1. Колониальные реформы в 19 веке: 1822- 1824, 1867-1868 г. как этапы закрепления царизма в казахстане.1822- «Устав о сибирских киргизах». Автор - ген-губ Сибири М.М.Сперанский. Средний Жуз.Сибирь была разделена на 2 части: восточную с управлением в Иркутске и Западная с центром в Тобольске, с 1839 в Омске.
Согласно уставу область делилась на округа(15-20 волостей), волость(10-12 аулов)- на аулы(50-70 кибиток).
Во главе округа - окружные приказы, во главе волости - волостные султан, во главе аула - аульный старшина.
Судебные дела делились на 3 категории –Уголовные -Исковые -Жалобы на управление
Традиционный суд биев сохранялся на уровне исковых дел- родовых, подродовых, аульных.Уголовные дела- гос. Измена, грабеж, неповинование властям рассматривались на уровне имперских законов.
Принятие устава означало ликвидацию ханской власти в среднем жузе и фактически включало ее в состав Российской империи.
Цель: ликвидация традицион каз политической системы, ликвидация ханской власти. Последние ханы- Уали, Бокей
1824- «Устав об Оренбургских киргизах». Автор- К К Эссен. Младший жуз
Жуз разделен на 3 части: В З Ц. Во главе части- Ага султан, который назначался Оренбургским ген-губернатором.
Часть делилась на дистанции, дистанции - на аулы или местности. Во главе дистанции- начальник, во главе аула - старшина. Все они назначались пограничной комиссией. Выборочная система отсутсвовала.
Судебная сист: Воен суд или погранич комиссия рассматривала крупные дела, незначительные- мест суды.
Цель: ликвидация ханской власти. Последний хан- Жангир
Реформа 1867-1868гг. укрепление колониальных властей в Казахстане.
Для укрепления своего господства в Казахстане царское правительство в 60-х г. 19века провело ряд реформ. Которое непосредственно коснулась и Казахстан. Шёл активный процесс колонизации Казахстана. Чтобы ускорить этот процесс Россия решила создать в К-не административное управление, которое действовало в интересах России.
Для этого в 1885г. идёт подготовка специальной Степной комиссии, в которую вошли представители министерства внутренних дел и местные представители. Эта комиссия должна была выработать проект реформ. Они выработали два проекта в 1865-1866гг. 11июля 1857г. Александр II подписал «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинских областях».
21 октября 1867г. «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сирского Генерал - Губернаторства». Согласно реформам вся территория К-на делится на три Генерал-губернаторств: Туркестанское, Западно-Сибирское, Оренбургское. Вся военная власть у генерал - губернатора. Система управления носила военный характер. Генерал-губернаторства делились на области Оренбургское состояло из Уральской, Тургайской областей, Западно-Сибирское из Акмолинской, Семипалатинской областей, в Туркестанское Ген.-Губернаторсво Семиреченская и Сырдарьинская. Генерал-губернаторы и областные правители назначались из российской администрации. Уезды возглавляли казачьи офицеры. Местная верхушка могла занять лишь должность младшего помощника уездного начальника, волостных султанов. Волостные султаны и аульные старшины утверждались российской администрацией. Султаны обеспечивалиь пожизненной пенсией и освобождались от налогов. Судебное устройство: суд биев занимался делами на уровне аула. Устанавливался ежегодный сбор налога - по Зр. с кибитки. Ограничивались права мусульманского духовенства.
Реформа 1867-1868г. встретила решительное сопротивление со стороны местного населения, а Россия пыталась внести изменения в течение 2-х лет, но этот процесс затянулся на 20 лет.
Последствия: земли Казахстана переходят в использование России, налоги и повинности ещё больше ущемило положение бедноты, нарушились
2. социально –экономическое развитие развитие Казахстана в 19 начале 20 го века .Промышленность. Города. Быстрое развитие производства повлияло на развитие капитализма в 3 направлениях: развитие горно-добыв промыш, переработка сельхоз сырья, строительство желез дорог.
К нач 20 в. в Каз было 19 городов. Крупные: Уральск, Верный, Костанай Семипалатинск, Петропавловск. Население городов формировалось: за счет переселенцев, за счет казахов из аулов, за счет демографического роста. Быстрое освоение природ.богатств, развитие товарно-денеж отнош привело к образованию банков. Отделения гос.банка возникли в Уральске, Верном, Омске, Петропавловске.
