Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные характеристики правового государства



В юридической литературе встречаются различные трактовки

правового государства, которые условно можно разделить на "узкие"

и "широкие".

Для первых характерно определение правового государства как

государства законности, в котором взаимоотношения между государ-

ственным аппаратом и гражданами строятся на легальной основе.

Широкое понимание правового государства исходит из представ-

лений о нем как о государстве, в котором господствует право ("норма-

тивная справедливость", "объективно обусловленная мера социаль-

ной свободы" и т.п.).

Различия в понимании правового государства связаны с различи-

ями в познавательных задачах, решаемых исследователями, в миро-

воззренческих позициях последних, в понимании ими государства и

права вообще. Для каждой из приведенных трактовок правового госу-

дарства можно найти доводы как "за", так и "против".

Например, легалистское ("узкое") понимание правового государ-

ства позволяет точно очертить границы государственного сегмента в

жизни общества и индивида, перевести проблему данного государства

из области теоретических рассуждений в область практической дея-

тельности по подготовке и принятию законов, обеспечению их эффек-

тивной реализации. Однако в таком случае остается возможность от-

несения к числу правовых авторитарных и тоталитарных государств,

если существующие в них порядки оформляются с помощью закона.

Объявляли же себя "правовыми" Италия и Германия во времена фа-

шистской диктатуры. Претендовали на признание их правовыми ГДР,

НРБ и СССР в те времена, когда существовавшие в них политические

режимы никак не могли быть отнесены к разряду истинно демократи-

ческих.

Дабы не вступать в противоречие с традиционным противопо-

ставлением государства правового и "административного", "полицей-

ского", сторонники узкого понимания правового государства вынуж-

дены искать дополнительные критерии, отличающие его от "неправо-

вого". В качестве такого критерия предлагается выделять верховен-

ство не любого, а "правового", "демократического", "справедливого"

закона. Тем самым уже не верховенство закона выступает главным

квалифицирующим признаком правового государства, что делает "уз-

кую" трактовку последнего уязвимой для критики уже не только с

этических, но и с рационально-логических позиций.

"Широкое" понимание правового государства, исходящее из

представлений о господстве в обществе права как воплощения спра-

ведливости и свободы, создает возможность моральной оценки суще-

ствующего государственного строя с точки зрения справедливости,

свободы и пр. Однако представляется в высшей степени спорным са-

мо определение права в виде безусловного блага, абсолютной спра-

ведливости, свободы и т.п. Право как некий государственно поддер-

живаемый порядок общественных отношений существует во всех об-

ществах независимо от того, являются они демократическими или то-

талитарными. Следовательно, право может быть и "несправедливым",

"тоталитарным". Между существованием права и признанием госу-

дарства правовым нет прямой связи. Государств, где отсутствует пра-

во, вообще не бывает.

Видимо, при определении государства в качестве правового речь

должна идти о наличии в нем особого права, а значит, сам термин

"правовое государство" имеет условное значение. Установить его со-

держание можно лишь обратившись к истории появления и развития

идеи правового государства.

Анализ показывает, что не буквальное, а научное "конвенцио-

нальное" значение термина "правовое государство" состоит в опреде-

лении последнего как государства демократического, в котором обес-

печивается юридическое равенство граждан, в том числе правовое ра-

венство в их взаимоотношениях с государством. Именно этот признак

считается большинством юристов основополагающим для отнесения

государства к правовым.

Необходимость обеспечения юридического равенства субъектов

во всей системе общественных отношений предъявляет к правовому

государству ряд требований формально-юридического, организацион-

ного и социально-политического характера.

Что касается формально-юридических требований, то прежде

всего к ним относятся следующие:

1) равенство всех граждан перед законом и судом;

2) преобладание дозволительного порядка правового регулирова-

ния общественных отношений, при котором гражданину разрешено

все, что не запрещено, а власти запрещено все, что не разрешено;

3) диспозитивность субъективных прав и выдвижение договора в

качестве универсального средства регулирования общественных от-

ношений (свобода, обязательность договоров и т.д.);

4) возможность использования гражданином своих субъективных

прав, если при этом не нарушаются аналогичные права других лиц;

5) обеспечение государственной защиты прав граждан, пусть да-

же не закрепленных законодательно, но вытекающих из существую-

щего правового порядка общественных отношений;

6) взаимная ответственность гражданина и государства, корре-

спонденция их прав и обязанностей как участников государственных

властеотношений и др.

Организационные требования к правовому государству предпо-

лагают наличие особых форм взаимодействия гражданина и государ-

ства, обеспечивающих юридически равную возможность всем граж-

данам участвовать в управлении государственными делами. К числу

таких организационных требований могут быть отнесены:

1) законность как принцип и режим государственного управле-

ния;

2) парламентаризм;

3) конституционализм;

4) разделение властей, по меньшей мере, на законодательную,

исполнительную и судебную;

5) наличие системы "сдержек" и "противовесов", позволяющей

вышеназванным ветвям государственной власти осуществлять взаим-

ный контроль (конституционный контроль; ответственное перед пар-

ламентом правительство; конституционная ответственность глав гос-

ударства, высших должностных лиц; административная юстиция и

пр.);

6) наличие организационных и юридико-технических средств за-

щиты гражданами своих прав (местное, общественное самоуправле-

ние; наличие системы государственных органов, специализирующих-

ся исключительно на обеспечении защиты прав граждан; возможность

граждан в судебном порядке добиваться защиты всех без исключения

своих прав; право граждан на законодательную инициативу, обраще-

ние с петициями и т.д.);

7) существование эффективного, полного и совершенного с точки

зрения юридической техники законодательного регулирования обще-

ственных отношений;

8) сочетание непосредственной и представительной демократии и

пр.

Не менее, а во многих случаях и более значимыми, чем формаль-

но-юридические и организационные требования к правовому государ-

ству, являются требования социально-политические. Среди них

обычно выделяются следующие:

1) рыночное хозяйство, основанное на личной свободе человека и

обладании им собственностью;

2) высокий уровень в обществе правосознания, уважения права,

прав и свобод гражданина, что, собственно говоря, составляет духов-

ный фундамент государственно-правового строя;

3) активная борьба людей за свои гражданские права посред-

ством политических партий, оказания легального "давления" на госу-

дарственный аппарат в других формах;

4) наличие в обществе независимых средств массовой информа-

ции, дающих гражданам возможность адекватно оценивать деятель-

ность государства в целом, его органов и должностных лиц, а также

публично выражать свое отношение к ним;

5) идеологический плюрализм в обществе;

6) прозрачность границ между социальными стратами, возмож-

ность включения в правящие элиты всех граждан в силу их личных

качеств и заслуг;

7) индивидуалистический тип культуры, ориентированный на

личность, и т.д.

Следовательно, правовое государство является демократическим

государством, основанным на юридическом равенстве граждан. Со-

здание такого государства представляет собой не только юридиче-

скую и организационную задачу, но и задачу общесоциальную.__

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.