Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Автор: Пересвет Новорусов. Общественное движение

Общественное движение

«Новая Русь»

Цикл статей о физической культуре и спорте.

Автор: Пересвет Новорусов

Технический редактор: Евгения Шестакова
Статья №1

Данный цикл статей посвящен популяризации Здорового Образа Жизни, физической культуры и спорта. Теоретический раздел этой программы предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни.


Тема сегодняшней статьи:

«Общие термины и понятия в системе физического развития человека»

 

Опережая вопрос: «А почему такая тема статьи?», отвечаю сразу, многие не знаю ниже перечисленные термины, не могут отличить физ. культуру от спорта и т.д., что не может радовать. Многие спортсмены, начинающие и опытные, смогут подчеркнуть для себя что-то новое или вспомнить забытое, потому что теория физического воспитания неотъемлемая часть в развитии человека. В этой статье я обращаю внимания на основные понятия, определения и принципы. В последующих статьях мы поговорим о наиболее важных моментах, более подробно. Дополнительно поговорим о системах упражнений и тренировок. Итак:
Физическая культура – часть общей культуры общества и совершенствования человека, включает в себя специальные знания в области физиологии человека, педагогике, анатомии и других отраслях. Основная задача, это всестороннее развитие человека, овладение навыками и умениями, связанными с профессиональной деятельностью человека.

Спорт – многогранное общественное явление, которое исторически выделилось в соревновательной деятельности человека, военных соревнованиях.
В данное время спорт развивается по двум направлениям:

- Массовый (задача оздоровительная)

- Спорт высших достижений (достижение высоких результатов в выбранном виде спорта)

 

Методы и принципы обучения физическому воспитанию.

 

Данные принципы совпадают с общепринятыми стандартами обучения. Отражая свою специфику, они реализуются особыми методами и средствами.
Принципы:
1) Сознательность и активность.

Предусматривает интерес к физической культуре и спорту, естественную мотивацию.

Мотивация – побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
2) Наглядность

Направляет на освоение посильного упражнения. Основная задача создать правильное представление об отдельном элементе физического упражнения. В данном принципе могут быть задействованы сенсорные функции человека.

3) Доступность

Учёт половых и возрастных особенностей людей, занимающихся ФК.
4)Систематичность
Регулярность занятий, правильное чередование нагрузок и отдыха (при этом у занимающихся совершенствуются функциональные системы).

 

5) Динамичность

Выражается в усложнение двигательных задач в нарастающем объёме и интенсивности нагрузок. Проявляется в следующих формах:

а) ступенчатая (от простого к сложному)

б) волнообразная (чередование простого и сложного)

в) прямолинейно-восходящая.

 

Средства:
1) Основным средством физического воспитания является физическое упражнение.
Физическое упражнение - это двигательное действие, которое по форме и содержанию отвечает задачам физического воспитания. Число физических упражнений велико, они различаются по форме и целевой направленности.

2) Оздоровительные силы природы

а) Сопутствующие условия (открытый воздух)

б) Дозированные процедуры (закаливание)

3) Гигиена человека.

 

Методы:

1) Строго регламентированные упражнения, которые предусматривают программное обучение, дозированость, использование природных условий.

2) Игровой метод

Применяется для комплексного совершенствования двигательной системы человека.

3) Соревновательный метод

Сопоставление сил занимающихся на первенство и достижения.

4) Словесно-сенсорный метод

Предполагает словестные формы и чувственные, формы рассказа и убеждения, пояснений, указания и команды.

 

Двигательный навык – степень овладения техники действия, при котором движение происходит автоматически и сохраняется на много лет.

Самый простой пример – езда на велосипеде. Двигательные навыки могут реально спасти вашу жизнь. Был случай, когда бывшего игрока в регби сбила машина. При этом на руках он держал грудного ребёнка. За доли секунды он успел повернуться так, что ребёнок даже не заплакал. Ему, конечно, сломало ноги, но… в регби он не играл, к тому моменту, уже 20 лет.

Физические качества – функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности организма.

Принято выделять 5 качеств: Сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Спортивная подготовкацелесообразное использование физических навыков, которые воздействуют на спортсмена и обеспечивают необходимые спортивные достижения.

Гиподинамия – недостаточная двигательная активность организма.

Из-за гиподинамии страдает опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система, страдает обмен веществ. Следствием гиподинамии могут стать ожирение и атеросклероз. Ещё её называют «болезнью цивилизации». Подумайте сами, каким видам человека разумного не хватает движения.
Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу.

Вредные привычки серьезно ухудшают состояние здоровья человека (физическое и психическое). К ним относят: табакокурение, алкоголизм, токсикомания, наркомания и т.д.

Лично я бы к вредным привычкам добавил бы сидячий образ жизни! (почему см. гиподинамию).

Образ жизни – способ индивидуальной или коллективной жизнедеятельность. Образ жизни главный фактор, определяющий здоровье человека.

Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ) – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.


ЗОЖ включает в себя:

1) Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

2) Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

3) Отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

4) Правильное питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

5) Двигательная активность: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;

6) Гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

7) Закаливание.

Также некоторые авторы включают:

8) Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

9) Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.

10) Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

11) Социальное самочувствие — способность взаимодействовать с другими людьми.

 

Я считаю, что на этом хватит определений. В завершении статьи я посоветую всем выполнять следующее (особенно это касается людей подверженным нагрузкам в ходе мозговой деятельности, это офисные работники, студенты и школьники):

1. Утренняя гигиеническая гимнастика;

2. Физкультурная пауза в процессе труда;

3. Физкультминутка.

4. Микропауза активного отдыха.

5. Занятия физической культурой по избранной программе

 

Утренняя гигиеническая гимнастика – это комплекс упражнений, выполняемых ежедневно утром после сна. Этот вид гимнастики помогает организму быстрее активизироваться после сна и обрести бодрость.

