Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЕРЕГИ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ



 

Свадебные обереги (см. порча, сглаз, колдун, ведьма) – базилик, береза, бодяга, бусы, веник, воск, гвоздь, громовая стрела, гусь, деньги, замок, зеркало, змея, игла, камень (святой, янтарь), колокольчик, «коровий язык», коса, кочерга, лук, любисток, лыко, мак, нож, ножницы, обувь, одежда, ольха, осина, пест, петрушка, пшено, ртуть, «рубашка», рябина, сахар, скипидар, сковорода, соль, топор, ухват, царевы очи, чабрец, чеснок, щука.

Обереги обряда имянаречения (крещения) – глина, деньги, нож, одежда, соль, топор, уголь.

Обереги младенца – базилик, береза, боров, бузина, веник, вилка, вилы, волк, гвоздь, гусь, деготь, деньги, железо, заяц, зверобой, игла, камень (малахит), ключ, колокольчик, кольцо, кочерга, курица, ложка, лук, мак, метла, молот, нож, ножницы, одежда, орудия ткаческого ремесла, осина, пион, пуговица, румянка, соль, чертополох, щетка.

Обереги похоронного цикла (в т.ч., чтобы не бояться покойника) – базилик, борона, боярышник, бузина, воск, гвоздь, деньги, древесина, замок, земля, игла, нож, одежда, пшено, рябина, топор, чеснок.

 

 

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЕРЕГИ

 

Скотоводческие обереги: Первый выгон скота – береза, верба, воск, глина, железо, ель, камень, ключ, коса, молот, нож, одежда, орудия ткаческого ремесла, осина, пила, подкова, пуля, серп, соль, топор, цепь; Защита скота от волков – верба, гвоздь, железо, замок, игла, камень, колокольчик, коса, нож, орудия ткаческого ремесла, подкова, собака, топор; Чтобы скотина не терялась – замок, ель, колокольчик, орудия ткаческого ремесла; Чтобы скотина ходила вместе – замок, скорлупа, цепь; Чтобы скот велся – медведь; Привязать скот к новому дому – замок, коса, подкова, осина.

От порчи масла – деньги.

От порчи молока – вилка, воск, нож, замок, крапива, одежда, осина, терн.

Птицеводческие обереги: Для плодовитости кур – вертел, дуб; Чтобы птенцов не оглушил гром – железо; Защита домашней птицы (от хищников, домового) – борона (от ласки), вертел, ворон, камень, одежда, орудия ткаческого ремесла (от ласки), петух, сорока.

Защита посадок (садов, полей) и зерна от вредителей (черви, гусеницы, кроты, мыши), сглаза и порчи – аир, береза, веник, вертел, древесина, замок, камень, кизил, крушина, нож, обувь, одежда, орудия ткаческого ремесла, осина, селедка, скорлупа, топор, черешня.

От сорняков – древесина.

От насекомых (тараканы, блохи) – аист, борона, бузина, древесина, кочерга, мята, нож, папоротник, полынь.

 

ПРОЧИЕ ОБЕРЕГИ

 

Обереги, закладываемые в основание строений – ель, лютик, осина, прострел, ртуть, чертополох.

На счастье, благополучие, удачу в начинаемом деле – верба, водомер, волк, громовая стрела, гусь, древесина, змея, кости, крот, ландыш, лещина, ложка, можжевельник, мышь летучая, одолень, папоротник, прострел, «рубашка», уголь, чабрец.

От несчастий в целом, от зла всякого – горох, древесина, земля, камень (агат, хризоберилл), крапива, куриная слепота, лещина, лютик, лось, мамонт, папоротник, петров крест, плакун, порез боровой, прострел, «рубашка», сова, чертополох, чистотел, щука.

Денежные обереги: Для богатства – змея, лещина, мята, папоротник; Возможность занимать деньги в долг – быльник; Находить клады, деньги – водомер, петров крест; Защитить клад от расхищения – воск, замок.

От неожиданной смерти – петров крест; От утопления – нечуй-ветер, плакун, рысь.

Стать невидимым – глаз, жир, кот, палец, папоротник.

Счастье в игре – камень (агат), мышь летучая, папоротник, чертогон.

Быть в почете, быть всеми любимым (см. на подход к начальству) – коршун, мышь летучая, одолень, осетр, осот, папоротник, тирлич (у начальства).

На подход к начальству – вихорево гнездо, орел (от гнева), осетр, папоротник, тирлич.

