Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Казахская национальная интеллигенция и ее освободительные идеи



Рубежка по истории

 

1. Колониальные реформы в 19 веке: 1822- 1824, 1867-1868 г. как этапы закрепления царизма в казахстане.1822- «Устав о сибирских киргизах». Автор - ген-губ Сибири М.М.Сперанский. Средний Жуз.Сибирь была разделена на 2 части: восточную с управлением в Иркутске и Западная с центром в Тобольске, с 1839 в Омске.

Согласно уставу область делилась на округа(15-20 волостей), волость(10-12 аулов)- на аулы(50-70 кибиток).

Во главе округа - окружные приказы, во главе волости - волостные султан, во главе аула - аульный старшина.

Судебные дела делились на 3 категории –Уголовные -Исковые -Жалобы на управление

Традиционный суд биев сохранялся на уровне исковых дел- родовых, подродовых, аульных.Уголовные дела- гос. Измена, грабеж, неповинование властям рассматривались на уровне имперских законов.

Принятие устава означало ликвидацию ханской власти в среднем жузе и фактически включало ее в состав Российской империи.

Цель: ликвидация традицион каз политической системы, ликвидация ханской власти. Последние ханы- Уали, Бокей

 

1824- «Устав об Оренбургских киргизах». Автор- К К Эссен. Младший жуз

Жуз разделен на 3 части: В З Ц. Во главе части- Ага султан, который назначался Оренбургским ген-губернатором.

Часть делилась на дистанции, дистанции - на аулы или местности. Во главе дистанции- начальник, во главе аула - старшина. Все они назначались пограничной комиссией. Выборочная система отсутсвовала.

Судебная сист: Воен суд или погранич комиссия рассматривала крупные дела, незначительные- мест суды.

Цель: ликвидация ханской власти. Последний хан- Жангир

 

Реформа 1867-1868гг. укрепление колониальных властей в Казахстане.

Для укрепления своего господства в Казахстане царское правительство в 60-х г. 19века провело ряд реформ. Которое непосредственно коснулась и Казахстан. Шёл активный процесс колонизации Казахстана. Чтобы ускорить этот процесс Россия решила создать в К-не административное управление, которое действовало в интересах России.

Для этого в 1885г. идёт подготовка специальной Степной комиссии, в которую вошли представители министерства внутренних дел и местные представители. Эта комиссия должна была выработать проект реформ. Они выработали два проекта в 1865-1866гг. 11июля 1857г. Александр II подписал «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинских областях».

 

21 октября 1867г. «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сирского Генерал - Губернаторства». Согласно реформам вся территория К-на делится на три Генерал-губернаторств: Туркестанское, Западно-Сибирское, Оренбургское. Вся военная власть у генерал - губернатора. Система управления носила военный характер. Генерал-губернаторства делились на области Оренбургское состояло из Уральской, Тургайской областей, Западно-Сибирское из Акмолинской, Семипалатинской областей, в Туркестанское Ген.-Губернаторсво Семиреченская и Сырдарьинская. Генерал-губернаторы и областные правители назначались из российской администрации. Уезды возглавляли казачьи офицеры. Местная верхушка могла занять лишь должность младшего помощника уездного начальника, волостных султанов. Волостные султаны и аульные старшины утверждались российской администрацией. Султаны обеспечивалиь пожизненной пенсией и освобождались от налогов. Судебное устройство: суд биев занимался делами на уровне аула. Устанавливался ежегодный сбор налога - по Зр. с кибитки. Ограничивались права мусульманского духовенства.

 

Реформа 1867-1868г. встретила решительное сопротивление со стороны местного населения, а Россия пыталась внести изменения в течение 2-х лет, но этот процесс затянулся на 20 лет.

Последствия: земли Казахстана переходят в использование России, налоги и повинности ещё больше ущемило положение бедноты, нарушились

 

2. социально –экономическое развитие развитие Казахстана в 19 начале 20 го века .Промышленность. Города. Быстрое развитие производства повлияло на развитие капитализма в 3 направлениях: развитие горно-добыв промыш, переработка сельхоз сырья, строительство желез дорог.

