Процесс абстрагирования с точки зрения «субъективного» материализма
Александр Будило
Процесс познания не является прерогативой мыслителей, философов, ученых по профессии. С точки зрения как исторического идеализма Гегеля, так и исторического материализма Маркса он равен всей истории человечества. Что представляет из себя эта история? Это история выделения (абстрагирования) человека из природы, овладения человеком природой. Каким образом человек овладевает природой и тем самым познает ее? Посредством предметно-практической, орудийной деятельности, т. е. посредством труда, в процессе которого силы природы превращаются в общественные производительные силы. Другими словами, только то является для человека познанным, что так или иначе, прямо или опосредствованно, вовлечено в процесс труда, в процесс производства и воспроизводства общественной жизнедеятельности человека. То, что до поры до времени остается за пределами этого производства, этой деятельности, не является предметом и человеческого познания. Мысленное абстрагирование, т. е. выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других частных его свойств и связей имеет своей предпосылкой действительный, реальный предметно-практический процесс выделения, абстрагирования, «вырывания», «вытаскивания» этих свойств и связей из природы. (Примечательно, что абстракция и трактор – однокоренные латинские термины).
Возьмем законы механики. Каким образом человек абстрагировал их из природы? Метафизический материализм, который «предмет, действительность, чувственность берет только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческую чувственную деятельность, практику, не субъективно» (К. Маркс), не в состоянии объяснить этот процесс, поскольку 1) в качестве субъекта познания здесь берется отдельный индивид, а не человечество в целом; 2) созерцательный материализм не занимается исследованием влияния предметно-практической деятельности человека на его мышление.
Чтобы исследовать законы механики в чистом виде, человеческое мышление должно было иметь дело не просто с механической формой движения в природе, где она находится в очень сложной связи с другими формами движения, а с общественной (очищенной от этих связей) формой механического движения как оно пред-ставлено в механических орудиях труда, таких как рычаг, клин, плоскость, каток, колесо, блок, полиспаст, гончарный круг, пружина, ручная мельница, прялка, водяная мельница, ткацкий станок, катапульта, ветряная мельница, и многих других.
Часы, например, есть абстракция механического движения (вернее различных форм мех. движения, которые в определенных пропорциях превращаются друг в друга), которую человек может носить в кармане или на руке. А паровая машина представляет собою абстракцию термодинамического процесса, на которой человек может исследовать процесс превращения теплоты в механическое движение, законы термодинамики в целом. Примечательно, что создателем универсального теплового двигателя и паровой машины с цилиндром двойного действия был часовщик Джеймс Уатт.
С чего начинает Дарвин свое великое исследование «Происхождение видов» путем естественного отбора? С искусственного выведения человеком в процессе одомашнивания новых видов животных, птиц и растений взятых, вырванных (абстрагированных) первоначально из естественных условий дикой природы и помещенных в искусственные условия общественного производства продовольствия и сырья для ремесла и промыщленности.
Процесс познания (абстрагирования) законов не только внешней природы, но и общественной формы движения материи, также имеет своей предпосылкой производство так называемых «практических» абстракций (Э. Ильенков). Условием познания человеком своей собственной общественной природы является процесс длительного исторического развития, в котором его общественная сущность отделяет себя от своей основы, пред-стает перед человеком в качестве некоторой особой реальности, особого природного предмета со сверхъестественными (т. е общественными) свойствами, тайну которого ему предстоит разгадать.
Самой простой и самой абстрактной предметной формой этой его общественной природы является денежная форма стоимости. «Свою общественную власть, как и свою связь с обществом, индивид носит с собой в кармане» (К.Маркс). В чем ее сущность? Анализ меновой стоимости К.Марксом от простой к развернутой и от развернутой ко всеобщей и денежной форме стоимости показывает, что субстанцией денежной формы стоимости выступает застывший, опредмеченный, овеществленный в товарах общественно необходимый труд. Тем самым К.Маркс дает нам ключ к более опосредствованным, а значит и более сложным формам общественных отношений, формам человеческой культуры, формам идеального, сознания, мышления, поскольку понята единая, всеобщая сущность, субстанция всех этих многообразных форм – труд, предметно-практическая деятельность человека по преобразованию как внешней, так и своей собственной общественной природы.
Что такое идеальное? «Идеальное, – пишет в «Капитале» Маркс, – есть не что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». О каком материальном здесь идет речь, о внешней природе, абстрактном бытии, материи вообще? Нет. Речь здесь идет именно о материальном бытии самого человека. Идеальное, мышление, сознание есть не что иное как труд, предметно-практическая деятельность человека, пересаженная в человеческую голову и преобразованная в ней. Если в труде, в предметно-практической деятельности человек преобразует, изменяет природные и общественные формы реально, то в мышлении, сознании он изменяет, преобразует и регулирует их идеально. Таким образом, сущность человека раскрывается перед ним в виде противоречивого единства материальной и идеальной деятельности, в которой материальная, предметно-практическая деятельность выступает не только одной из сторон, но и основой всего противоречия. Само собою разумеется, что диалектико-материалистическая (конкретная) точка зрения на процесс познания (М–И–М) становится возможной только если мы возьмем его в целом, как процесс выделения человека из природы, неважно, в филогенезе или онтогенезе. Если же произвольно разорвать его на какой-либо стадии, то не трудно обосновать и противоположный, т. е. идеалистический (чисто абстрактный) взгляд на процесс познания (И–М–И), поскольку не только материальное превращается в идеальное, но и идеальное превращается в материальное.
Без товарного производства, денег, капитала, эксплуатации в целом, человек не смог бы абстрагировать, развить, познать свою общественную природу и овладеть ею.