Способность неутомляться, не уставать при ходьбе – зверобой, крапива, полынь, цепь (неутомимость для лошади), ясминник.

На удачный путь (от худой встречи и вреда в пути) – боярышник, воронец колосистый, громовая стрела, земля, камень (гиацинт, халцедон, шпинель), клекачка, крот, одолень, осот, плакун, полынь, «рубашка», царевы очи, чертополох.

Против опьянения – камень (аметист); От запоев – зуб.

От воров – волк (от ограбления), иван-да-марья, камень (аметист), метла, мышь летучая (разбой), олень, стальник; От лихого человека – буковица; От злых людей – коса.

Чтобы не бояться, для храбрости – волк, воск, дрозд, заяц, заячий холодок, камень (аметист, коралл), крапива, лиса, медведь, нож, петух, солнечник, соль, тысячелистник.

Сглаз вообще (см. ведьма, колдун, порча) – базилик, барвинок, барсук, боров, борона, боярышник, бусы, веник, вилка, вилы, волк, ворон, выдра, громовая стрела, древесина, еж, замок, заяц, «заячье сердце», земля, змея, иван-да-марья, игла, камень (коралл, халцедон, янтарь), ключ, корова, крот, лиходейная трава, лошадь, мак, мамонт, медведь, мышь летучая, нож, обувь, одежда, орудия ткаческого ремесла, осина, разрыв-трава, роза, рута, рысь, сахар, соль, сорока, строчок, струна, топор, уголь, ухват, черепаха, чертополох, чеснок.

Порча вообще (см. ведьма, колдун, сглаз) – барвинок, барсук, боярышник, верба, волк, воронец колосистый, воск, гвоздь, горох, громовая стрела, деньги, донник, древесина, дягиль, жаба, железо, замок, зверобой (от бесплодия), змея, иван-да-марья, игла, камень (святой, янтарь), киноварь, ключ, «коровий язык», лиходейная трава, лук, лютик, медведь, мыло, нож, одежда, ольха, осина, перевяжиха, петров крест, прострел, разрыв-трава, редька, рута, рябина, серп, соль, сорока, топор, ухват, хмель, черепаха, чертогон, чертополох, щука.

От неправого суда, одолеть в суде – верба, вихорево гнездо, змея, камень (халцедон), корова, крот, одолень, пуповина, «рубашка», рысь, хорек, царевы очи, чемерица, чеснок, чистотел.

От ссор – стальник.

От зависти – камень (сардоникс, сапфир).

Возможность одолеть неприятеля – жаворонок, камень (агат), крот, одолень, плакун, царевы очи, чистотел.

Чтобы не заблудиться (см. леший) – железо, клевер, корова, лошадь,

Иметь встречу с волком – чеснок.

Оберег собаки от бешенства – железо.

От бешеной собкаи – морковь, «песий язык».

От змей – боярышник, бузина, замок, змея, игла, коса, кот, лещина, можжевельник, морковь, папоротник, тополь, щука, ясень.

 

Последствие смерти колдуна или самоубийства.

Считается свадьбой чертей (укр. «чортово вэсилле»), ведьмы (блр. «ведьма замуж иде»), чаровницы, змея-алы, полудниц, леших, шишиг, самовил, караконджол, дедов (укр. «дидько крупи меле»); последствие самоубийства, вихрь летит в ту сторону, куда обращено лицо висельника, гонит его душу; вихрем прилетает домой душа умершего мужа, крутятся души проклятых людей, убитых, мертворожденных; вихрь сопровождает рождение нечистого, смерть ведьмы или колдуна; вихрь переносит моровую язву, порчу.

Насылается как кара Богов; град делают покойники-грешники, черти, змеи-алы или ламии, утопленники, висельники, недоношенные, мертворожденные; град бьет тогда, когда алы дерутся меж собой; град бьет в нечистое место.

Возникает от грохота небесной колесницы Перуна; гром – то же, что и удар молнии, орудие Перуна, которым он поражает нечисть; с каждым ударом погибает один черт. Бьет в те места, где водится нечисть, в места, куда прячется черт во время грозы (по этой причине при грозе следует закрывать посуду с водой и не пускать в дом собаку).

Дожди насылают висельники и утопленники; причиной затяжных дождей считалось осквернение воды – брошенный в воду мертворожденный, мертвец.

Может возникнуть вследствии порчи, сглаза.

