Осенью, зимой, весной и летом мы продолжаем занятия «Солнечной чаши» в Екатеринбурге и его окрестностях. Среди них отмечу следующие виды деятельности
Ю. В. Шешина
Свердловское региональное отделение
ООО «Центр гуманной педагогики»
г. Екатеринбург
Солнечная чаша творчества и веселья
Вот уже пятый год в середине лета встречаются дети из Екатеринбурга в уютном местечке на берегу реки Каменка (село Кашино), чтобы вместе отдохнуть и оздоровиться. На две недели обычный дачный участок наполняется детскими голосами, превращаясь в оздоровительную площадку и центр творчества под названием «Солнечная чаша».
Организуют отдых своих детей совместными усилиями владелец участка, организатор лагеря (автор настоящей статьи) и родители детей, которые обеспечивают транспорт и плавательные средства для водных процедур; знакомят с основами управления парусным судном и проводят дискотеки, учат плести венки и дают уроки по игре в настольный теннис. Активное участие в лагерной жизни принимает и повар, которая не только хорошо готовит, но и знакомит детей с народными песнями и кулинарными традициями разных стран и народов.
Дети тоже щедро делятся своими умениями: Глеб Диаконашвили учил сверстников восточным единоборствам, Таня Бочкарева современным танцам, а Вася Лазаренко – изготовлению корабликов. Ольга Пешехонова провела занятие по лепке из глины, Анна Шешина провела мастер-класс по плетению из макраме. Лера Рубанова заразила всех своей любовью к животным, тягой к чтению и сбору ягод. Соня Братчикова оказалась искусным садоводом и поваром, Маша Прохорова обучила детей упражнениям йоги, а Арсений Тараскин поделился кулинарными рецептами. Все ребята показали артистические способности в игре «квест» и ролевой игре «Мой род».
Утро в оздоровительном лагере начинается с линейки, где сообщается план на грядущий день, распределяются обязанности. Затем ребята совершают пробежку по лесу, делают зарядку, умываются в роднике и купаются в реке Сысерть. После вкусного завтрака – «трудовой час», во время которого каждый ребёнок выполняет работу по своей «профессии». Профессий здесь целый калейдоскоп: курьеры и молочники, казначей и банщик, садовник и костровой, помощники по кухне и домовички, целитель, фотограф, животновод, летописец, даже спортивный инструктор и запевала.
После трудового часа проводятся занятия по теме дня, дети могут заняться рукоделием и другим творчеством. Заканчивается день песнями у костра и баней.
Одно из самых ярких событий десятидневной смены – празднование дня Ивана Купалы. Дети готовятся к нему заранее: учат народные песни, плетут пояса, мальчики изготавливают кораблики, девочки – венки. Ближе к вечеру нарядная процессия по кашинским улицам направляется на берег р. Сысерть. Там – хороводы, народные игры, зажигательная кадриль, прыжки через костер и, конечно, купание. В завершение праздника, загадав желания, все отпускают свои кораблики и венки на воду.
Возрождена в лагере традиция наших предков спать на сене. Сон на матрасах, набитых ароматным сеном, крепок и целителен. Еще одна особенность лагеря – вегетарианское питание. За десять дней дети успевают познакомиться с преимуществами этого способа питания. Им предлагаются зеленые коктейли, фрукты, овощи, ореховые соусы и сладости. Ежедневно в рационе свежее деревенское молоко и молочные продукты. У детей всегда есть возможность сходить в лес за ягодами. Огородные смородина и крыжовник также пользуются популярностью. Изучаются полезные свойства фруктов, злаков и трав.
По результатам своих исследований дети сами готовят презентации, пользуясь справочниками и интернетом. Узнав о пользе Иван-чая, научились заготавливать его. За время жизни в лагере дети начинают лучше понимать природу, становятся увереннее, находят новых друзей. После окончания смены они продолжат общение дома, в Екатеринбурге. И непременно многие в следующем году вновь вернутся в Кашино, в лагерь «Солнечная чаша».
Сейчас «Солнечная чаша» объединяет родителей и их детей из разных школ г. Екатеринбурга. Благодаря тому, что инициатива нашла поддержку таких организаций нашего города, как НГОУ «Межрегиональный учебный центр», Свердловское региональное отделение общероссийской общественной организации «Центр Гуманной Педагогики», туристический клуб «Новые кочевники», появилась возможность использовать отличную площадку для занятий в центре города, вдохновляющий опыт талантливых педагогов и инструкторов.
Цель объединения взрослых, подростков и детей в рамках «Солнечной чаши» - физическое и духовно-нравственное оздоровление, развитие своего духовного, творческого и физического потенциала, а также расширение сознания посредством:
- постижения природы и себя как ее части;
- участия в развивающих видах деятельности – исследовательской, познавательной, творческой, созидательной, социально-значимой;
- обращения к Культуре и традициям Отечества и других стран, народов;
- обращения к опыту наставников.
