Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории государства. Помимо этого прокуратура выполняет и иные функции, установленные законодательством:
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина,
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие[1].
Исходя из функций прокуратуры, вытекает и цель её деятельности: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов общество и государства. Таким образом, деятельность прокуратуры распространяется на все отрасли права, в том числе – и уголовный процесс, в котором как нигде – требуется соблюдать все нормы закона, - ведь от этого зависит жизнь людей.
Таким образом, правильно организованный, эффективный и действенный прокурорский надзор должен способствовать строгому соблюдению законности уже с первой стадии уголовного судопроизводства: возбуждение уголовного дела и до окончания рассмотрения и вынесения постановления по уголовному делу.
Актуальность темы заключается в том, в сегодняшнем обществе рост преступности не снижается, а нормы международного и российского законодательства требуют защищать и охранять права и свободы человека, в связи с чем, действовать при расследовании преступлении необходимо очень осторожно. Роль прокуратуры как раз в этом и заключается, а значит, её участие в уголовном процессе является самым важным и ответственным.
Цель работы заключается в том, чтобы показать необходимость и важное значение участия прокуратуры в уголовном процессе.
Исходя из поставленной цели, для наиболее эффективной работы по теме - можно поставить следующие задачи:
1. Установить момент, с которого начинается участие прокурора в уголовном процессе;
2. Определить полномочия, функции и задачи прокурора на стадии возбуждения уголовного дела;
3. Сформулировать проблемы, возникающие на стадии возбуждения уголовного дела.
4. Рассмотреть участие прокурора в суде первой инстанции, а так же в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. Выделить особенности участия в каждой стадии уголовного процесса.
5. Сформулировать выводы о роли прокуратуры в уголовном процессе РФ.
Для работы по теме я использовала материал из учебной литературы, законодательство РФ, материалы судебной практики и статьи различных правоведов из периодических изданий.
Структура работы:
Во введение коротко сформулированы цели и функции прокуратуры РФ; обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи работы; дана краткая характеристика работы.
1. В первой части подробно рассмотрен вопрос участия прокурора на первой – самой важной стадии уголовного процесса: возбуждение уголовного дела; сроки и порядок действий, полномочия, права и обязанности прокурора. Обращено внимание на возникающие в этой стадии проблемы.
2. Во второй части работы проанализирована деятельность прокурора на всех стадиях уголовного процесса: первая инстанция – мировой суд; далее апелляция и кассация, а так же надзорная деятельность. Определены особенности его участия на каждой стадии.
3. В заключении сформулированы выводы по работе: прокурор – обладает особым статусом среди всех участников уголовного процесса; с его решения возбуждается уголовное дело, и по его убеждению оно заканчивается. Он является особенным участником уголовного процесса, так как именно он оценивает законность, обоснованность и справедливость принятия судом решения.
В конце работы приведён список литературы.
Глава I. Роль прокуратуры на досудебной стадии уголовного процесса:
§1. Функции и полномочия прокурора по возбуждению уголовного дела.
Формы и методы действия прокурора в уголовном процессе определяются, как и общие задачи уголовного судопроизводства в уголовно-процессуальном кодексе РФ. Статья 37 УПК РФ посвящена полномочиям прокурора:
- Прокурор является должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
- проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
- выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
- требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
- отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;
- рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб;
- разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
- отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
- передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
- утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
- утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
- возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.
Таким образом, из приведенного перечня полномочий хорошо видно какова роль прокурора на досудебной стадии расследования уголовного дела – он контролирует каждый шаг органов следствия и дознания, таким образом, охраняя законные интересы граждан (как подозреваемых, так и потерпевших).
Конституционным Судом Российской Федерации по этому поводу отмечено, что возбуждение уголовного дела является начальной самостоятельной стадией уголовного процесса, в ходе которой устанавливаются поводы и основания для возбуждения уголовного дела, а также принимаются меры по предотвращению или пресечению преступления, закреплению его следов, обеспечению последующего расследования и рассмотрения дел в соответствии с установленной законом подследственностью и подсудностью; актом возбуждения уголовного дела создаются правовые основания для последующих процессуальных решений органа дознания, предварительного следствия и суда.