Может возникнуть от удара молнии (см. обереги от грома и молнии); кара Богова за нарушение работы в Перунов день, проявление неуважения к огню, разрушение гнезда аиста, обиду, нанесенную огненному змею и др.

Носительница болезни, близкая лихорадке; дух судьбы, образ смерти; обитает подле мостов.

Существо сродное черту, прислужник Велеса; бесы мохнаты, с крылами и хвостом, хромы, лысы или имеют волосы шишом; цвет кожи их - черный, синий или зеленый; оборачиваются черным псом, змеем, козлом, свиньей, медведем, волком, воином, разбойником, инородцем; бесы вселяются в людей и животных, вызывая бешенство; сии существа толкают людей на преступления и самоубийства.

Женский демон, преследует беременных рожениц, похищает и подменяет детей; другие названия: мамуна, сыбела, диаблица, чаровница, злы дух, бабула, матрона, облуда, мара, ночула, сидула, обменица, чортова жинка, лисниця; «богинка» – оспа (болг.); ей близка дивожена, дика баба; облик – безобразные, худые женщины, высокие, смуглые или бледные, волосы длинные, растрепанные, тело волосатое, груди отвисшие, вздутые животы, кривые ноги с куриными когтями, руки длинные, трехпалые, глаза маленькие, навыкате или большие, черные или красные, крючковатые носы, зубы, как свиные клыки; одеты в белые, темные или красные одежды, подпоясаны травой; часто появляются нагими; могут оборачиваться нищенками, соседками, черными собаками, кошками, безголовыми лошадьми, лягушками; богинками могут стать женщины умершие при родах, девушки, умершие до свадьбы, старые девы, грешницы, прачки, самоубийцы, девушки, избавившиеся от плода, клятвопреступницы, повитухи, ведьмы; обитают они у рек, прудов, под водой, на мельницах, в лесах, в горах, на болотах, под землей, в норах, пещерах, оврагах; богинки насылают недуги на детей, душат спящих, сосут у мужчин грудь, вредят скоту.

Злой дух насылающий грозу, град, бурю, засуху; босорки отбирают у рожениц молоко, подменяют детей, душат спящих, насылают порчу, болезни, смерть, пугают по ночам, вредят хозяйству и скоту; днем они кажутся красивыми девами, ночью безобразными старухами – сморщенное лицо, красные глаза, кривой рот, волосатые кривые ноги, плоская грудь, длинные худые руки, хвост; босорки оборачиваются жабой, кошкой, собакой, курицей, свиньей, сычом, серной, змеей, летучей мышью, колесом, кочергой; босоркой может обернуться женщина, в которую вселилась душа умершего, седьмая в семье девочка; босорка близка ведьме и богинке.

К женщинам-ведуньям наша ведьма прямого отношения не имеет. Зло творящая старуха-ведьма, скорее уж существо мифическое, как сказано в словаре «Славянские Древности», она «сочетает черты реальной женщины и демона»; ведьма имеет хвостик, рожки, крылья, два ряда зубов, усы, сросшиеся брови, покрасневшие дикие глаза, костлявые руки, нос крючком, седые растрепанные волосы, горб, хромую ногу; оборачивается свиньей, кошкой, собакой, коровой, лаской, овцой, косулей, зайцем, волком, сорокой, вороной, совой, курицей, аистом, уткой, мухой, мотыльком, пауком, колесом, решетом, корзиной; ведьма отбирает молоко у коров, урожай с полей, насылает болезни, пугает и душит людей, вызывает град и засуху, насылает на поля грызунов и насекомых.

Женский дух, обитающий в поле; ветреницы имеют облик красивых дев с зелеными или золотистыми волосами; зачаровывают мужчин и крадут детей, оставленных без присмотра; подобны русалке, полуднице; другие их прозвания: перелистница, дикая баба, бисица.

Женский дух, отбирающий молоко у коров, урожай с полей; вештицы насылают болезни и порчу на людей и скот, душат по ночам, пьют кровь людей и животных, похищают плод из материнской утробы, наводят градовые тучи; оборачиваются бабочкой, черной птицей, курицей, гусем, жабой, кошкой, собакой, волком; вештицами могут стать ведьмы, женщины, в коих вселилась нечисть, рожденные в «рубашке» и др.