Писатель и философ Экхарт Толле указывает на то, что в настоящее время возникла острая нужда в трансформации человеческого сознания, т.к. «дисфункция эгоистического ума, усиленная наукой и техникой впервые реально угрожает выживанию планеты».
Поэтому мне, как организатору «Солнечной чаши» оказался близок подход к воспитанию, соединяющий философскую мысль и педагогический опыт.
Организуя воспитательно-образовательное пространство для своих детей, мы учитываем естественные потребности каждого ребёнка в развитии и познании окружающего мира.
Идея о человеке как части Природы и Космоса («микрокосме», как утверждал Н.А. Бердяев) не нова, она нашла широкое отражение в работах русских философов – В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, Н.Г. Холодного, К.Э. Циолковского и других. Но её невозможно в полной мере осознать, находясь в учебных кабинетах. Летний лагерь на природе создаёт для этого уникальные условия, позволяя ребёнку ощущать свою связь с миром многогранно, через воздействие на различные органы чувств.
Принципы, на которых мы строим свою деятельность:
- сотворчество детей и взрослых;
- приоритет самообслуживания среди детей;
- общественная полезность деятельности;
- забота старших детей над младшими;
- воспитание духовно-нравственных качеств (правдивости, самоконтроля, ненасилия, толерантности и др.) и освоение правил этикета;
- взаимосвязь и взаимообусловленность физического, интеллектуального и духовно-нравственного развития личности;
- осознание себя как частицы целого;
- использование разнообразных форм, методов, приёмов работы с детьми.
В загородном лагере мы оздоравливаемся природными средствами: утренние пробежки, купание, подвижные игры, походы, песни у костра, баня, натуральное питание. Занимаемся творчеством, изучая кулинарное искусство, ландшафтный дизайн, флористику, журналистику, актерское мастерство, рукоделие, традиции разных народов мира. Ведем исследовательскую деятельность – наблюдения за ростом пшеницы, астрономические наблюдения. Занимаемся изучением трав и полезных свойств растений. Практикуем занятия «Слушаю свое тело», изучаем йогу для пальцев «Мудры». В лагере «Солнечная чаша» мы учимся жить в команде и чувствовать природу.
Ежегодно проводятся пешие походы по Бажовским местам, случаются в лагере и конные прогулки, экскурсии по историческим местам г. Сысерть, ходьба под парусом, водные аттракционы, велопоходы.
В деревне есть возможность общаться с животными. Ежедневно дети кормят кур, ухаживают за своими питомцами, которых привезли из города. Во время прогулок встречаем коз, коров, лошадей, наблюдаем за ондатрами, лягушками. Каждый год в нашем лагере случаются события, которые остаются в памяти надолго. Так, однажды к нам в гости пожаловали дикие утята. Забравшись за печку в домике на берегу, они робко жались друг к другу. Мы не стали их пугать и через некоторое время утята нашли дорогу к своей маме.
В другой раз долго позволяла себя разглядывать большая лягушка. Встречали мы и «общительную» стрекозу, которая садилась на руку ко всем желающим.
Всем запомнился и случай с купанием под дождем, когда гроза настигла нас по дороге из леса. Дойдя до реки, кому-то из детей пришла идея искупаться. Все согласились и побежали к реке, купались прямо в одежде, т.к. промокли настолько, что было неважно - снимать ее или нет. Вода оказалась необыкновенно теплой!
Кроме привычных форм (ежедневных пробежек, закаливающих процедур) каждый год в лагере рождаются новые формы занятий по оздоровлению и физическому развитию. Так в 2014г проводились занятия «Слушаю свое тело», «восстановление зрения», «целительные мудры», «сбор и заготовка Иван-чая», «банные практики», благодаря тому, что в нашем хозяйстве появился теннисный стол, и баскетбольный щит, стали возможны занятия этими видами спорта.
В лагере проводятся занятия-размышления из циклов «Философия - детям», «В мире красоты». Представим некоторые темы занятий: «Жизнь и предназначение человека», «Подвиг Сергия Радонежского», «Красота», «Милосердие», «Мужество», «Совесть», «Любознательность», «Смысл жизни», «Отечество», «Солнечная система», «Женщина», «Улыбка», «Земля – наша планета», «Мировоззрение», «Воля – особая внутренняя сила человека»
На этих уроках в форме непринужденных бесед, в сопровождении картин, рассказов, сказок, а также музыки, дети учились восприятию мира взглядом художника, философа, любящим взглядом. В результате этих бесед родились удивляющие своей искренностью сочинения, рисунки. Ощущая свою причастность к красоте, дети делились своей мечтой. На уроке «Красота», дети вместе с учителем искали ответ на вопросы - «Для чего человеку дана способность воспринимать красоту?» «Что такое красота?». Прослушав сказку «Дети солнца», они выражали свое представление о красоте, счастье в форме сочинений и рисунков. На следующем занятии зачитывались сочинения - «Лето в деревне», «Я – одуванчик», «Рассказ о бабочке», «Природа». Делились ребята и своими рисунками – «Дружные зайцы», «Радуга», «Друзья».