К нач 20 в. в Каз было 19 городов. Крупные: Уральск, Верный, Костанай Семипалатинск, Петропавловск. Население городов формировалось: за счет переселенцев, за счет казахов из аулов, за счет демографического роста. Быстрое освоение природ.богатств, развитие товарно-денеж отнош привело к образованию банков. Отделения гос.банка возникли в Уральске, Верном, Омске, Петропавловске.

Возведение в городах промыш объектов привело к росту числа рабочих и формированию рабочего класса. В начале XX века дальнейшее развитие в Казахстане получила горнодобывающая промышленность. В 1902 году здесь действовало 197 предприятий этой отрасли, в которой было занято 18 695 рабо­чих. Развивалась обрабатывающая промышленность, на указанный период в крае было 690 ее предприятий с числом рабочих 7297. Наи­более крупные предприятия того времени, это карагандинские уголь­ные шахты, цветная металлургия Восточного. Центрального Казах­стана, нефтепромыслы Урало-Эмбинского региона. Практически все они находились в руках иностранных предпринимателей, в основном английских, французских, американских. Так. председателем акцио­нерного общества "Спасских медных руд" был член английского пар­ламента Артур Фелл, вице-председателем - племянник французского президента Эрнест Жан Карно. Риддер и Экибастуз находились в концессии английской компании Русско-Азиатской корпорации, где были вложены капиталы будущего президента США Герберта Гуве­ра, английского финансиста Уркварта.

По мере развития железнодорожного транспорта в Казахстане значительно выросло число железнодорожных рабочих, только в рай­оне Оренбурго-Taшкентской железной дороги, протяженностью в 1656 км, их численность превышала 30 тыс. Положение рабочих было тяжелым, казахи составляли большую их часть, как правило, они не имели профессиональной квалификации и выполняли самые трудоемкие и наименее оплачиваемые работы, многие из них были сезонниками. Предприятия в техническом плане были отсталыми. Иностранные специалисты и колониальные чиновники пренебрежи­тельно относились к трудовому народу. Все это поднимало широкие массы на борьбу за улучшение своего положения.

 

3.Участие населения Каз в Рос революции 1905-1907гг.Так как Казахстан был местом не только активной переселенческой политики царского правительства, но и местом ссылки политических, революционных деятелей, эти люди играли важную просветительскую, организационно-революционную роль и крае. Оформилась организация РСДРП. Стали возникать профессиональные союзы (1905 год профсоюз железнодорожников). Влиятельной организацией рабочих был «Русско-киргизский Союз против капитала» на Успенском руднике, им руководили П. Топорнин, Л. Байчагаров, С. Невзоров и другие.

Поводом к революционным выступлениям в Российской империи послужили события «кровавого воскресенья» 9 января 1905 года в Петербурге, весть о которых достигла Казахстана. В феврале 1905 года в ряде населенных состоялись выступления трудящихся в знак протеста против расправы над демонстрантами. Под воздействием выступлений рабочих Петербурга, Москвы и других городов России в Казахстане стало нарастать революционное движение среди рабочих, все активнее оно распространялось на жителей казахского аула и переселенческой деревни. В мае 1905 года прошли рабочие стачки в Верном, Кустанае.

Летом 1905 года протесты казахского населения приобрели более организованный и политический характер. В ходе событий того периода во весь голос заявила о себе, как о выразительнице интересов казахского народа национальная интеллигенция, бесспорным лидером которой стал Алихан Букейханов. Он принимал активное участие в Каркаралинском движении летом 1905 года, во время которого на Кояндинской ярмарке собрались представители казахского населения различных волостей и приняли петицию к царю, известную как Каркаралинская. Под ней подписалось более 14500 человек. Она содержала требования незамедлительного решения жизненно важных вопросов и прежде всего аграрного вопроса, связанного с изъятием казахских земель, а также с русификацией в области духовной культуры.

