Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГОСУДАРСТВА РАННЕГО И РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

Средними веками называют период с VIвека до конца XVII века.

История Казахстана средних веков делится на три основных периода. Первый период охватывает VI – IX вв., второй – X – XIVвв., третий XV–XVIII вв.

В первый период – раннее средневековье – на территории Казахстана существовали Тюркский, Западно-Тюркский, Тюргешский, Карлукский, Огузский и Кимакский каганаты.

Тюркский каганат (552 – 603гг.)Сформировавшийся в начальный средневековый период в Евразии Тюркский каганат занимал огромную территорию, начиная с востока Алтая и заканчивая западным побережьем Каспийского моря. Господство каганата распространялось на обширные территории с юго-восточной границы с Китаем до юго-западной границы с Персией (Ираном). Основное население каганата представляли тюркоязычные племена. Подавляющее большинство составляли племена теле (тирек) (общее название многих тюркских племен). Судя по китайским источникам, от названия «теле» впоследствии произошло название «тюрк». Среди тюркоязычных племен в состав населения Тюркского каганата входили более 30 племен теле, в том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны.

В древних летописях говорится: «в 545 году утюркскому правителю прибыл посланник китайского императора». Целью визита было установление отношений между двумя правителями. В это время тюркские племена вели борьбу против господства жужаней (авар). Тюркский каган Бумынь стремился освободиться от власти Жужанского каганата во главе с каганом Анагуем. Постепенно усиливаясь, в середине VIвека тюркские племена, заключив союз с китайцами, искали повод для войны с Жужанским каганатом. С этой целью каган Бумынь послал своих людей к кагану Анагую с предложением выдать за него дочь. Анагуй отказал «плавильному невольнику». (Племена, зависимые от Жужанского каганата, платили ему дань железом). В 552 году Бумынь объявил Анагую войну и разбил его войска. После этой крупной победы Бумыню был присвоен титул «елхан» - «всенародный хан». В конце 552 г. Бумынь умер, каганом стал его сын Кара-Еске, который также скоро скончался. При тюркском кагане Мукане осенью 553 г. жужани потерпели поражение, после которого Жужанский каганат окончательно ослаб и пришел в упадок. С этих пор тюрки стали единоличными властителями восточной части Великой степи. Затем на севере они покорили земли кочевых племен, простиравшиеся до Саянских гор, а на востоке – вплоть до китайской реки Хуанхе, подчинив себе племена кайев (татабов), киданей, огуз-татар и др. В это время правители Северного Китая, раздробленного из-за междоусобиц на два государства – Северное Ци и северное Чжоу, стали платить дань кагану Мукану. Так, например, только одна часть разделенного Китая ежегодно преподносила кагану 100 тюков шелковой ткани. Поэтому и после смерти Мукана наследовавший его власть каган Тобо с обоими северокитайскими государствами поддерживал тесные взаимоотношения. Это свидетельствует о том, насколько было сильно политическое влияние Тюрского каганата на востоке в 570 – 580-е гг.

После покорения соседних племен на востоке тюрки стали совершать завоевательные походы на запад. Младший брат кагана БумыняИштеми возглавил военный поход 10 тюрскихтуменов на запад Великой степи. Он покорил согдийцев, а затем племена, жившие у северных подножий Алтая.

Таким образом, тюрки уже к 555 году захватили земли до Аральского моря. Не встретив какого-нибудь сильного сопротивления. За короткое время они завоевали огромную территорию от Китая до Амударьи, весь Присырдарьинский регион. В Средней Азии эфталиты (оседлые племена Средней Азии, жившие на землях от Каспийского моря до Северного Индостана и Восточного Туркестана) оказали тюркам упорное сопротивление, и-за чего тюрки временно отказались от дальнейших походов. Тюрки полностью смогли их покорить лишь спустя десять лет – в 563 – 567 гг.

В 70-е годы VI века Тюркский каганат расширил свои владения до Северного Кавказа и северного побережья Черного моря. Тюркский каганат не только стал в ряд таких крупных государств, как Китай, Иран и Византия, но и превратился в могущественную державу по своему политическому положению.

Основным видом хозяйства населения Тюркского каганата было полукочевое и кочевое скотоводство. Зимовки обычно размещались в пойменных лугах таких крупных рек, как Или, Чу, Талас, Иртыш и Сырдарья. Традиционно выращивалось четыре вида скота. В историческом памятнике «Письмена Культегина» встречаются сведения и о городских поселениях. Это доказательство того, что с момента вторжения в Жетысу (Семиречье) и Среднюю Азию тюрки узнали о городах и постоянных поселениях и часть из них стала переходить к оседлой жизни. Кроме того, тюркские племена на землях своих зимовок вдоль берегов крупных рек постепенно стали заниматься земледелием. Свидетельством этому являются найденные при археологических раскопках в Жетысу и Южном Казахстане остатки постоянных жилищ. Особенно много месторасположений зимовок – кентов, в которых жили тюрки, обнаружено на территории близ современного города Тараз.

Археологические раскопки показали, что тюрки в V – VIIвв. тела умерших сжигали, а золу захоранивали, позднее, с VIII века, умерших уже начали хоронить в погребениях. Погребение умершего путем сожжения было связано с культом поклонения огню. Об этом культе также свидетельствует факт: когда в Тюркский каганат с дипломатической миссией прибыл византийский посол Земарх, то его, прежде чем провести на прием к тюркскому кагану, провели между двумя кострами, что являлось обрядом очищения.

Занимавший огромную территорию, Тюркский каганат не смог превратиться в единое централизованное государство. Каганат ослабляла постоянная жестокая междоусобная война за власть внутри государства, которая началась в 581 г. Стремясь использовать такое положение в своих целях, Китай и другие соседние государства совершали частые походы против тюрок. Не сумев объединить силы против внешних врагов, Тюркский каганат распался в 603 году на две части – Западнотюркский и Восточнотюркский каганаты.

Западнотюркский каганат (603 – 704гг.)занимал территорию на юго-востоке, начиная от рек Или и Чу, на северо-западе до нижних течений рек Волга и Кубань, на северо-востоке до верхних течений Волги и Иртыша, на юго-западе до рек Тарим и Амударья. Столицей каганата и зимней ставкой кагана являлся город Суяб, расположенный на берегу реки Чу. А летняя ставка находилась в местности Мынбулак (ныне на территории Жамбылской области).

Основной этнополитический костяк каганата составляли «десять племен» - «он окбудун», чьи места проживания располагались от восточных предгорий Каратау до Джунгарии. В состав «десяти племен» входили тюрки ашина, уйсуны, канлы, тюргеши, уйгуры, кыргызы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки.