Возведение в городах промыш объектов привело к росту числа рабочих и формированию рабочего класса. В начале XX века дальнейшее развитие в Казахстане получила горнодобывающая промышленность. В 1902 году здесь действовало 197 предприятий этой отрасли, в которой было занято 18 695 рабочих. Развивалась обрабатывающая промышленность, на указанный период в крае было 690 ее предприятий с числом рабочих 7297. Наиболее крупные предприятия того времени, это карагандинские угольные шахты, цветная металлургия Восточного. Центрального Казахстана, нефтепромыслы Урало-Эмбинского региона. Практически все они находились в руках иностранных предпринимателей, в основном английских, французских, американских. Так. председателем акционерного общества "Спасских медных руд" был член английского парламента Артур Фелл, вице-председателем - племянник французского президента Эрнест Жан Карно. Риддер и Экибастуз находились в концессии английской компании Русско-Азиатской корпорации, где были вложены капиталы будущего президента США Герберта Гувера, английского финансиста Уркварта.
По мере развития железнодорожного транспорта в Казахстане значительно выросло число железнодорожных рабочих, только в районе Оренбурго-Taшкентской железной дороги, протяженностью в 1656 км, их численность превышала 30 тыс. Положение рабочих было тяжелым, казахи составляли большую их часть, как правило, они не имели профессиональной квалификации и выполняли самые трудоемкие и наименее оплачиваемые работы, многие из них были сезонниками. Предприятия в техническом плане были отсталыми. Иностранные специалисты и колониальные чиновники пренебрежительно относились к трудовому народу. Все это поднимало широкие массы на борьбу за улучшение своего положения.
3.Участие населения Каз в Рос революции 1905-1907гг.Так как Казахстан был местом не только активной переселенческой политики царского правительства, но и местом ссылки политических, революционных деятелей, эти люди играли важную просветительскую, организационно-революционную роль и крае. Оформилась организация РСДРП. Стали возникать профессиональные союзы (1905 год профсоюз железнодорожников). Влиятельной организацией рабочих был «Русско-киргизский Союз против капитала» на Успенском руднике, им руководили П. Топорнин, Л. Байчагаров, С. Невзоров и другие.
Поводом к революционным выступлениям в Российской империи послужили события «кровавого воскресенья» 9 января 1905 года в Петербурге, весть о которых достигла Казахстана. В феврале 1905 года в ряде населенных состоялись выступления трудящихся в знак протеста против расправы над демонстрантами. Под воздействием выступлений рабочих Петербурга, Москвы и других городов России в Казахстане стало нарастать революционное движение среди рабочих, все активнее оно распространялось на жителей казахского аула и переселенческой деревни. В мае 1905 года прошли рабочие стачки в Верном, Кустанае.
Летом 1905 года протесты казахского населения приобрели более организованный и политический характер. В ходе событий того периода во весь голос заявила о себе, как о выразительнице интересов казахского народа национальная интеллигенция, бесспорным лидером которой стал Алихан Букейханов. Он принимал активное участие в Каркаралинском движении летом 1905 года, во время которого на Кояндинской ярмарке собрались представители казахского населения различных волостей и приняли петицию к царю, известную как Каркаралинская. Под ней подписалось более 14500 человек. Она содержала требования незамедлительного решения жизненно важных вопросов и прежде всего аграрного вопроса, связанного с изъятием казахских земель, а также с русификацией в области духовной культуры.
Рабочие Казахстана поддержали Всероссийскую стачку, которая прошла в октябре, стачечные комитеты на Успенском руднике, в Уральске. Кустанае, Перовске, Верном. 18-19 октября прошли массовые политические стачки в Оренбурге, 25 октября политическая демонстрация в Омске, 16-28 ноября забастовка почтово-телеграфцых служащих в Семипалатинске. К революционным выступлениям рабочих, крестьян, шаруа присоединились солдаты. 6-7 ноября протест против антинародных действий выразили солдаты Западно-Сибирского полка, а 21 ноября солдаты Жаркентского гарнизона, Самым крупным выступлением казахских и русских рабочих стала забастовка на Успенском руднике, где было занято более 300 рабочих, в том числе 265 казахов. Руководил забастовкой «Русско-киргизский союз против капитала». Ее поддержали рабочие Караганды, всего в ней приняли участие 360 человек. 6 декабря 1905 года рабочие составили петицию, где были требования повышения заработной платы, улучшения условии труда и быта, отстранение чинивших произвол служащих. 10 декабря некоторые из их требований были частично удовлетворены, забастовка была ослаблена, продолжалась она 12 дней, после чего ее подавили, а организаторов арестовали.