Злой дух, обитающий в воде (омуте, болоте, водовороте); водяной имеет очень высокий или очень маленький рост, длинные, худые ноги, огромную или крохотную голову, оттопыренные уши, пузо и горб; водяной худ, волосат, оброс тиной и мхом, кожа гладкая и лоснящаяся, волосы могут быть зеленые, красные, черные, белые, седые, кудрявые, длинная борода, глаза красные, зеленые, огненные, вылупленные, мутные, похожие на рыбьи, нос длинный, без ноздрей, зубы длинные, желтые; одежда нередко красная; у водяного может быть конская голова, вместо волос – рыбья чешуя, кожа, как у налима, козьи уши, перепонки меж пальцев, когти; может обернуться ребенком, стариком, девушкой, нищим, купцом, сомом, щукой, лошадью, бараном, козлом, свиньей, собакой, кошкой, зайцем, селезнем, змеей, жабой; происходят водяные из утопленников.

Благой домашний дух; пособляет в домашних работах, присматривает по хозяйству, но иногда лютует; чужие домовики портят хозяйство соседских домов; имеют облик маленького деда с большой белой бородой, высокого черноволосого мужчины, руки и ноги в шерсти, белой, рыжей или черной; на голове могут быть маленькие рожки, сзади – хвостик; оборачивается свиньей, страшилищем, покрытым шерстью, охапкой сена, собакой, гадюкой, кошкой, хозяином дома; домовым может стать первый умерший в новом доме; домовой душит спящих, загоняет до пены не понравившуюся ему скотину, проказит, разбивая по ночам посуду, стягивая одеяла и ломая стулья.

Некий вид домового; может подменить ребенка.

Ср. жихарь.

У южных славян - водяной дух; караконджолы появляются на земле во время зимних святок, нападают на людей, ездят на них верхом до первых петухов; имеют облик коней с человеческой головой и двумя руками или крыльями, голых людей, покрытых колючками, человекообразных лохматых красных или черных бесов с хвостами и рогами, маленьких человечков, приманивающих людей ко льду (ср. шуликонов); оборачиваются собакой, овцой, теленком.

Злой дух дома, пугает ночью, путает пряжу, может выжить хозяев из дому, вредит скотине и птице; появляется в образе маленькой сгорбленной старухи, одетой в лохмотья, но чаще всего она невидима; поселяется в домах, построенном на нечистом месте; бесчинствует по ночам и на святках, бросает и бьет посуду, шумит, выдергивает волосы у хозяина дома; в тоже время, может помогать хозяйке: печь хлеб, качать детей, мыть посуду, заботиться о скоте.

Человек, взаимодействующий с нечистью («еретик», «виритник» - народной традиции), служитель Богов Нави; может наслать болезни, порчу, сглаз, бесов-чертей и проч.

Летун, огненный змей; дух-оборотень, являющийся тоскующим женщинам после смерти жениха или мужа, под их видом; может прилетать и при живом муже, живет с женщинами блудно и приносит в дом богатство; от их посещений женщины худеют и хиреют.

Хозяин леса и лесного зверья; облачен в звериную шкуру, с рогами и копытами, бородат и с кудрявой головой, имеет крылья и хвост, все тело покрыто черной шерстью; леший синеобразен, большого роста (10 аршин), левая сторона его одежы запахнута на правую, левый лапоть одет на правую ногу и наоборот; лешими могут стать про клятые люди, заложные покойники, невинноубиенные; леший пугает людей своими хохотом, уводит детей, сбивает с пути.

Нечисть, злой дух смерти; душит спящих по ночам, портит скот (ср. кикимора).

Позднее и обобщенное название различных родов природных духов, как вредоносных, злых, так и расположенных к человеку и скоту; обереги от нечисти, по сути дела, набор из оберегов от чертей, бесов, леших, русалок и иных духов; используются такие обереги в тех случаях, когда неизвестно против каких именно духов следует защищаться.

Ночной дух, нападающий в основном на детей (или только на новорожденных) и не дающий им спать; ночницы невидимы или похожи на птиц, летучих мышей, червей, привидений, блуждающие огни, реже – на женщин с длинными волосами и в черной одежде; ночницами становятся после смерти женщины-ведьмы, не имевшие детей; ночницы сосут грудь ребенка, лазяют по гнездам, выпивают яйца и душат птенцов.

