вступительного испытания по общеобразовательному предмету
«Русский язык»
Начальник кафедры гуманитарных,
социально-экономических и естественно-научных дисциплин
майор внутренней службы
к.и.н., доцент
________________ О.А. Белоусова
«_____»______________2014г.
Рассмотрено и одобрено
на заседании кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно- научных дисциплин
протокол от «___» _______ 2014 г № ___
Новокузнецк
РУССКИЙ ЯЗЫК
На экзамене по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил, а также знание теории русского языка в пределах приведенной ниже программы.
Комиссия обращает внимание на уровень владения абитуриентом излагаемым материалом, умение аргументировано отвечать на поставленные вопросы, приводить примеры.
Фонетика. Графика.
Звуки и буквы, их соотношение. Графика. Алфавит. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Употребление букв ь и ъ, их функции.
Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Правописание гласных после шипящих и ц. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягких и твердых, глухих и звонких согласных на письме.
Основные нормы русского литературного произношения. Элементарные сведения о фонетической транскрипции.
Лексика.
Понятие о лексике. Значение слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные и однозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Лексика русского языка с точки зрения происхождения: исконно русские и заимствованные слова.
Лексика русского языка с точки зрения употребительности: общеупотребительные слова, устаревшие слова (архаизмы и историзмы), неологизмы.
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: профессиональные слова, термины. Диалектные слова.
Понятие о фразеологизмах.
Состав слова. Словообразование.
Приставка, корень, суффикс, окончание как минимальные значимые части слова. Понятие о словообразовательных и формообразовательных частях слова. Основа слова и окончание. Нулевое окончание.
Правописание значимых частей слова: приставок, корней с чередующимися гласными и согласными, суффиксов, окончаний - у слов различных частей речи. Правописание слов с двойными и непроизносимыми согласными.
Основные способы словообразования в русском языке. Понятие производной и производящей основ. Различные словообразовательные средства. Словообразование имен существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий.
Сложные и сложносокращенные слова, их правописание.
Морфология.
Имя существительное. Значение имени существительного, его грамматические признаки и синтаксическая роль в предложении. Постоянные и непостоянные грамматические признаки. Собственные и нарицательные имена существительные. Одушевленность и неодушевленность.
Род (мужской, женский, средний, общий). Род несклоняемых имен существительных. Число. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных: первое, второе, третье; разносклоняемые имена существительные; склонение по образцу имен прилагательных. Правописание имен существительных.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Разряды имен прилагательных по значению и грамматическим признакам: качественные, относительные, притяжательные. Качественные прилагательные: полная и краткая форма, степени сравнения. Образование сравнительной и превосходной степеней сравнения. Грамматические признаки кратких форм и форм степеней сравнения. Типы склонения имен прилагательных.
Имя числительное. Значение имени числительного и его грамматические признаки: падеж; число и род. Синтаксическая роль имен числительных. Разряды по значению: количественные (целые, собирательные, дробные) и порядковые. Числительные простые и составные. Особенности склонения числительных. Правописание имен числительных.
Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений по значению и по соотносительности с другими частями речи. Грамматические признаки местоимений разных разрядов и их синтаксическая роль. Склонение местоимений и их правописание.
Глагол. Значение глагола, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Постоянные признаки: переходность--непереходность, вид, возвратность, спряжение. Разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы. Непостоянные признаки: наклонение (изъявительное, условное, повелительное), время (в изъявительном наклонении), лицо и число (в изъявительном и повелительном наклонении), род и число (в изъявительном и условном наклонении). Неопределенная форма глагола. Безличные глаголы. Причастие и деепричастие как особые формы глагола; их синтаксическая роль. Грамматические признаки причастий. Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, их образование. Полные и краткие страдательные причастия.Склонение полных причастий. Грамматические признаки деепричастий. Образование деепричастий глаголов совершенного и несовершенного вида. Особенности употребления деепричастий. Правописание глагольных форм.
Наречие. Значение наречий, их синтаксическая роль в предложении. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий и их образование. Правописание наречий.
Предлог. Предлог как служебная часть речи. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Правописание предлогов.
Союз. Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные. Классификация сочинительных и подчинительных союзов по значению. Простые и составные союзы, их слитное и раздельное написание.
Частицы. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Отрицательные частицы не и ни; различие в их значении. Раздельное и дефисное написание частиц.
Междометие. как особая часть речи. Знаки препинания при междометиях.
Синтаксис.
Словосочетание. Строение словосочетаний. Виды подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Предложение как основная единица синтаксиса. Типы предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).
Простое предложение. Типы предложений по структуре: двусоставные и односоставные.
Члены предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены двусоставного предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Способы выражения подлежащего. Типы сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы их выражения. Тире между подлежащими сказуемым. Второстепенные члены предложения: определения (согласованные и несогласованные), приложение как разновидность определения, дополнения (прямые и косвенные), обстоятельства (времени, места, причины, цели, условия, образа действия, уступки); способы их выражения.
