Птицеводческие обереги: Для плодовитости кур – вертел, дуб; Чтобы птенцов не оглушил гром – железо; Защита домашней птицы (от хищников, домового) – борона (от ласки), вертел, ворон, камень, одежда, орудия ткаческого ремесла (от ласки), петух, сорока.
Защита посадок (садов, полей) и зерна от вредителей (черви, гусеницы, кроты, мыши), сглаза и порчи – аир, береза, веник, вертел, древесина, замок, камень, кизил, крушина, нож, обувь, одежда, орудия ткаческого ремесла, осина, селедка, скорлупа, топор, черешня.
На счастье, благополучие, удачу в начинаемом деле – верба, водомер, волк, громовая стрела, гусь, древесина, змея, кости, крот, ландыш, лещина, ложка, можжевельник, мышь летучая, одолень, папоротник, прострел, «рубашка», уголь, чабрец.
От несчастий в целом, от зла всякого – горох, древесина, земля, камень (агат, хризоберилл), крапива, куриная слепота, лещина, лютик, лось, мамонт, папоротник, петров крест, плакун, порез боровой, прострел, «рубашка», сова, чертополох, чистотел, щука.
Денежные обереги: Для богатства – змея, лещина, мята, папоротник; Возможность занимать деньги в долг – быльник; Находить клады, деньги – водомер, петров крест; Защитить клад от расхищения – воск, замок.
От неожиданной смерти – петров крест; От утопления – нечуй-ветер, плакун, рысь.
Стать невидимым – глаз, жир, кот, палец, папоротник.
Счастье в игре – камень (агат), мышь летучая, папоротник, чертогон.
Быть в почете, быть всеми любимым (см. на подход к начальству) – коршун, мышь летучая, одолень, осетр, осот, папоротник, тирлич (у начальства).
На подход к начальству – вихорево гнездо, орел (от гнева), осетр, папоротник, тирлич.
Способность неутомляться, не уставать при ходьбе – зверобой, крапива, полынь, цепь (неутомимость для лошади), ясминник.
На удачный путь (от худой встречи и вреда в пути) – боярышник, воронец колосистый, громовая стрела, земля, камень (гиацинт, халцедон, шпинель), клекачка, крот, одолень, осот, плакун, полынь, «рубашка», царевы очи, чертополох.
Против опьянения – камень (аметист); От запоев – зуб.
От воров – волк (от ограбления), иван-да-марья, камень (аметист), метла, мышь летучая (разбой), олень, стальник; От лихого человека – буковица; От злых людей – коса.
Чтобы не бояться, для храбрости – волк, воск, дрозд, заяц, заячий холодок, камень (аметист, коралл), крапива, лиса, медведь, нож, петух, солнечник, соль, тысячелистник.
Считается свадьбой чертей (укр. «чортово вэсилле»), ведьмы (блр. «ведьма замуж иде»), чаровницы, змея-алы, полудниц, леших, шишиг, самовил, караконджол, дедов (укр. «дидько крупи меле»); последствие самоубийства, вихрь летит в ту сторону, куда обращено лицо висельника, гонит его душу; вихрем прилетает домой душа умершего мужа, крутятся души проклятых людей, убитых, мертворожденных; вихрь сопровождает рождение нечистого, смерть ведьмы или колдуна; вихрь переносит моровую язву, порчу.
Насылается как кара Богов; град делают покойники-грешники, черти, змеи-алы или ламии, утопленники, висельники, недоношенные, мертворожденные; град бьет тогда, когда алы дерутся меж собой; град бьет в нечистое место.
Возникает от грохота небесной колесницы Перуна; гром – то же, что и удар молнии, орудие Перуна, которым он поражает нечисть; с каждым ударом погибает один черт. Бьет в те места, где водится нечисть, в места, куда прячется черт во время грозы (по этой причине при грозе следует закрывать посуду с водой и не пускать в дом собаку).
Дожди насылают висельники и утопленники; причиной затяжных дождей считалось осквернение воды – брошенный в воду мертворожденный, мертвец.
Может возникнуть вследствии порчи, сглаза.
Может возникнуть от удара молнии (см. обереги от грома и молнии); кара Богова за нарушение работы в Перунов день, проявление неуважения к огню, разрушение гнезда аиста, обиду, нанесенную огненному змею и др.
