Становление автономии — сомнение в себе, сопровождающееся чувством стыда
III
Инициатива — чувство стыда
IV
Ориентация на работу — возникновение чувства неполноценности
V
Идентификация — спутанность ролей
VI
Поиск близости — изоляция
VII
Чувство сохранения рода, интерес к воспитанию детей — ориентация лишь на себя
VIII
Достижение цельности личности — отчаяние от страха смерти и невозможности прожить жизнь заново
И отличие от уже известного вам понимания возрастного кризиса как неотъемлемой характеристики переходного возраста от детства к отрочеству представленная таблица показывает, что кризис возраста возможен и в другие периоды жизни. Преодоление кризиса и выход из него — важная сторона становления личности. Таким образом, подводя итог рассмотренным теориям возрастной периодизации, отметим, что паспортный и психологический возрасты человека могут не совпадать. Так, ответственные и самостоятельные люди обычно опережают по своему психологическому возрасту инфантильных сверстников. Каждый возрастной период неповторим, своеобразен и имеет важное значение в становлении личности. От того, насколько полноценно реализует себя человек определенного возраста, зависит жизненный успех и степень удовлетворенности жизнью. Основные понятия:периодизация развития личности. Термины:персонализация, адаптация, индивидуализация, интеграция, рефлексия, универсализация, интенциальность.
Проверьте себя
1) Чем различаются биографическое, социальное и историческое время личности? 2) Какие критерии положены в основу периодизации развития личности А. Н. Леонтьевым? 3) Что такое ведущая деятельность? Как она меняется в процессе развития личности? 4) Какую роль в развитии личности играют возрастные кризисы?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Составьте систематическую таблицу, отражающую многообразие подходов к периодизации развития личности. Устно объясните, чем различается трактовка понятия «периодизации» отдельными авторами. 2. Существует мнение, что детство — явление историческое, поскольку его продолжительность и содержание на протяжении веков заметно менялись. В первобытном обществе детство было значительно короче, чем в Средние века, тем более — в наши дни. Сформулируйте собственную позицию в спорах о том, когда кончается детство в наше время. 3. В современной психологии выработаны некоторые приемы и способы диагностики отдельных составляющих психологического возраста. Проведите мысленный эксперимент: «Представьте себе ситуацию, в которой вы неожиданно для себя узнаете, что возраст, зафиксированный в паспорте, свидетельстве о рождении или каких-либо иных документах, неверен, причем неизвестно, в какую сторону произошла ошибка — моложе вы в самом деле или старше». Представив себя в подобной ситуации, попытайтесь (ориентируясь на внутреннее ощущение своего возраста) ответить на вопрос: «Сколько вам лет в действительности?» Совпадает ли ваш истинный календарный возраст с оценкой, подсказанной внутренним чувством? 4. Каким образом можно увеличить свой психологический возраст, не меняя календарный? 5. Какие выводы можно сделать из следующей информации: В 2—3 года у ребенка интенсивно развивается устная речь, 5—6 лет — самый «артистичный» возраст, в 5—7 лет ребенок наиболее готов к овладению чтением и т. п. В то же время весь мировой опыт свидетельствует, что в возрасте 12—14 лет уже очень трудно научить прямохождению и речи. Предложите свой вывод, сформулируйте его в виде афоризма или подберите подходящую к данному случаю пословицу.
Поработайте с источником
Прочитайте отрывок из работы современного психолога Я. Л. Коломинского.