Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Апофатическая (отрицательная) теология



Ой уровень

Апории

это вымышленная, логически верная, ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не может существовать в реальности. Следует различать апорию и парадокс. Парадокс, в отличие от апории, является ситуацией (высказыванием, утверждением, суждением или выводом), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения. Апории известны со времён Сократа. Наибольшую известность получили апории Зенона из Элеи. («Ахиллес и черепаха», «Дихотомия», «Летящая стрела», «Стадион»).

Майевтика

(повивальное искусство, где повивать — обвивать, обматывать что-л. собою или чем-либо), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Идеи

понятие (мысленный образ) какой-либо реальности, (мысль или представление о ней). В этом смысле термин употребляется в философии, психологии, социальных и гуманитарных науках.

Помимо этого значения термина существует специальный смысл, характерный для некоторых философских направлений; в этом случае идеей называется идеальный прообраз реальности.

В науке и искусстве идеей называется главная мысль произведения или общий принцип теории или изобретения, вообще замысел или наиболее существенная часть замысла. В этом смысле термин идея трактуется в сфере регулирования авторского права.

Демиург

(«дело, ремесло, промысел» — буквально «мастер, ремесленник, творец») — изначально — название класса ремесленников в античном греческом обществе. Впоследствии словом демиург, за редким исключением, стали обозначать созидающее, творческое начало во Вселенной. Первым в таком значении его использовал Платон.

- в христианском богословии: бог-творец

- в гностицизме: несовершенный дух-творец мира, «злое» начало, в отличие от Бога, «доброго» начала.

- в деизме Демиург (Бог) создал мир и дал ему законы, но после этого в дела мира не вмешивается.

Материя

философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя (объективно) независимо от них.

Материя является обобщением понятия материального (и идеального, в силу их относительности). Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Анамнесис

идея-метафора древнегреческой философии, согласно которой познание трактуется как процесс припоминания знаний, полученных душой ранее в более совершенном мире; предполагает различие и координацию феноменального (чувственно являющегося) и ноуменального (истинно сущего) миров. Зарождается в греческой мифологии, у Платона («Менон», «Федон») приобретает статус центрального понятия теории познания.

Миф о пещере

знаменитая аллегория, использованная Платоном в трактате «Государство» для пояснения своего учения об идеях.

Для Платона пещера представляет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. От истинного мира идей до них доходят только смутные тени. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая себе вопросы и ища на них ответы. Однако бессмысленно пытаться разделить полученное знание с толпой, которая не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия.

Излагая данную притчу, Сократ демонстрирует своим слушателям, что познание требует известного труда — беспрестанных усилий, направленных на изучение и понимание тех или иных предметов. Поэтому его идеальным городом могут править только философы — те люди, которые проникли в сущность идей, и в особенности идеи блага.

Миф о колеснице

Платон говорит,что наша душа состоит из 3 частей.

Душа = колесница, возница = разум, она управляет белым конем = сила, страсть и черным конем = аффективность. Задача возничего – направлять коней и регулировать соотношение этих двух душевных сил.

1 часть – страстная, яростная, волевая. 2 часть – вожделеющее начало. 3 часть – разумная часть.

Четыре причины

Аристотель в учении о 4 причинах - материальной, формальной, движущей и целевой - утверждал, что все эти 4 причины существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью

Перводвигатель - Бог по Аристотелю - перводвигатель мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований.

Полития

1) Форма государственного управления, в которой, по мнению Аристотеля, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства соединяет в себе лучшие стороны аристократии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков. (Cм. Афинская полития.)

2) Это понятие также используется (по аналогии с английским polity) для обозначения политической единицы любого уровня, т.е. оно используется в качестве родового для таких понятий как "независимая община", "вождество", "племя", "государство".

Энтелехия

в философии Аристотеля — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево.

Душа есть, по Аристотелю, первая энтелехия организма, в силу которой тело, располагающее лишь «способностью» жить, действительно живет, пока оно соединено с душою. В современных терминах это понятие можно отождествить с понятием «функция». Таким образом сложное для современного ума выражение «душа — энтелехия тела» становится понятным: «Душа — функция тела».

В дальнейшем в традициях Аристотеля рассматривали душу как энтелехию, например, Гёте, Вильгельм Вундт, Ханс Дриш.

Академия

научная организация (академия наук) или высшее учебное заведение. Слово «академия» восходит к названию философской школы, которая была создана Платоном около 395 г. до н. э. и располагалась в оливковой роще близ Афин, названной в честь героя Академа.

Ликей (перипатетика)

ученики и последователи Аристотеля, его философская школа. Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций.

Другое название школы — Лике́й (др.-греч. Λύκειον, в латинском произношении — Лице́й) — по названию расположенного вблизи от гимнасия, где преподавал Аристотель, храма Аполлона Ликейского, в восточной части древних Афин. Основана в 344 г. до н. э.

Сад.

Учебное заведение созданное Эпикура. Оно находилось в саду, поэтому и получило такое название.

«Входи спутник. Здесь тебе будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо»

Каноника (критерии)

Каноника – учение о правильно познании.

это учение эпикура. он говорил, что человек стремится к счастью и избеганию страданий. он выделил 3 вида удовольствий:

1.естественные и необходимые

2.естественные,но не необходимые

3.неестественные и не необходимые

Апатия

философское понятие, обозначающее отрешение от всех страстей, освобождение от чувства страха и проблем окружающей действительности, или схожее состояние. Наряду с другими схожими этическими категориями получило развитие в философии стоиков и скептиков.

