "К-1" сообщила о своей готовности рассказать нам что запомнила, и мы с ней перешли в другой кабинет.

 

"К-1": Емельян Иванович Пугачев ( 1742-1775 ) – предводитель Крестьянского восстания с 1773 по 1775 годы. В биографии Пугачева с 1756 по 1763 года принималось участие в Семилетней войне. С 1763 по 1767 год он учился в Зимовейской станице донской области. Участвовал в русско-турецкой войне 1769 года. С октября по март 1775 длилось восстание Пугачева. Он пополнил свою армию крепостными. За этот период в 1774 году были взяты Саранск, Курмыш, Алтырь. Затем в городе Царицын армия Пугачева была разбита, а сам он вскоре арестован. Так восстание Пугачева было окончательно подавлено, в январе 1775 года его казнили.

В принципе, "К-1" запомнила тест неплохо, вела себя спокойно и не выказывала признаков волнения. Очень больших пауз в ее рассказе не было. Она четко рассказывала все, что вспоминала.

2 минуты.

 

Следующей была "М" (14:01).

"М": Емельян Иванович Пугачев ( 1742-1775 ) – предводитель Крестьянской войны с 1773 по 1775 годы. В биографии Пугачева с 1756 по 1763 года он служил в Семилетней войне. С 1763 по 1767 год он учился в Зимовейской станице донской области. Участвовал в русско-турецкой войне 1769 года.

Она не казалась такой уверенной, как ее предшественница. Начала она хорошо, и первые предложения пересказывала довольно точно, но потом принялась путаться и долго вспоминать следующие слова и даты.

5 минут.

 

И последней к рассказу приступила "К-А" (14:06).

"К-А": Емельян Иванович Пугачев ( 1742-1775 ) – предводитель Крестьянской войны с 1773 по 1775 годы. В биографии Пугачева с 1756 по 1763 года…

Участвовал в русско-турецкой войне 1769 года. С 1763 по 1767 он служил в Зимовейской станице Донской области. С октября 1773 по март 1774 года длилось восстание Пугачева в Оренбурге. В 1774 году были взяты Сызрань, Курмыш, Альмата.

Первое предложение воспроизвела слово в слово, а потом начала высказывать отдельные факты из разных предложений.

7 минут.

 

По времени и количеству воспроизведенного можно увидеть, что каждый последующий испытуемый регрессировал. Скорее всего, сказались личные характеристики когнитивных способностей девушек. В целом же, данные ответы были не столь плохими, как мы ожидали. Более того, все запомнили больше половины информации.

 

Во второй день эксперимента (16 мая 2012 года) в 13:53 мы вновь приступили к объяснению задания испытуемым, на этот раз – 2 группе. (2 группа учила структурированный текст). В 13:55 эксперимент начался. Трое испытуемых (которые предварительно получили свои кодовые имена : "А-1", "А-Х", "В" соответственно), сидя на разных рядах, получили листы с текстом для заучивания ( 2 группа учила текст в структурированном представлении) и приступили непосредственно к процессу заучивания. Валидность сегодня опять же пострадала. Например, при входе учителя в класс возникла неловкая пауза, но длилась она буквально несколько секунд, так что мы не считаем, что это негативно отразилось на качестве и времени запоминания.

В 13:59 "А-Х" выказал желание ответить, но передумал и решил поучить еще. В 14:04 он уже твердо заявил, что готов.

Итак, "А-Х" (14:04):

988 - Крещение Руси.

1613 - Правление в России династии Романовых.

1812 - Бородинская битва.

1861 - Отмена крепостного права в России.

1991 - Распад СССР и падение социализма.

1993 - Принятие конституции Российской Федерацией.

1597 – 1604 - Годы правления Бориса Годунова.

1682 – 1725 - Годы правления Петра Первого.

1894 – 1917 - Годы правления Николая Второго.

Как можно заметить, результат очень хороший. В конце, правда, была пауза в 41 секунду, но после нее испытуемый верно воспроизвел информацию.

4 минуты.

 

Следующим был "А-1" (14:08):

988 - Крещение Руси. Киевская Русь принимает православное христианство.

1613 - Приход к власти в России династии Романовых.

1812 - Бородинское сражение - сражение между русской армией во главе с Кутузовым и французскими войсками под командованием Наполеона.

1991 - Распад СССР и падение социализма.

1993 - Принятие конституции Российской Федерацией.

1598 – 1605 - Годы правления Бориса Годунова.

1882 – 1917 - Годы правления Николая Второго.

Этот ответ так же был хорошим, несмотря на пропуски. В целом, за короткое время информация была передана довольно точно.

2 минуты.

 

И последним был "В" (14:10):

988 - Крещение Руси. Киев принимает православное христианство.

1613 - Приход к власти в России династии Романовых.

1812 - Бородинская битва.

1861 - Отмена крепостного права в России.

1993 - Принятие конституции Российской Федерацией.

1598 – 1605 - Годы правления Бориса Годунова.

1682 – 1725 - Годы правления Петра Первого.

1894 – 1917 - Годы правления Николая Второго.

Нетрудно заметить, что и этот ответ был выше среднего уровня.

1,5 минуты.

 

Вывод:Таким образом, очевидно, что «победила» группа, пытавшаяся запомнить структурированный текст. Как мы и предполагали, время, потраченное на заучивание исторического текста в виде таблицы, меньше того, что пришлось убить на сплошной текст, а также само качество воспроизведения информации во второй группе оказалось куда лучше.

Вовсе не скрыто от глаз то, что дало такие результаты. Наглядность, а именно емкое представление некой исторической информации дало возможность для включения в работу фотографической памяти. Разумеется, нельзя исключать тот факт, что у кого-то из испытуемых она развита в более высокой степени, у кого-то в более низкой, однако факт есть факт, и этот вид памяти был успешно использован 2 группой.

 

Список литературы

1. Никандров, Экспериментальная психология.

2. Определение психологических особенностей памяти юношей в разных видах деятельности, Кузикова С.Б.

3.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.