Женский дух, посещающий ребенка вскоре после его рождения (обычно на третий день) и наделяющий его долей; считается, что у каждого человека есть своя орисница, которая приходит к нему в момент смерти; орисницы живут на краю света, они невидимы, приходят обычно по трое (ср. берегини, суденицы, роженицы, феи, норны, парки, мойры); могут быть привлекательными – высокими, стройными, черноглазыми с длинными волосами, или уродливыми – лохматыми старухами, с выпученными глазами; одеты в белые (реже в черные) одежды; иногда орисницы представляются мужчинами, стариками; У орисниц могут быть огромные головы, длинные зубы, тело покрыто перьями, передвигаются они подобно змеям; могут приносить болезни, душить детей.

Демон, крадущий детей.

Полевой дух, обитающий в полях засеянных хлебом; полудницы имеют вид девушек в белом платье, с длинными волосами или косматых старух, появляющихся во ржи (ржаницы); мучают тех, кто работает в поле или только в полдни, ловят тех, кто жнет траву на межах; могут свернуть шею, похитить ребенка, оставленного в поле; пугают детей, забравшихся в огороды (ср. русалка).

Женский дух; русалки – страшные уродливые бабы, кудлатые, горбатые, старые, черные, заросшие шерстью, с отвисшей грудью («железные цицьки»), ходят голые или в лохмотьях, в руках держат пест, кочергу, клюку; у русалок длинные волосы, холодные тощие руки, высокий рост, в лице ни кровинки, белые одежды; если русалки обитают в воде, то имеют облик полуженщин-полурыб; русалки, так же, видятся красивыми молодыми девушками; русалки защищают посевы, вредят хозяевам, нарушившим запрет работать в их праздник, насылают болезни и стихийные бедствия, отнимают молоко у коров, заманивают мужчин в воду и топят их; русалками становятся девушки, умершие до вступления в брак, особенно просватанные невесты, не дожившие до свадьбы, девушки и дети, умершие на Русальной неделе, младенцы, умершие без имени, утопленницы, самоубийцы, проклятые родителями, девушки, пропавшие без вести, мертворожденные младенцы женского пола, похищенные у матерей дети, недоношенные или преждевременно родившиеся, выкидыши.

Женский дух, преимущественно благожелательный; вилы – высокие, стройные, красивые (редко – безобразные) девушки с длинными волосами, светлыми или золотыми, в белых одеждах или покрывалах, с золотым поясом, в платьях украшенных птичьими перьями, редко – нагие; под одеждой скрываются ослиные, конские или козьи ноги с копытами; отличительные черты их – крылья, звезда во лбу, огромные груди, переброшенные за спину; обитают в горах, пещерах, горных озерах, в небе, тучах, в ветре, в лесах; вилы зарождаются от травы, рождаются от союза вилы и змея, от вилы, забеременевшей утренней росой, вырастают на деревьях; вилы смертны, как и люди; приносят счастье, урожай полям и садам, помогают по хозяйству, избавляют от болезней, могут насылать болезни, калечить и убивать людей, похищать и подменивать детей, иссушать поля, красть по ночам урожай с поля, заплести лошади гриву.

В преданиях южных славян – души умерших (ср. упырь), в виде коней, всадников или существ с конскими телами и человеческими головами, являющихся из мира мертвых в черную неделю перед Масленицей; бьют людей копытами, отпечатки которых остаются на теле, отчего люди заболевают, тодорцы могут убить ребенка, мать которого нарушила запрет готовить пищу в Тодорову субботу; особенно опасны тодорцы возле водяных мельниц, где от них погибают целые семьи.

Покойник, встающий по ночам из своей могилы; упырями становятся умершие неестественною или преждевременной смертью: самоубийцы, умершие по болезни, неоплаканные, умершие на чужбине, не выполнившие своих прижизненных обязанностей, не оставившие потомства, похороненные на месте падения звезды, развратники, убийцы, скупцы, пьяницы, колдуны, пятый или седьмой сын в семье, родившийся в «сорочке», женщины, умершие от родов; упырь имеет облик умершего человека, одетого в смертную одежду, у него огромный рост, огромные же голова и зубы, хвост, нет бровей, носа, хребта и рук, красное лицо и глаза; упырь может превращаться в кошку, собаку, курицу, корову, белого коня, ягненка, жабу, собаку с человеческой головой; упырь душит жертву или выпивает у нее кровь, поедает мертвецов, насылает град, мор, пугает людей, заставляет блуждать, обесчещивает девушек, сожительствует с женщинами, вредит домашней скотине, пьет их кровь, отбирает молоко у коров, разоряет хозяйство. Среди оберегов перечислены как те, что спасают от упыря, так и те, что не дают успошему в упыря превратиться.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.