В современном русском языке апатия понимается как безразличное, безучастное отношение к окружающему

Атараксия

душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом. Путь к атараксии, как считали Демокрит, Эпикур, Лукреций, лежит через познание мира, освобождение от страха. Скептики учили, что атараксия достигается воздержанностью от бинарных оценочных суждений (пример: «добрый-злой», «красивый-уродливый») и отказом от утверждения абсолютной и универсальной истинности чего-либо (истина всегда есть истина «для кого-то» и «когда-то», суждение не может быть верно всегда и для каждого). Стоики развивали учение об апатии как равнодушии к происходящему, к радости и горю.

Пирронизм

Троп

слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений.

Тропы присутствуют в различных произведениях и используются большинством писателей и поэтов. Тропы изучаются наукой семасиологией и её подразделом — поэтической семасиологией.

Основные виды тропов:

- Метафора

- Метонимия

- Синекдоха

К тропам также относятся:

- Эпитет

- Сравнение

- Олицетворение

- Гипербола

- Литота

- Ирония

Эпохэ

принцип рассуждения в философии, который означает приостановку всех метафизических суждений – суждений о бытии предмета вне воспринимающего его сознания.

Термин впервые встречается у Аристотеля и получает дальнейшую разработку у Пиррона. Принцип эпохе является одним из ключевых понятий скептицизма и феноменологии.

Осуществляя эпохе, субъект исключает из поля зрения все накопленные историей научного и ненаучного мышления мнения, суждения, оценки предмета и стремится с позиции «чистого наблюдателя» сделать доступной сущность этого предмета.

Единое

центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое. Намеченное у Платона, развито Платином.

Ум

познавательные и аналитические способности человека; в более тесном словоупотреблении отождествляется с разумом, интеллектом или рассудком.

Ум – Это способность комбинировать полученные знания и создавать новые знания.

 

Душа

нематериальная сущность (природа) человека (согласно многим идеалистическим философским направлениям и религиозным течениям) дающая начало и обуславливающее жизнь организма, способности ощущения, мышления, сознания, чувства и воли, представляющая собой «дуновение жизни»; обычно противопоставляется телу.

Космос

 

Эманация

в философии, концептуальный термин, означающий происхождение Универсума (вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого (Божества).

Креационизм

теологическая или метафизическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

В настоящее время креационизм представляет собой широкий спектр концепций — от сугубо богословских и философских до претендующих на научность. Тем не менее, общим для этой совокупности концепций является то, что эти концепции отвергаются современным официальным академическим научным сообществом.

Волюнтаризм

направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего.

Термин «волюнтаризм» был введён в конце 19 века социологом Ф.Тённисом. однако волюнтаристские идеи в этике и в философии выдвигались и раньше А.Шопенгауэром, Ф.Ницше, А.Бергсоном.

Провиденциализм

историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.

Эсхатология

система взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, их изучающая в рамках той или иной религиозной доктрины. Различается индивидуальная эсхатология, то есть учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, то есть учение о цели космоса и истории и их конце.

Философия эсхатологии свойственна многим религиям и верованиям, начиная с древних времен. Особое развитие со времен Античности эсхатология получила в иудаизме и христианстве («Страшный суд»), затем в исламе.

Сотериология

учение о спасении во многих религиях, раздел теологии и эсхатологии.

Два града

эта концепция Августина о двух градах - земном и Божьем. Ход истории - это борьба 2 градов. земное царство – гос. учреждения, законы, император. Небесный – священнослужители, церковь в итоге должна объединить мир. Когда история закончится, те,кто заслужил попадут в Град Божий. Мир сотворен ради этого, все остальное неважно.

Апологеты

любой из христианских писателей, главным образом II—III веков, защищавших христианство от критики и, в свою очередь, критикующих греко-римскую культуру. Многие из их сочинений были адресованы римским императорам и часто напоминали по форме короткие служебные письма, составленные с целью защитить христианство от обвинений, выдвигаемых против него во II веке. Произведения апологетов не отражают полную картину раннего этапа христианства, так как они были написаны в ответ на конкретные обвинения их противников.

Среди греческих апологетов следует отметить Юстина Мученика, Татиана, Аристида, Аполлинара, Феофила, Теофина и Климента Александрийского. Латинскими апологетами II века являлись Феликс и Тертуллиан.

Каппадокийский кружок

собирательное название отцов церкви второй половины IV века, завершивших формально-диалектическую обработку церковно-преданного догмата Святой Троицы. К их числу обычно относят земляков и сподвижников, происходивших из Каппадокии: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, а также иногда Амфилохия Иконийского с их друзьями и единомышленниками, географически близкими и отдалёнными. Память Василия Великого и Григория Богослова совершается Восточной Церковью, кроме их особых дней памяти, в день празднования Собору трёх святителей — 30 января (по юлианскому календарю).

Ареопагитики

Псевдо-Дионисий Ареопагит — неизвестный автор «Ареопагитик» (Соrрus Аrеораgiticum) — сборника, состоящего из четырёх трактатов и десяти писем на догматические темы, приписанных сщмч. Дионисию Ареопагиту († 96 г.). Сборник появился скорее всего на рубеже V и VI вв. и оказал огромное влияние на развитие апофатического (отрицательного) богословия.

Апофатическая (отрицательная) теология

в теизме — установка теологии, исходящая из тезиса о невыразимости Бога в позитивном знании.

В отличие от катафатической теологии, А. Т. рассматривает в качестве единственного достоверного источника знаний об Абсолюте непосредственное постижение истины в акте откровения. Согласно А. Т., трансцендентный Бог может быть выражен только посредством отрицательных определений, т. е. путем последовательного снятия всех его чувственно фиксируемых атрибутов и характеристик.

Парадигма А. Т. восходит к Псевдо-Дионисию Ареопагиту, трактующему богопознание как "таинственное богословие", выводящее "за пределы света на ту наивысшую вершину, где неразложимые, абсолютные и непреложные таинства богословия открывают мрак таинственного богословия, превышающего всякий свет".

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.