Первым правителем каганата был Тардуш (Дато). Каган Тардуш пытался захватить Восточнотюркский каганат, с этой целью он напал на племена теле на Алтае и подчинил их себе, объявив себя каганом и Восточнотюркского каганата, но племена теле поднялись на борьбу с ним. Политическое господство Западнотюркского каганата особенно усилилось в период правления каганов Шегу (610 – 618гг.) и Тона (618 – 630 гг.). Так, каган Шегу границы каганата на востоке расширил до Алтая, на западе они достигли реки Тарим и предгорий Памира. Каган Тон с целью захвата новых земель совершал военные походы в западном направлении. Он заново реформировал систему правления в Средней Азии. Каган Тон назначал из числа местных жителей сборщиков налогов, присваивая им должность «селиф». Важную роль во внешней политике каган Тон уделял отношениям с Ираном и Византией. При возникновении военных столкновений между ними каган всегда оказывался на стороне Византии. Во время одной из таких войн каган Тон в 627 году направил часть своих войск в Византию. Такая помощь являлась свидетельством могущества и высокого международного авторитета Западнотюркского каганата.

В 630 году различные племена, входившие в состав каганата, начали между собой борьбу за господствующее положение в государстве. В результате одной из таких междоусобиц в 634 году при поддержке племени нушеби к власти пришел ЕшбарЕлтерис и был провозглашен каганом. Он ввел систему управления государством «он окбудун». В каждом владении каганата имелось десять туменов по 10 тысяч воинов. Слово «будун» означает «страна, народ». Под «он окбудун» в илийской и Чуйской долинах подразумевалась господствующая система правления племен нушеби и дулу. Такая система способствовала новой волне междоусобных войн. Одна из таких войн между племенами дулу и нушеби длилась с 640 по 657 гг. своевременно воспользовавшись ослаблением каганата, в 659 г. китайские войска вторглись в Жетысу. Попав в плен, погиб каган Ешбар. Каганат потерял свою независимость. Лишь в конце VII – начале VIIIвв. под предводительством вождя племен тюргешейУшлика был совершен ряд удачных походов против Танской империи. Эти победы привели к закреплению господствующей роли племен тюргешей среди других племен и открыли путь к образованию Тюргешского каганата.

В результате кровопролитной борьбы с Китаем в 682 году восточные тюрки восстановили свое государство в Монголии. Во время правления кагана КутлукаЕлтериса, а затем кагана Капагана, каганат превратился в сильное государство. Восточнотюркский каганат (682 – 744гг.) подчинил себе территории Казахстана, Центральной Азии, Восточного Туркестана и Южной Сибири. Восточнотюркские каганы Бильге-каган и Кюльтегин еще более укрепили свое государство, заключив с соседями важные мирные договоры о ненападении. Знаменитый советник Кюльтегина, военачальник Тоньюкок в своих «вечных» каменных письменах восславлял воинскую доблесть тюрков. После смерти Бильге-кагана в 741 году начался распад каганата.

Система правления Западнотюркским каганатом носила патриархально-феодальный характер. Абсолютная власть переходила по наследству от одного члена династии кагана к другому. Нижестоящая ступень власти находилась в руках представителей знати, назначенных каганом. Третья ступень власти была сосредоточена у представителей знати из рода самого кагана. Им присваивались титулы ябгу, шад, елтебер. Судебные дела исполняли буруки и тарханы. Основной опорой кагана на местах являлись беки. Простых общинников-скотоводов называли «кара будунами», что равносильно понятиям «чернь», «простонародье». Повинностями обычно облагались именно они. В каганате существовала повинность «кровного долга», по которому выделялись люди для прохождения обязательной военной службы. Покоренные племена платили дань продуктами питания и ценной пушниной. В тюркском обществе бытовало выражение «без татов не бывает тюрков». Под татами имелось в виду оседлое население Жетысу, завоеванное тюрками, которое считалось подчиненными, вассальными людьми. Кроме того, в каганате существовало рабовладение, в рабы попадали люди из числа военнопленных и населения захваченных земель.

Главным видом хозяйства Западнотюркского каганата являлось скотоводство, основанное на сезонном выпасе скота. В раннее средневековье на юге и юго-западе Казахстана стали бурно развиваться города Испиджаб, Тараз, Талхир, Алмалык и др. особую роль в расцвете городов сыграли согдийцы (одни из предков современных таджиков и узбеков) – древняя восточноиранская народность, населявшая Среднюю Азию и Казахстан. Согдийцы в основном занимались торговлей, ремеслами и земледелием. В начале VIIвека тюрки в массовом количестве стали переходить к оседлости. В Жетысу эти два народа смешались и начали говорить на одном языке.

Росту городов способствовали отношения с Ираном и Византией. В Жетысу вдоль Великого Шелкового пути тюрки были вовлечены в активную международную торговлю. О том, насколько была развита торговля шелком на территории каганата, можно проследить по записям китайского путешественника, монаха СюаньЦзяня, побывавшего в начале VIIвека в ставке кагана. Торговля в большинстве совем осуществлялась путем обмена товаров.

Тюргешский каганат (704 – 756 гг.)В 704 году племена тюргешей свергли господство западных тюрков и создали свое государство. Основная территория каганата находилась в Жетысу. Вместе с тем территория каганата охватывала земли, начиная с города Шаш (Ташкент) на юго-востоке Средней Азии до городов Бесбалык и Турфан в Восточном Туркестане. Административным центром был город Суяб.

Население каганата составляли тюркоязычные племена. Среди них основную роль играли племена тюргешей. Первые сведения о тюргешах встречаются в историческом памятнике Культегина и китайских летописях. Будучи многочисленными племенами, входившими в состав левого крыла каганата еще с VIвека, тюргеши населяли обширную территорию в Чу-Илийском междуречье. Через земли их расселения проходила большая часть караванных путей в Жетысу. Основатель тюргешской династии каган Ушлик разделил основные племена на две орды. Ставка Большой Орды находилась в городе Суяб, а ставка Малой Орды – в городе Кунгит, расположенном на берегу р. Или. В самом городе и окружающей его местности жили представители племени кунгит. Сами тюргеши делились на желтых (сары) и черных (кара). Между ними велись постоянные междоусобные войны.

В Тюргешском каганате сохранились административные, военные и культурные традиции Западнотюркского каганата. Политическая власть была сосредоточена в руках кагана. Каганат был разделен на 20 административных владений, каждое из которых в случае войны обязано было выставить по 7 тысяч воинов. После смерти Ушлика в 706 году разгорелась ожесточенная борьба за власть. Этим попытался воспользоваться каган Восточнотюркского каганата Капаган. Но к власти пришел каган Сулу (715 – 738 гг.), при его правлении каганат вновь усилился. Столицей каганата стал город Талас (Тараз). В то время, когда каганом стал Сулу, внутреннее и внешнее политическое положение Тюргешского каганата было очень сложным. На западе каганат противостоял нашествию арабов, с востока нависла опасность вторжения со стороны Китайского государства, также сложным положением в Жетысу стремился воспользоваться Восточнотюркский каганат. Кагану Сулу пришлось вести борьбу на трех направлениях.