Рабочие Казахстана поддержали Всероссийскую стачку, которая прошла в октябре, стачечные комитеты на Успенском руднике, в Уральске. Кустанае, Перовске, Верном. 18-19 октября прошли массовые политические стачки в Оренбурге, 25 октября политическая демонстрация в Омске, 16-28 ноября забастовка почтово-телеграфцых служащих в Семипалатинске. К революционным выступлениям рабочих, крестьян, шаруа присоединились солдаты. 6-7 ноября протест против антинародных действий выразили солдаты Западно-Сибирского полка, а 21 ноября солдаты Жаркентского гарнизона, Самым крупным выступлением казахских и русских рабочих стала забастовка на Успенском руднике, где было занято более 300 рабочих, в том числе 265 казахов. Руководил забастовкой «Русско-киргизский союз против капитала». Ее поддержали рабочие Караганды, всего в ней приняли участие 360 человек. 6 декабря 1905 года рабочие составили петицию, где были требования повышения заработной платы, улучшения условии труда и быта, отстранение чинивших произвол служащих. 10 декабря некоторые из их требований были частично удовлетворены, забастовка была ослаблена, продолжалась она 12 дней, после чего ее подавили, а организаторов арестовали.

В декабре 1905 года волнения прошли в ряде городов и населенных пунктов, в Усть-Каменогорске, Павлодаре и других. Требования участников революционного движения все более становились политическими, наряду с лозунгами повышения зарплаты, улучшения условий труда также раздавались призывы свержения самодержавия, изменения существующего строя. В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся съезд казахов, который выдвинул требования о прекращении переселения в край, признания земли собственностью казахского населения, свободы вероисповедания и равенства языков, развития образования па родном языке.

3 июля 1906 года состоялась крупная стачка рабочих в Семипалатинске, число ее участников достигло 500. В это время проходит подъем крестьянского движения против аграрной колониальной политики.

Революционные события в России длились около двух с половиной лет. Манифестом от 17 октября 1905 года в России учреждалась Государственная Дума «чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы» — говорилось в нем. I Государственная Дума по своему составу кадетско-либер. действовала с 27 апреля по 8 июля 1906 года, от Казахстана в нес было избрано 9 депутатов; 4 от казахского и 5 от русского населения. Особую остроту в Думе приобрел аграрный вопрос, который стал причиной ее роспуска. II Государственная Дума начала свою работу 20 февраля 1907 года, как и в первой, центральное место в ее работе занял аграрный вопрос. По своему составу она опять оказалась кадетско-либеральной. От Казахстана в ней было 13 депутатов, в том числе 5 от казахского населения. Спад революционного движения позволил царю 3 июня 1907 года распустить II Думу. Это означало поражение революции.

Участие населения Казахстана в революционном движении 1905-1907 годов было большой школой, обретением опыта в борьбе за национальное и социальное освобождение.

Казахская национальная интеллигенция и ее освободительные идеи.