Существо сродное черту, прислужник Велеса; бесы мохнаты, с крылами и хвостом, хромы, лысы или имеют волосы шишом; цвет кожи их - черный, синий или зеленый; оборачиваются черным псом, змеем, козлом, свиньей, медведем, волком, воином, разбойником, инородцем; бесы вселяются в людей и животных, вызывая бешенство; сии существа толкают людей на преступления и самоубийства.
Женский демон, преследует беременных рожениц, похищает и подменяет детей; другие названия: мамуна, сыбела, диаблица, чаровница, злы дух, бабула, матрона, облуда, мара, ночула, сидула, обменица, чортова жинка, лисниця; «богинка» – оспа (болг.); ей близка дивожена, дика баба; облик – безобразные, худые женщины, высокие, смуглые или бледные, волосы длинные, растрепанные, тело волосатое, груди отвисшие, вздутые животы, кривые ноги с куриными когтями, руки длинные, трехпалые, глаза маленькие, навыкате или большие, черные или красные, крючковатые носы, зубы, как свиные клыки; одеты в белые, темные или красные одежды, подпоясаны травой; часто появляются нагими; могут оборачиваться нищенками, соседками, черными собаками, кошками, безголовыми лошадьми, лягушками; богинками могут стать женщины умершие при родах, девушки, умершие до свадьбы, старые девы, грешницы, прачки, самоубийцы, девушки, избавившиеся от плода, клятвопреступницы, повитухи, ведьмы; обитают они у рек, прудов, под водой, на мельницах, в лесах, в горах, на болотах, под землей, в норах, пещерах, оврагах; богинки насылают недуги на детей, душат спящих, сосут у мужчин грудь, вредят скоту.
Злой дух насылающий грозу, град, бурю, засуху; босорки отбирают у рожениц молоко, подменяют детей, душат спящих, насылают порчу, болезни, смерть, пугают по ночам, вредят хозяйству и скоту; днем они кажутся красивыми девами, ночью безобразными старухами – сморщенное лицо, красные глаза, кривой рот, волосатые кривые ноги, плоская грудь, длинные худые руки, хвост; босорки оборачиваются жабой, кошкой, собакой, курицей, свиньей, сычом, серной, змеей, летучей мышью, колесом, кочергой; босоркой может обернуться женщина, в которую вселилась душа умершего, седьмая в семье девочка; босорка близка ведьме и богинке.
К женщинам-ведуньям наша ведьма прямого отношения не имеет. Зло творящая старуха-ведьма, скорее уж существо мифическое, как сказано в словаре «Славянские Древности», она «сочетает черты реальной женщины и демона»; ведьма имеет хвостик, рожки, крылья, два ряда зубов, усы, сросшиеся брови, покрасневшие дикие глаза, костлявые руки, нос крючком, седые растрепанные волосы, горб, хромую ногу; оборачивается свиньей, кошкой, собакой, коровой, лаской, овцой, косулей, зайцем, волком, сорокой, вороной, совой, курицей, аистом, уткой, мухой, мотыльком, пауком, колесом, решетом, корзиной; ведьма отбирает молоко у коров, урожай с полей, насылает болезни, пугает и душит людей, вызывает град и засуху, насылает на поля грызунов и насекомых.
Женский дух, обитающий в поле; ветреницы имеют облик красивых дев с зелеными или золотистыми волосами; зачаровывают мужчин и крадут детей, оставленных без присмотра; подобны русалке, полуднице; другие их прозвания: перелистница, дикая баба, бисица.
Женский дух, отбирающий молоко у коров, урожай с полей; вештицы насылают болезни и порчу на людей и скот, душат по ночам, пьют кровь людей и животных, похищают плод из материнской утробы, наводят градовые тучи; оборачиваются бабочкой, черной птицей, курицей, гусем, жабой, кошкой, собакой, волком; вештицами могут стать ведьмы, женщины, в коих вселилась нечисть, рожденные в «рубашке» и др.
