Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Values of the peace and consent in a context of the regional conflict

Ценности мира и согласия в контексте регионального конфликта

Юсупов Муса Мовлиевич, доцент, кандидат социологических наук, Чеченский государственный университет, Грозный, Россия

Values of the peace and consent in a context of the regional conflict

Jusupov Musa Movlievich, the senior lecturer, the candidate of sociological sciences, Chechen State University, Grozny, Russia

В статье рассматривается роль ценностей мира и согласия в предупреждении и урегулировании конфликта, раскрывается специфика реконструкции постконфликтного региона и миростроительства.

Ключевые слова: региональный конфликт; мир; согласие; реконструкция; примирение; постконфликтная ситуация.

The article considers the role of values of the peace and consent in the conflict prevention and settlement, reveals the specificity of the reconstruction of post conflict region and peace building.

Keywords: regional conflict, peace, consent, reconstruction, reconciliation, post conflict situation. Musa_y17@hotmail.com

Региональные конфликты по своим последствиям выходят за пределы пространственных границ локальной территории, страны. Они создают гуманитарные и иные проблемы международного характера. Это актуализирует значение ценностей мира и согласия в предупреждении и урегулировании конфликтной и постконфликтной ситуации. В данном контексте представляет интерес специфика поствоенного миростроительства в Чеченской Республике.

В исследовании использовались конфликтологический, деятельностный подходы, методы социологического анализа. Предмет исследования - роль ценностей мира и согласия в постконфликтой реконструкции региона.

Результаты исследования. На Северном Кавказе, как и в других регионах, историческое развитие осуществлялось через периодическую смену состояний конфликта и сотрудничества. Однако в социальной памяти северокавказских народов не фиксируются какие-либо большие межэтнические конфликты, войны между собой. Межэтнические противоречия, групповые, фамильные и межличностные конфликты разрешались с помощью народной дипломатии. Этот опыт используется в повседневной жизни и в наше время. Но у людей отсутствует современный опыт, эффективные механизмы решения противоречий между властью и населением, центром и регионом. Это является одной из причин возникновения конфликта в Чечне и сохранения нестабильности на Северном Кавказе.

Символьное и почти сакральное значение имеют ценности мира и согласия. В чеченской социальной практике существуют, как и в других регионах, механизмы поддержания согласия в обществе, между группами, индивидами. Согласие предполагает добровольное соглашение, заинтересованность в мирной жизни, уважение свободы других. Свобода в чеченской культуре ассоциируется с понятием безопасность. Это нашло отражение и в формах приветствия. Так, гостя встречают словами приветствия: «Марша вог1ийла» - «Приходи свободным», провожают напутствием: «Марша г1ойла» - «Иди свободным». Однако здесь уместно отметить, что содержание данного понятия изменчиво в зависимости от ситуации, или иначе, возможны сущностные внутренние «взаимопереходы» того или иного понятия и ценности. В начале конфликта в Чечне, то есть в период социально-политического кризиса 1991 года, свобода, самостоятельность, рассматривалась как цель и условие достижения благополучия и обеспечения социально-культурного расцвета. Выдвигались лозунги «Свобода», «Справедливость», «Свобода или смерть». Призывы к согласию многие не слышали. При этом «суверенитет» расценивался как инструментальная ценность, способная реализовать свободу на практике, в форме политической самоорганизации. Во время вооруженного конфликта свобода чаще соотносится с безопасностью, а ценность «суверенитет» отодвигается на второй план, актуализируя ценность безопасности, правовой и социальной защищенности.

В предконфликтной ситуации справедливость выступала как разделяемая многими ценность и цель переустройства системы социальных отношений, достижения общего благополучия. Одновременно она выполняла инструментальную функцию мобилизации населения на политические перемены. В массовом сознании в тот момент были сильно выражены установки на обеспечение социальной справедливости.

Между тем в результате многолетней войны изменения, «взаимопревращения» коснулись не только отдельных ценностей, а всей системы социокультурных ценностей. Люди из войны вышли другими, усилилось противоречие позитивных ценностей и антиценностей: человечность-дикость, милосердие-жестокость, правда-ложь и других.[1]. Ситуация выживания на грани жизни и смерти оказывает сильное влияние на модель социального поведения. Невозможность следования культурным стандартам и придерживаться общепринятого образа жизни нередко усугубляет посттравматическое состояние жителей, переживших военные действия, порождает культурные травмы.