В целях улучшения своего положения на востоке каган Сулу. Наряду с заключением военного перемирия, прибегал и к установлению родственных отношений с правителями враждебных государств. Так, в 717 году каган посетил Танскую империю, во время визита в которую установил родственные отношения с другими правителями. Он женил своего сына на дочери восточнотюркского кагана Бильге, а сам женился на дочери тибетского царя.

С запада каганат отражал нашествие арабов. В борьбе с ними тюргешского кагана поддерживали народы Средней Азии. Население Самарканда и Бухары, объединив силы с каганом, изгнало арабов из своих городов. Полководец кагана Кули Шор в 720 – 721 годах, одержав победу над арабами, изгнал их с территории Согдианы. Вместе с племенами карлуков в 737 году каган одержал в Тохаристане крупную победу над иноземными завоевателями. Однако после своей победы тохарские и тюргешские войска преждевременно рассеялись на мелкие отряды. Арабы напали на Сулу и разбили его. После возвращения на родину, в город Навакет, каган был убит военачальником, тарханом Бага. Кагана Сулу арабы называли «бодающимся», или «рогатым» по той причине, что почти во всех сражениях он принимал непосредственное участие и часто одерживал победу.

После гибели Сулу каганом стал его сын ТукарсанКуштар. Он правил каганатом короткое время, о нем не сохранилось почти никаких письменных сведений. К этому времени возобновилась борьба между черными и желтыми тюргешами. Из-за такого противостояния, длившегося 20 лет, каганат сильно ослаб. Воспользовавшись этим, правители Китайской империи направили свои войска из города Куш (Восточный Туркестан) в Жетысу и в 748 году захватили город Суяб. Затем, овладев городом Шаш (Ташкент), убили его эмира. Сын эмира запросил помощи у арабов. В 751 году у города Атлах близ Таразакарлуко-арабские войска нанесли сокрушительное поражение китайскому войску. После этого уцелевшие китайцы навсегда ушли из Жетысу.

После таких потрясений, умело используя создавшуюся обстановку в каганате, в 749-753 гг. тюргешский тархан Жыпыр захватил власть кагана в свои руки. Но междоусобная борьба продолжалась. В результате этого Тюргешский каганат окончательно пришел в упадок. Вожди карлукских племен, принимавшие участие в Атлахском сражении, воспользовавшись этим, в 756 году свергли тюргешского кагана и захватили власть в свои руки.

Хозяйство тюргешей преимущественно было основано на кочевом и полукочевом скотоводстве. Некоторая часть тюргешей вела оседлый образ жизни, занималась торговлей, ремеслами. Охота на диких животных для представителей знати была развлечением, а для бедных – источником существования. Через земли каганата проходил Великий Шелковый путь. Центрами торговли являлись такие города, как Суяб, Баласагун, Тараз, Испиджаб. В каганате чеканили свои деньги. Так, на монетах. Найденных в Таразе, имеются надписи «деньги Тюргеш-кагана», или «деньги тюркского кокхана», они были выполнены согдийскими письменными знаками. По данным научных исследований, тюргешские монеты были выпущены в 704 – 766 гг. в Таразе.

С вторжением арабов усилилось переселение согдийцев в Жетысу. Известный ученый-востоковед В.В.Бартольд основной причиной переселения согдийцев считал также торговлю. Массовое переселение согдийцев в Жетысу произошло в VI – VIIIвв. Китайский путешественник СюаньЦзянь, посетивший в началеVII в. Жетысу, писал: «К западу от города Суяб находится несколько городов. В каждом из них свой правитель, независимый от других, но подвластный тюркам. Вся страна от Чу до Гешуана (Кушания) называется Сули/Сулиг (Согд). Половина жителей занимается земледелием, другая – торговлей». Живший в XIвеке знаменитый тюркский ученый Махмуд Кашгари свидетельствовал, что среди согдийцев нет таких, кто не говорил бы на тюркском языке.

Карлукский каганат (756 – 940 гг.)Сведения о карлуках, входивших в состав племен теле (тиреков) встречаются в письменных памятниках Vвека. О карлуках писалось и в китайских летописях, в них говорилось, что главное племя булак – населяет подножия Алтайских гор. В китайской династийной хронике начала VIIвека указывалось, что карлуки – одно из ответвлений тюркоязычных племен, в состав которого также входят племена булак, жикил (чигиль) и ташлык. Эти сведения подтверждают, что карлуки входили в состав Тюркского каганата. С продвижением тюрков на запад карлуки вместе с ними расселились до Средней Азии. Сведения о единстве родственных корней карлуков с тюрками встречаются и в арабо-персидских исторических источниках. В них карлуков называют древними тюрками. По утверждению тюркского историка аль-Марвази (XII в.), в племенной состав карлуков входили 9 племен, в числе которых были такие племена, как три ветви жикил, три ветви бескиль, булак, кокеркин и тухси. Кроме того, названы также два рода – лазана и фаракия.

Основными местами расселения карлукских племен были предгорья Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Поскольку эти земли находились во владении Тюргешского каганата, карлуки вначале были под властью тюргешей. Известно, что в борьбе против арабов в Тохаристанекарлуки вместе с тюргешами находились под единым командованием тюргешского кагана Сулу.

В письменах Кюльтегина есть слова «Уничтожил и покорил карлуков», что свидетельствует о вхождении карлуков в состав Восточнотюркского каганата. После этого поражения еще одна группа племен карлуков переселилась в Жетысу. Одной из причин такого переселения явилось поражение от Уйгурского каганата. Словом, карлуки были крупным племенным союзом, населявшим территорию от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Их вожди своевременно воспользовались упадком в Тюргешском каганате и в 756 году создали свое государство.

Столицей каганата являлся город Суяб. Сразу после захвата власти над карлуками нависла угроза вторжения со стороны Китая. Чтобы отвести ее, карлуки в 755 – 775 гг. завоевали Кашгарию, расширив свои границы на восток.

Аль-Марвази в одном из своих трудов отмечал, что карлуки «прежде жили» на горе Тулис (Алтай) и были рабами тогуз-огузов. Затем они восстали против своих господ, завоевали страну тюргешей, а оттуда двинулись в мусульманские страны».

Однако в начале IX века карлуки потерпели поражение от Уйгурского каганата. Борьба против этого государства длилась 20 лет. Наконец, карлуки в союзе с кыргызами в 840 году нанесли поражение Уйгурскому каганату. После этой победы БильгеКулКадыр-хан – правитель города Испиджаб – объявил себя каганом.

Но в это время с целью дальнейшего распространения ислама династия Саманидов объявила «священную войну» карлукам и захватила Испиджаб. Саманиды подчинили себе и город Тараз, где была построена мечеть. Каган Огулшак, являвшийся в это время правителем города, был вынужден временно перебраться в Кашгар. Большинство представителей знати Карлукского каганата жили во второй столице – городе Баласагун.