Первый этап формирования и рота национальной интеллигенции продолжался до присоединения KZ к России. Второй этап охватывает XIX - начало XX в., когда KZ окончательно превратился в колонию России. Складывавшиеся новые общественно-экономические отношения, изменившаяся социально-политическая ситуация, а также непосредственное общение с русской культурой дали толчок к появлению ранее неизвестных представителей интеллигенции - инженеров, журналистов, работников советского образования и др. профессий. Рост интеллигенции крайне отставал от развития края. До середины 20-хг. представители старой интеллигенции активно вовлекались в созидательскую работу. Ставленник Сталина - Голощекин сразу же ; начал гонения на А.Байтурсынова, М.Дулатова, Ж.Аймаутова и др. ' писателей. Медленный рост специалистов-казахов явился ; следствием тяжелого голода 1921-1922 и 1931-1933 гг., двух войн -гражданской и второй мировой. Невосполнимый ущерб нанесли сталинские репрессии (1929-1931, 1937-1938, 1951 - пик). Демографическая катастрофа, вызванная голодом, миграцией иноэтнического населения до предела сузили сферу функционирования каз. языка. Малейшая попытка остановить процесс манкуртизации оборачивалась трагедией и преследованиями. В 30-е гг. это стоило жизни А.Байтурсынову, М.Жумабекову, М.Дулатову, Т.Рыскулову, ЖАймаутову, в 50-е гг. обернулось высылкой из рес-ки К.Сатпаева, М.Ауэзова, А.Жубанова, в 70-80-е гг. - изъятием из обращения книг О.Сулейменова, О.Исмагулова, М.Козыбаева и др. В начале 20 века в Каз. появилась прослойка общества - интеллигенция. Первыми ее представителями были А. Байтурынов, М. Жумабаев, А. Бокейханов, С. Сейфуллин, Т. Рыскунов, И. Жансугиров, Г. Муратбаев, 0. Джандосов, и т.д. Образовались нац-либ. партия "Алаш", которой принадлдежали, к примеру, Байтурсынов и Дулатов, и рад-дем. партия *Уш жуз". Нац-либералы были за вхождение KZ в федерацию наравне с другими. Рад-демократы хотели создать единую автономию Ср.азиатских гос.

5.Культура Казахстана в 19 начале 20 го века. Развитие образования науки.

Культура Казахстана во второй половине XIX в (народное образование, казахская литература, наука).

I. С развитием капиталистич. отношений в Казахстане требовались образованные люди. Открывались русские школы, где учились и казахские дети; русско-казахские школы приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма. Способные выпускники школ поступали в кадетские корпуса и ВУЗы России. Развивалось традиционное образование в казахской семье, затем детей отдавали в медресе, кот. Содержались на средства частных лиц. Учеников называли шакирдами, учителей - мугалами (люди старше 40 лет с дипломом медресе). Организатор народного образования во II пол. XIX в. - Алтынсарин (1841-1889). В январе1884 он открыл школы в Тургае, Кустанае; школы для девушек, с/х, ремесленные; созданы учебные, методические пособия (киргиз. Хрестоматия); переводил на казахский язык Крылова, Толстого.

Во II пол. XIXв. появился новый тип казахского письма литературы; представитель-Абай (Ибрагим Кунанбайулы (1845-1904). В 8 лет он поступил в медресе, затем в русскую школу; ранние стихи написаны под влиянием восточной поэзии. В 80-х гг. встретился со ссыльными революционерами, изучал революционные идеи. Родоначальник этой поэзии - Шортанбай Конайулы (1818-1881); он называл Эпохой скорби период после присоединения Казахстана к России.

В устной литературе ведущее место занимали лирические песни акынов (сал, серi); представитель - Акан-серi Корамсаулы.

III. Потребности капиталистич. России диктовали необходимость научного изучения национальных окраин. Цель ИРГО - изучение производительных сил края с целью интенсивного использования его природных богатств в интересах русского капитализма и русификации местного населения. Для создания трудов по социально-экономической истории регионов возникла необходимость расширения источниковой базы исследования, что обусловило появление учёных архивных комиссий. Важную роль в изучении истории, культуры, быта казахского народа сыграли этнографические музеи, которые в конце XIX – начале XX вв. стали собирать экспонаты казахской национальной культуры. Коллекции были в Москве, Петербурге, Верном; они привлекали внимание общественности к культуре казахского народа, способствовали распространению сведений о жизни казахов. Колониальные власти настороженно относились к деятельности научно –общественных организаций.

Вторая половина XIX века знаменательна в истории Казахстана тем, что в это время жили и творили такие выдающиеся представите­ли казахской культуры, как Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунан-баев (Абай).