Согласно П. Штомпке травматогенный характер чаще всего обретают изменения, имеющие особенные признаки. Во-первых, это резкие, внезапные, быстрые изменения, происходящие в очень короткое время. Во-вторых, это изменения, происходящие в широкой общественной сфере, охватывающие одновременно различные области общественной жизни. В-третьих, это глубокие, радикальные изменения, затрагивающие главные для данной группы ценности, правила или убеждения. В-четвертых, изменения такого рода должны быть неожиданными, вызывающими изумление, шокирующими.[2].

В этом смысле рассматриваемый конфликт охватывал всю территорию ЧР и отразился на судьбе не только отдельных людей, коллективов, а всего территориального сообщества, а с 2004 года конфликтные действия перекинулись на соседние с ЧР территории субъектов Южного федерального округа РФ. Это дает основание говорить о социокультурных последствиях трагедии на юге страны.

В обычных условиях трансформацию ценностей можно рассматривать как процесс, протекающий «в границах цикла культуры». Во время военной или иной социальной катастрофы этот цикл нарушается, наступает момент деструктивного функционирования, сбоев во взаимодействии элементов культуры. Общество вдруг становится «обезоруженным», открытым внешнему воздействию в силу разрушений, отсутствия или не налаженности функционирования, например, современных национально-культурных институтов (театры, филармония, библиотеки и др.).

В перерастании конфликтной ситуации в вооруженный конфликт можно выделить общие и специфические, структурные и сопутствующие причины. Динамике конфликта были присущи различные фазы развития, в том числе эскалации и деэскалации, конфигурация его участников периодически менялась, происходила трансформация структуры, интересов и ценностей.

Рис. 1. Динамика конфликта в ЧР [3]

Современные внутригосударственные региональные конфликты нередко обретают международный характер. Например, международный аспект конфликта в Чечне выразился в том, что стороны нарушали международные принципы и нормы гуманитарного права, а также в возникновении беженцев. Сегодня во многих странах Европы находятся беженцы из ЧР, по экспертным оценкам их численность составляет не менее 100 тыс.чел. Между тем любые беженцы создают принимающим странам проблемы экономические, социальные, а иногда и общественной безопасности.

В развитии конфликта просматриваются пять периодов. В содержательном отношении в каждый из них он переживает свои фазы или стадии, в частности, эскалации и деэскалации. В период 1987 – 1990 гг. отчетливо не разграничивались внутричеченские и российско-чеченские противоречия, наблюдался общий рост социальной и политической напряженности, а зарождающийся конфликт протекал латентно. С возникновением политического кризиса в августе – сентябре 1991 г. в Москве и в Грозном он становится открытым.

Другая особенность протекания конфликта выражается в следующем. В мирной обстановке (1991–1994, 1997–1999) на передний план выдвигаются внутричеченские противоречия. В состоянии войны (1994–1996, 1999-2002) – российско-чеченские. Оба вида противоречий взаимоусиливаются в условиях конфронтации.

Российско-чеченский конфликт в массовом сознании воспринимается чаще через призму разрушений, человеческих потерь. В институтах власти он сводится к борьбе с терроризмом и бандитизмом. Между тем происшедший конфликт представляет собой сложное по своей структуре и динамике социальное явление, отражает противоречивый процесс качественного изменения социально-политического и экономического обустройства.

Поэтому функции данного конфликта необходимо рассматривать в контексте социальных функций обновления общества. При этом функционально региональный конфликт может оказывать влияние на общие процессы в стране. Это влияние может быть положительным и отрицательным. В начале 1990-х годов конфликт содействовал реформированию общества, децентрализации системы управления, совершенствованию федерализма, расширению индивидуальных и коллективных свобод. В Чечне произошла десоветизация власти почти на два года раньше, чем во всей остальной России.

Однако с начала 2000-х годов происходит новая централизация, перераспределение полномочий в пользу федерального центра, излишняя регламентация действий субъектов, отказ от принципа выборности региональных руководителей. Это во многом предопределило выбор способа урегулирования конфликта.