Возбуждение уголовного дела является ответственной стадией уголовного судопроизводства – от его своевременности и законности зависит быстрота и качество расследования. И, наоборот, незаконное, необоснованное и несвоевременное возбуждение уголовного дела может привести к утрате доказательств, к невозможности раскрыть преступление; а значит, лица совершившие противоправные действия останутся не наказанными, а пострадавшие не получат ни компенсаций, ни удовлетворения от восстановленной справедливости. То есть, цели уголовного судопроизводства в такой ситуации – недостижимы. Ничто так не способствует совершению новых преступлений, как безнаказанность за прежнее деяние. Непринятие надлежащих мер по каждому сигналу о преступлении существенно нарушает права граждан, ущемляет интересы общества, подрывает авторитет государства, создает впечатление о профессиональной некомпетентности работников правоохранительных органов.
Опасно также и другое явление: поспешное возбуждение уголовного дела, которое влечёт за собой незаконное и необоснованное задержание, арест и осуждение граждан. Нельзя не согласиться с А.Ф.Кони, полагавшим, что «уголовное преследование слишком серьезная вещь, чтобы не вызывать самой тщательной обдуманности; ни последующее оправдание судом, ни даже прекращение дела до предания суду, - очень часто не могут изгладить материального и нравственного вреда, причиненного человеку поспешным и необоснованным привлечением его к уголовному делу»[2].
Сосредоточим основное внимание на характеристике возбуждения уголовного дела как стадии уголовного процесса, в ходе которой реализуется уголовно-процессуальная деятельность следователя, органа дознания, дознавателя. В соответствии с ч.1 ст.144 УПК РФ, озаглавленной «Порядок рассмотрения сообщений о преступлении», дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение. В этом случае перед прокурором стоят задачи по обеспечению своевременного и законного начало уголовного преследования, объективного и всестороннего исследование обстоятельств дела, своевременное выдвижение и обоснование обвинения и соблюдение прав и законных интересов участвующих в процессе лиц.
По постановлению следователя и приложенным к нему материалам проверки по факту совершения преступления, протоколами следственных действий, - прокурор незамедлительно должен: либо дать согласие на возбуждение уголовного дела либо отказать в возбуждении, либо вернуть материалы для доработки. В случае, если по подозрению в совершении преступления задержан человек, то на эту процедуру отводится всего 24 часа, за которые следователи должны провести колоссальную работу по сбору доказательств, и прокурор должен проверить законность всех совершенных следователями и дознавателями действий.
Если прокурор не даёт согласия на возбуждение уголовного дела – постановление следователя не требует отмены, так как оно уже не имеет юридической силы. Если прокурор вернул материалы для дополнительной проверки, он должен в постановлении указать, какие конкретно обстоятельства и какими способами должны быть выяснены. После проведения дополнительной работы, следователь или дознаватель направляют материалы проверки прокурору.
Если прокурор вынес постановление о возбуждении уголовного дела, то он направляет копию постановления следователю или дознавателю, которые, в свою очередь, незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Далее, следователь и дознаватель имеют право выполнять необходимые следственные действия, по результатам которых выносят обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания и направляется вместе с материалами дела прокурору.
Прокурор, - в течение двух суток рассматривает поступившее обвинительный акт и материалы и принимает одно из следующих решений:
- утверждение обвинительного акта и направление дела в суд;
- в случае несоответствия обвинительного акта требованиям ст. 225 УПК РФ - прокурор может возвратить дело для производства дополнительного дознания либо для пересоставления обвинительного акта. При этом, он может продлить срок: для дополнительного дознания на 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта – на 3 дня;
- прекращение производства по уголовному делу по следующим основаниям: отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; истечение сроков давности уголовного преследования; смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего (ст. 24 – 28 УПК РФ);
- направление дела для производства предварительного следствия.[3]
Копию обвинительного акта прокурор вручает обвиняемому и его защитнику (ст. 226 УПК РФ).
