Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

М/Н политический процесс



Понятия м/н пол-й процесс равно как и понятие м/н отношения собирательные. Они обозначают совокупность действий и взаимоотношений гос-в, различного рода м/н организаций негосуд-го хар-ра по реализации групповых или общих интересов и целей. Говоря о м/н политике мы имеем ввиду целенаправленные действия в интересах совершающих их субъектов. Для данного гос-ва это будет внешняя политика. Понятие м/н пол-й процесс акцентирует внимание на механизме взаимодействий и воплощается в конкретных изменениях международной политсферы. Но это весьма условное разделение понятий. В пол-й практике и публицистике зачастую это слова синонимы. М/н политика включает м/н политический процесс, а политический процесс ничто иное, как воплощение и выражение м/н политики.

В совр. политологической литературе нет единого подхода в определение основных субъектов м/н процесса. Встречается подход, согласно которому выделяются социальные и институциональные субъекты. Социальные: народы, нации, классы, другие соц-е субъекты (элиты, лидеры, личности). Институциональные субъекты- государства и их институты.

В принципе не отвергая этот подход, другие исследователи предлагают выделять 3 уровня субъектов:

1. государства - отдельные гос-ва или группа гос-в, проявляющие активность в м/н пол-й жизни. В настоящее время насчитывается более 200-х сот гос-в (230). По размерам территории, численности населения они делятся на крупные (Россия, Китай, США, Япония), средние (Англия,Франция, Турция и др.) и малые (Албания, Греция , Сингапур). По уровню социально-экономического развития выделяют индустриально-развитые, среднеразвитые, слаборазвитые. По наличию ядерного оружия страны подразделяют на ядерные (США, Россия, Китай, Англия, Франция), околоядерные (Пакистан, Украина, Израиль и др) и неядерные. Ясно, что наиболее влиятельными являются крупные страны с развитым экономическим и военным потенциалом.

2. Другим крупнейшим субъектом мировой политики являются межгосударственные объединения: пол-е, военно-политические, политико-экономические и др. союзы, блоки. В основе их создания, как правило, лежат совпадающие интересы, стремление использовать общие усилия для достижения каких то целей. Между участниками таких объединений складываются особые отношения, в какой-то степени сглаживаются противоречия, укрепляется взаимодействия в важнейших сферах. Не редко из таких отношений развиваются мощные интеграционные процессы (например, в западной Европе). На протяжении 50-80-х г.г. ХХ века наиболее влиятельными гос-ми объединениями являлись блок НАТО - Северо-Антлантический союз и Организация Варшавского Договора, которые включали стран различных ориентаций - капиталистической и социалистической. Противоборство этих двух объединений во многом определяло хар-р всей мировой политики. В нач. 90-х г. блок ОВД самоликвидировался. Важную роль в мировой политике играют такие региональные объединения как Лига арабских гос-в, Организация Африканского Единства и др. Важную роль играют м/н экономические объединения - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Организация стран экспортеров нефти и др.

3. третьим крупнейшим субъектом являются м/н политические организации правительственные и неправительственные организации (научные, спортивные, экологические и другие объединения). Наиболее универсальной и значимой является ООН, созданная в 1945 г. странами победительницами. Существенную роль играют комитеты по вопросам разоружения в Женеве и Нью-Йорке, Комитет по правам человека в Женеве и др.

Двигателем м/н пол-го процесса являются госуд-ые интересы. Основные гос-е интересы, обращенные во вне зафиксированы в уставе ООН: неприкосновенность суверенитета, обеспечение безопасного существования стран, невмешательство во внутренние дела, рост благосостояния граждан, гарантированность их прав и свобод. В наст время, когда чрезвычайно возросла взаимозависимость всех народов, требуется эффективное сочетание национальных интересов с общечеловеческими задачами, с перспективой сохранения человечества.

М/н политика должна строится на двух принципах : защита национальных интересов и уважение интересов других гос-в. Это сложное, но необходимое содержание. Интересы осмысливаются правящей элитой, поэтому неизбежна субъективная интерпретация. Субъективный фон интерпретации гос-х интересов во многом зависит от пол-х и идеологических ориентаций правящих кругов страны.

Именно интересы детерминируют М/н отношения. М/н отношения - это совокупность связей между субъектами по поводу интересов и способов их защиты и реализации. Это совокупность пол-х, эконом-х, дипломатических, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между государствами, объединениями гос-в.

Отношения между субъектами м/н процесса регулируются М/н правом - системой юридических норм, создаваемых в соответствии с волей гос-в. Основным правовым документом является устав ООН. Кроме того, источником м/н права служат м/н конвенции, общие принципы права, признанные цивилизационными гос-ми. По отношению к государствам не выполняющим нормы м/права могут применяться санкции, т.е. согласованные сообществом меры по коллективному принуждению нарушителей. Институты м/н власти - правительственные и неправительственные объединения, общественно-политические организации способны по своему м/н статусу принимать обязательные для всех членов решения. (Совет Безопасности ООН, постановления сессий Ассамблеи ООН).