Утреннюю гигиеническую гимнастикулучше начать с самомассажа поясницы и спины, а затем выполнить упражнения для мышц рук, пояса верхних конечностей и туловища, маховые движения ногами, упражнения в смешанном или чистом висе, а также дыхательные упражнения. Закончить утреннюю гимнастику желательно водной процедурой, после которой необходимо насухо вытереть тело и сильно растереть полотенцем поясницу и спину. Не рекомендуется выполнять прыжки, подскоки и бег, создающие большую нагрузку на межпозвоночные диски. Подробнее остановлюсь на некоторых упражнениях:

Исходное положение (И.П.) – сидя на стуле или на табурете, руки опущены вдоль туловища, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах.

 

 

Упражнение 1

И.П.; круговые движения надплечиями вперед и назад. Повторить 4-6 раз в каждом направлении, темп средний.

Упражнение 2

И.П.; поднять руки через стороны вверх над головой и соединить кисти рук тыльными поверхностями – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза, темп медленный.

Упражнение 3

И.П.; кисти рук к плечам; поднять локти, потом опустить их. Повторить 6 раз, темп средний. Дыхание свободное.

Упражнение 4

И.П.; наклонить голову вперед, стараясь коснуться подбородком груди, и максимально откинуть голову назад. Повторить 2-6 раз, темп медленный. Дыхание свободное. Это упражнение надо выполнять с особой осторожностью.

 

Физкультурная пауза – это комплекс упражнений направленный на то, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7—8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5—10 мин.

Физкультурная паузапроводится в течение 5 - 6 минут. Для тех, кто работает в положении сидя с опущенной головой, рекомендуется комплекс, состоящий из 8 - 9 упражнений, выполняемых в исходном положении - стоя, в среднем темпе и со средней амплитудой. Тем, кто работает в положении стоя, рекомендуется выполнять 7 - 9 упражнений в положении сидя с несколько подтянутыми ногами с небольшим напряжением, в среднем темпе и с ограниченной амплитудой. После упражнений следует активно промассировать поясницу и спину в течение 1 - 3 минут, а затем расслабить мышцы ног.

Примеры упражнений:

Упражнение 1.

Исходное положение: основная стойка

Выполнение на счёт:

1-2 – правую ногу назад на носок, руки за голову, локти отвести назад;

3-4 – вернуться в исходное положение.

То же, с другой ноги. Повторить 8 раз.

Упражнение 2.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки перед грудью.

Выполнение на счёт:

1 – рывок руками назад;

2 – поворот влево, левая рука в сторону;

3 – повернуться прямо, рывок согнутыми руками назад;

4 – поворот вправо, правая рука в сторону.

Повторить 12 раз.

Упражнение 3.

Исходное положение: ноги на ширине ступни.

Выполнение на счёт:

1 – махом руки вверх;

2 – наклон вперёд, руки махом назад;

3 - полуприсед, руки махом вперёд;

4 – вернуться в исходное положение.

Повторить 12 раз.

 

Физкультминутка – это система упражнений направленная на снятие утомления при умственных нагрузках и недостатке мышечной деятельности.

Физкультминуткаотносится к так называемым малым формам активного отдыха, проводится в течение 1 – 2 мин и состоит из 2 – 3 физических упражнений.

Чаще всего они выполняются индивидуально, по мере необходимости. Первые упражнения обычно связаны с распрямлением спины, отведением плеч назад и т. д. Затем могут быть упражнения направленного воздействия для тех мышечных групп, в которых ощущается усталость. Используются упражнения на расслабление, как способствующее лучшему кровоснабжению мышц. Обычно используются некоторые приёмы самомассажа, что усиливает восстановительный эффект

Для улучшения мозгового кровообращения:

И.п. — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и.п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и.п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и.п.

Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук

И.п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить положение рук.

Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.

Повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

Для снятия напряжения с мышц туловища

И.п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1—5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 — то же в другую сторону; 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

 

Микропауза активного отдыха

Это самая короткая форма активного отдыха во время работы, которая длиться 20 – 30 секунд. Выполняется одно упражнение или один приём, в котором используются мышечные напряжения динамического или статического характера, дыхательные упражнения, приёмы самомассажа, ходьба по помещению и т.д.

Ко всему этому хорошо было бы добавить волевую гимнастику А. А. Микулина.

Волевая гимнастика. Расслабьте все мышцы, а затем постепенно предельно сильными волевыми импульсами, раз по 10 напрягите их, не двигаясь. Сначала напрягите мышцы пальцев ног, потом икроножные мышцы, затем последовательно напрягите мышцы живота, груди, шеи, рук.

При этих упражнениях мышцы должны расширяться и «играть», как у силачей в цирке. Дышите равномерно и глубоко: на каждые 5 сокращений мышц делайте 1 вдох и на 5 — выдох. Продолжительность волевой гимнастики — 1 минута. Волевая гимнастика помогает удалить из тканей шлаки и улучшает обмен веществ. Изо всех сил, так, чтобы задрожала голова, подтягивайте 8 раз по очереди то щеки к глазам и ушам, то кончики губ к зубам. Упражнения сопровождаются сильными гримасами лица. Ничего не поделаешь!

Волевая гимнастика Микулина помогает улучшить кровообращение мозга, лица, поэтому она подходит не только для тех людей, которые подвержены умственным нагрузкам, но и тем, кто хочет «омолодиться», сохранить свежесть лица. Чтобы выглядеть молодым и энергичным, старайтесь придать своему лицу приятное выражение и чаще улыбайтесь, особенно когда у Вас угнетенное настроение. Только оптимизм сохраняет бодрость и активное долголетие!

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.