Несмотря на религиозное господство Саманидов в Испиджабе и Таразе, власть здесь фактически находилась в руках карлуков. Поэтому борьба против Саманидов никогда не прекращалась. Руководили этой борьбой сыновья кагана БильгеКулКадыр-хана – Базар Арслан и Огулшак.

В общей сложности сопротивление карлуков арабам продолжалось около двух веков. Этот период можно разделить на два этапа: первый – с 712 – 713 гг. борьба велась в союзе с жителями Согдианы, Шаша и Ферганы. Она длилась до 766 года, когда карлуки захватили власть в свои руки. Следующий этап охватывает период времени со второй половины VIII века до конца IXвека. Карлуки в это время часто терпели поражения от арабов. Это можно объяснить тем, что арабы умело использовали исламскую религию как идейное оружие. Ослабляли Карлукский каганат и внутренние междоусобицы. Воспользовавшись тяжелым положением в Карлукском каганате, тюркские правители Кашгарии в 940 году захватили город Баласагун и каганат был разгромлен. Через 2 года город захватил сын Арслан-хана СатукБогра-хан. В период правления этого хана и его сына произошло массовое принятие карлуками ислама. Богра-хан является основателем государства Караханидов. Таким образом существовавший около двухсот лет Карлукский каганат распался.

Хозяйство каганата в основном развивалось по двум направлениям. Первое – полукочевое и полуоседлое скотоводство, второе – полуоседлое земледелие. По сведениям средневековых письменных источников, карлуки выращивали четыре вида скота, верблюжье мясо не употребляли в пищу. Население также занималось охотой и рыболовством. Свидетельством этого являются встречающиеся в средневековых книгах «Диуанилугатат-тюрк» и «Арабо-кыпчакском словаре» названия различных видов рыболовных снастей.

Наиболее многолюдные места зимовок, находившиеся на богатых земледельческих угодьях, часто разрастались в крупные города. Например, археологи утверждают, что город Тараз появился на месте карлукского поселения. В Карлукском государстве Тараз стал второй столицей. О том, что население Тараза в основном состояло из оседлых жителей – тюрков-карлуков, свидетельствуют арабские письменные источники. Так, например, неизвестный автор исторического труда «Худуд аль-алам» писал, что в стране карлуков имеется 25 городов и множество поселений. Среди них Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан, Талгар и другие. Арабский автор аль-Идриси писал: «В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия».

Среди карлуков широко была распространена традиция устанавливать каменные изваяния на могилах предков. На древнем тюркском письменном памятнике сохранилась такая строка: «На могилах мужественных батыров устанавливаем балбалы (каменные изваяния)». В VII – VIIIвв. на могилах стали устанавливать надгробные каменные плиты с надписями. Об этом свидетельствуют найденные на Орхоне и Енисее, а также на берегах рек Талас и Чу древние тюркские письмена, важнейшими из которых являются письменные памятники «Наставления кагана Бумыня» Йолыг-тегина, «Письмена Культегина» и «Тоньюкок». Эти памятники свидетельствуют, что в период существования Карлукского каганата в VIII – IXвв. начал распространяться новый вид тюркской письменности – карлукский. В древних тюркских письменах содержатся философские понятия того времени, сведения о звездном мире, географические названия. Письмена Йолыг-тегина и «Тоньюкок» являются яркими первыми образцами письменного народного тюркского творчества.

Огузское государство (конец IX – начало XI вв.)В концеIXи начале Xвеков в среднем и нижнем течении Сырдарьибыло создано Огузское государство. Столицей его являлся город Янгикент (Новая Огузия) на берегу Сырдарьи. Тюркоязычныеогузские племена в раннее средневековье населяли Центральную и Среднюю Азию. В VIIвеке огузские племена. Жившие в Западном Жетысу, входили в состав Тюркского каганата. После падения Западнотюркского и Тюргешского каганатов и создания Карлукского каганата огузы из Жетысу стали переселяться в Присырдарьинский регион. В начале своего расселения в этих местах огузы встретили ожесточенное сопротивление местных племен канлы и печенегов. Затем, потерпев поражение от огузов, печенеги были вынуждены перекочевать на запад.

О происхождении слова «огуз» имеются различные мнения. Одни ученые считают, что оно произошло от слова «уыз» («молочная основа»), другие – от слова «ок» («стрела»), третьи – от слова «огиз» («вол»). В словаре Махмуда Кашгари есть сведения о расселении огузов вместе с другими тюркоязычными племенами в Жетысу, между озером Иссык-Куль и рекой Чу. Лишь после усиления карлуков вытесненные ими огузы перекочевали в Присырдарьинский регион.

В состав огузов входила часть кангаро-печенежских и других степных племен, населявших долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия. Это были племена индоевропейского и финно-угорского происхождения, перенявшие тюркскую культуру и язык. Китайские средневековые письменные источники утверждают, что в состав огузов входили племена баяндур, имур, кайев, арабские свидетельствуют также о вхождении в состав огузов некоторой части кимакских племен. Махмуд Кашгари писал, что огузы первоначально состояли из 24 племен, аль-Марвази – из 12.

Главой Огузского государства был верховный правитель, носивший титул джабгу (ябгу). Власть джабгу передавалась по наследству. Джабгу имели своих наследников. Носивших титул инал, для их воспитания назначались специальные наставники – атабеки. У огузов и жены правителя принимали участие в управлении государством. Они носили титул "хатун". Огузское государство опиралось на военную демократию. По этой причине в огузском обществе важную роль играли военачальники, которые назывались сюбаши. У джабгу были и официальные советники, так называемые коль еркины. Народное собрание у огузов созывалось раз в год. В связи с усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания коль еркины стали созывать совет знати, называвшийся канкаш. С расцветом огузского общества верховная власть управления страной стала принадлежать великому и малому курултаям. Свидетельством тому является эпическое летописное сказание «Огузнаме» (XIII в.), где говорится: «Огузский каган созвал великий курултай».на великом курултае каган сажал своих сыновей с правой стороны от себя, что называлось «бозок» («белая стрела»), с левой – представителей знати, вождей – «ушок» («три стрелы»). При избрании кагана преимущество было на стороне «белой стрелы».

Огузы делились на три основные группы племен и родов, называвшиеся бой, оба и кок. А они в свою очередь подразделялись на уруги и аймаки. Уругами являлись родовые и семейные кланы – общины. Судя по «Огузнаме», джабгу поделил свои владения на 12 аймаков.

Огузское государство сыграло важную роль в политической и военной истории Евразии. Оно подчинило себе печенегов, живших в то время между Волгой и Уралом. В 965 году между огузскимджабгу и киевским князем Святославом был заключен военный союз, направленный против хазар. Его результатом явился разгром Хазарского каганата. Об этом событии в «Огузнаме» имеются такие слова: «Был заключен договор с СаклапомУрысбекоглы» (Саклап – это Святослав).