 

 

Табл. 1 Функциональные последствия конфликта в ЧР

Положительные Отрицательные
Социальное пробуждение, проявление гражданской активности. Свобода выражения мнений, позиций. Социально-политические перемены, утверждение новых институтов социального управления. Изменение типа социального строя, образование пространства для развития коммерческого сектора. Обретение уверенности, социального оптимизма, формирование механизмов влияния на выработку и принятие решения. Складывание опыта выстраивания отношений партнерства, сотрудничества. Вовлечение этнокультурных компонентов в государственное и языковое строительство. Социальная адаптация к изменившимся условиям. Поиск оптимального варианта разграничения полномочий Центра и региона. Раздвоение по политическим интересам и предпочтениям. Разрушение социально-экономической инфраструктуры на 80%. Социальные и гуманитарные травмы, гибель не менее 100 тысяч чел. Деформация социально-профессиональной и демографической структуры. Уничтожение архивного и историко-культурного наследия. Изменение иерархии социокультурных ценностей. Распространение в СМИ отрицательных стереотипов. Высокий уровень миграции, возникновение перемещенных лиц и беженцев..  

В ходе развития конфликта и особенно в постконфликтной ситуации актуализируются функции миростроительства, реконструкции региона, восстановления социально-экономической инфраструктуры, обеспечения социального порядка и социальной занятости, воссоздания положительного имиджа региона и его жителей, интеграции поствоенной территории в социокультурное пространство страны.

За мирное урегулирование конфликта, кстати, высказались 62% опрошенных в 83 регионах РФ, согласно данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ 24-27 мая 2002 г. В марте 2003 г., в канун проведения референдума, 84,7% опрошенных грозненцев также высказались за прекращение боевых действий и проведение переговоров.[4]. Такие чаяния отражают всеобщую потребность признания высшей ценностью жизни человека, трансформации культуры насилия в культуру мира. При этом на протяжении всего периода развития конфликта вставал вопрос об урегулировании следующих «видов» конфликтов: российско-чеченского, внутричеченского и межличностного («межфамильного») на почве кровной мести. Однако не был востребован потенциал мирного урегулирования конфликта.

Во вторую военную кампанию он был урегулирован военно-силовыми методами, назначенная Центром администрация ЧР легитимируется проведением в 2003 году референдума по принятию новой Конституции ЧР, выборов президента, а затем и парламента ЧР. 26 апреля 2009 г. на территории ЧР отменен режим контртеррористической операции (КТО).

Силовой способ решения чеченской проблемы сказывается, и будет долго сказываться на социально-политическом устройстве региона, становлении и развитии демократических и гражданских институтов.

На данном этапе нет российско-чеченского и во многом внутричеченского политического противостояния.Межличностные конфликты на почве кровной мести разрешаются постоянно на основе общественной, традиционной самоорганизации населения. В постконфликтной обстановке происходит активизация религиозных деятелей, востребованными становятся миротворческая и стабилизационная функции. Они реализуются посредством освящения социальных норм и ценностей при проведении проповедей, религиозных обрядов.

Особо нужно выделить миротворческую работу религиозных деятелей, в частности, по примирению конфликтующих семей. Во всех районах и на республиканском уровне были созданы комиссии по примирению кровников. В них входили религиозные деятели, уважаемые авторитетные люди, представители власти. Всего примирено более 400 семей. Примирение происходит на основе издавна существующего института “МАСЛААТ”- «ПОСРЕДНИЧЕСТВО». Он имеет сложную процедуру, предполагает многоактные действия по изучению сущности конфликта, налаживанию контактов с конфликтующими сторонами, выявлению возможных путей примирения. Завершающим этапом является публичный акт прощения совершившего насильственное деяние (убийство, нанесение увечья и др.), примирения родственников сторон конфликта.

В целом динамика нарушения прав имеет позитивные изменения, в 2003 г. считали, что нарушают права человека в ЧР постоянно и часто – 87,9% опрошенных респондентов, в 2009 г. – 17,4%. Ночью и днем не ощущали опасность в 2003 г.-1,2% опрошенных, в 2009 г.- 42,9%. [5].

Функция реконструкции предполагает воссоздание на послевоенной территории социальной среды жизнеобеспечения. В рамках федеральной целевой программы социально-экономического развития ЧР с 2006 г. высокими темпами проводятся строительные работы. Восстановлен Грозный, благоустраиваются города Гудермес и Аргун, другие населенные пункты, восстановлены и построены новые объекты социальной сферы: здравоохранения, культуры, образования. Еврокомиссия с 1999 г выделила на гуманитарную помощь и восстановление социальных объектов – 239 млн. евро.[6]. Динамика социальных перемен подтверждается показателями развития бюджета ЧР, хотя он более чем на 90% формируется на основе дотаций.

