- либо анархическое состояние "войны против всех" (Т.Гоббс);
- либо идиллическое состояние "золотого века" неограниченной свободы и всеобщего равенства (Ж.Ж.Руссо).
Общественный договор
теория происхождения государства, выдвинута голландским ученым Г. Гроцием, а также Т. Гоббсом, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др. Сторонники О. д. считали, что государство возникло в результате договора между людьми, в котором предусматривало добровольный отказ частных лиц от ряда своих естественных прав в пользу государственной власти.
Первичные и вторичные качества
термины теории познания 17-18 вв., употреблявшиеся для различения качеств вещей по степени объективности. Согласно Дж. Локку, первичные, или объективные, качества - протяженность, величина, объем, фигура и др.; вторичные, или субъективные, - цвет, звук, вкус, запах.
Трансцендентальный
(от лат. transcendens — выходящий за пределы) — связанное независимыми от опыта и предшествующими ему (априорными) условиями возможного опыта, прежде всего — с изначально присущими сознанию априорными формами познания. Этот философский термин имеет долгую историю и не сразу приобрёл то значение, которое является наиболее распространённым и которое приведено в определении.
Трансцендентный
(от лат. transcendo — переступать) — философский термин, характеризующий недоступное теоретическому познанию, не основанное на эмпирическом опыте. Наряду с термином трансцендентальный употреблялся в философии Канта, в частности, для обозначения таких понятий, как Бог, душа и другие. Противоположность — имманентный.
Априорная форма Термин "Априори" введён средневековыми схоластами, которые делали акцент на том, что некоторые знания предшествуют опыту. Априорные формы познания сводятся к данной от бога врождённой идее потенциального бытия, которая делает возможным всякое познание,
Категорический императив (2 формулировки)
(нем. kategorischer Imperativ, от лат. imperativus — повелительный) — понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды и необходимое единство этих принципов.
Распространенная ошибка заключается в отождествлении Категорического императива с «золотым правилом этики»: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
У Канта этот постулат имеет две формулировки:
- «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и
- «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Законы диалектики
«Три закона диалектики»
- 1 закон — Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.
- 2 закон — Закон взаимопроникновения противоположностей
- 3 закон — отрицание отрицания.
В первом законе Энгельс определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определенность бытия. Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.
Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.
Третий закон диалектики отражает, по Энгельсу, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение – отрицательное, но в другом отношении оно равнозначно утвердительному.