Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. Задание 1. Составьте конспект данного материала.



Задание 1. Составьте конспект данного материала.

 

Задание 2. Выполните тест.

1.Назовите слова и выражения, употребляемые только в официально-деловой речи:

А. Пользоваться спросом

Б. Подлежит изъятию

В. Как в воду глядеть

Г. Согласно желанию заказчика

2. В каких предложениях имеются ошибки в употреблении выделенных слов:

А. Автобиография наших поездов начинается с 1963 года.

Б. В юбилейном, пятисотом по счету доме, скоро справят новоселье.

В. В этом году возведеныновые памятники, посвящённые павшим героям.

Г. Сообщаем наши реквизиты: Сургут, Ленина, 4а.

3. В каких предложениях имеются случаи неоправданного употребления «высоких» слов:

А. Строители обещали воздвигнуть здание в сентябре, а к октябрю – завершить все отделочные работы.

Б. Труд – вот истинная основа мастерства.

В. Кара за небрежности настигла «Спартак» уже на четвертой минуте первого тайма.

Г. В милиции составлены акты, которые будут переданы в суд.

4. В каких предложениях имеются ошибки в использовании эмоционально окрашенных слов в деловой речи.

А. Беда сваливается на голову молодого врача, когда он находится при исполнении своих обязанностей.

Б. Думали долго и, наконец, нашли решение.

В. В последующие годы бухгалтер превратится в лицо, облеченное большим доверием правления компании.

Г. Этот дом, построенный руками наших доблестных строителей, сдан досрочно.

5. Назовите пары слов, не являющихся синонимами:

А. Безотлагательно – срочно

Б. Кои – которые

В. Коль скоро – медленно

Г. Посему – поэтому

6. Какие слова не являются названиями служебных документов:

А. Анкета

Б. Апелляция

В. Абитуриент

Г. Адаптация

7. Назовите пары слов, не являющихся антонимами:

А. Осведомлен – информирован

Б. Адресат – получатель

В. Положительно – отрицательно

Г. Присутствовать – отсутствовать

 

Задание 3. Пользуясь специальными бланками, заполните медицинскую документацию применительно к своей будущей профессии.

 

§ 19. Публицистический стиль речи. Убеждающие жанры.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Публицистический стиль речииспользуется в публичной речи.

Основная цель этого стиля – воздействовать на читателей и слушателей, т.е. в чём-то их убедить, к чему-то призвать.

Сфера использования: общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Форма реализации, жанры: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, ораторская речь, речь адвоката, выступление по радио, памфлет.

Языковые средства выражения: широко используется лексика всех жанров и стилей речи.

Общестилевые признаки: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, общедоступность.

 

Языковые особенности публицистического стиля

Лексика:

· широкое использование общественно-политической лексики; лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, психологии;

· использование эмоционально-оценочной лексики (слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека)

· соединение клише: правовое государство, поставить вопрос, сфера медицины и метафор, сравнений, эпитетов: пульс времени, боль потери, солдаты удачи и т.д.

· соединение высокой книжной лексики: держава, свершение, созидание собственно-научной лексики: мониторинг, хронический дефицит и разговорно-просторечной: крутой, зелёные и т.д.

· использование фразеологизмов, пословиц, поговорок, использование литературных образов, цитат,

· использование языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

· использование «газетизмов»: плюрализм мнений, гражданское согласие

· использование большого количества иностранных слов: маркетинг, спикер, консенсус, имидж, хит и т.д.

· употребление неологизмов: клиповать (создавать клипы), фанатство, думец (депутат), раскрутка, сольник (сольный альбом)

Морфемика:

· часто используются слова с Ø : а-, анти-, де-, меж-, раз (рас)-;

· с Ù : -и-, -изаци-, -изм-, -ист-;

· с Ç = Ø : все, обще, сверхи т.д.;

· много сложных и сложносокращённых слов.

Синтаксис:

· риторические вопросы и обращения

· частое использование однородных членов предложения, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов

· использование номинативных предложений, особенно в заголовках

· вопросительные и восклицательные предложения

· характерны словосочетания типа «сущ.+ сущ. в Р. п.»: голубь мира, страны ближнего зарубежья.

Медицинские жанры: инструктаж, консультирование, лекция.

 

Сравнительная характеристика научного и публицистического выступлений

Таблица 35.

Общее Отличия
1.Публицистическое сообщение часто строится как научное рассуждение: проблема → анализ и оценка возможных путей её решения → обобщения и выводы. 2. Использование общенаучной терминологии. 3. Приведение достоверных, точных фактов. 4. Конкретность, строгая обоснованность. 1. Для публицистического выступления характерны страстность, призывность,. 2. Публицистическое выступление рассчитано на широкую аудиторию и должно быть понятно всем.

 

По роду своей деятельности современному специалисту нередко приходится произносить речь перед большой аудиторией: выступать с докладом, с отчетом, выступать на конференциях и т.п.


Профессиональная публичная речь обычно бывает двух видов: и н ф о р м а ц и о н н а я речь и а г и т а ц и о н н а я.

Задача информационной речи - дать новое представление о предмете, о задачах и целях труда, а также пробудить любознательность сотрудников. Здесь говорящий использует такие базовые типы высказываний, как повествование, описание, рассуждение, объяснение. Последнее напрямую зависит от адресата, от его подготовленности к восприятию речевой посылки: в отношении адресата информационная речь должна быть ясной и вызывать его интерес.
Задача агитационной речи - пробуждать у слушателей волю к целеустремленному действию. Достичь этого можно двумя путями: 1) представляя доводы, склоняющие к убеждению и действию, 2) взывая непосредственно к чувствам слушателя.

 

Убеждающее выступление — это выступление, целью которого является доказательство истинности или ложности высказанного положения (тезиса).

Важным аспектом является заявление говорящего о себе как о личности, и только в этом случае возможно установление контакта.

К убеждающим жанрам относятся различные виды публичных споров – дискуссия, диспут, полемика и различные виды ораторских выступлений – хвалебное слово, критические выступления на собрании, парламентские, агитационные выступления.

Публичные споры объединяет:

- публицистичность

- своеобразное сочетание монологических высказываний и коротких диалогических реплик

- спор на публику

- наличие ведущего, который организует речевое взаимодействие участников

- наличие действительного предмета спора и поиск истины.

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДИСКУССИИ (ДИСПУТА)

 

Таблица 36.

 

информирование воздействие, убеждение
выявить суть спорного вопроса, чётко обозначить все точки зрения привести к согласию, убедить

 

 

ЗАПОМНИ!

дискуссия дискутировать дискуссионный дискутант (употр. редко)   диспут вести диспут участвовать в диспуте диспутант (употр. редко)   полемика полемизировать полемист

 

Дискуссия –такой публичный диалог, в процессе которого сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения.

Диспут –тоже публичный диалог, как правило, подготовленный, на тему о новой книге, просмотренном фильме или спектакле и т.д., в процессе которого сталкиваются разные точки зрения.

Успех дискуссии, её результативность во многом зависит от умения ведущего организовывать речевое дискуссионное общение.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.