Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

VI.7. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ



 

К местоимениям относятся слова, которые не называют конкретные предметы, количества, а лишь указывают на них. Значение и функции местоимений, их роль в тексте многообразны. По многим признакам местоимения выделяются среди других знаменательных слов.

Особенно часто употребляются в речи личные местоимения. Местоимение яуказывает на то, что говорящий сообщает о себе. Оно широко используется в устной речи. В письменной же речи местоимение яимеет ограничения в своем употреблении: оно наиболее уместно в текстах художественной литературы, в таких жанрах публицистики, как очерк, репортаж, полемические заметки, интервью, т. е. там, где употребление этого местоимения носит подчеркнуто личностный характер: «Я очень ценю в карикатуре оперативность». Однако в таких жанрах письменной речи, как газетная информация, обзор печати, учебная литература, научные статьи, местоимение ятрадиционно не употребляется, а вместо него используются безличные обороты: очевидно, что; представляется важным; необходимо подчеркнуть и т. п.

Местоимение мы указывает на объединенность говорящего с группой других лиц. Можно выделить несколько закрепившихся за местоимением мыоттенков этого значения:

- совместно-ограничительное мы, встречающееся в таких жанрах речи, как урок-объяснение, лекция, выступление теле-или радиокомментатора, а также в авторских комментариях, рассуждениях, отступлениях: «Сегодня мы познакомимся с новинками литературы»;

- обобщающе-ограничительное мы указывает на совокупность представителей одной социальной, социально-исторической группы, к которой принадлежит автор: «Да, скифы мы! Да, азиаты мы!» (А. Блок), название одной из газетных полос «Мир и Мы»;

- употребление мы по отношению к собеседнику, заменяющее ты или вы: «-Ну как мы себя чувствуем!» В этих случаях возникает особая доверительная интонация и общение приобретает непринужденный характер. Такое употребление местоимения мы допустимо исключительно в разговорном стиле речи, при неофициальных, дружеских отношениях между общающимися;

- местоимение мы может использоваться как синоним к местоимению я, – так называемое «авторское мы»: «Мы намерены исследовать проблему...», «Мы предлагаем внести в рукопись ряд изменений». Нормативным считается использование местоимения мыв значении яв научной речи. В современной художественной литературе и в публицистике такое использование придает повествованию книжный, а иногда и архаичный характер и делает образ рассказчика условным.

Местоимения тыи выслужат для указания на собеседника или собеседников и широко употребляются в диалогической речи. В речи письменной, монологической их употребление становится одним из стилистических средств, которые придают письменному сообщению адресный характер: «Вы хотите иметь машину?», «Вы просили выяснить» (рубрика в газете). Местоимение выв русском языке может употребляться как синоним местоимения ты. В этом случае выбор местоимения стилистически значим и зависит от отношений между говорящими: ты– при непринужденных, близких отношениях, вы– при официальных.

Местоимения он, она, оно, ониуказывают на лицо или предмет, о котором идет речь. Они используются как в устной, так и в письменной речи в двух основных функциях – помогают избегать повторения в каждом предложении одних и тех же слов и обеспечивают связность речи, грамматически соединяя последующее предложение с предыдущим: «Молодежная мода это великолепно. Она не ограничивает никого: носи то, что тебе нравится». В каждом конкретном случае определить, на какой предмет, явление или лицо указывает местоимение, можно только в его связи с предшествующим предложением, а вне этой связи предложения с местоимениями 3-го лица являются недостаточными в смысловом отношении. (Ср.: Ключ оказался на старом месте, так что сейф удалось открыть без особых осложнений. Она перевела дух: вот они, деньги!) С этим свойством связана возможность использования указанных местоимений как экспрессивно-стилистического средства в художественных и публицистических текстах, часто в заголовках газетных материалов: «Он был непредсказуем», «Она ведет в мир добра», «Они о нас».