Во внешней политике огузские правители преследовали две цели. Во-первых, захватить богатые лугопастбищные земли на берегах реки Дон, в Причерноморье. Ради чего огузы воевали с Хазарским каганатом. Во-вторых, они стремились захватить важнейшие торговые пути, пролегавшие через Поволжье, Мангистау и Устюрт. Вместе с огузами в господстве над этими торговыми путями было заинтересовано и древнерусское государство. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с торками (огузами) совершил поход против волжских булгар в Поволжье.

Многолетние войны, все возрастающие налоги вызывали недовольство огузских племен. В период правления хана Али в конце X – начале XIвв. внутреннее положение в государстве резко ухудшилось. В это время огузский город Дженд на некоторое время захватили сельджуки. Расцвет огузского государства начался в период правления наследника хана Али – Шахмалика. Он в 1041 г. завоевал Хорезм. Повторное нападение сельджуков привело к поражению огузов. Сам Шахмалик погиб под Хорезмом. В Огузском государстве началась борьба за власть. Этой обстановкой воспользовались восточные соседи – кыпчакские племена. Огузское государство пало под их ударами в начале XI в . В XIвеке кыпчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря.

Огузы занимались полукочевым и полуоседлым скотоводством. Традиционные зимние пастбища у огузов находились в среднем и нижнем течении Сырдарьи, на побережье Аральского моря. Их летовки располагались на степных просторах Прикаспия. Аль-Бируни писал, что огузы в осенние месяцы кочевали на границе с Хорезмом, в некоторая их часть – у подножий Улытауских гор.

Ибн Хаукаль писал о разведении огузами в Туркестанском регионе каракульских овец. Письменные источники подтверждают, что огузы Приаралья были и кочевыми, и оседлыми. Оседлость их доказывает наличие в нижнем течении Сырдарьи таких городов. Как Жанкент, Дженд, Жуара. Махмуд Кашгари писал о городах Карнак, Сюткент, Фараб, Сыгнак и Кауран в среднем течении Сырдарьи.

Кимакский каганат (конец IX – начало XIвв.)Судя по китайским летописям, племена кимаков сформировались и проживали ранее, в начале VIIвека, в северо-западной Монголии. К середине VIIвека кимаки откочевали в районы севернее Алтайских гор и в Прииртышье. С 656 года после падения Западнотюркского каганата кимаки начинают обособляться от других племен. По свидетельству китайского историка СымаЦяня, среди кимаков, живших на севере Монголии, жили и кыпчаки. Живший в XIвеке персидский историк Гардизи писал, что в состав населения страны кимаков входило 7 племен. Среди них наиболее известны и могущественны были кимаки и кыпчаки. Во второй половине VIII – начале IXвв. кимаки начали широко расселяться на территории Казахстана. Об этом осталось много сведений в арабских письменных источниках IX века. В 766 – 840 гг. кимаки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины. После распада в 840 году Уйгурского каганата семь из входивших в него племен – эймур, баяндур, татар, ланиказ, азов, кимаков и кыпчаков – составили основное население Кимакского каганата, который был создан в конце IXвека. Каганат занимал территорию Северо-Восточного и Центрального Казахстана. Столицей каганата был город Имакия. Он был защищен глинобитными стенами, имел железные ворота. Второй столицей являлся город Карантия на побережье озера Алаколь.

Кимакского правителя называли каганом. Высшие ступени власти – великий каган. Малый каган и джабгушад – занимали представители знати. Титулы имакбайгу (кимакджабгу) носили вожди группы племен. Вождь отдельного племени имел титул шад-тутик. По наследству передавалась власть как кагана, имевшего единоличную власть, так и его приближенных. Каганат делился на 11 уделов, которыми управляли наместники кагана.

Каганат постоянно находился в состоянии войны со своими соседями. В IX в. захватили часть земель «девяти огузов», вXв. – город Жамлекес в Восточном Казахстане. Со второй половины Х века на кимакские земли часто стали нападать войска государства Караханидов. По некоторым сведениям, совершая военные походы, они доходили до Иртыша. Вследствие этих походов, а также постоянной междоусобной борьбы с вождями кыпчакских племен каганат пришел в упадок и пал.

Население кагана в основном занималось скотоводством. Персидский историк Гардизи (XIв.) писал: «Кочевники пасли скот своих господ… На зиму они заготовляют сушеное мясо, каждый по мере своих средств».

У кого не было скота, вели оседлый образ жизни. Как писал Махмуд Кашгари, их называли жатаками. Они занимались ремеслами, рыболовством и охотой, земледелием. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, рис.

Кимаки были искусными мастерами домашних промыслов и ремесел. Они были непревзойденными мастерами изготовления конской сбруи, а также женских ювелирных украшений. Гончарное дело у кимаков было развито относительно слабо.

О наличии у кимаков письменности свидетельствует сообщение арабского путешественника Абу Дулафа (Х в.): «У них растет тростник, которым они пишут». Об этом же говорят бронзовые зеркала с древнетюркскими надписями, относящиеся к IX – Xвв.

У кимаков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых занимали культ Тенгри (Неба) и духов предков. В Х веке среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам. Доказательством этому может служить такой факт, что кимакский каган принял имя Хакан аль-Кимаки. Некоторых знатных людей в Х веке стали хоронить по исламским обрядам.

Таким образом, говоря об общественном строе Кимакского каганата, следует подчеркнуть, что он был первым патриархально-феодальным государством, имевшим самобытный путь историко-политического развития.

Государство Караханидов (942 – 1212 гг.)В середине Х века в Жетысу и в части Восточного Туркестана было создано государство Караханидов. Столицей стал город Баласагун. Основателем государства являлся внук БильгеКулКадыр-хана СатукБогра-хан (915 – 155 гг.).приняв ислам и пользуясь поддержкой династии Саманидов, он одержал победу над своим родственником Огулшаком, правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе. В результате было создано единое централизованное государство Караханидов. После распада Карлукского каганата оно занимало обширную территорию от Жетысу до Испиджаба на западе и до Кашгара на востоке.

В этнический состав государства Караханидов входили племена жикил, ягма, карлуков, огузов, канлы, уйсунов и другие тюркоязычные племена. Особую роль в создании государства сыграло племя карлуков. Помимо выходцев из этого племени правителями избирались также выходцы из племен ягма и жикил. Имена их предводителей Арслан-хана и Богра-хана были связаны с тотемами – объектами религиозного почитания этих племен: у жикил – лев, у ягма – бура (верблюд).

Верховная власть находилась в руках кагана (хакана), она передавалась по наследству. К представителям знати относились потомки хакана – тегины. Илик ханы, беки, нукеры. Власть осуществлялась по удельному принципу. У хакана имелись советники, везиры. По своей деятельности они были схожи с коль еркинами в период Огузского каганата. По письменным свидетельствам Махмуда Кашгари, значение слова «коль еркин» раскрывается как «ум глубокий, подобный озеру» и эту должность занимали советники-соправители.