В декабре 1905 года волнения прошли в ряде городов и населенных пунктов, в Усть-Каменогорске, Павлодаре и других. Требования участников революционного движения все более становились политическими, наряду с лозунгами повышения зарплаты, улучшения условий труда также раздавались призывы свержения самодержавия, изменения существующего строя. В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся съезд казахов, который выдвинул требования о прекращении переселения в край, признания земли собственностью казахского населения, свободы вероисповедания и равенства языков, развития образования па родном языке.
3 июля 1906 года состоялась крупная стачка рабочих в Семипалатинске, число ее участников достигло 500. В это время проходит подъем крестьянского движения против аграрной колониальной политики.
Революционные события в России длились около двух с половиной лет. Манифестом от 17 октября 1905 года в России учреждалась Государственная Дума «чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы» — говорилось в нем. I Государственная Дума по своему составу кадетско-либер. действовала с 27 апреля по 8 июля 1906 года, от Казахстана в нес было избрано 9 депутатов; 4 от казахского и 5 от русского населения. Особую остроту в Думе приобрел аграрный вопрос, который стал причиной ее роспуска. II Государственная Дума начала свою работу 20 февраля 1907 года, как и в первой, центральное место в ее работе занял аграрный вопрос. По своему составу она опять оказалась кадетско-либеральной. От Казахстана в ней было 13 депутатов, в том числе 5 от казахского населения. Спад революционного движения позволил царю 3 июня 1907 года распустить II Думу. Это означало поражение революции.
Участие населения Казахстана в революционном движении 1905-1907 годов было большой школой, обретением опыта в борьбе за национальное и социальное освобождение.
Казахская национальная интеллигенция и ее освободительные идеи.
Первый этап формирования и рота национальной интеллигенции продолжался до присоединения KZ к России. Второй этап охватывает XIX - начало XX в., когда KZ окончательно превратился в колонию России. Складывавшиеся новые общественно-экономические отношения, изменившаяся социально-политическая ситуация, а также непосредственное общение с русской культурой дали толчок к появлению ранее неизвестных представителей интеллигенции - инженеров, журналистов, работников советского образования и др. профессий. Рост интеллигенции крайне отставал от развития края. До середины 20-хг. представители старой интеллигенции активно вовлекались в созидательскую работу. Ставленник Сталина - Голощекин сразу же ; начал гонения на А.Байтурсынова, М.Дулатова, Ж.Аймаутова и др. ' писателей. Медленный рост специалистов-казахов явился ; следствием тяжелого голода 1921-1922 и 1931-1933 гг., двух войн -гражданской и второй мировой. Невосполнимый ущерб нанесли сталинские репрессии (1929-1931, 1937-1938, 1951 - пик). Демографическая катастрофа, вызванная голодом, миграцией иноэтнического населения до предела сузили сферу функционирования каз. языка. Малейшая попытка остановить процесс манкуртизации оборачивалась трагедией и преследованиями. В 30-е гг. это стоило жизни А.Байтурсынову, М.Жумабекову, М.Дулатову, Т.Рыскулову, ЖАймаутову, в 50-е гг. обернулось высылкой из рес-ки К.Сатпаева, М.Ауэзова, А.Жубанова, в 70-80-е гг. - изъятием из обращения книг О.Сулейменова, О.Исмагулова, М.Козыбаева и др. В начале 20 века в Каз. появилась прослойка общества - интеллигенция. Первыми ее представителями были А. Байтурынов, М. Жумабаев, А. Бокейханов, С. Сейфуллин, Т. Рыскунов, И. Жансугиров, Г. Муратбаев, 0. Джандосов, и т.д. Образовались нац-либ. партия "Алаш", которой принадлдежали, к примеру, Байтурсынов и Дулатов, и рад-дем. партия *Уш жуз". Нац-либералы были за вхождение KZ в федерацию наравне с другими. Рад-демократы хотели создать единую автономию Ср.азиатских гос.
5.Культура Казахстана в 19 начале 20 го века. Развитие образования науки.
Культура Казахстана во второй половине XIX в (народное образование, казахская литература, наука).
I. С развитием капиталистич. отношений в Казахстане требовались образованные люди. Открывались русские школы, где учились и казахские дети; русско-казахские школы приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма. Способные выпускники школ поступали в кадетские корпуса и ВУЗы России. Развивалось традиционное образование в казахской семье, затем детей отдавали в медресе, кот. Содержались на средства частных лиц. Учеников называли шакирдами, учителей - мугалами (люди старше 40 лет с дипломом медресе). Организатор народного образования во II пол. XIX в. - Алтынсарин (1841-1889). В январе1884 он открыл школы в Тургае, Кустанае; школы для девушек, с/х, ремесленные; созданы учебные, методические пособия (киргиз. Хрестоматия); переводил на казахский язык Крылова, Толстого.