Чокан Валиханов (1835-1865) родился в крепости Кушмурун, до 12 лет обучался в частной школе, в 1847 году поступил и в 1853 году окончил Сибирский кадетский корпус в Омске в звании корнета ар­мейской кавалерии. Чтобы представить уровень образования, кото­рое получил Ч. Валиханов, можно назвать преподававшиеся в Кадет­ском корпусе дисциплины. Помимо военных, таких как тактика, фор­тификация и других, изучались основы философии, русская и всеоб­щая история, русская и западноевропейская литература, география, ботаника, зоология, физика, математика, геодезия, архитектура, рисо­вание, черчение, европейские и восточные языки. Изучались страны; Сибирь, Казахстан, Китай, Иран, Афганистан, Индия. В 1855 году в качестве адъютанта генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта Ч. Валиханов принял участие в поездке от Омска до Заилийского Алатау, где закладывалось укрепление Верное. За это время он со­брал и обобщил богатый материал по истории, религии, обычаям, фольклору казахов. В 1856 году он принял участие в экспедициях от Алакуля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. Впечатления от этого пу­тешествия и свои наблюдения он изложил в "Дневнике поездки на Иссык-Куль", "Записках о киргизах", в работе ''Западная провинция Китайской империи и г. Купьджа". Несомненным вкладом в изучение устного народного творчества явились записанные Валихановым от­рывки из знаменитого киргизского эпоса "Манас". Свидетельством признания его научных -изысканий стало избрание молодого ученого в феврале 1857 года действительным членом Русского географиче­ского общества.

В 1858-1859 годах Ч. Валиханов впервые после Марко Поло по­бывал в Кашгаре, где собрал уникальный исторический и этнографи­ческий материал, уникальные реликвии - рукописи, грамоты^ пред­меты искусства. Например, он обнаружил бесценные исторические источники: сочинение мирзы Мухаммеда Хайдара Дулати "Тарих-и Рашиди", "Историю династии ходжей в Восточном Туркестане'", "Жизнеописание султана Сатук Богра-хана", основателя династии Караханидов и другие. Результатом поездки стал капитальный труд "О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)". В этой работе Ч. Валиханов дал анализ китайской системы колониального управления Восточ­ным Туркестаном, населенным преимущественно тюркскими наро­дами, приверженцами ислама, среди которых были уйгуры, казахи, кыргызы, узбеки, а также дунгане. Шесть городов Малой Бухарин -Яркенд, Хотан, Кашгар, Аксу, Янысар, Туфан были независимы друг от друга, и Китай делал все для того, чтобы полностью исключить возможность организации борьбы колониальных народов против ко­лонизаторов. Этим целям служила соответственно устроенная систе­ма управления этих округов. В 1856-1861 годы Ч, Валиханов прожи­вал в Петербурге, где работал в Военно-учетном комитете Генераль­ного штаба, Азиатском департаменте, Географическом обществе. Здесь он поддерживал связи с востоковедами В. В. Григорьевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, с такими учеными, как А.Н. Бекетов, В. П. Васильев, писателем Ф. М. Достоевским, дружба с которым на­чалась еще в Семипалатинске, общался с поэтами А. Н. Майковым и Я. П. Полонским.