Содержание м/н процесса определяется в первую очередь доминирующими в данный исторический период субъектами м/н отношений, тем каковы их приоритетные интересы. Человеческое общество развивается не равномерно.

Европейские страны вырвались на передовые рубежи в 19 веке и 19 век проходил под знаком Евроцентризма. ХХ век - на авансцену выходят США. Намечается двухполярная система (биполярная система). После великой окт .революции наметилось идеологическое противостояние двух типов пол-х систем - либерально-демократической и социалистической, которое вылилось в длительную холодную войну. Окончание холодной войны и развал СССР изменил м/н ситуацию: произошел обвал одного центра. Оптимисты заговорили о многополярной системе. Пессимисты заговорили об однополярности с явной гегемонией США (хотя перспективы многополярности есть - большой потенциал у Японии, Китая, но это лишь в перспективе).

Каким бы не было м/н пол-е пространство (однополярным или многополярным), одной из закономерной тенденций мирового пол-го процесса является его конфликтность. Социально-экономическое и пол-е развитие современного мира остается крайне неравномерным, уровень жизни народов имеет колоссальные различия, отдельные гос-ва имеют территориальные, финансовые и другие претензии друг к другу. Все это почва для м/н конфликтов. Характер этих конфликтов различен. По данным ООН в 1993 г. причиной 19 крупных вооруженных конфликтов были территориальные споры, столкновения по поводу границ; возрастает число конфликтов, связанных со стремлением тех или иных общностей получить независимость и автономию; большое количество конфликтов возникает на почве этнического различия .

Амер. социолог Хантингтон выдвинул гипотезу о цивилизационном расколе мирового сообщества в будущем и столкновении между западной и другими цивилизациями. Он считал, что основным источником конфликтов станет не идеология, не экономика, а культура "наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежавшими к разным цивилизациям.» Контроль за развитием м/н конфликтов предполагает конструктивное сотрудничество государств-посредников, международных организаций на основе принципов и норм м/н права. Решающая роль в этой сфере принадлежит ООН (хотя сегодня её статус значительно пошатнулся).

Участие в мировом пол-м процессе, уровень активности любого субъекта зависит от дееспособности политической системы, от уровня экономического развития. Т.е. внутриполитический процесс и международный политический процесс тесно взаимосвязаны. Россия сможет играть значимую роль в м/н пол процессе, если сумеет преодолеть сегодняшний кризис и встанет на путь устойчивого и эффективного развития. Успехи или неудачи во внутреннем фронте будут определять положение России в мире в целом.

Вступление человечества в эпоху индустриального общества, а затем и переход развитых стран в постиндустриальную стадию привели к развитию всесторонних взаимных связей м гос-ми, к их взаимозависимости. Интересы одних гос-в все больше переплетаются с интересами других, на базе чего формируются общие интересы. Глобализация политических отношений опирается на глобализацию прежде всего экономики. Ограничителем глобализации и связанной с ней интеграции различных стран должно служить международное признанное право каждого народа, нации на самоопределение, на самостоятельность.

Под ГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ ПОНИМАЮТ УСТРАНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В Международном сотрудничестве, объединение финансовых рынков, циркулирование информации, стирание границ между цивилизациями, объединение перед глобальными проблемами.

Процессы глобализации по–разному оцениваются в научном сообществе. Можно выделить три основные позиции:

1. Оптимистическая позиция. Глобализация создает материальные предпосылки для постепенного сближения народов, выравнивания уровня их экономического и социального развития, укрепление демократии. Разум и интересы выживания помогут преодолеть разногласия между народами. (основной «распространитель демократии» - США).

2.Реалистическая позиция. Человечество еще не выработало иммунитета против насилия и войн, а они становятся все более разрушительными. Мощь человеческого разума может быть направлена не на созидание, а на разрушение. Не гарантии, что действия глобалистов могут служить интересам всего человечества. Стремление навязать свои ценности, правила одного гос-ва другому приводит к конфликтам, росту терроризма.

3. Пессимистическая. Глобализация - это инструмент скрытой эксплуатации, создание условий, позволяющих одним странам, и прежде всего США , получать различного рода выгоды за счет других. Неравенство будет продолжать расти, расти будет и международная конфликтность. Мировая власть США становится авторитарной и даже тоталитарной. Устраняют с политической арены неугодных правителей, воздействуют с помощью финансирования, кредитов на внутренние дела гос-в.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.