Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Процесс абстрагирования с точки зрения «субъективного» материализма

Александр Будило

 

Процесс познания не является прерогативой мыслителей, философов, ученых по профессии. С точки зрения как исторического идеализма Гегеля, так и исторического материализма Маркса он равен всей истории человечества. Что представляет из себя эта история? Это история выделения (абстрагирования) человека из природы, овладения человеком природой. Каким образом человек овладевает природой и тем самым познает ее? Посредством предметно-практической, орудийной деятельности, т. е. посредством труда, в процессе которого силы природы превращаются в общественные производительные силы. Другими словами, только то является для человека познанным, что так или иначе, прямо или опосредствованно, вовлечено в процесс труда, в процесс производства и воспроизводства общественной жизнедеятельности человека. То, что до поры до времени остается за пределами этого производства, этой деятельности, не является предметом и человеческого познания. Мысленное абстрагирование, т. е. выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других частных его свойств и связей имеет своей предпосылкой действительный, реальный предметно-практический процесс выделения, абстрагирования, «вырывания», «вытаскивания» этих свойств и связей из природы. (Примечательно, что абстракция и трактор – однокоренные латинские термины).

Возьмем законы механики. Каким образом человек абстрагировал их из природы? Метафизический материализм, который «предмет, действительность, чувственность берет только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческую чувственную деятельность, практику, не субъективно» (К. Маркс), не в состоянии объяснить этот процесс, поскольку 1) в качестве субъекта познания здесь берется отдельный индивид, а не человечество в целом; 2) созерцательный материализм не занимается исследованием влияния предметно-практической деятельности человека на его мышление.

Чтобы исследовать законы механики в чистом виде, человеческое мышление должно было иметь дело не просто с механической формой движения в природе, где она находится в очень сложной связи с другими формами движения, а с общественной (очищенной от этих связей) формой механического движения как оно пред-ставлено в механических орудиях труда, таких как рычаг, клин, плоскость, каток, колесо, блок, полиспаст, гончарный круг, пружина, ручная мельница, прялка, водяная мельница, ткацкий станок, катапульта, ветряная мельница, и многих других.

Часы, например, есть абстракция механического движения (вернее различных форм мех. движения, которые в определенных пропорциях превращаются друг в друга), которую человек может носить в кармане или на руке. А паровая машина представляет собою абстракцию термодинамического процесса, на которой человек может исследовать процесс превращения теплоты в механическое движение, законы термодинамики в целом. Примечательно, что создателем универсального теплового двигателя и паровой машины с цилиндром двойного действия был часовщик Джеймс Уатт.

С чего начинает Дарвин свое великое исследование «Происхождение видов» путем естественного отбора? С искусственного выведения человеком в процессе одомашнивания новых видов животных, птиц и растений взятых, вырванных (абстрагированных) первоначально из естественных условий дикой природы и помещенных в искусственные условия общественного производства продовольствия и сырья для ремесла и промыщленности.

Процесс познания (абстрагирования) законов не только внешней природы, но и общественной формы движения материи, также имеет своей предпосылкой производство так называемых «практических» абстракций (Э. Ильенков). Условием познания человеком своей собственной общественной природы является процесс длительного исторического развития, в котором его общественная сущность отделяет себя от своей основы, пред-стает перед человеком в качестве некоторой особой реальности, особого природного предмета со сверхъестественными (т. е общественными) свойствами, тайну которого ему предстоит разгадать.

Самой простой и самой абстрактной предметной формой этой его общественной природы является денежная форма стоимости. «Свою общественную власть, как и свою связь с обществом, индивид носит с собой в кармане» (К.Маркс). В чем ее сущность? Анализ меновой стоимости К.Марксом от простой к развернутой и от развернутой ко всеобщей и денежной форме стоимости показывает, что субстанцией денежной формы стоимости выступает застывший, опредмеченный, овеществленный в товарах общественно необходимый труд. Тем самым К.Маркс дает нам ключ к более опосредствованным, а значит и более сложным формам общественных отношений, формам человеческой культуры, формам идеального, сознания, мышления, поскольку понята единая, всеобщая сущность, субстанция всех этих многообразных форм – труд, предметно-практическая деятельность человека по преобразованию как внешней, так и своей собственной общественной природы.

Что такое идеальное? «Идеальное, – пишет в «Капитале» Маркс, – есть не что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». О каком материальном здесь идет речь, о внешней природе, абстрактном бытии, материи вообще? Нет. Речь здесь идет именно о материальном бытии самого человека. Идеальное, мышление, сознание есть не что иное как труд, предметно-практическая деятельность человека, пересаженная в человеческую голову и преобразованная в ней. Если в труде, в предметно-практической деятельности человек преобразует, изменяет природные и общественные формы реально, то в мышлении, сознании он изменяет, преобразует и регулирует их идеально. Таким образом, сущность человека раскрывается перед ним в виде противоречивого единства материальной и идеальной деятельности, в которой материальная, предметно-практическая деятельность выступает не только одной из сторон, но и основой всего противоречия. Само собою разумеется, что диалектико-материалистическая (конкретная) точка зрения на процесс познания (М–И–М) становится возможной только если мы возьмем его в целом, как процесс выделения человека из природы, неважно, в филогенезе или онтогенезе. Если же произвольно разорвать его на какой-либо стадии, то не трудно обосновать и противоположный, т. е. идеалистический (чисто абстрактный) взгляд на процесс познания (И–М–И), поскольку не только материальное превращается в идеальное, но и идеальное превращается в материальное.

Без товарного производства, денег, капитала, эксплуатации в целом, человек не смог бы абстрагировать, развить, познать свою общественную природу и овладеть ею.

Такова диалектика регресса и прогресса.

2009 г.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.