· широкое использование общественно-политической лексики; лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, психологии;
· использование эмоционально-оценочной лексики (слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека)
· соединение клише: правовое государство, поставить вопрос, сфера медицины и метафор, сравнений, эпитетов: пульс времени, боль потери, солдаты удачи и т.д.
· соединение высокой книжной лексики: держава, свершение, созидание собственно-научной лексики: мониторинг, хронический дефицит и разговорно-просторечной: крутой, зелёные и т.д.
· использование фразеологизмов, пословиц, поговорок, использование литературных образов, цитат,
· использование языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).
· использование «газетизмов»: плюрализм мнений, гражданское согласие
· использование большого количества иностранных слов: маркетинг, спикер, консенсус, имидж, хит и т.д.
Сравнительная характеристика научного и публицистического выступлений
Таблица 35.
Общее
Отличия
1.Публицистическое сообщение часто строится как научное рассуждение: проблема → анализ и оценка возможных путей её решения → обобщения и выводы.
2. Использование общенаучной терминологии.
3. Приведение достоверных, точных фактов.
4. Конкретность, строгая обоснованность.
1. Для публицистического выступления характерны страстность, призывность,.
2. Публицистическое выступление рассчитано на широкую аудиторию и должно быть понятно всем.
По роду своей деятельности современному специалисту нередко приходится произносить речь перед большой аудиторией: выступать с докладом, с отчетом, выступать на конференциях и т.п.
Профессиональная публичная речь обычно бывает двух видов: и н ф о р м а ц и о н н а я речь и а г и т а ц и о н н а я.
Задача информационной речи - дать новое представление о предмете, о задачах и целях труда, а также пробудить любознательность сотрудников. Здесь говорящий использует такие базовые типы высказываний, как повествование, описание, рассуждение, объяснение. Последнее напрямую зависит от адресата, от его подготовленности к восприятию речевой посылки: в отношении адресата информационная речь должна быть ясной и вызывать его интерес. Задача агитационной речи - пробуждать у слушателей волю к целеустремленному действию. Достичь этого можно двумя путями: 1) представляя доводы, склоняющие к убеждению и действию, 2) взывая непосредственно к чувствам слушателя.
Убеждающее выступление — это выступление, целью которого является доказательство истинности или ложности высказанного положения (тезиса).
Важным аспектом является заявление говорящего о себе как о личности, и только в этом случае возможно установление контакта.
К убеждающим жанрам относятся различные виды публичных споров – дискуссия, диспут, полемика и различные виды ораторских выступлений – хвалебное слово, критические выступления на собрании, парламентские, агитационные выступления.
Публичные споры объединяет:
- публицистичность
- своеобразное сочетание монологических высказываний и коротких диалогических реплик
- спор на публику
- наличие ведущего, который организует речевое взаимодействие участников
- наличие действительного предмета спора и поиск истины.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДИСКУССИИ (ДИСПУТА)
Таблица 36.
информирование
воздействие, убеждение
выявить суть спорного вопроса, чётко обозначить все точки зрения
диспут
вести диспут
участвовать в диспуте
диспутант (употр. редко)
полемика
полемизировать
полемист
Дискуссия –такой публичный диалог, в процессе которого сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения.
Диспут –тоже публичный диалог, как правило, подготовленный, на тему о новой книге, просмотренном фильме или спектакле и т.д., в процессе которого сталкиваются разные точки зрения.
Успех дискуссии, её результативность во многом зависит от умения ведущего организовывать речевое дискуссионное общение.