Ставка хакана называлась ордой. В ней жили дворцовые придворные. По сравнению с системой правления предшествовавших тюркских каганатов система общественного строя у государства Караханидов была более развитой, с феодальным укладом. Это можно проследить по видам землевладения, системе сбора налогов, социальному неравноправию. Одной из разновидностей землевладения была икта – земельный надел, пожалованный хаканом своим приближенным. Землевладельцев называли иктадарами (персидское слово). По-арабски таких землевладельцев именовали мукта. Лица, получившие икты, в обязательном порядке обязаны были собирать налоги с простых людей и проходить у хакана военную службу. Земельные владения выделялись также священнослужителям и религиозным учреждениям в целях укрепления их материальной самостоятельности. Такие земельные наделы назывались вакф (вакуф). С них налоги не взимались. В оседлых районах основным видом угнетения мелких крестьян являлся сбор налогов с их удельных земель. В арабских и персидских источниках таких земледельцев именовали музари или барзигары. Другой разновидностью гнета в период государства Караханидов была коммендация (мелкие собственники передавали землю под покровительство богатых землевладельцев, за что выплачивали им налоги).

После смерти основателя государства Сатук Богра-хана в стране начались политические распри. В 955 году к власти пришел его сын Муса. С целью укрепления своей власти в 960 году он объявил исламскую религию государственной. Столицей стал город Кашгар. Однако второй сын СатукБогра-хана Сулейман-илик, правитель Баласагуна, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул верховного хакана перешел к Али Арслану (960 – 990 гг.). Он был также провозглашен правителем Тараза и Баласагуна. С этого времени у потомков двух сыновей СатукаБогра-хана власть попеременно переходила из рук в руки.

Воспользовавшись ослаблением государства Саманидов в Средней Азии во второй половине Х века, Хасан Богра-хан захватил Испиджаб, Бухару и Самарканд, однако вскоре возвращается в Жетысу. В конце Х века снова возобновились завоевательные походы Караханидов в Среднюю Азию. В 992 году сын Хасана Жусип (Юсуф) завоевал Хотан, а сын Али АрсланаНасыр ибн Али в 996 году совершил поход на Мавераннахр. Правитель Саманидов обратился за помощью к своему вассалу Себук-тегину, но тот заключил мир с Караханидами, согласно которому весь Присырдарьинский регион оказался во власти Караханидов.

Насыр ибн Али продолжил свои завоевательные походы. В 999 году он подчинил себе столицу Саманидов – город Бухару. Таким образом, государство Караханидов полностью захватило Мавераннахр.

Государство Караханидов состояло из двух владений – Восточного и Западного ханств. Территория Восточного ханства включала в себя Жетысу и Восточный Казахстан. Столица – город Орда (Кара Орда, Куз Орда) близ города Баласагун, а позднее – город Кашгар. К Западному ханству относился Мавераннахр. Столицей являлся город Узгенд, затем Самарканд.

Традиционно Восточное ханство считалось основной частью государства, поэтому его хан являлся великим хаканом. Но между правителями обоих ханств нередко разгоралась междоусобная борьба за власть. В 40-х гг. потомок Насыр-хана Ибрагим ибн Насыр в борьбе за власть с потомками Али-тегина одержал победу. В 1040 г. он принял титул тамгачБурахан и стал правителем Мавераннахра.

Междоусобицами в государстве Караханидов воспользовался сельджукский султан Малик-шах. В 1089 г. он захватил столицу Западного ханства Самарканд, а затем – Бухару. Бурахан признал свою зависимость от сельджуков. Малик-хан назначал ханами тех, кто ему подчинялся.

В 30-х гг. XIIв. с востока в Жетысу вторглись войска каракитаев. В сражении в Катуанской степи близ города Самарканд они разгромили войска сельджуков и Караханидов. Государство Караханидов попало в прямую зависимость от каракитаев, которые также не вмешивались во внутреннюю систему управления государством, а лишь назначали ханов и собирали налоги. Воспользовавшись невмешательством каракитаев в систему своего управления, Караханиды распространили свое господство на Самарканд, Бухару и Узгенд. В Самарканде и Узгенде они чеканили свои монеты.

В это время вследствие ослабления сельджуков начало усиливаться государство Хорезм. В период правления Мухаммед-шахаТекеша государство Хорезм нанесло ощутимый удар по каракитаям. Караханиды поддержали Хорезм. Разгромивший на берегах реки Талас каракитаев Мухаммед-шах, возвратившисьв Самарканд, казнил караханидскогохакана. После смерти правителя Западного ханства в 1212 г. Мухаммед окончательно уничтожает государство Караханидов. Тем временем Восточное ханство захватывает найманский хан Кучлук. Таким образом пало государство Караханидов, просуществовавшее около двух веков.

Найманы, кереи, жалаиры.Эти племена издавна населяли восток Центральной Азии. Основными местами их расселения были центральные и западные районы Монголии, с востока граничащие с Казахстаном. Начиная с Х века, они стали осваивать его территорию. В конце средних веков эти племена вошли в этнический состав казахского народа.

По письменным источникам VIIIвека, союз из восьми племен населял земли между рекой Орхон и Алтайскими горами. Монголы называли их найманами. Слово «найман» по-монгольски значит «восемь». А по другим сведениям, в Монголии имеется река Секиз (по-тюркски – восемь), поэтому племена, населявшие берега этой реки, монголы называли найманами. Государство найманов становится известным во второй половине XIIв. Столицей государства был город Балыкты на берегу реки Орхон. Государство достигло своего расцвета при найманском хане НаркешеДаяне (1160 – 1203 гг.). В период его правления найманы стали заниматься земледелием, у них стала развиваться оседлость. Младший брат хана Инанч-бильге благодаря своим организаторским способностям много сделал для укрепления государства. Он стремился приобщить найманов к искусству, ремеслам и мирной жизни. Поэтому в народе его прозвали Бильге ханом (Знающим ханом). При правлении этого хана найманы окончательно избавились от вторжений каракитаев. Объединив все восемь племен, хон создал единое Государство найманов. Ему удалось расширить торговые отношения с другими странами. Но возрождение найманов было недолгим. Между сыновьями Бильге хана – Буйрык ханом и Даян ханом началась междоусобная борьба за власть. Ханство раскололось на две части. Даян хан стал править степным краем, а Буйрык хан остался властвовать в местности Орунгу на реке Черный Иртыш на Алтае. Воспользовавшись междоусобицей, монгольский хан Чингизхан и хан кереев Ван, напав на найман, одержали победу над войсками Буйрык хана, который бежал к енисейским кыргызам.

Опасаясь усиления Чингизхана, кыргызы, меркиты, найманы и другие племена в 1201 г. созвали курултай. Одним из его организаторов был Буйрык хан. В местности Согак произошла их битва с войсками Чингизхана и Ван хана. Найманы потерпели поражение. Буйрык хан перекочевал на юг Алтая. Войска Чингизхана взяли хана в плен и он был казнен. Даян хан направил свои войска под командованием Коксу Саурыка против Ван хана. Захваченный в плен Ван хан был также убит. Узнав об этом, Чингизхан в 1204 г. организовал поход против Даян хана и окончательно победил его. Сын Даян хана Кучлук переселился в Жетысу.

