Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация работы кружка резьбы по дереву в общеобразовательной школе

Патылицин А. В.

Студент Факультета технологии и предпринимательства

41 группа

ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск

Организация работы кружка резьбы по дереву в общеобразовательной школе

В статье рассматривается организация работы кружка резьбы по дереву в общеобразовательной школе

Ключевые слова: организация кружка, резьба по дереву.

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное творчество органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

Резьба по дереву - это изображение, рисунок или узор, выполнение на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.

В процессе кружковой работы у школьников развиваются художественный вкус, понимание ритма, светотени, объема, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры.

Материально-техническая база кружка должна соответствовать санитарным нормам. Помещение кабинета светлое, тёплое и сухое. Учебный кабинет оснащается инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями в соответствии с действующими типовыми, а также дидактическими перечнями; дидактическими материалами, технической и технологической документацией.

Конструкция и организация рабочих мест обеспечивает возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывает различия антропометрических данных учащихся, требования научной организации труда и технической эстетики. Планировка учебного кабинета, размещение в нем рабочих мест и мебели обеспечивает благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля над действиями каждого учащегося.

Рабочим местом на одного обучающегося является верстак.

Учебный кабинет обеспечивается необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка), с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.

Одним из важнейших требований к работе руководителя объединения является требование обеспечить полное соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах и правил противопожарной безопасности при работе в кружке.

На изучение резьбы по дереву в школьных программах на уроках технологии включен лишь ознакомительный раздел. Программа кружка «Резьба по дереву» ориентирована не только на расширение уровня грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.

Особенностью данной программы является сочетание традиционной техники резьбы по дереву с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся.

Дополнительная образовательная программа "Резьба по дереву”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами резьбы по дереву. Обучение данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося.

Резьба по дереву начинается в 6-7-м классе, ребята осваивают понятие о видах резьбы, материалы, применяемые для резьбы, осваивают приемы работы с инструментами и приспособлениями. Выполняют простейшие орнаменты с элементами геометрической резьбы.

Школьникам 13-15 лет полезны занятия с чередованием видов деятельности, движений. Именно таковы занятия резьбой по дереву работа на станках сменяется работой ручными инструментами: строганием, выпиливанием, и т.д. меняются рабочие позы при пользовании резаками, стамесками.

Занятия декоративно-прикладным творчеством увлекательны. Это замедляет наступление утомления, обучающиеся нередко забывают, что нужно отдохнуть, но перерывы необходимы для повышения внимания. Правила техники безопасности сообщаются учащимися во время инструктажа с записью в журнал по охране труда. Случаются периоды, когда у учащихся наблюдается спад интереса к резьбе по дереву. Чтобы активизировать творческую деятельность детей, можно воспользоваться оправдавшим себя на практике методическим приемом – предложить учащимся другой вид деятельности, например работа на токарных станках.

Эффективность воспитательного воздействия на обучающихся средствами декоративно – прикладного творчества зависит от правильного планирования работы. Надо предусматривать все основные формы занятий– беседы с показами лучших образцов народного искусства, практические работы по составлению эскизов, подготовки и участие в выставке по декоративно-прикладному творчеству.

Учитель должен направлять процесс отбора возможных композиций, лучше, если дети будут видеть перед собой готовые работы других учащихся и выполненных профессионалами.

Задача учителя – ориентировать школьников на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративного – прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий. Учебный процесс во многом зависит от первого задания, оно должно быть понятным, доступным. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему.

Учебные занятия по резьбе начального периода лучше выполнять на кедре или осине. Нужно учитывать отличительные особенности индивидуально-творческой деятельности обучающихся.

Резьба по дереву – это интересное и увлекательное занятие, но в то же время и сложное. Дети часто включают фантазию и предлагают вырезать придуманные ими узоры или целиком воображаемую картину. Они рады тому, что после долгой кропотливой работы, видят перед собой собственное изделие, сделанное своими руками.

 

Список литературы

1. http://worldofteacher.com/4766-programma-kruzhka-rezba-po-derevu.html

2. http://festival.1september.ru/articles/580593/

3.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.