Во II пол. XIXв. появился новый тип казахского письма литературы; представитель-Абай (Ибрагим Кунанбайулы (1845-1904). В 8 лет он поступил в медресе, затем в русскую школу; ранние стихи написаны под влиянием восточной поэзии. В 80-х гг. встретился со ссыльными революционерами, изучал революционные идеи. Родоначальник этой поэзии - Шортанбай Конайулы (1818-1881); он называл Эпохой скорби период после присоединения Казахстана к России.
В устной литературе ведущее место занимали лирические песни акынов (сал, серi); представитель - Акан-серi Корамсаулы.
III. Потребности капиталистич. России диктовали необходимость научного изучения национальных окраин. Цель ИРГО - изучение производительных сил края с целью интенсивного использования его природных богатств в интересах русского капитализма и русификации местного населения. Для создания трудов по социально-экономической истории регионов возникла необходимость расширения источниковой базы исследования, что обусловило появление учёных архивных комиссий. Важную роль в изучении истории, культуры, быта казахского народа сыграли этнографические музеи, которые в конце XIX – начале XX вв. стали собирать экспонаты казахской национальной культуры. Коллекции были в Москве, Петербурге, Верном; они привлекали внимание общественности к культуре казахского народа, способствовали распространению сведений о жизни казахов. Колониальные власти настороженно относились к деятельности научно –общественных организаций.
Вторая половина XIX века знаменательна в истории Казахстана тем, что в это время жили и творили такие выдающиеся представители казахской культуры, как Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунан-баев (Абай).
Чокан Валиханов (1835-1865) родился в крепости Кушмурун, до 12 лет обучался в частной школе, в 1847 году поступил и в 1853 году окончил Сибирский кадетский корпус в Омске в звании корнета армейской кавалерии. Чтобы представить уровень образования, которое получил Ч. Валиханов, можно назвать преподававшиеся в Кадетском корпусе дисциплины. Помимо военных, таких как тактика, фортификация и других, изучались основы философии, русская и всеобщая история, русская и западноевропейская литература, география, ботаника, зоология, физика, математика, геодезия, архитектура, рисование, черчение, европейские и восточные языки. Изучались страны; Сибирь, Казахстан, Китай, Иран, Афганистан, Индия. В 1855 году в качестве адъютанта генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта Ч. Валиханов принял участие в поездке от Омска до Заилийского Алатау, где закладывалось укрепление Верное. За это время он собрал и обобщил богатый материал по истории, религии, обычаям, фольклору казахов. В 1856 году он принял участие в экспедициях от Алакуля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. Впечатления от этого путешествия и свои наблюдения он изложил в "Дневнике поездки на Иссык-Куль", "Записках о киргизах", в работе ''Западная провинция Китайской империи и г. Купьджа". Несомненным вкладом в изучение устного народного творчества явились записанные Валихановым отрывки из знаменитого киргизского эпоса "Манас". Свидетельством признания его научных -изысканий стало избрание молодого ученого в феврале 1857 года действительным членом Русского географического общества.
В 1858-1859 годах Ч. Валиханов впервые после Марко Поло побывал в Кашгаре, где собрал уникальный исторический и этнографический материал, уникальные реликвии - рукописи, грамоты^ предметы искусства. Например, он обнаружил бесценные исторические источники: сочинение мирзы Мухаммеда Хайдара Дулати "Тарих-и Рашиди", "Историю династии ходжей в Восточном Туркестане'", "Жизнеописание султана Сатук Богра-хана", основателя династии Караханидов и другие. Результатом поездки стал капитальный труд "О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)". В этой работе Ч. Валиханов дал анализ китайской системы колониального управления Восточным Туркестаном, населенным преимущественно тюркскими народами, приверженцами ислама, среди которых были уйгуры, казахи, кыргызы, узбеки, а также дунгане. Шесть городов Малой Бухарин -Яркенд, Хотан, Кашгар, Аксу, Янысар, Туфан были независимы друг от друга, и Китай делал все для того, чтобы полностью исключить возможность организации борьбы колониальных народов против колонизаторов. Этим целям служила соответственно устроенная система управления этих округов. В 1856-1861 годы Ч, Валиханов проживал в Петербурге, где работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте, Географическом обществе. Здесь он поддерживал связи с востоковедами В. В. Григорьевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, с такими учеными, как А.Н. Бекетов, В. П. Васильев, писателем Ф. М. Достоевским, дружба с которым началась еще в Семипалатинске, общался с поэтами А. Н. Майковым и Я. П. Полонским.