По окончании следствия прокурор обязан ещё раз проверить все материалы и ответить на ряд вопросов: собраны ли доказательства, подтверждающие факт совершения преступного деяния; собраны ли эти доказательства с соблюдением закона; нет ли обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу; проведено ли следствие с соблюдением требований всесторонности, полноты и объективности; обосновано ли обвинение собранным по делу доказательствам; соблюдены ли во время следствия все требования уголовно-процессуального закона; правильно ли составлено обвинительное заключение.
Признав, что при производстве по делу были соблюдены все предусмотренные правила, - прокурор утверждает своей резолюцией обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.
Таким образом, надзор за исполнением уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия в стадии возбуждения уголовного дела осуществляется прокурором. Прокурорское вмешательство – проверка и реагирование на её результаты - не зависят от наличия, чьих либо ходатайств и жалоб, поэтому носит инициативный характер. В то же время, решения прокурора, принятые в стадии возбуждения уголовного дела, - подконтрольны судебной власти. Согласно ч.1 ст. 125 УПК РФ постановления прокурора может быть обжаловано в суд по месту производства предварительного расследования.
§2. Проблемы, возникающие на стадии возбуждения уголовного дела.
Генеральный прокурор РФ требует от подчинённых прокуроров проводить проверки исполнения законов при приёме, регистрации, учёте заявлений и сообщений о преступлениях не реже одного раза в месяц, используя сводки органов внутренних дел, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, медицинских учреждений и другие источники информации.[4]
На основании вышеизложенного, обратимся к статистике, которая предоставлена на сайте Прокуратуры города Вологды: так за 9 месяцев 2011 года на досудебной стадии уголовного преследования выявлено 20855 нарушений законов; внесено 490 представлений и информаций; 714 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности[5].
Из приведенных данных видно, что ситуация с соблюдением законности в стадии возбуждения уголовных дел оставляет желать лучшего. Следовательно, прокурорский надзор необходимо улучшать, так как существует ряд организационных проблем в этой сфере. Так, если преступление совершено в российской глубинке, на месте происшествия следователю приходится думать не о поиске и фиксации быстро исчезающих следов, не о сборе доказательств, не о работе по горячим следам, а о том, как добраться до прокурора и получить согласие на возбуждение уголовного дела. В итоге самое продуктивное для расследования преступления время тратится на согласование. Процессуальная самостоятельность следователя уже на начальной стадии уголовного процесса ограничена. Прокурор города Казани рекомендует получать в таких случаях предварительное устное согласие прокурора на возбуждение уголовного дела, например, по телефону, официальную бумагу оформлять при первой же возможности[7]. Данная рекомендация, однозначно, спорная. Во-первых, возможно ли правильно оценить законность и обоснованность решения следователя о возбуждении уголовного дела, не изучив сообщения о преступлении, материалы их проверки, протоколы следственных действий (в случае их производства) по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего. Не случайно закон (ст. 146 ч. 4 УПК РФ) требует прилагать названные постановления, материалы, протоколы к постановлению следователя (дознавателя) о возбуждении уголовного дела при направлении этого постановления прокурору. Во-вторых, непонятно, как разрешить ситуацию, если прокурор по телефону согласится на возбуждение уголовного дела и проведение следственных и иных процессуальных действий, а позже, при ознакомлении с материалами дела, придет к выводу о необоснованности и незаконности постановления следователя о возбуждении уголовного дела? Будут ли процессуальные действия следователя признаны законными? Если нет, то кто будет отвечать за это? Для этого можно, конечно использовать современные средства телекоммуникаций, такие как электронная почта, а процессуальные документы следователь и прокурор могут закреплять электронной подписью, что необходимо законодателю закрепить в УПК РФ в соответствующей статье.
Таким образом, для достижения положительных результатов на стадии возбуждения уголовного дела, а, значит, и для эффективного исполнения своих функций прокуратурой и органами дознания и следствия – необходимо решить массу организационных вопросов.