Практика показала, что совместное обсуждение отдельных вопросов на уроках «Философия – детям» не только развивает уважение к мнению и чувствам собеседника, но и позволяет лучше понимать друг друга, между детьми и учителем рождается доверие и особая, духовная общность.
Отдельно хочется сказать о питании в лагере, которое с каждым годом становится все более натуральным. В 2014 г. из рациона были исключены рафинированные мучные изделия, налажено изготовление бездрожжевого хлеба. Считаю это нашим достижением – за две «лагерные» недели мы ни разу не покупали магазинный хлеб, питаясь хлебом собственного приготовления. Полезным оказалось и участие детей в процессе его изготовления (у нас даже появилась новая «профессия» - хлебопек).
Кроме «самодельного» хлеба в этом году дети приняли участие в изготовлении сливочного масла, были у нас и «самодельные» адыгейский сыр и йогурт.
Намного уменьшилось потребление сахара, мы его заменили на мед, инжир, финики, бананы и другие сладкие фрукты и ягоды. В этом году во время лесных прогулок была возможность неограниченного потребления черники.
Каждый участник «Солнечной чаши» имеет возможность заготовить для своей семьи Иван-чай. Дети не только учатся собирать, но и получают представление, как Иван-чай ферментируется и сушится.
Вернувшись в город, многие дети стали стремиться к здоровому питанию. Практика использования натуральных моющих и косметических средств также вошла в их жизнь. Некоторые дети, обнаружив музыкальные способности, поступили в музыкальные школы, другие же, желая продолжить общение с живой природой и исследовать её, стали посещать занятия детского экологического центра.
Осенью, зимой, весной и летом мы продолжаем занятия «Солнечной чаши» в Екатеринбурге и его окрестностях. Среди них отмечу следующие виды деятельности.
- Походы выходного дня в окрестности г. Екатеринбурга, во время которых мы: ищем «клады», беседуем о красках природы, ходим босиком по снегу, играем в народные игры и изучаем традиции приветствия разных народов.
- Утренние пробежки по набережной р. Исеть, паркам города Екатеринбурга.
- Живое и виртуальное знакомство с историческими местами Екатеринбурга.
- Встречи с интересными людьми.
- Театральные занятия, постановка спектаклей.
- Рукоделие.
- «Трудовой десант», во время которого мы убираем территорию парков, берега водоёмов.
- Занятия-размышления «Философия - детям», «В мире красоты».
- Экскурсии на территории города (в Детский экологический центр, школу парусного спорта и др.).
- Конные прогулки, во время которых дети получают начальные навыки верховой езды. Верховая езда положительно влияет не только на физическое состояние организма, но и на психику. Регулярные поездки верхом способны избавить человека от депрессии, подавленного настроения и бессонницы. Кроме того, такие занятия тонизируют весь организм, особенно – сердце и сосуды, нормализуют работу дыхательной системы.
- Туристическое многоборье (парк лесоводов России). Разбившись на команды дети ставят палатки, разжигают костры, «переправляются» по кочкам и оказывают первую помощь «раненым». Проводится песенный конкурс.
- Парад плавсредств, в котором участвуют надувные лодки, байдарки, катамараны, парусные лодки. Дети учатся управлять этими средствами. На берегу проводится обед и награждение от родителей.
- Сплавы по реке с живописной природой (Чусовая, Исеть, Уфа и др.). Несложные сплавы в хорошую погоду, дают возможность спокойно наблюдать за окружающим ландшафтом, вызывая у всех участников умиротворенное состояние. До сих пор с восторгом вспоминаю прекрасные цветущие лилии, покрывающие гладь оз. Мелкого, которое перед нами открылось на середине пути. Трудно было удержаться, чтобы не искупаться среди этой красоты. Мы ныряли прямо с лодки в необыкновенно теплую воду. Этот первый день лета, несомненно, был подарком уральской природы.
- Поездки - обмен опытом в загородные палаточные лагеря.
- Командообразующие и народные игры «Цепи кованые» (оз.Таватуй). Все желающие имеют возможность научиться танцевать кадриль и хороводные танцы народов мира. Песни у костра, походная баня, огненные практики – все это восстанавливает силы и наполняет радостью. Многие семьи приезжают с маленькими детьми, которых здесь интересует все – можно поводить палочкой по воде, покопаться в песке, хорошо рассмотреть жука, вылезшего погреться на солнышке.
- Загородные велопрогулки.
- Этнокультурные встречи (праздник Коляды, Масленица, праздник Купалы, праздник Урожая, День матери.
Для себя как организатора «Солнечной чаши» считаю значимым результатом увеличение числа детей в лагере и единомышленников, готовых совместно с нами проводить занятия, делиться опытом. Встречи с близкими по духу людьми, возникновение новых форм нашей деятельности вдохновляют и свидетельствуют о том, что мы не одиноки на пути к поставленным целям.