Употребление притяжательных местоимений мой, свойсвязано прежде всего с отношением к лицу, производящему действие. Возможны вариантные формы: В заключение своего выступления я хотел бы сказать... /В заключение моего выступления позвольте сказать... Очень часто неправильный выбор того или иного местоимения приводит к двусмысленности. Ср.: Председателя мы застали в своём рабочем кабинете (в нашем рабочем кабинете или в кабинете председателя?). Местоимение свойуказывает на принадлежность чего-либо субъекту действия и употребляется в значении «принадлежащий себе, находящийся у себя в пользовании» (живёт в своем доме, вырастил своих детей). При употреблении местоимения свойвыражается общее отношение к собственности или подчеркивается принадлежность чего-либо к себе как члену какого-то коллектива (Ты знаешь, я свой завод не узнал). Местоимение свойотносится непосредственно к производителю действия, поэтому фразу, в которой возникает двусмысленность: «Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат», следует трактовать так, что ассистент должен прочитать реферат профессора. Чтобы избежать двусмысленности, подобные фразы следует перестраивать: «Профессор попросил, чтобы ассистент прочитал свой реферат». Иными словами, местоимение свойможно использовать лишь тогда, когда лицо или предмет, на принадлежность которому указывает местоимение, является активным производителем действия и в предложении занимает место подлежащего.

Особого внимания заслуживает употребление определительных местоимений каждый, всякий, любой.Они синонимичны только в значении «один из ряда подобных, признаваемых равноценными, и тот, и другой, и третий, безразлично какой»: «Это может сделать каждый; Это может сделать всякий; Это может сделать любой». В случае, когда «идея безразличности» отсутствует, употребление этих местоимений нужно различать:

а) для местоимения всякийосновным является значение «разный, самый разнообразный, всевозможный»: Сюда приезжают всякие туристы;

б) для местоимения каждыйосновным оказывается значение «один из всех в данном ряду; любой из себе подобных, взятый отдельно»: Инструкцию нужно дать каждому туристу;

в) местоимение любойобозначает «какой угодно на выбор»: Выбирайте любой подарок; Перенести на любой другой день.

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Выявите малоупотребительные в современном русском языке местоимения (или их формы):

 

За дерзость такову я голову с тебя сорву (И. А. Крылов). «Тому свидетельство языческий сенат, – сии дела не умирают!» (О. Э. Мандельштам). Сыр выпал – с ним была плутовка такова (И. А. Крылов). Мой бедный Ленский, сердцем он для оной жизни был рожден (А. С. Пушкин). Отсель грозить мы будем шведу (А. С. Пушкин). А голос у ней был тих и слаб – как у больной (А. С. Пушкин). Тень матери не вызовет меня отселе – поздно. А доколе еще ждать? (А. С. Пушкин).

2.Объясните ошибки в употреблении местоимений:

 

Больной попросил сестру налить себе воды.

Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

Группа сдала уже все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.

Сзади его ехала нагруженная вещами машина.

Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.

Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно ждать многое.

Высчитав мой заработок, бригадир указан соразмерно нему сумму причитавшихся с меня налогов.

Я должен поздравить Екатерину Сергеевну с успешной защитой своей докторской диссертацией.

Банкам может быть отказано в расширении своих операций.

За 10–15 тысяч лет приручения человеком у собаки по сравнению с волком – своим далеким предком – изменилась лишь психика и гормональная система.

Вас будут терзать мысли о своей внешней красоте.

Эти люди укрывают нас от своих самолетов.

Молодая мать любовалась ребенком, играющим у своих ног.

В экспедиции мне не хватало своего ребенка.

Ушел из своей жизни Миттеран.

Именно благодаря его эффективности гербалайф завоевал весь мир.

Любому должнику важно доверие к себе.

После переговоров между собой и Борисом Ельциным Клинтон и Коль пришли к определенным выводам.

Республика будет вести независимую политику, не прогибая ни перед кем спину и защищая её интересы.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В АУДИТОРИИ

Немченко В. Н. Формы с Н и без Н местоимений третьего лица // Русский язык в школе. 1991. № 2.

Павлова Е. С. Ты и вы // Русская речь. 1992. № 2.

Смирнов Ю. Б. О правилах употребления местоименных слов со значением неопределенности // Русский язык в школе. 1994. № 1.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.