Рис.2. Консолидированный бюджет ЧР [7] (миллионов рублей)

 

Наряду с социальными объектами строятся предприятия. Так на основе бывшего Аргунского завода «Пищемаш» налажена сборка легковых машин марки «Жигули», на базе Грозненского предприятия «Оргтехника» осуществляется выпуск лифтов, в Шелковском сельском районе образован «Агрохолдинг», в Гудермесе открыт консервный завод и другие. Это способствовало увеличению рабочих мест, но не значительно. Уровень зарегистрированной безработицы составил в 2004 г.-79,7%, в 2009г.-54,1%. [8].

Вместе с тем, разрушительные последствия оказались столь масштабны, что трудно их преодолеть в кратчайший срок, свыше половины населения трудоспособного возраста не имеет работы, людей волнуют проблемы социальной защищенности. Беспокойство доставляют жилищные условия, здоровье, завышенные расценки коммунальных услуг, малый размер компенсации за потерю жилья и имущества (350 тысяч руб.). Много людей, примерно треть, еще не получили ее, а «2000 рублей пострадавшим и 20 тысяч погибшим нормально не выплачиваются, а лишь через судебные инстанции и то с трудом».

Таким образом, конфликт динамический процесс, соответственно функции изменяются по мере развития конфликта, прохождения им различных стадий, фаз, периодов. Функциональность рассматриваемого конфликта выразилась в его роли в социально-политическом преобразовании региональной общности. Отсюда - социально-политическая сущность функциональности конфликта состоит в стимулировании социальных изменений, качественного переустройства общества, региональной самоорганизации.

С урегулированием или разрешением конфликта не преодолевается конфликтность в обществе. Социально-профессиональные, этнические и иные группы, индивиды находятся во взаимодействии, это нередко порождает напряженность. Другими словами, повседневная жизнь, система социальных отношений представляют противоречивый процесс, нормой, чертой общества является перманентная сменяемость состояний конфликта и сотрудничества, согласия и несогласия.

 

Табл. 2 Типы отношений в ЧР [9].

  Очень часто Часто Редко Очень редко
Сотрудничество 14,7 44,9 30,4 6,1
Конфликтность 7,9 19,2 38,7 28,2
Согласие 9,6 48,1 31,5 7,1
Несогласие 2,9 26,6 42,1 22,3

 

По итогам социологического опроса обстановку в ЧР считают нормальной - 63,7% респондентов, напряженной – 26,6%, конфликтной -5,2% . В то же время очень часто и часто встречаются с проявлениями отношений сотрудничества – 59,6%, конфликтности – 27,1%. [7].

Заключение. Нарушение баланса социальных, этнических интересов обусловливает возникновение кризиса, конфликта. Силовой способ урегулирования российско-чеченского и внутричеченского конфликта характеризует живучесть политической культуры прошлого, степень гражданской зрелости и востребованности демократических ценностей в российском и чеченском обществах.

По мнению большинства участников бесед, мир складывается из благополучия, работы, хорошей зарплаты, безопасности проживания, полного отсутствия коррупции, взяточничества, поборов. А чтобы мир в республике укрепился, все жили в полном согласии,…должны соблюдаться законы.[10].

Итак, мир и согласие, важнейшие ценности и одновременно механизмы, условие нормального функционирования социальных институтов и всего общества. Военный способ урегулирования конфликта предопределяет централизацию власти, авторитаризм в социальном управлении, ограничение возможностей гражданских институтов, препятствует достижению общественного согласия, установлению полного мира. Однако по мере восстановления социально-экономической инфраструктуры, роста благополучия населения будут постепенно складываться гражданские ценности, культура урегулирования конфликтной ситуации.

 

 

Примечание

1.Социологическое исследование: «Интересы, нормы, ценности». Объем выборки-1060 чел. Грозный.2003.

2.Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польского С.М.Червонной. - М.: Логос,2005. С.474

3. Экспертные оценки Сети этномониторинга EAWARN.

4. Социологическое исследование «Интересы, нормы, ценности», ЧР, 2003, объем выборки – 1060 чел.

5 .Социологическое исследование «Интересы, нормы, ценности», ЧР, 2003, объем выборки – 1060 чел. Социологическое исследование «Социокультурные проблемы региона», ЧР, 2009, объем выборки-1000 чел.

6.Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/main/2011/08/08/876961.html. Дата обращения 26.08.2011

7. Данные Федерального казначейства. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/

8.Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_113/IssWWW.exe/Stg/06-met.htm. Дата обращения 14.03.2011

9. Социологическое исследование «Социокультурные проблемы региона». ЧР.2009.Объем квотной выборки – 1000 чел.

10. Фокус-группа №6,«Социальные условия развития малого и среднего предпринимательства», 27.09.2011

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.