Название «кереи» («кереиты») происходит от названия реки Керлин (Керулен), так как племена, жившие на берегах этой реки, именовались кери (кериленцы). Судя по письменным источникам, племена кереев населяли берега рек Орхон, Керулен, Селенга и Аргун. Кереи на западе соседствовали с найманами и с уйгурами. Они пользовались древнетюркской письменностью. Когда образовалось Монгольское государство, писарями в нем в основном являлись кереи. По свидетельству из исторического памятника «Тайная история монголов» (XIII в.), в конце XI и в начале XII вв. между Керейским и Монгольским ханствами существовали добрососедские отношения. Ставкой Керейского государства была местность Битобе на востоке от горы Хан-Тенгри, где ныне расположена столица Монголии Улан-Батор. По монгольским письменным источникам, местность эта являлась жайляукерейского хана Торы (Тогурыла). В XIвеке в состав Керейского ханства входило 8 аймаков. Керейское ханство достигло своего наивысшего расцвета в X – XIIвв. во времена правления Маркус хана и его сына Куршакуз хана. В начале своего правления Куршакуз хан Куршакуз хан потерпел поражение от татар, его сын Торы и мать Илма-ханум попали в плен. В этот момент власть взял в свои руки зять Куршакуз хана Сарык. При помощи другого керейского хана – Хажар хана, он одержал победу над тартарами и освободил из плена Торы. В письменных памятниках очень мало сведений о Сарык хане. Но в период его правления другие соседние племена подчинились власти кереев. После прихода к власти Куршакуз хан разделил государство на правую, левую и среднюю части и отдал их в управление своим детям. После смерти Куршакуза ханом стал Торы. В конце XIIв. Керейское государство, занимавшее территорию от реки Долы в районе Завжана до горы Казак (Хасагт-хайрхон) вновь распалось на 2 части. Недовольный расколом Керейского государства младший сын хана МаркусаГурхан, ставший к тому времени ханом киданей, направил против Торы хана свои войска. Торы хан сумел избежать поражение только благодаря помощи Чингизхана. Однако мирные отношения между Торы и Чингизханом длились недолго. В столкновении с Чингизханом Торы хан потерпел поражение. Во время отступления он был убит найманским полководцем. Часть раздробленных племен кереев присоединилась к другим племенам, а другая часть переселилась на восток Казахстана. Персидский историк Рашид ад-Дин писал о кереях: «Жившие в IX – XIIIвв. на территории Монголии кереи – сильно развитиый народ. Они ослабли под воздействием Чингизхана. У них была очень высокая культура, они пользовались древнетюркской письменностью».

О существовании племени жалаиров как самостоятельного государства нет никаких сведений ни в арабских, ни в персидских письменных источниках. Лишь в монгольских летописях скупо упоминается о нем. В них говорится. Что племя жалаиров населяло берега рек Селенга и Хилок, в также верховья рек Орхон и хребты Каракорумских гор. В этих летописях также упоминалось, что из племени жалаиров самым близким Чингизхану человеком был знаменитый акын, оратор и батыр Мукали (Мукылай). За безупречную службу Чингизхан присвоил ему титул «куй унчинсантайжи», «гован» - «великий князь». И доверил ему командование левым крылом своего тумена. В монгольских летописях другой жалаирЖамука фигурирует то как ближайший друг Чингизхана, то как лазутчик, то как его непримиримый враг. Письменный источники свидетельствуют, что в 1201 году Жамука, объединив многие роды и племена, на берегу реки Аргун (Аргын) созвал курултай и объявил себя гурханом. Узнав об этом, Чингизхан заключил союз с ханом кереев Торы и осенью того же года нанес поражение Жамуке. В «Тюркской летописи» историка хана Абулгази о жалаирах говорится как о покоренном Чингизханом племени. Один из первых казахских историков КадыргалиКосымулыЖалаири (XVI в.) писал, что жалаиры – одна из больших ветвей племени алаша. Их называли «тарактанбалыжалаирами». Это было в период вхождения жалаиров в состав казахского народа. Жалаиры входили и в состав всех тюркоязычных народов на территории Средней Азии. Основным местом расселения жалаиров являлось Жетысу.

Каракитаи (1125 – 1212 гг.)Переселение каракитаев в Жетысу произошло по двум причинам. Первая – завоевание тюркоязычными племенами исконных земель каракитаев. Вторая – упадок государства Караханидов. По китайским источникам, каракитаи - это потомки киданьских племен, живших в Центральной Азии (Северная Монголия), Северном Китае, Маньчжурии и Уссурийском крае. Перемещавшаяся на запад с IVв. их часть в мусульманских источниках называлась каракитаями. В 924 г. племена киданей создали государство Ляо, занимающее территорию от Тихого океана до Алтая, в 1125 г. оно пало и в этот год предводитель киданейЕлюй Даши с 40-тысячным войском вторгся в Жетысу. Елюй Даши захватил центральные районы Жетысу и город Баласагун. Недалеко от него он основал свою ставку – Гуз орду. С 40-х гг. XIIв. каракитаи начали захватывать земли государства Караханидов в Центральной Азии. В 1137 г. каракитаи под Ходжентом разгромили войска Караханидов. В 1141 г. каракитаи одержали победу над войсками Караханидов и сельджуков в Катаунской степи близ Самарканда. Затем они вторглись в Бухару, захватили центральную часть Мавераннахра. Каракитаи совершили поход на Хорезм и захватили его. Шах Хорезма вынужден был платить ежегодно по 3000 золотых динаров. Таким образом, их западная граница полностью дошла до нижнего течения Амударьи, а восточная граница включала в себя уйгурскую провинцию Гансу. На юге в зависимость от каракитаев попали земли Балха и Хотана. На северо-востоке каракитаи граничили с найманами. Каракитаи не вмешивались в систему управления государством Караханидов и не разрушали города и оседлые поселения. По этой причине местное население не оказывало им особого сопротивления.

У каракитаев наследование власти имело свои особенности. Правом наследования обладали не только мужчины, но и женщины. После смерти гурханаЕлюя Даши в 1143 г. трон заняла его жена Табуян. И лишь через 7 лет власть перешла в руки совершеннолетнего сына гурханаИле. При нем была проведена перепись населения. После смерти Иле в 1155 г. страной стала править дочь Елюя Даши – Бусуган. Каракитаи в основном жили в Туркестане и Мавераннахре.