Весной 1861 года он тяжело заболел и вынужден был вернуться на роцину. 10 апреля 1865 года в ауле Тезека в урочище Кочен-Тоган он скончался. Ч. Валиханов оставил богатое научное наследие, в которое, помимо уже названных работ, вошли также "АблаЙ", "Киргизское родословие', "Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи", "Записка о судебной реформе", "О мусульманстве в степи", "Следы шаманства у киргизов", "О кочевьях киргиз" и другие. Он был всесторонне одаренным человеком и везде, где бывал, делал многочисленные зарисовки, эскизы, наброски, рисунки, имеющие немаловажное познавательное значение. Его вклад в науку заключается в том, что он собрал уникальный материал по истории, этнографии, фольклористике, литературе, политическому, социальному и экономическому развитию таких малоизученных регионов Центральной Азии, как Семиречье, Кыргызстан, Восточный Туркестан, тем самым значительно сократил белые мтна в русской и мировой науке. Одним из первых Валиханов ввеяш научный.оборот целый пласт исторических источников; каковыми являются казахский и кыргызский эпос, фольклор. Ему принадлежит приоритет в постановке и разрешении ряда таких узловых проблем истории тюркских народов, как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни. В это же время активно творил казахский просветитель и общественный деятель педагог Ибрай Алтынсарин (1841-1889). Рано по-геряв отца, он воспитывался у своего деда, известного бия, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии Балхожи Жанбур-чина. Затем учился в казахской школе при Пограничной комиссии. Ибрай Алтьшсарин явился создателем первых в Казахстане начальных и профессиональных учебных заведений. Благодаря его стараниям были открыты в крае женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища. В 1879 году он был назначен инспектором школ Тур-гайской области. Плодотворно трудясь в области педагогики, этнографии, фольклористики, он написал следующие учебные пвсабия: "Киргизская хрестоматия", "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку", опубликовал отрывки из казахского эпоса "Кобланды-батыр", *'Жанибек-батыр", материалы по истерии -"Кыпчак Сейткул", "Байулы" и другие. В "Записках" Оренбургского отдела Русского географического общества Алтынсарин публикует также статьи по этнографии "Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства", "Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства1*. Путь к прогрессу своего народа он видел в просвещении.
6 А.Кунанбев.Наряду с устным народным творчеством развивалась и письменная казахская литература. Выдающимся ее представителем был Абай Кунанбаев (1845-1904). Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама.
Абай родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Первоначальное образование получил дома, а затем в медресе. Он был знатоком обычаев, традиций казахского народа. Абай соединил в себе устное народное творчество, восточную поэзию и русскую, европейскую классическую литературу. В 1886 году он написал стихотворение "Лето", положившее начало его поэтическому творчеству в последующие годы его жизни. Он перевел на казахский язык произведения А. Пушкина, М. Лермонтова. Абая, глубоко верившего в творческие силы своего народа и близко воспринимавшего его чаяния, называют "лицом казахского народа". Наиболее полно его философские взгляды отражены в прозаическом произведении "Гаклия", где в виде афоризмов, притч, философских миниатюр представлена квинтэссенция проблем и достижений казахского народа.
7. Первая мировая война и ее влияние на Казахстан. Национально-освободительное движение 1916 года
Причины: усилившийся колониальный, национальный гнет, произвол местных властей, политика русификации, массовое изъятие пастбищных земель у казахов под переселенческие фонды (42млн десятин), мобилизации мужского населения на фронт. Обострение всей совокупности национальных и социальных противоречий вызвала воина. Началась массовая реквизиция скота и фуража, неимоверно возросли налоги, резко ухудшилось положение рабочих в городах, на промышленных предприятиях. В годы войны Казахстан стал местом размещения военнопленных.
Поводом: царский указ от 25 июня 1916 года о мобилизации «инородческого населения» для работ по созданию оборонительных сооружений в районах действующей армии и на тыловые работы. Мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 19 до 43 лет. Из Казахстана и Средней Азии должны были быть рекрутированы 400 тысяч человек. К числу «инородцев» относились казахи, кыргызы, узбеки, таджики, туркмены, дунгане, уйгуры. От мобилизации освобождались состоящие на государственной службе, занимавшие руководящие посты в местном управлении, представители духовенства, и др.
