Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Список использованных источников. УО «Российский государственный социальный

А.А.Едаков

УО «Российский государственный социальный

университет» филиал в г. Минске

ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ

Введение

В современном обществе большое значение уделяется подготовке высококвалифицированных кадров, которые способны эффективно справляться с рабочей нагрузкой, максимально использовать внутренние и внешние ресурсы при выполнении трудовой деятельности и т.д. В период обучения в вузе, будущий специалист получает необходимые знания и умения, приобретает профессиональную квалификацию, сопоставляет свои возможности с условиями и требованиями со стороны общества и государства, наиболее активно развивается как личность, осознает свое место и роль в обществе. Активно в этот период формируется профессиональное самосознание будущего специалиста.

Постоянные изменения в культурно-экономической жизни современного общества влекут за собой всё новые и новые требования к уровню профессионализма человека. В вопросе подготовки квалифицированных специалистов в различных сферах деятельности возникают серьёзные проблемы. Социальный заказ на высококвалифицированную психологическую помощь требует эффективной подготовки профессионального специалиста в области психологии.

Основная часть

Проблему становления профессионального самосознания будущих психологов необходимо начать с рассмотрения более общей проблемы самосознания. Общетеоретические и общеметодологические аспекты самосознания проанализированы в трудах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева. Вопросы, связанные с проблемой формирования самосознания рассматриваются в работах К.А. Абульхановой-Славской, И.С. Кона.

Целый ряд отечественных психологов (Л.С. Выготский, Е.А. Климов, Л.А. Пергаменщик, Я.Л. Коломинский и др.) рассматривают самосознание как внутреннее «ядро» личности или как ее сознательное начало. Данный подход заслуживает внимания, поскольку подчеркивает фундаментальную роль сознания и опыта жизнедеятельности человека, активности личности в формировании себя, единство личностного и профессионального и профессионального развития.

Особый интерес представляет точка зрения И.С. Кона относительно функций самосознания. В своей работе «Категория Я» автор выделяет две главные функции: регулятивно-организующую и Эго-защитную. Последняя, по мнению автора, ориентирована на поддержание самоуважения и стабильности структуры самосознания, даже ценой искажения информации. Автор отмечает наличие осознанной противоречивости образа-Я, характеризующегося неконфликтным расхождением «Я-реального» и «Я-идеального», что может выступать в качестве показателя высокого уровня развития самосознания [4].

Исследования самосознания учеными в основном посвящены изучению его содержательных аспектов применительно к конкретным сферам профессиональной деятельности. Однако профессиональное самосознание как целостный феномен исследовано значительно меньше.

Проблеме формирования профессионального самосознания посвящен широкий перечень исследований в зарубежной и отечественной психологической науке. Многие зарубежные и отечественные психологи (Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Столин Н.Н, Климов Е.А, В.С. Мерлин, С. Фолькман, А. Маслоу и др.) рассматривают профессиональное самосознание как неотъемлемый фактор, определяющий профессиональное становление личности и способствующий успешному овладению избранной профессией. Профессиональное самосознание является основным источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования. Когда субъект осознает себя в профессиональной роли, адекватно оценивает свои достижения, свои профессионально важные качества и уровень их развития, возможно сознательное и активное профессиональное развитие и саморазвитие. Профессиональное самосознание является важнейшим компонентом целостного самосознания личности.

Если обратиться к структуре профессионального самосознания, следует отметить точку зрения Е.С. Макеевой. Автор считает, что каждая личность развивает в себе определённые структуры: систему жизненных ценностей, уровень общей самооценки, которые у каждого человека строго индивидуальны. Исходя из этого, на любом этапе развития личность ставит перед собой цели профессиональной реализации, сопоставляя данную возможность с имеющимися качествами и индивидуальными особенностями. Если процесс профессионального становления личности проходит успешно, человек адекватно оценивает себя и свои возможности как будущего специалиста, видитперспективные пути развития своих профессиональных качеств и стремится к саморазвитию [7].

По мнению Г.И.Малейчука, в структуре идентичности можно выделить следующие компоненты: Я-концепция (образ Я), концепция Другого (образ Другого). Автор рассматривает Я-концепцию как систему представлений личности о своем Я и отношений к нему, а концепцию Другого, как систему представлений личности о Другом, и отношений к нему[6].