Весной 1861 года он тяжело заболел и вынужден был вернуться на роцину. 10 апреля 1865 года в ауле Тезека в урочище Кочен-Тоган он скончался. Ч. Валиханов оставил богатое научное наследие, в ко­торое, помимо уже названных работ, вошли также "АблаЙ", "Киргиз­ское родословие', "Вооружение киргиз в древние времена и их воен­ные доспехи", "Записка о судебной реформе", "О мусульманстве в степи", "Следы шаманства у киргизов", "О кочевьях киргиз" и дру­гие. Он был всесторонне одаренным человеком и везде, где бывал, делал многочисленные зарисовки, эскизы, наброски, рисунки, имею­щие немаловажное познавательное значение. Его вклад в науку зак­лючается в том, что он собрал уникальный материал по истории, эт­нографии, фольклористике, литературе, политическому, социальному и экономическому развитию таких малоизученных регионов Цент­ральной Азии, как Семиречье, Кыргызстан, Восточный Туркестан, тем самым значительно сократил белые мтна в русской и мировой науке. Одним из первых Валиханов ввеяш научный.оборот целый пласт исторических источников; каковыми являются казахский и кыргызский эпос, фольклор. Ему принадлежит приоритет в поста­новке и разрешении ряда таких узловых проблем истории тюркских народов, как этногенез, социальная структура, политическое положе­ние, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни. В это же время активно творил казахский просветитель и обще­ственный деятель педагог Ибрай Алтынсарин (1841-1889). Рано по-геряв отца, он воспитывался у своего деда, известного бия, войсково­го старшины Оренбургской пограничной комиссии Балхожи Жанбур-чина. Затем учился в казахской школе при Пограничной комиссии. Ибрай Алтьшсарин явился создателем первых в Казахстане началь­ных и профессиональных учебных заведений. Благодаря его старани­ям были открыты в крае женские, ремесленные, сельскохозяйствен­ные училища. В 1879 году он был назначен инспектором школ Тур-гайской области. Плодотворно трудясь в области педагогики, этно­графии, фольклористики, он написал следующие учебные пвсабия: "Киргизская хрестоматия", "Начальное руководство к обучению кир­гизов русскому языку", опубликовал отрывки из казахского эпоса "Кобланды-батыр", *'Жанибек-батыр", материалы по истерии -"Кыпчак Сейткул", "Байулы" и другие. В "Записках" Оренбургского отдела Русского географического общества Алтынсарин публикует также статьи по этнографии "Очерк обычаев при сватовстве и свадь­бе у киргизов Оренбургского ведомства", "Очерк обычаев при похо­ронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства1*. Путь к про­грессу своего народа он видел в просвещении.

 

 

6 А.Кунанбев.Наряду с устным народным творчеством развивалась и письмен­ная казахская литература. Выдающимся ее представителем был Абай Кунанбаев (1845-1904). Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама.

Абай родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Первоначальное образование получил дома, а затем в медресе. Он был знатоком обы­чаев, традиций казахского народа. Абай соединил в себе устное на­родное творчество, восточную поэзию и русскую, европейскую клас­сическую литературу. В 1886 году он написал стихотворение "Лето", положившее начало его поэтическому творчеству в последующие годы его жизни. Он перевел на казахский язык произведения А. Пуш­кина, М. Лермонтова. Абая, глубоко верившего в творческие силы своего народа и близко воспринимавшего его чаяния, называют "ли­цом казахского народа". Наиболее полно его философские взгляды отражены в прозаическом произведении "Гаклия", где в виде афориз­мов, притч, философских миниатюр представлена квинтэссенция проблем и достижений казахского народа.

7. Первая мировая война и ее влияние на Казахстан. Национально-освободительное движение 1916 года

Причины: усилившийся колониальный, национальный гнет, произвол местных властей, политика русификации, массовое изъятие пастбищных земель у казахов под переселенческие фонды (42млн десятин), мобилизации мужского населения на фронт. Обострение всей совокупности национальных и социальных противоречий вызвала воина. Началась массовая реквизиция скота и фуража, неимоверно возросли налоги, резко ухудшилось положение рабочих в городах, на промышленных предприятиях. В годы войны Казахстан стал местом размещения военнопленных.

Поводом: царский указ от 25 июня 1916 года о мобилизации «инородческого населения» для работ по созданию оборонительных сооружений в районах действующей армии и на тыловые работы. Мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 19 до 43 лет. Из Казахстана и Средней Азии должны были быть рекрутированы 400 тысяч человек. К числу «инородцев» относились казахи, кыргызы, узбеки, таджики, туркмены, дунгане, уйгуры. От мобилизации освобождались состоящие на государственной службе, занимавшие руководящие посты в местном управлении, представители духовенства, и др.

Ход: Семиреченская область. Рук - Т. Бокин, Б. Ашекеев. 17 июля в Туркестанском крае было введено военное положение. Укрепление царских гарнизонов. Крупные столкновения с карателями произошло в урочище Асы, в Каркаре, в урочище Самсы, в районах Кастека. Нарынкола, Чарына, Курама. В середине августа восстание охватило почти все волости Семиреченской области. Для подавления восстания было направлены карательные отряды. Восстание подавлено к октябрю 1916 года, Производились массовые аресты, действовали военно-полевые суды. Каратели расправлялись и с мирным населением были уничтожены десятки аулов. Более 300 тысяч казахов и кыргызов откочевало в Китай.

