Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль прокуратуры в уголовном процессе



 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории государства. Помимо этого прокуратура выполняет и иные функции, установленные законодательством:

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина,

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие[1].

Исходя из функций прокуратуры, вытекает и цель её деятельности: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов общество и государства. Таким образом, деятельность прокуратуры распространяется на все отрасли права, в том числе – и уголовный процесс, в котором как нигде – требуется соблюдать все нормы закона, - ведь от этого зависит жизнь людей.

Таким образом, правильно организованный, эффективный и действенный прокурорский надзор должен способствовать строгому соблюдению законности уже с первой стадии уголовного судопроизводства: возбуждение уголовного дела и до окончания рассмотрения и вынесения постановления по уголовному делу.

Актуальность темы заключается в том, в сегодняшнем обществе рост преступности не снижается, а нормы международного и российского законодательства требуют защищать и охранять права и свободы человека, в связи с чем, действовать при расследовании преступлении необходимо очень осторожно. Роль прокуратуры как раз в этом и заключается, а значит, её участие в уголовном процессе является самым важным и ответственным.

Цель работы заключается в том, чтобы показать необходимость и важное значение участия прокуратуры в уголовном процессе.

Исходя из поставленной цели, для наиболее эффективной работы по теме - можно поставить следующие задачи:

1. Установить момент, с которого начинается участие прокурора в уголовном процессе;

2. Определить полномочия, функции и задачи прокурора на стадии возбуждения уголовного дела;

3. Сформулировать проблемы, возникающие на стадии возбуждения уголовного дела.

4. Рассмотреть участие прокурора в суде первой инстанции, а так же в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. Выделить особенности участия в каждой стадии уголовного процесса.

5. Сформулировать выводы о роли прокуратуры в уголовном процессе РФ.

Для работы по теме я использовала материал из учебной литературы, законодательство РФ, материалы судебной практики и статьи различных правоведов из периодических изданий.

Структура работы:

Во введение коротко сформулированы цели и функции прокуратуры РФ; обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи работы; дана краткая характеристика работы.

1. В первой части подробно рассмотрен вопрос участия прокурора на первой – самой важной стадии уголовного процесса: возбуждение уголовного дела; сроки и порядок действий, полномочия, права и обязанности прокурора. Обращено внимание на возникающие в этой стадии проблемы.

2. Во второй части работы проанализирована деятельность прокурора на всех стадиях уголовного процесса: первая инстанция – мировой суд; далее апелляция и кассация, а так же надзорная деятельность. Определены особенности его участия на каждой стадии.

3. В заключении сформулированы выводы по работе: прокурор – обладает особым статусом среди всех участников уголовного процесса; с его решения возбуждается уголовное дело, и по его убеждению оно заканчивается. Он является особенным участником уголовного процесса, так как именно он оценивает законность, обоснованность и справедливость принятия судом решения.

В конце работы приведён список литературы.

 

 

Глава I. Роль прокуратуры на досудебной стадии уголовного процесса:

 

§1. Функции и полномочия прокурора по возбуждению уголовного дела.

Формы и методы действия прокурора в уголовном процессе определяются, как и общие задачи уголовного судопроизводства в уголовно-процессуальном кодексе РФ. Статья 37 УПК РФ посвящена полномочиям прокурора:

- Прокурор является должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

- проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

- выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

- требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

- отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

- рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб;

- разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

- отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

- передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

- утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

- утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

- возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

Таким образом, из приведенного перечня полномочий хорошо видно какова роль прокурора на досудебной стадии расследования уголовного дела – он контролирует каждый шаг органов следствия и дознания, таким образом, охраняя законные интересы граждан (как подозреваемых, так и потерпевших).

Конституционным Судом Российской Федерации по этому поводу отмечено, что возбуждение уголовного дела является начальной самостоятельной стадией уголовного процесса, в ходе которой устанавливаются поводы и основания для возбуждения уголовного дела, а также принимаются меры по предотвращению или пресечению преступления, закреплению его следов, обеспечению последующего расследования и рассмотрения дел в соответствии с установленной законом подследственностью и подсудностью; актом возбуждения уголовного дела создаются правовые основания для последующих процессуальных решений органа дознания, предварительного следствия и суда.

Возбуждение уголовного дела является ответственной стадией уголовного судопроизводства – от его своевременности и законности зависит быстрота и качество расследования. И, наоборот, незаконное, необоснованное и несвоевременное возбуждение уголовного дела может привести к утрате доказательств, к невозможности раскрыть преступление; а значит, лица совершившие противоправные действия останутся не наказанными, а пострадавшие не получат ни компенсаций, ни удовлетворения от восстановленной справедливости. То есть, цели уголовного судопроизводства в такой ситуации – недостижимы. Ничто так не способствует совершению новых преступлений, как безнаказанность за прежнее деяние. Непринятие надлежащих мер по каждому сигналу о преступлении существенно нарушает права граждан, ущемляет интересы общества, подрывает авторитет государства, создает впечатление о профессиональной некомпетентности работников правоохранительных органов.

Опасно также и другое явление: поспешное возбуждение уголовного дела, которое влечёт за собой незаконное и необоснованное задержание, арест и осуждение граждан. Нельзя не согласиться с А.Ф.Кони, полагавшим, что «уголовное преследование слишком серьезная вещь, чтобы не вызывать самой тщательной обдуманности; ни последующее оправдание судом, ни даже прекращение дела до предания суду, - очень часто не могут изгладить материального и нравственного вреда, причиненного человеку поспешным и необоснованным привлечением его к уголовному делу»[2].

Сосредоточим основное внимание на характеристике возбуждения уголовного дела как стадии уголовного процесса, в ходе которой реализуется уголовно-процессуальная деятельность следователя, органа дознания, дознавателя. В соответствии с ч.1 ст.144 УПК РФ, озаглавленной «Порядок рассмотрения сообщений о преступлении», дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение. В этом случае перед прокурором стоят задачи по обеспечению своевременного и законного начало уголовного преследования, объективного и всестороннего исследование обстоятельств дела, своевременное выдвижение и обоснование обвинения и соблюдение прав и законных интересов участвующих в процессе лиц.

По постановлению следователя и приложенным к нему материалам проверки по факту совершения преступления, протоколами следственных действий, - прокурор незамедлительно должен: либо дать согласие на возбуждение уголовного дела либо отказать в возбуждении, либо вернуть материалы для доработки. В случае, если по подозрению в совершении преступления задержан человек, то на эту процедуру отводится всего 24 часа, за которые следователи должны провести колоссальную работу по сбору доказательств, и прокурор должен проверить законность всех совершенных следователями и дознавателями действий.

Если прокурор не даёт согласия на возбуждение уголовного дела – постановление следователя не требует отмены, так как оно уже не имеет юридической силы. Если прокурор вернул материалы для дополнительной проверки, он должен в постановлении указать, какие конкретно обстоятельства и какими способами должны быть выяснены. После проведения дополнительной работы, следователь или дознаватель направляют материалы проверки прокурору.

Если прокурор вынес постановление о возбуждении уголовного дела, то он направляет копию постановления следователю или дознавателю, которые, в свою очередь, незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Далее, следователь и дознаватель имеют право выполнять необходимые следственные действия, по результатам которых выносят обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания и направляется вместе с материалами дела прокурору.

Прокурор, - в течение двух суток рассматривает поступившее обвинительный акт и материалы и принимает одно из следующих решений:

- утверждение обвинительного акта и направление дела в суд;

- в случае несоответствия обвинительного акта требованиям ст. 225 УПК РФ - прокурор может возвратить дело для производства дополнительного дознания либо для пересоставления обвинительного акта. При этом, он может продлить срок: для дополнительного дознания на 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта – на 3 дня;

- прекращение производства по уголовному делу по следующим основаниям: отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; истечение сроков давности уголовного преследования; смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего (ст. 24 – 28 УПК РФ);

- направление дела для производства предварительного следствия.[3]

Копию обвинительного акта прокурор вручает обвиняемому и его защитнику (ст. 226 УПК РФ).

По окончании следствия прокурор обязан ещё раз проверить все материалы и ответить на ряд вопросов: собраны ли доказательства, подтверждающие факт совершения преступного деяния; собраны ли эти доказательства с соблюдением закона; нет ли обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу; проведено ли следствие с соблюдением требований всесторонности, полноты и объективности; обосновано ли обвинение собранным по делу доказательствам; соблюдены ли во время следствия все требования уголовно-процессуального закона; правильно ли составлено обвинительное заключение.

Признав, что при производстве по делу были соблюдены все предусмотренные правила, - прокурор утверждает своей резолюцией обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.

Таким образом, надзор за исполнением уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия в стадии возбуждения уголовного дела осуществляется прокурором. Прокурорское вмешательство – проверка и реагирование на её результаты - не зависят от наличия, чьих либо ходатайств и жалоб, поэтому носит инициативный характер. В то же время, решения прокурора, принятые в стадии возбуждения уголовного дела, - подконтрольны судебной власти. Согласно ч.1 ст. 125 УПК РФ постановления прокурора может быть обжаловано в суд по месту производства предварительного расследования.

 

 

§2. Проблемы, возникающие на стадии возбуждения уголовного дела.

 

Генеральный прокурор РФ требует от подчинённых прокуроров проводить проверки исполнения законов при приёме, регистрации, учёте заявлений и сообщений о преступлениях не реже одного раза в месяц, используя сводки органов внутренних дел, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, медицинских учреждений и другие источники информации.[4]

На основании вышеизложенного, обратимся к статистике, которая предоставлена на сайте Прокуратуры города Вологды: так за 9 месяцев 2011 года на досудебной стадии уголовного преследования выявлено 20855 нарушений законов; внесено 490 представлений и информаций; 714 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности[5].

Из приведенных данных видно, что ситуация с соблюдением законности в стадии возбуждения уголовных дел оставляет желать лучшего. Следовательно, прокурорский надзор необходимо улучшать, так как существует ряд организационных проблем в этой сфере. Так, если преступление совершено в российской глубинке, на месте происшествия следователю приходится думать не о поиске и фиксации быстро исчезающих следов, не о сборе доказательств, не о работе по горячим следам, а о том, как добраться до прокурора и получить согласие на возбуждение уголовного дела. В итоге самое продуктивное для расследования преступления время тратится на согласование. Процессуальная самостоятельность следователя уже на начальной стадии уголовного процесса ограничена. Прокурор города Казани рекомендует получать в таких случаях предварительное устное согласие прокурора на возбуждение уголовного дела, например, по телефону, официальную бумагу оформлять при первой же возможности[7]. Данная рекомендация, однозначно, спорная. Во-первых, возможно ли правильно оценить законность и обоснованность решения следователя о возбуждении уголовного дела, не изучив сообщения о преступлении, материалы их проверки, протоколы следственных действий (в случае их производства) по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего. Не случайно закон (ст. 146 ч. 4 УПК РФ) требует прилагать названные постановления, материалы, протоколы к постановлению следователя (дознавателя) о возбуждении уголовного дела при направлении этого постановления прокурору. Во-вторых, непонятно, как разрешить ситуацию, если прокурор по телефону согласится на возбуждение уголовного дела и проведение следственных и иных процессуальных действий, а позже, при ознакомлении с материалами дела, придет к выводу о необоснованности и незаконности постановления следователя о возбуждении уголовного дела? Будут ли процессуальные действия следователя признаны законными? Если нет, то кто будет отвечать за это? Для этого можно, конечно использовать современные средства телекоммуникаций, такие как электронная почта, а процессуальные документы следователь и прокурор могут закреплять электронной подписью, что необходимо законодателю закрепить в УПК РФ в соответствующей статье.

Таким образом, для достижения положительных результатов на стадии возбуждения уголовного дела, а, значит, и для эффективного исполнения своих функций прокуратурой и органами дознания и следствия – необходимо решить массу организационных вопросов.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.