Результаты теоретического анализа обозначенной проблемы свидетельствуют о том, что понятие «самосознание» и «идентичность» используются в ряде работ [6] как синонимы, являются частью сознания, и включают следующие структурные компоненты, а именно:

· когнитивный (знание о своем «Я»),

· эмоциональный (отношение к Я и его оценка)

· поведенческий (проекция первых двух уровней на взаимодействие с миром).

Используя данную модель в нашей работе, мы исследовали профессиональное самосознание включающее 3 компонента:

Когнитивный компонент характеризуется всеми особенностями представлений о себе как будущем профессионале, клиенте и профессиональном взаимодействии, в том числе их адекватностью. К когнитивному компоненту также можно отнести различные аспекты профессиональной самооценки, профессиональных ценностных ориентаций и др.

Эмоциональный компонент включает все то, что связано с чувствами, переживаниями, состояниями и может быть зафиксировано на уровнях физиологической регистрации и субъективных отчетов: прежде всего положительные и отрицательные эмоции, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, будущей профессиональной деятельностью и т.д. Это самоотношение, или эмоциональное отношение к себе как к будущему профессионалу.

Поведенческий компонент содержит результаты коммуникативной деятельности и поступки, речь, то есть все то, в чем проявляется личность человека и может наблюдаться другими людьми. В контексте исследования профессионального самосознания в качестве поведенческого компонента рассматривается готовность будущего психолога действовать определенным образом в отношении профессионально-значимых объектов и себя как профессионала.

Отечественные психологи рассматривают структуру профессионального самосознания как сложное динамическое образование, включающее компоненты осознания:

- профессиональных и нравственных норм поведения,

- себя как субъекта профессиональной деятельности,

- осознание и оценку профессионально важных качеств,

- социальных и трудовых отношений,

- собственного развития во временной связи [11].

Профессиональное самосознание, являясь одним из компонентов самосознания, включает: осознание себя как субъекта профессиональной деятельности, своего соответствия требованиям профессии, профессиональное самопознание, самооценивание и самовоспитание. Это отражается в профессиональной Я-концепции, являющейся совокупностью представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности [1].

Профессиональное самосознание включает не только понимание и принятие условий и требований конкретной деятельности, определённого образа профессионального поведения и отношений, но также познание и осмысление своей роли, задач и возможностей в избранной сфере социальных взаимоотношений [10, c. 71].

Обладая профессиональным самосознанием, личность способна понимать то, что она делает, сознательно ставить и решать производственные задачи, планировать свои действия и исполнять обязанности, вычленять причины собственных неудач, вносить коррективы в свою деятельность.

Профессиональное самосознаниехарактеризует определённый уровень самоопределения личности. Самоопределившись в профессиональном плане, индивид ясно осознает свои жизненные цели, планы, перспективы связанные с самореализацией в избранной сфере,свои личностные и физические качества, способности и возможности, а также требования, предъявляемые профессиональной деятельностью, профессиональной группой [2, 43].

Целью проведенного нами исследования явилось определение уровня сформированности компонентов профессионального самосознания, а также представлений будущих специалистов о своем Я, особенностях его формирования в процессе профессионального становления.

В процессе проведения эмпирического исследования, были использованы следующие методики: методика Т. Лири «Диагностика межличностных отношений», позволяющая выявить представление будущих психологов о своем профессиональном «Я»; морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина), позволяющий выявить представления испытуемых о профессионально-значимых ценностях; методика изучения самосознания Куна-Мак Партленда относится к проективным методикам; Методика изучения представлений о профессиональном взаимодействии с клиентом; методика изучения самоотношения (С.Р.Пантелеев, В.В. Столин).

Выборка составила 150 студентов-психологов 1-5 курса в возрасте от 17 до 22 лет.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что существуют различия в динамике роста готовности к работе у студентов-психологов при переходе от курса к курсу. У слушателей факультета переподготовки были выявлены изначально высокие показатели готовности к работе, однако динамика показателей не наблюдалась. На 5-ом курсе студенты-психологи готовы работать по выбранной ими специальности. Не выявлено статистически значимых различий в степени готовности слушателей 2-го курса и студентов-психологов 5-го курса.