Ход: Семиреченская область. Рук - Т. Бокин, Б. Ашекеев. 17 июля в Туркестанском крае было введено военное положение. Укрепление царских гарнизонов. Крупные столкновения с карателями произошло в урочище Асы, в Каркаре, в урочище Самсы, в районах Кастека. Нарынкола, Чарына, Курама. В середине августа восстание охватило почти все волости Семиреченской области. Для подавления восстания было направлены карательные отряды. Восстание подавлено к октябрю 1916 года, Производились массовые аресты, действовали военно-полевые суды. Каратели расправлялись и с мирным населением были уничтожены десятки аулов. Более 300 тысяч казахов и кыргызов откочевало в Китай.
Сырдарьинская область. Рук - Т. Рыскулов. Здесь продолжительными были выступления повстанцев в Аулиеатинском, Чимкентском уездах, но к концу сентября они были жестоко подавлены, отдельные отряды откочевали в Тургайскую область. Жестокие бои с карателями вели повстанцы в Семипалатинской и Акмолинской областях. Особенно сильные столкновения происходили в сентябре-октябре 1916 года в Зайсанском, Усть-Каменогорском, Каркаралинском, Акмолинском, Атбасарском уездах. К концу октября восстание было подавлено. Массовые выступления также имели место па Западе Казахстана в Уральской области, упорное сопротивление оказывали повстанцы в Гурьевском, Темирском уездах.
Самое массовое, упорное, организованное восстание - восстание в Тургайской области. Возглавили его А. Иманов и А. Джангильдин. Главнокомандующим повстанцев был избран А. Иманов (1873-1919 годы), в отрядах была введена строгая дисциплина, десятичный порядок их построения. В октябре 1916 года здесь войско насчитывало около 50 тысяч. На подавление восстания в Тургайскую степь был направлен экспедиционный корпус. 22 октября повстанцы начали осаду Тургая, однако взять его не удалось, так как сюда прибыл карательный корпус генерал-лейтенанта А. Лаврентьева. Война приобрела партизанский характер, основная масса повстанцев сосредоточилась в урочище Батпаккара, отсюда совершались рейды против карателей. Восстание продолжалось до 1917 года и слилось с событиями Февральской революции. Восстание 1916 года является составной частью освободительного движения казахского народа, его национально-освободительной борьбы
8. Каз-н в период февральской революции 1917 г.В Каз-не возникло двоевластие. В марте 1917 года повсеместно сформировались местные органы Временного правительства — областные и уездные, а затем волостные, аульные, сельские, станичные исполнительные комитеты. Представители казахской национальной интеллигенции были назначены комиссарами Временного правительства, А. Букейханов по Тургайской области. М. Тынышпаев по Семиречью, М. Чокаев в Туркестане. Опорой Временного правительства были также областные и уездные казахские комитеты, а в казачьих станицах - казачьи комитеты. В поддержку Временного правительства создавались мусульманские, татарские комитеты, курултаи. В марте 1917 года активную деятельность в крае развернули социал-демократы большевики, чьи организации действовали практически во всех областях и уездах. Второй реальной властью в Каз-не стали советы, как органы народной власти. Руководящую роль в большинстве Советов играли социал-демократы меньшевики и эсеры. Временное правит-во предпринимало робкие шаги урегулирования ситуации в Каз-не. 20 марта 1917 года специальным декретом было объявлено об отмене всяких ограничений в правах граждан России, обусловленных принадлежностью к вероисповеданию, национальности. Была объявлена амнистия участникам восстания 1916 года, принято решение об оказании помощи населению Семиреченскои области, пострадавшему во время этого восстания. Рассмотрен вопрос о возвращении мобилизованных по указу от 25 июня 1916 года в рабочие дружины. Но в главном, в земельном вопросе, вопросе национально-территориального устройства продолжалась прежняя политика самодержавия. Временное правит-во продолжало участие в Мировой войне, решение аграрного вопроса откладывалось до созыва Учредительного собрания, не было даже декларировано о праве наций на самоопределение. На местах сохранялся и функционировал колониальный аппарат. Продолжалась практика национальной дискриминации, прежней великодержавной политики, сохранялись переселенческие управления. Продолжением политики самодержавия Временное правит-во создавало предпосылки углубления революционного процесса. Происходила политическая поляризация казахского общества, ее активизировало возвращение на родину около 150 тысяч участников тыловых работ и фронтовиков.