Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выполняется студентами фамилии, которых начинаются на буквы с «Д» по «З»

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ И РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Примерный перечень теоретических вопросов к зачету по курсу «Русский язык и культура речи»

Преподаватель: кандидат филологических наук Михайлова Юлия Николаевна

1. Общенациональный русский язык и его разновидности.

2. Современный русский литературный язык и культура речи

3. Языковая норма и типы норм.

4. Качества хорошей речи.

5. Современные процессы в развитии русского языка.

6. Словарь и типы словарей. Словари и справочники по культуре речи.

7. Лексические нормы русского литературного языка.

8. Орфоэпические нормы русского литературного языка.

9. Акцентологические нормы русского литературного языка.

10. Морфологические нормы русского литературного языка.

11. Синтаксические нормы русского литературного языка.

12. Функциональные стили современного русского литературного языка.

13. Научный стиль речи. Языковые черты и качества научной речи.

14. Устные и письменные жанры научной речи.

15. Официально-деловой стиль: сфера его функционирования и жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов.

16. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

 


Практические задания по курсу «Русский язык и культура речи»

Вариант 1

Выполняется студентами фамилии, которых начинаются на буквы с «А» по «Г»

1. Поставить ударение в словах в соответствии с литературной нормой:

алкоголь, балованный, втридорога, добыча, жалюзи, звоним, индустрия, красивее, осведомиться, свекла, заиндеветь, ободрить, черстветь, банты, туфля, безудержный, созыв, кухонный, заплесневеть, исчерпать.

2. Укажите правильное произношение следующих слов:

двоечник, шинель, бесшерстный, адекватный, акционер, нарочно, платеж, аксессуары, сказочный, щелка, беспорядочный, антенна, острие, атеизм, яичница, современный, дачный, афера, алчный, шапочное знакомство, сессия, крем.

3. Образовать грамматические формы:

а) именительного падежа множественного числа:

торт, инспектор, учитель, цех, профессор, повар, договор, каталог, катер, корпус.

б) родительного падежа множественного числа:

тапочки, партизаны, абрикосы, кухни, кочерги, чулки, армяне, полотенца.

в) степеней сравнения:
чистый, жидкий, родительский.

4. Определите род имен существительных, объясните. Составьте словосочетания: шимпанзе, кашне, цеце, тюль, Дели, доцент, адажио, имбирь, канапе, коала.

5. Учитывая различия в значении слов, составьте словосочетания:

представить – предоставить: плодовый – плодовитый – плодотворный; скрытый –скрытный.

6. Составьте словосочетания, выбрав нужную форму слова в скобках:

в связи (болезнь); согласно (приказ); предостеречь (опасность).

7. Исправьте предложения в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Это аксиома, не требующая доказательств. Событие не требует никаких комментарий. Проснувшись на другой день, первой мыслью моей было вчерашнее приключение. Деревья росли по обоим сторонам улицы.


Вариант 2

Выполняется студентами фамилии, которых начинаются на буквы с «Д» по «З»

1. Поставить ударение в словах в соответствии с литературной нормой:

аристократия, высоко, (вы) правы, добыча, вручим, клеил, нефтепровод, откупорить, просмотровый, феномен, бронировать, средства, экскурс, вестерн, оптовые, рассредоточение, совестливый, тотчас, агент, туфля.

2. Укажите правильное произношение следующих слов:

алчный, валежник, альтернатива, булочная, прачечная, новорожденный, встречный, друг сердечный, скучный, опека, коричневый, академия, блеф, тенденция, свитер, тезис, дебют, гренадер, желчь, бесшерстный, клест, Одесса, фанера.

3. Образовать грамматические формы:

а) именительного падежа множественного числа:

прожектор, офицер, год, инспектор, лектор, каталог, лагерь, зуб, лифт, катер.

б) родительного падежа множественного числа:

грузины, апельсины, груши, блюдце, ясли, валенки, гектары.

в) степеней сравнения:
мокрый, сладкий, злющий.

4. Определите род имен существительных, объясните. Составьте словосочетания:

Тбилиси, кофе, жалюзи, пони, ТЮЗ, зануда, врач, авеню, канитель, солано (ветер).

5. Учитывая различия в значении слов, составьте словосочетания:

искусный – искусственный; усвоить – освоить; вперемежку – вперемешку.

6. Составьте словосочетания, выбрав нужную форму слова в скобках: контроль (исполнение), обвинить (грубость), рецензия (работа).

7. Исправьте предложения в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Я приближаюсь, будто подстреленное кенгуру. У этого актера сегодня первый дебют. Граждане пассажиры, вися на подножках, двери не закроются. Глина - это очень пластический материал, который позволяет быстро и емко выражать свои идеи.

 


Вариант 3

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.