Сюжетно-ролевая игра как средствоо формирования экологических знаний у детей подготовительной к школе группе
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности, сензитивный период для развития многих способностей. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо заложить основы экологических знаний. Составные экологического знанияличности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность. Формирование основ экологического знания детей требует развития у них не только конкретных знаний и умений, но и общего понимания природы, меры ответственности за жизнь в конкретном месте и на планете в целом.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, оказывает огромное влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, входящие в игру, эмоционально окрашены и оказывают большее влияние, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
. Формирование основ экологического знания дошкольников - это становление осознанно-правильного отношения к природе. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения. Исходным звеном осознанного, правильного отношения к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в обществе.
Экологическое знание детей 6-7 лет - процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения.
Каждый возрастной этап психического развития ребенка характеризуется типичным для него сочетанием внешних и внутренних обстоятельств развития, порождающих специфическую для возраста внутреннюю позицию ребенка. Формирование основ экологического знания у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности осуществляется на основе системы, разработанной с учетом системного, культурологического и деятельностного подхода. [30, с.20].
Игра как средство формирования основ экологического знания будет эффективно реализовываться и развиваться только при наличии определенного комплекса педагогических условий. С.Н.Николаевой выделены следующие особенности игровых обучающих ситуаций природоведческой направленности: игровая обучающая ситуация имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам, оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда, в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр. Педагог при этом объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом, он следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель – таким образом педагог осуществляет руководство игровой деятельностью дошкольников.
В рамках исследования ВКР формирование основ экологического знания в процессе игровой деятельности мы стараемся строить в системе знаний о растительном и животном мире, явлениях неживой природы, о связях и о существующих в ней зависимостях. Учитывая рекомендации Н.А.Рыжовой и С.Н.Николаевой использовали игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами, игровые обучающие ситуации с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям, игровые обучающие ситуации типа путешествий, а также различные настольно-печатные дидактические игры. [40, с.58].
Игра как процесс, развивающая творческие способности ребенка, начинается в созданной игровой среде. Нами организованы условия для обогащения детей впечатлениями, которые они используют в игре: чтение вместе с детьми книг о природе, прослушивание аудиозаписей голосов природы, рассматривание альбомов и книг о жизни различных живых существ, обращение внимания детей на деятельность человека в природе.
Руководство игровой деятельностью предполагает естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры. Это способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами и действиями.
Таким образом, игра как средство формирования основ экологического знания - это игра, специально организованная педагогом и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
Список использованной литературы
1.Методика ознакомления детей с природой в детском саду. / Под ред. П.Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 2012. - 240 с.
2.Николаева С. Н. Методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - 182 с.
3.Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. - 2008. - №9. - С. 59-68.
4.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. – 268с.
5.Рыжова Н.А. Наш дом природа. Программа экологического воспитания дошкольников. – М., 2011. – 189с.
ЗАЯВКА
на участие в научно-практической конференции студентов,
аспирантов и молодых ученых “Наука в школе и вузе ”
“ НАУКА В ШКОЛЕ И ВУЗЕ”
Название доклада Сюжетно-ролевая игра как средствоо формирования экологических знаний у детей подготовительной к школе группе
Научное направление (номер) ________________________________