Злой дух, обитающий в воде (омуте, болоте, водовороте); водяной имеет очень высокий или очень маленький рост, длинные, худые ноги, огромную или крохотную голову, оттопыренные уши, пузо и горб; водяной худ, волосат, оброс тиной и мхом, кожа гладкая и лоснящаяся, волосы могут быть зеленые, красные, черные, белые, седые, кудрявые, длинная борода, глаза красные, зеленые, огненные, вылупленные, мутные, похожие на рыбьи, нос длинный, без ноздрей, зубы длинные, желтые; одежда нередко красная; у водяного может быть конская голова, вместо волос – рыбья чешуя, кожа, как у налима, козьи уши, перепонки меж пальцев, когти; может обернуться ребенком, стариком, девушкой, нищим, купцом, сомом, щукой, лошадью, бараном, козлом, свиньей, собакой, кошкой, зайцем, селезнем, змеей, жабой; происходят водяные из утопленников.
Благой домашний дух; пособляет в домашних работах, присматривает по хозяйству, но иногда лютует; чужие домовики портят хозяйство соседских домов; имеют облик маленького деда с большой белой бородой, высокого черноволосого мужчины, руки и ноги в шерсти, белой, рыжей или черной; на голове могут быть маленькие рожки, сзади – хвостик; оборачивается свиньей, страшилищем, покрытым шерстью, охапкой сена, собакой, гадюкой, кошкой, хозяином дома; домовым может стать первый умерший в новом доме; домовой душит спящих, загоняет до пены не понравившуюся ему скотину, проказит, разбивая по ночам посуду, стягивая одеяла и ломая стулья.
Некий вид домового; может подменить ребенка.
Ср. жихарь.
У южных славян - водяной дух; караконджолы появляются на земле во время зимних святок, нападают на людей, ездят на них верхом до первых петухов; имеют облик коней с человеческой головой и двумя руками или крыльями, голых людей, покрытых колючками, человекообразных лохматых красных или черных бесов с хвостами и рогами, маленьких человечков, приманивающих людей ко льду (ср. шуликонов); оборачиваются собакой, овцой, теленком.
Злой дух дома, пугает ночью, путает пряжу, может выжить хозяев из дому, вредит скотине и птице; появляется в образе маленькой сгорбленной старухи, одетой в лохмотья, но чаще всего она невидима; поселяется в домах, построенном на нечистом месте; бесчинствует по ночам и на святках, бросает и бьет посуду, шумит, выдергивает волосы у хозяина дома; в тоже время, может помогать хозяйке: печь хлеб, качать детей, мыть посуду, заботиться о скоте.
Человек, взаимодействующий с нечистью («еретик», «виритник» - народной традиции), служитель Богов Нави; может наслать болезни, порчу, сглаз, бесов-чертей и проч.
Летун, огненный змей; дух-оборотень, являющийся тоскующим женщинам после смерти жениха или мужа, под их видом; может прилетать и при живом муже, живет с женщинами блудно и приносит в дом богатство; от их посещений женщины худеют и хиреют.
Хозяин леса и лесного зверья; облачен в звериную шкуру, с рогами и копытами, бородат и с кудрявой головой, имеет крылья и хвост, все тело покрыто черной шерстью; леший синеобразен, большого роста (10 аршин), левая сторона его одежы запахнута на правую, левый лапоть одет на правую ногу и наоборот; лешими могут стать про клятые люди, заложные покойники, невинноубиенные; леший пугает людей своими хохотом, уводит детей, сбивает с пути.
Позднее и обобщенное название различных родов природных духов, как вредоносных, злых, так и расположенных к человеку и скоту; обереги от нечисти, по сути дела, набор из оберегов от чертей, бесов, леших, русалок и иных духов; используются такие обереги в тех случаях, когда неизвестно против каких именно духов следует защищаться.
Ночной дух, нападающий в основном на детей (или только на новорожденных) и не дающий им спать; ночницы невидимы или похожи на птиц, летучих мышей, червей, привидений, блуждающие огни, реже – на женщин с длинными волосами и в черной одежде; ночницами становятся после смерти женщины-ведьмы, не имевшие детей; ночницы сосут грудь ребенка, лазяют по гнездам, выпивают яйца и душат птенцов.
Женский дух, посещающий ребенка вскоре после его рождения (обычно на третий день) и наделяющий его долей; считается, что у каждого человека есть своя орисница, которая приходит к нему в момент смерти; орисницы живут на краю света, они невидимы, приходят обычно по трое (ср. берегини, суденицы, роженицы, феи, норны, парки, мойры); могут быть привлекательными – высокими, стройными, черноглазыми с длинными волосами, или уродливыми – лохматыми старухами, с выпученными глазами; одеты в белые (реже в черные) одежды; иногда орисницы представляются мужчинами, стариками; У орисниц могут быть огромные головы, длинные зубы, тело покрыто перьями, передвигаются они подобно змеям; могут приносить болезни, душить детей.
