Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие продуктивного самосознавания в терапевтическом процессе



Чтобы быть эффективным консультантом, нужно слушать не только клиента, но и самого себя, когда вы рядом с клиентом. Это помогает понять, что происходит в то время, когда вы находитесь с клиентом. Это позитивная форма самоосознавания. Например, несколько лет назад мой приятель, который периодически лечился в психиатрической больнице на протяжении нескольких лет, и которого я не видел около полугода, однажды вечером неожиданно без предупреждения появился у меня. Он был в сильном возбуждении. Из него фонтаном исходили идеи, среди которых были как крайне странные, так и совершенно великолепные. Я искренне старался быть с ним, применяя все свои знания и умения. Я стал непосредственно следовать описанным выше "правилам", но обнаружил себя на дальнем крае кушетки, на которой мы с ним сидели, и заметил, что ноги и руки мои скрещены. Думаю, я пытался защитить себя от такого напора идей. Я разъединил руки и ноги, чтобы через 10 минут обнаружить, что они снова оказались перекрещенными. Быть с ним было тяжелой работой. Ретроспективно я осознал, что был озабочен моей собственной безопасностью. Роджерс (1980) так это описал:

"В некотором смысле эмпатическое слушание и соприсутствие означает, что вы оставляете в стороне ваше собственное Я. Это может сделать только тот человек, которому достаточно безопасно с самим собой и который знает, что не потеряется в странном или причудливом мире другого человека и сможет вернуться в свой мир, когда этого захочет".

Такая способность сконцентрироваться почти исключительно на клиенте, то "забывая" про себя, то возвращаясь к продуктивному самоосознаванию, приходит с опытом и зрелостью.

Опытный консультант спрашивает себя время от времени на протяжении сессии, нет ли чего-то, нарушающего его способность соприсутствовать с клиентом и слушать его. Он прислушивается к собственному вербальному и невербальному поведению, ища намеки на предубеждения, озабоченность самим собой или отвлечение внимания. Как только он отвлекается, он сразу принимает меры к тому, чтобы быть с клиентом и слушать более внимательно.

Трейси новый консультант в колледже. Он белый из среднего класса. Во время первой консультации черного студента он заметил, что дезориентирован. После первой сессии у него была беседа с Артом - черным консультантом, который помог ему осознать, что помешало ему. . Обнаружилось, что Трейси боялся. Он боялся, что его происхождение помешает ему хорошо сделать свою работу. Он испугался также и того, что черный студент не захочет консультироваться у белого. Как только он проработал свои страхи, он смог гораздо лучше чувствовать себя, что позволило ему соприсутствовать и слушать черных студентов.

Опытные консультанты подвергают мониторингу качество своего присутствия и слушания. Они также понимают, что ни один человек не в состоянии слушать другого совершенно непредвзято и не отвлекаясь. В ниже приведённой таблице в форме оценочных вопросов суммированы главные моменты, имеющие отношение к эффективному слушанию.

Слушание - оценочные вопросы · Читаю ли я невербальные сообщения клиента и вижу ли я, как они модифицируют то, что он говорит вербально? · Не впадаю ли я в крайность чрезмерной интерпретации невербального поведения (например, выражения лица или жестов) клиента? · Внимательно ли я слушаю то, что клиент говорит словами, различаю ли я его опыт, поведение и чувства? · Внимательно ли я слушаю точку зрения клиента, даже если чувствую, что нужно бросить вызов его точке зрения и изменить её? · Способен ли я выйти за пределы эмпатического слушания, внимательно отмечая то, как клиент преувеличивает, противоречит сам себе, неправильно интерпретирует реальность, утаивает некоторые вещи и так далее? · Могу ли я использовать такое транс-эмпатическое слушание без препятствий моему эмпатическому пониманию клиента и его восприятия мира? · Осознаю ли я мои предрассудки и то, как они влияют на мою способность слушать? · Прислушиваюсь ли я к тому, что происходит внутри меня самого при взаимодействии с клиентом? · Что мешает мне слушать лучше и что я могу сделать, чтобы устранить эти помехи?

Литература

1. Cummings N.A. (1979). Turning bread into stones: Our modern antimiracle. // Journal of counseling psychology, 30, 361-366.

2. Hall E.T. (1977). Beyond culture. - Garden City, N.J.: Anchor Press.

3. Huxley A. (1963). The doors of perception. - New York: Harper & Row (Originally published by Colophon, 1954).

4. Mayeroff М. (1971). On caring. - New York: Parennial Library (Harper & Row).

5. Rogers C.R. (1980). A way of beeng. - Boston: Houghton Mifflin.

6. Wills T.A. (1978). Perceptions of clients by professional helpers. // Psychological Bulletin, 85, 968-1000.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.