По свидетельству письменных источников, с каждого дома собирали по одному динару. В Отраре и Таразе сбором налогов занимались люди, специально присланные гурханом. В сбор налогов в других регионах поручались местным феодалам. Жители Жетысу, занимавшиеся земледелием, отдавали в пользу правителя десятую часть урожая. Правители крупных городов ежегодно платили гурхану земельный налог – харадж. Каракитаи значительно ужесточили налоговую политику со второй половины XIIв. отныне они перешли к открытому грабежу народа. Против такого произвола часто вспыхивали народные восстания.

В 1171 – 1172 гг. каракитаи повторно совершили поход на земли Хорезма, так как шах отказался платить дань золотом. Смерть шаха Хорезма аль-Арслана вызвала распри между его сыновьями за власть. Сын шаха Текеш обратился за помощью к каракитаям и при их поддержке захватил власть в Хорезме. Каракитаи в союзе с шахом Хорезма в 1198 – 1204 гг. вели борьбу с гуридскими племенами Афганистана. Однако после смерти Текеша шах Хорезма Мухаммед отказался от своих прежних обязательств и поднялся на борьбу против каракитаев. Каракитаи, лишившись союзника, потерпели поражение от гуридских племен. В 1208 г. каракитаи были разгромлены на востоке найманами. В 1210 г. шах Хорезма также напал на каракитаев. В результате двух сражений каракитайская власть пала. Последний гурханкаракитаев попал в плен найманскому хану Кучлуку, а их земли стали владениями найманов.

Кыпчакское ханство (первая половина XI – начало XIIIвв.)Территория Кимакского каганата в XIв. полностью вошла в состав созданного Кыпчакского ханства. Это были обширные земли от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного на западе, от Куландинских степей на севере до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге. Усилившись, Кыпчакское ханство расширило свои южные границы, присоединив к себе земли в среднем и нижнем течении Сырдарьи, степи Приаралья и Прикаспия. А представители кыпчакской знати стали правителями присырдарьинских городов. Земли между Алтаем и Волгой, будучи местами исторически укоренившихся маршрутов кочевок кыпчаков, называли Кыпчакской степью (Дешт-и-Кыпчак).

Этнический состав кыпчаков начал формироваться в VII – VIIIвв. он состоял из двух групп племен. Первая – западное объединение кыпчаков, куда входили 11 племен, в их числе: ельбори, токсоба, йетиоба, дурут и др. Вторая – восточное объединение кыпчаков, которое состояло из 16 племен. Ведущим из племен были бори (волки), которых называли и «ельбори» (народ волков). Кыпчакские ханы были династийно-наследственно выходцами из этого племени.Арабский историк Джурджани назвал это племя племенем ханской династии. Название «токсоба» означает 9 племен, «дурут» - 4 племени, «йетиоба» - 7 племен. Из этого видно, что все они являлись племенными объединениями. В объединение кыпчаков входили тюркоязычныекимакские, огузские, команские и древние башкуртские племена. С XIIвека, когда кыпчаки стали господствовать в Приаралье, к ним были присоединены племена канлы, карлуков и жыкил. Таким образом, племена, входившие в этнический состав кыпчаков, находились на этапе сложения кыпчакской народности. Об этом итальянский путешественник, посол ПланоКарпини писал: «Канлы говорят по-кыпчакски». Но монгольское нашествие помешало развитию этого процесса. И образование единой народности было заторможено до XV века.

Общественный строй Кыпчакского ханства является прямым продолжением общественного уклада Кимакского каганата. Ставка ханской власти носила название орда. Система управления войском по существующей традиции состояла из правого и левого крыльев. Ставка более сильного и влиятельного правого крыла находилась на берегу реки Урал на месте города Сарай, а ставка левого крыла – в присырдарьинском городе Сыгнак. К представителям господствующего сословия относились ханы. Их родственники, тарханы, баскаки, беки, баи (богачи) и вожди родов и племен. К низшему сословию относились скотоводы, жатаки, рабы. Рабами становились как военнопленные, так и задолжавшие бедняки. Одним из источников обогащения представителей господствующего сословия была продажа рабов на среднеазиатских базарах. О том, что в Кыпчакском ханстве существовало рабоство, свидетельствовал Махмуд Кашгари, называя рабов «яланкугами».

С XIвека почти на всей территории Казахстана, кроме Жетысу, властвовали кыпчаки. Воспользовавшись упадком внутри Огузского государства, кыпчаки вторглись на его территорию и расширили свои границы от среднего течения Сырдарьи до Аральского моря и Волги. Затем они завоевали южнорусские степи, Кавказ, Крым и земли до Дона. В русских исторических источниках кыпчаков называли половцами, а дошедших до берегов Дуная Кыпчаков венгры называли «кунами» (гуннами) или «команами».

Кыпчакские ханы вели упорную борьбу со среднеазиатскими государствами и особенно с Хорезмом. Шах Хорезма проводил политику ослабления кыпчаков. Шах Атсыз несколько раз нападал на огузов, находящихся под властью кыпчаков. В 1133 г. кыпчаки потерпели крупное поражение от хорезмского шаха, после которого кыпчаки распались на две племенные группировки. Убедившись, что кыпчаков трудно победить в открытом сражении, хорезмийцы использовали их междоусобицы и распространяли ислам. Воспользовавшись борьбой за власть между кыпчакским ханом Кадыр-Букой и его племянником Алып-Дереком, шах Текеш в 1195 г. захватил город Сыгнак. В началеXIIIв. между шахом Хорезма Мухаммедом и Кыпчакским ханством произошло несколько сражений за овладение присырдарьинскими городами. Из-за отсутствия единства внутри страны кыпчаки терпели поражения и вынуждены были отступить на север. Однако города Сыгнак и Отрар, а также регион Аральского моря долгие годы являлись местами столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Противоборство двух народов окончательно прекратилось только после завоевания их монголами. Таким образом, несмотря на падение Кыпчакского ханства, его народ не исчез. Кыпчаки составили основу этнического состава казахского народа.

Кыпчаки преимущественно занимались скотоводством, разводили 4 вида скота. Арабский путешественник Ибн Баттута отмечал: «Особенности этой степи (Дешт-и-Кыпчака) заключается в том, что растения ее служат вместо ячменя, такой особенности нет у других стран. Вот почему в ней много скота». В середине XIIIв. европейские путешественники П.Карпини и В. Рубрук упоминали о колесных повозках, в которые запрягались 10 быков. Количество поголовья скота считалось показателем обеспеченности людей. В Афганистане, Иране, Египте и Индии кыпчакские лошади стоили от 100 до 500 динаров. Ибн Баттута также отмечал наличие у кыпчаков крупного рогатого скота. Среди кыпчаков были и земледельцы. Еврейский путешественник Петахья, проезжавший в XIIвеке через кыпчакские земли, писал, что «хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо». Такой же факт в XIVв. подтвердил и арабский историк аль-Омари: «посевов у них мало и меньше всего пшеницы и ячменя. Чаще всего у них встречается просо…».Охота у кыпчаков служила одним из источников существования. По письменному свидетельству Петахьи, кыпчаки охотились с луком.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.