Основные характеристики правового государства
В юридической литературе встречаются различные трактовки
правового государства, которые условно можно разделить на "узкие"
и "широкие".
Для первых характерно определение правового государства как
государства законности, в котором взаимоотношения между государ-
ственным аппаратом и гражданами строятся на легальной основе.
Широкое понимание правового государства исходит из представ-
лений о нем как о государстве, в котором господствует право ("норма-
тивная справедливость", "объективно обусловленная мера социаль-
ной свободы" и т.п.).
Различия в понимании правового государства связаны с различи-
ями в познавательных задачах, решаемых исследователями, в миро-
воззренческих позициях последних, в понимании ими государства и
права вообще. Для каждой из приведенных трактовок правового госу-
дарства можно найти доводы как "за", так и "против".
Например, легалистское ("узкое") понимание правового государ-
ства позволяет точно очертить границы государственного сегмента в
жизни общества и индивида, перевести проблему данного государства
из области теоретических рассуждений в область практической дея-
тельности по подготовке и принятию законов, обеспечению их эффек-
тивной реализации. Однако в таком случае остается возможность от-
несения к числу правовых авторитарных и тоталитарных государств,
если существующие в них порядки оформляются с помощью закона.
Объявляли же себя "правовыми" Италия и Германия во времена фа-
шистской диктатуры. Претендовали на признание их правовыми ГДР,
НРБ и СССР в те времена, когда существовавшие в них политические
режимы никак не могли быть отнесены к разряду истинно демократи-
ческих.
Дабы не вступать в противоречие с традиционным противопо-
ставлением государства правового и "административного", "полицей-
ского", сторонники узкого понимания правового государства вынуж-
дены искать дополнительные критерии, отличающие его от "неправо-
вого". В качестве такого критерия предлагается выделять верховен-
ство не любого, а "правового", "демократического", "справедливого"
закона. Тем самым уже не верховенство закона выступает главным
квалифицирующим признаком правового государства, что делает "уз-
кую" трактовку последнего уязвимой для критики уже не только с
этических, но и с рационально-логических позиций.
"Широкое" понимание правового государства, исходящее из
представлений о господстве в обществе права как воплощения спра-
ведливости и свободы, создает возможность моральной оценки суще-
ствующего государственного строя с точки зрения справедливости,
свободы и пр. Однако представляется в высшей степени спорным са-
мо определение права в виде безусловного блага, абсолютной спра-
ведливости, свободы и т.п. Право как некий государственно поддер-
живаемый порядок общественных отношений существует во всех об-
ществах независимо от того, являются они демократическими или то-
талитарными. Следовательно, право может быть и "несправедливым",
"тоталитарным". Между существованием права и признанием госу-
дарства правовым нет прямой связи. Государств, где отсутствует пра-
во, вообще не бывает.
Видимо, при определении государства в качестве правового речь
должна идти о наличии в нем особого права, а значит, сам термин
"правовое государство" имеет условное значение. Установить его со-
держание можно лишь обратившись к истории появления и развития
идеи правового государства.
Анализ показывает, что не буквальное, а научное "конвенцио-
нальное" значение термина "правовое государство" состоит в опреде-
лении последнего как государства демократического, в котором обес-
печивается юридическое равенство граждан, в том числе правовое ра-
венство в их взаимоотношениях с государством. Именно этот признак
считается большинством юристов основополагающим для отнесения
государства к правовым.
Необходимость обеспечения юридического равенства субъектов
во всей системе общественных отношений предъявляет к правовому
государству ряд требований формально-юридического, организацион-
ного и социально-политического характера.
Что касается формально-юридических требований, то прежде
всего к ним относятся следующие:
1) равенство всех граждан перед законом и судом;
2) преобладание дозволительного порядка правового регулирова-
ния общественных отношений, при котором гражданину разрешено
все, что не запрещено, а власти запрещено все, что не разрешено;
3) диспозитивность субъективных прав и выдвижение договора в
качестве универсального средства регулирования общественных от-
ношений (свобода, обязательность договоров и т.д.);
4) возможность использования гражданином своих субъективных
прав, если при этом не нарушаются аналогичные права других лиц;
5) обеспечение государственной защиты прав граждан, пусть да-
же не закрепленных законодательно, но вытекающих из существую-
щего правового порядка общественных отношений;
6) взаимная ответственность гражданина и государства, корре-
спонденция их прав и обязанностей как участников государственных
властеотношений и др.
Организационные требования к правовому государству предпо-
лагают наличие особых форм взаимодействия гражданина и государ-
ства, обеспечивающих юридически равную возможность всем граж-
данам участвовать в управлении государственными делами. К числу
таких организационных требований могут быть отнесены:
1) законность как принцип и режим государственного управле-
ния;
2) парламентаризм;
3) конституционализм;
4) разделение властей, по меньшей мере, на законодательную,
исполнительную и судебную;
5) наличие системы "сдержек" и "противовесов", позволяющей
вышеназванным ветвям государственной власти осуществлять взаим-
ный контроль (конституционный контроль; ответственное перед пар-
ламентом правительство; конституционная ответственность глав гос-
ударства, высших должностных лиц; административная юстиция и
пр.);
6) наличие организационных и юридико-технических средств за-
щиты гражданами своих прав (местное, общественное самоуправле-
ние; наличие системы государственных органов, специализирующих-
ся исключительно на обеспечении защиты прав граждан; возможность
граждан в судебном порядке добиваться защиты всех без исключения
своих прав; право граждан на законодательную инициативу, обраще-
ние с петициями и т.д.);
7) существование эффективного, полного и совершенного с точки
зрения юридической техники законодательного регулирования обще-
ственных отношений;
8) сочетание непосредственной и представительной демократии и
пр.
Не менее, а во многих случаях и более значимыми, чем формаль-
но-юридические и организационные требования к правовому государ-
ству, являются требования социально-политические. Среди них
обычно выделяются следующие:
1) рыночное хозяйство, основанное на личной свободе человека и
обладании им собственностью;
2) высокий уровень в обществе правосознания, уважения права,
прав и свобод гражданина, что, собственно говоря, составляет духов-
ный фундамент государственно-правового строя;
3) активная борьба людей за свои гражданские права посред-
ством политических партий, оказания легального "давления" на госу-
дарственный аппарат в других формах;
4) наличие в обществе независимых средств массовой информа-
ции, дающих гражданам возможность адекватно оценивать деятель-
ность государства в целом, его органов и должностных лиц, а также
публично выражать свое отношение к ним;
5) идеологический плюрализм в обществе;
6) прозрачность границ между социальными стратами, возмож-
ность включения в правящие элиты всех граждан в силу их личных
качеств и заслуг;
7) индивидуалистический тип культуры, ориентированный на
личность, и т.д.
Следовательно, правовое государство является демократическим
государством, основанным на юридическом равенстве граждан. Со-
здание такого государства представляет собой не только юридиче-
скую и организационную задачу, но и задачу общесоциальную.__
Поиск по сайту:
|