Односоставные предложения: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Способы выражения главного члена односоставных предложений.
Предложения распространенные и нераспространенные; полные и неполные.
Осложнение простого предложения. Однородные члены предложения, их связь в предложении, знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные второстепенные члены предложения: определения (в том числе приложения), дополнения, обстоятельства; знаки препинания при них. Обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции, сравнительные обороты и знаки препинания при них.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой речи. Цитата; знаки препинания при цитатах.
Сложное предложение. Типы сложного предложения. Союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные сложные предложения.
Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными, разделительными союзами и знаки препинания в них.
Сложноподчиненные предложения: главная и придаточная часть, средства связи между ними (подчинительные союзы и союзные слова). Виды придаточных предложений. Место придаточной части по отношению к главной. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными: однородное, параллельное и последовательное подчинение придаточных частей. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним и несколькими придаточными.
Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, знаки препинания в нем.
Сложные предложения с различными видами связи (бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной), знаки препинания в них.
Понятие о тексте и его частях. Основные признаки текста.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Стили речи.
Примерный тренировочный тест
ОРФОГРАФИЯ
1. Вставьте в приставки нужные гласные или согласные. …горбленный, пр…вышение власти, во…клицать, пр…вередливый человек, р…зыскать.
8. Определите выбор «н-нн» в разных частях речи. Закопчё…ая, име…ой, мали….к, негада….ый, мука рассея….а.
9. Вставьте нужные буквы в суффиксах слов разных частей речи. Знамена, колыш…щиеся на ветру; брезж…щий рассвет; пристрел…нное ружьё, намасл…нный блин; ветр…ный день. 10. Определите написание «не» (слитно-раздельно). Никому (не)известный писатель, далеко (не)известный писатель, (не)чаянно, борщ (не)доварить, злой (не)друг.
СИНТАКСИС
11. Поставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами. Иней подолгу лежал везде и на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве. Птичка божия не знает ни заботы ни труда. В элегии "И скучно и грустно" лаконичность и отчасти афористичность строения фраз подчёркивают стремление героя подчинить свои чувства логичности строгому рассудку. Царственный дубовый лес подступал к самым окнам. Горы кроны деревьев сверкающий ручей все поплыло закачалось в седом холодном воздухе.
12.Поставьте знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями. Говоривший по-русски не хуже всякого француза он не молчал. Рука княгини державшая стакан с водой дрожала. Комсомольск крупный промышленный город Дальнего Востока расположен на левом берегу Амура. Веселые и довольные они шли домой. Отец мой Андрей Петрович Гринев служил при графе Минихе.
13. Поставьте знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами. Мальчик долго лежал не засыпая. Сосед помогая бегал всё утро сломя голову и высунув язык. Волны несутся гремя и сверкая. Есть долг не выполнив которого нельзя смотреть в глаза своим друзьям. Несмотря на погоду мы решили выступать.
14.Поставьте знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с предложением. О нет то белеет туман над водой. Простите мирные долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса. Книга люди говорят интересна и полезна. По преданию эта сосна много лет назад спасала деревни от разбойников. Умница Запятайка вскоре а это было на гастролях в Пензе стала самой популярной артисткой цирка.
15.Поставьте знаки препинания в сложных предложениях (сложносочиненных и сложноподчиненных). Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли. Туманом закрыло равнину и ни единый звук не долетал туда. Хаджи-Мурат сел и сказал что если только дадут войско то он ручается что поднимет весь Дагестан. Задача преподавателя ведущего практические занятия состоит в том чтобы научить студентов внимательно и вдумчиво читать художественный текст. Маленький дом где я живу в Мещере заслуживает описания.
16.Поставьте знаки препинания в бессоюзном сложном предложениях. Поезд ушёл его огни скоро исчезли. Багровым огнём вспыхнул первый залп пушечный гром прокатился над крышами сотни ракет полетели шипя дождём в мутное небо. Перечитав первые главы рассказывающие о Лужине мы понимаем он собирается жениться на Дунечке не из благих побуждений. Обретите Бога всё будет по плечу. Гоголь не пишет а рисует его изображения дышат живыми красками действительности.
17.Поставьте, где необходимо, запятые в предложениях со словом “как”. Мне становится жутко и я чувствую как кровь быстрее вращается в моих жилах. Серебряный рейсовый самолёт идущий на большой высоте сверкает над этой ночью как медленно летящая звезда. Дни как ступеньки лестницы. Дождь в шахте не что иное как подпочвенная вода. Печорин как и Мцыри ищет жизни «полной тревоги».
КУЛЬТУРА РЕЧИ
18. Определите место ударения. Фарфор, цыган, намерение, партер, звонишь.