Демон, крадущий детей.
Полевой дух, обитающий в полях засеянных хлебом; полудницы имеют вид девушек в белом платье, с длинными волосами или косматых старух, появляющихся во ржи (ржаницы); мучают тех, кто работает в поле или только в полдни, ловят тех, кто жнет траву на межах; могут свернуть шею, похитить ребенка, оставленного в поле; пугают детей, забравшихся в огороды (ср. русалка).
Женский дух; русалки – страшные уродливые бабы, кудлатые, горбатые, старые, черные, заросшие шерстью, с отвисшей грудью («железные цицьки»), ходят голые или в лохмотьях, в руках держат пест, кочергу, клюку; у русалок длинные волосы, холодные тощие руки, высокий рост, в лице ни кровинки, белые одежды; если русалки обитают в воде, то имеют облик полуженщин-полурыб; русалки, так же, видятся красивыми молодыми девушками; русалки защищают посевы, вредят хозяевам, нарушившим запрет работать в их праздник, насылают болезни и стихийные бедствия, отнимают молоко у коров, заманивают мужчин в воду и топят их; русалками становятся девушки, умершие до вступления в брак, особенно просватанные невесты, не дожившие до свадьбы, девушки и дети, умершие на Русальной неделе, младенцы, умершие без имени, утопленницы, самоубийцы, проклятые родителями, девушки, пропавшие без вести, мертворожденные младенцы женского пола, похищенные у матерей дети, недоношенные или преждевременно родившиеся, выкидыши.
Женский дух, преимущественно благожелательный; вилы – высокие, стройные, красивые (редко – безобразные) девушки с длинными волосами, светлыми или золотыми, в белых одеждах или покрывалах, с золотым поясом, в платьях украшенных птичьими перьями, редко – нагие; под одеждой скрываются ослиные, конские или козьи ноги с копытами; отличительные черты их – крылья, звезда во лбу, огромные груди, переброшенные за спину; обитают в горах, пещерах, горных озерах, в небе, тучах, в ветре, в лесах; вилы зарождаются от травы, рождаются от союза вилы и змея, от вилы, забеременевшей утренней росой, вырастают на деревьях; вилы смертны, как и люди; приносят счастье, урожай полям и садам, помогают по хозяйству, избавляют от болезней, могут насылать болезни, калечить и убивать людей, похищать и подменивать детей, иссушать поля, красть по ночам урожай с поля, заплести лошади гриву.
В преданиях южных славян – души умерших (ср. упырь), в виде коней, всадников или существ с конскими телами и человеческими головами, являющихся из мира мертвых в черную неделю перед Масленицей; бьют людей копытами, отпечатки которых остаются на теле, отчего люди заболевают, тодорцы могут убить ребенка, мать которого нарушила запрет готовить пищу в Тодорову субботу; особенно опасны тодорцы возле водяных мельниц, где от них погибают целые семьи.
Покойник, встающий по ночам из своей могилы; упырями становятся умершие неестественною или преждевременной смертью: самоубийцы, умершие по болезни, неоплаканные, умершие на чужбине, не выполнившие своих прижизненных обязанностей, не оставившие потомства, похороненные на месте падения звезды, развратники, убийцы, скупцы, пьяницы, колдуны, пятый или седьмой сын в семье, родившийся в «сорочке», женщины, умершие от родов; упырь имеет облик умершего человека, одетого в смертную одежду, у него огромный рост, огромные же голова и зубы, хвост, нет бровей, носа, хребта и рук, красное лицо и глаза; упырь может превращаться в кошку, собаку, курицу, корову, белого коня, ягненка, жабу, собаку с человеческой головой; упырь душит жертву или выпивает у нее кровь, поедает мертвецов, насылает град, мор, пугает людей, заставляет блуждать, обесчещивает девушек, сожительствует с женщинами, вредит домашней скотине, пьет их кровь, отбирает молоко у коров, разоряет хозяйство. Среди оберегов перечислены как те, что спасают от упыря, так и те, что не дают успошему в упыря превратиться.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru