Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сюжетно-ролевая игра как средствоо формирования экологических знаний у детей подготовительной к школе группе

 

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности, сензитивный период для развития многих способностей. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо заложить основы экологических знаний. Составные экологического знанияличности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность. Формирование основ экологического знания детей требует развития у них не только конкретных знаний и умений, но и общего понимания природы, меры ответственности за жизнь в конкретном месте и на планете в целом.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблю­дения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, оказывает огромное влияние на фор­мирование у них бережного и внимательного отношения к объек­там растительного и животного мира. Экологические знания, входящие в игру, эмоционально окрашены и оказывают большее влияние, чем знания, воз­действие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

. Формирование основ экологического знания дошкольников - это становление осознанно-правильного отношения к природе. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения. Исходным звеном осознанного, правильного отношения к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в обществе.

Экологическое знание детей 6-7 лет - процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения.

Каждый возрастной этап психического развития ребенка характеризуется типичным для него сочетанием внешних и внутренних обстоятельств развития, порождающих специфическую для возраста внутреннюю позицию ребенка. Формирование основ экологического знания у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности осуществляется на основе системы, разработанной с учетом системного, культурологического и деятельностного подхода. [30, с.20].

Игра как средство формирования основ экологического знания будет эффективно реализовываться и развиваться только при наличии определенного комплекса педагогических условий. С.Н.Николаевой выделены следующие особенности игровых обучающих ситуаций природоведческой направленности: игровая обучающая ситуа­ция имеет короткий и несложный сюжет, построенный на ос­нове жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам, оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда, в содержание игры заложены дидактическая цель, воспита­тельная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр. Педагог при этом объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, под­держивает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом, он следит за развитием сю­жета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, че­рез которые и осуществляется дидактическая цель – таким образом педагог осуществляет руководство игровой деятельностью дошкольников.

В рамках исследования ВКР формирование основ экологического знания в процессе игровой деятельности мы стараемся строить в системе знаний о растительном и животном мире, явлениях неживой природы, о связях и о существующих в ней зависимостях. Учитывая рекомендации Н.А.Рыжовой и С.Н.Николаевой использовали игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами, игровые обучающие ситуации с использованием кукол, изображаю­щих персонажей произведений, хорошо знакомых детям, игровые обучающие ситуации типа путешествий, а также различные настольно-печатные дидактические игры. [40, с.58].

Игра как процесс, развивающая творческие способности ребенка, начинается в созданной игровой среде. Нами организованы условия для обогащения детей впечатлениями, которые они используют в игре: чтение вместе с детьми книг о природе, прослушивание аудиозаписей голосов природы, рассматривание альбомов и книг о жизни различных живых существ, обращение внимания детей на деятельность человека в природе.

Руководство игровой деятельностью предполагает естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры. Это способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами и действиями.

Таким образом, игра как средство формирования основ экологического знания - это игра, специально организованная педагогом и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

 

Список использованной литературы

1.Методика ознакомления детей с природой в детском саду. / Под ред. П.Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 2012. - 240 с.

2.Николаева С. Н. Методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - 182 с.

3.Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. - 2008. - №9. - С. 59-68.

4.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. – 268с.

5.Рыжова Н.А. Наш дом природа. Программа экологического воспитания дошкольников. – М., 2011. – 189с.

ЗАЯВКА

на участие в научно-практической конференции студентов,

аспирантов и молодых ученых “Наука в школе и вузе

НАУКА В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

Название доклада Сюжетно-ролевая игра как средствоо формирования экологических знаний у детей подготовительной к школе группе

Научное направление (номер) ________________________________

Предметная область:

□ физико-математические науки,

□ биолого-химические науки,

□ социально-гуманитарные науки,

□* психолого-педагогические науки,

□ филологические науки

 

Фамилия____Минаева_____________________________________

Имя, Отчество_____Светлана Валериковна_______________________

Место учебы/работы ____БФ БашГУ факультет ПД

Научный руководитель (ФИО, место работы, ученая степень,

должность) Кузнецова Инна Владимировна БФ БашГУ к.п.н., ассистент

Адрес участника ___г. Бирск Коммунистическая 63, 511___________

Телефон 8-97-358-33-93 __________________________________ E-mail

Форма участия:

□* публикация и выступление с докладом.

□ публикация (заочная форма участия)

 

Необходимые для демонстрации материалов технические

средства ___________________________________________________

Дополнительная информация ____________________________ ___________________________________________________________

Дата _______________________________________________________

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.