Сырдарьинская область. Рук - Т. Рыскулов. Здесь продолжительными были выступления повстанцев в Аулиеатинском, Чимкентском уездах, но к концу сентября они были жестоко подавлены, отдельные отряды откочевали в Тургайскую область. Жестокие бои с карателями вели повстанцы в Семипалатинской и Акмолинской областях. Особенно сильные столкновения происходили в сентябре-октябре 1916 года в Зайсанском, Усть-Каменогорском, Каркаралинском, Акмолинском, Атбасарском уездах. К концу октября восстание было подавлено. Массовые выступления также имели место па Западе Казахстана в Уральской области, упорное сопротивление оказывали повстанцы в Гурьевском, Темирском уездах.

Самое массовое, упорное, организованное восстание - восстание в Тургайской области. Возглавили его А. Иманов и А. Джангильдин. Главнокомандующим повстанцев был избран А. Иманов (1873-1919 годы), в отрядах была введена строгая дисциплина, десятичный порядок их построения. В октябре 1916 года здесь войско насчитывало около 50 тысяч. На подавление восстания в Тургайскую степь был направлен экспедиционный корпус. 22 октября повстанцы начали осаду Тургая, однако взять его не удалось, так как сюда прибыл карательный корпус генерал-лейтенанта А. Лаврентьева. Война приобрела партизанский характер, основная масса повстанцев сосредоточилась в урочище Батпаккара, отсюда совершались рейды против карателей. Восстание продолжалось до 1917 года и слилось с событиями Февральской революции. Восстание 1916 года является составной частью освободительного движения казахского народа, его национально-освободительной борьбы

8. Каз-н в период февральской революции 1917 г.В Каз-не возникло двоевластие. В марте 1917 года повсеместно сформировались местные органы Временного правительства — областные и уездные, а затем волостные, аульные, сельские, станичные исполнительные комитеты. Представители казахской национальной интеллигенции были назначены комиссарами Временного правительства, А. Букейханов по Тургайской области. М. Тынышпаев по Семиречью, М. Чокаев в Туркестане. Опорой Временного правительства были также областные и уездные казахские комитеты, а в казачьих станицах - казачьи комитеты. В поддержку Временного правительства создавались мусульманские, татарские комитеты, курултаи. В марте 1917 года активную деятельность в крае развернули социал-демократы большевики, чьи организации действовали практически во всех областях и уездах. Второй реальной властью в Каз-не стали советы, как органы народной власти. Руководящую роль в большинстве Советов играли социал-демократы меньшевики и эсеры. Временное правит-во предпринимало робкие шаги урегулирования ситуации в Каз-не. 20 марта 1917 года специальным декретом было объявлено об отмене всяких ограничений в правах граждан России, обусловленных принадлежностью к вероисповеданию, национальности. Была объявлена амнистия участникам восстания 1916 года, принято решение об оказании помощи населению Семиреченскои области, пострадавшему во время этого восстания. Рассмотрен вопрос о возвращении мобилизованных по указу от 25 июня 1916 года в рабочие дружины. Но в главном, в земельном вопросе, вопросе национально-территориального устройства продолжалась прежняя политика самодержавия. Временное правит-во продолжало участие в Мировой войне, решение аграрного вопроса откладывалось до созыва Учредительного собрания, не было даже декларировано о праве наций на самоопределение. На местах сохранялся и функционировал колониальный аппарат. Продолжалась практика национальной дискриминации, прежней великодержавной политики, сохранялись переселенческие управления. Продолжением политики самодержавия Временное правит-во создавало предпосылки углубления революционного процесса. Происходила политическая поляризация казахского общества, ее активизировало возвращение на родину около 150 тысяч участников тыловых работ и фронтовиков.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.