За время обучения у студентов-психологов формируется структура представлений о себе как о будущем специалисте. Наблюдается изменение содержания структурных показателей самосознания. У слушателей переподготовки по специальности «Психология» как у первого, так и у второго курса содержание представлений о себе как о будущем специалисте не изменяется. Динамики структурных показателей самосознания у слушателей выявлено не было.

Среди студентов-психологов младших курсов, в отличие от студентов-психологов 5 курса, значимо меньшее количество человек обладает профессиональными психологическими представлениями о клиенте, соответствующими высокому уровню профессионального самосознания.

Студенты-психологи всех курсов наиболее важными для профессионального психолога считают сферы обучения, профессиональной жизни, семейной жизни, общественной активности, увлечений. Иерархия жизненных сфер на протяжении всего обучения не меняется.

За пять лет обучения в вузе наблюдается рост показателей структурных компонентов профессионального самосознания и к концу 5-го курса эти показатели достигают максимальной величины.

 

Заключение

Профессиональное самосознание является элементом целостного самосознания личности, обладает структурной организацией и определяется через содержание трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного (образ-Я и образ Другого), эмоционального (оценка себя и отношение к себе) и поведенческого (готовность к личностно-профессиональной реализации и совершенствованию). Названные составляющие структуры профессионального самосознания находятся в тесной связи, взаимообуславливая и дополняя друг друга. Чем более согласованы и взаимосвязаны структурные элементы профессионального самосознания, тем выше уровень его развития.

Формирование профессионального самосознания на этапе подготовки психологов предполагает изменение содержания структурных компонентов и увеличение степени их соответствия профессиональным стандартам. По результатам исследования выявлено, что за пять лет обучения в вузе происходит возрастание показателей большинства профессионально-значимых структурных компонентов самосознания и к концу 5-го курса эти показатели достигают максимальной величины.

Система профессиональной подготовки студентов к деятельности практического психолога должна быть направлена на формирование позитивного отношения в будущей профессиональной деятельности; развитие умений и навыков в сфере общения; коррекцию, формирование и развитие установок, нужных для успешного общения с родителями и детьми; развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей; формирование умений, необходимых для реализации профессиональных функций.

Успешность процесса профессиональной подготовки будущих специалистов к работе в области практической психологии обеспечивается ориентацией процесса обучения на интегративность приобретённых студентами знаний и умений в сочетании с их личностным ростом; ориентацией содержания образования и технологий обучения на интегративную модель личности и деятельности практического психолога в работе с клиентом; ранней ориентацией на данную специализацию; сочетанием теоретической и практической подготовки студентов.

 

Список использованных источников

1. Байметов, В.А. Диалог в профессиональном самоопределении: дис..канд. психол. наук: 19.00.07. / В.А.Байметов. – М., 1990.

2. Борисова, Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности /Е.М.Борисова //Психология формирования и развития личности. М., 1981.-С.159-177.

3. Кандыбович, Л.А. Профессиональная ориентация: поле деятельности психолога / Л.А.Кандыбович, Л.Г.Гудзенко //Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребёнка (мат-лымеждунар. научно-практ. конфер-ции 24-25 марта 1999г.). – М., 1999. – С. – 60-62.

4. Кон, И.С. Категория «Я» в психологии /И.С.Кон //Психол. ж-л. - 1981. - Т.2. -№3.-С.25-38.

5. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. – М.: Наука, 1984. - С.448

6. Малейчук, Г.И. Модель становления идентификации / Г.И.Малейчук // Псiхалогiя. – 1998. - № 2(11). – С. 3-19

7. Макеева, Е.С. Типы развития профессионального самосознания студентов-психологов / Е.С.Макеева // Психология, 2003. - №2. – С.

8. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К.Маркова. – М.: Мысль, 1996. – 308 с.

9. Оборина, Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов / Д.В.Оборина // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1994. - №2. – С.41 – 49.

10. Олифирович, Н.И. Профессиональная компетентность практического психолога / Н.И.Олифирович // Психология, 1998. - №2. – С. 61 – 73.

11. Юхновец, Т.И. Формирование профессионального самосознания у студентов психологов // «Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребенка». Материалы Международн. науч.-практ. конф., 24-25 марта 1999 г. – Минск, 1999. – С. 164–165.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.