Сбор и анализ научной информации предполагают формирование нормативной и теоретической базы исследования. Этот этап – один из самых сложных и трудоемких, так как студенту предстоит ознакомиться с большим количеством нормативных источников, литературы, выявить особенности подходов и взглядов авторов на исследуемые вопросы. Наиболее целесообразно обратиться в первую очередь к анализу учебной литературы, поскольку материал излагается в ней, как правило, в доступной форме и содержит обобщающие характеристики, отражает основные теоретические дискуссии по тем или иным вопросам.
После этого следует изучить нормативно-правовые акты, научную литературу, материалы судебной практики. В процессе их изучения целесообразно конспектирование или ксерокопирование исследуемого материала в целях его дальнейшей систематизации. Особое внимание следует уделить ознакомлению с периодическими научными изданиями (журналы: «Российская юстиция», «Государство и право», «Законодательство», «Закон», «Бюллетень Верховного Суда РФ» и др.), поскольку в них отражаются передовые научные взгляды, концептуальные идеи в области гражданского процессуального права, проблемы, возникающие в правоприменительной практике.
Изученный и проанализированный материал должен лечь в основу логически выстроенного содержания курсовой работы. Оно должно отвечать следующим требованиям:
1. Работа должна быть выполнена на высоком уровне, для этого студенту необходимо не только глубоко изучить теоретические и практические аспекты выбранной темы, но и ее дискуссионные проблемы, дать им соответствующую оценку.
2. В работе должен быть дан анализ современного гражданского процессуального законодательства (с учетом его изменений и дополнений). Допускается также краткое изложение истории развития правового регулирования по тому или иному вопросу.
3. В курсовой работе должны быть представлены материалы судебной практики, которые могут выноситься в отдельный параграф или иллюстрировать текстовую часть по ходу изложения материала. Желательно использование судебной практики за последние 2-3 года.
Если курсовая работа не соответствует предъявленным требованиям, студент обязан ее доработать в соответствии с замечаниями руководителя.
4. Оформление курсовой работы и ее рецензирование
Курсовая работа должна быть сброшюрована, пронумерована, начиная со страницы, где помещен план работы. Введение, заключение и каждая из глав начинаются с новых страниц.
Курсовая работа имеет следующую структуру:
– титульный лист;
– оглавление;
– введение;
– основное содержание (главы, параграфы);
– заключение;
– список источников.
Титульный лист содержит наименование университета, факультета, кафедры; название темы курсовой работы; фамилию, имя, отчество студента; номер учебной группы; фамилию, имя, отчество, ученую степень руководителя; название города, в котором находится учебное заведение, и год написания работы.
Оглавление содержит название глав и параграфов с указанием страниц, на которых они расположены. Оглавление помещается на одной странице.
Введение.Обосновываются актуальность темы, цели исследования, его теоретическое и практическое значение. Объем введения не должен превышать 2-3 страниц.
Основное содержание (главы, параграфы). Работа делится на 2-3 главы, каждая из которых должна состоять из параграфов (не более 3-4).
В завершение каждой главы целесообразно помещать обобщения и выводы.
В первой главе дается обзор нормативно-правовых актов (в том числе и в историческом аспекте), отечественной и зарубежной литературы, обозначаются основные подходы к той или иной проблематике.
Во второй главе раскрывается сущность исследуемой проблемы, для чего необходимо изложить причины, обусловившие состояние исследуемого явления, выделить его положительные и отрицательные стороны, предложить меры по устранению недостатков и противоречий. Изложенный материал должен подкрепляться результатами анализа правоприменительной практики.
Третья глава может быть посвящена исследованию перспектив совершенствования того или иного явления, а также сравнительному анализу российского и зарубежного законодательства и практики по исследуемым вопросам.
Заключение. В заключении подводится итог проведенного исследования, обобщаются основные положения и выводы.
Оформление: Таймс, 1,5 интервала, шрифт 14, общий объем работы не должен превышать 25 – 30 страниц печатного текста, на одной стороне листа формата А4. Сноски на нормативные акты и литературу оформляются постранично (шрифт 12).
Размеры полей: левое – 2,5 мм; правое – 1,5 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм.
Нумерация страниц проставляется в правом верхнем углу.
Оформление списка источников. Курсовая работа завершается списком нормативных актов и литературы, составляемым по следующей схеме:
а) нормативные акты;
б) учебная, научная литература;
в) научные статьи в периодических изданиях;
г) судебная практика.
Порядок расположения нормативных актов:
– Конституция РФ;
– Федеральный конституционный закон;
– кодексы;
– федеральные законы;
– постановления Пленумов Верховного Суда РФ.
При описании любого нормативного акта указывается его полное наименование, дата принятия, источник опубликования (например, ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 23). Если в действующий нормативный акт вносились изменения и дополнения, следует сослаться на них.
Каждый литературный источник должен быть соответствующим образом описан: фамилия автора, полное название книги, данные о редакторе (если работа написана группой авторов); данные о числе томов; название города; год издания (например:
– Гражданский процесс России / под ред. М. А. Викут. - М., 2004.
– Власов, А. А. Вещественное доказательство в гражданском процессе / А. А. Власов. - М., 1999.
– Борисова, Е. А. Судебная практика по гражданским делам / Е. А. Борисова, В. М. Жуйков. - М., 1999.
– Исаенкова, О. В. Иск в гражданском судопроизводстве / О. В. Исаенкова. - Саратов, 1997.
При описании публикации в периодических изданиях указываются следующие данные: фамилия автора, название статьи, название журнала, год издания, номер (например:
Старилов, Ю. Н. К вопросу о новом понимании административной юстиции / Ю. Н. Старилов // Правоведение. - 2000. - № 2).
В случае затруднения с оформлением курсовой работы следует обратиться к научному руководителю.
После полного завершения курсовая работа в установленные сроки представляется научному руководителю на рецензирование.
В рецензии отражаются два возможных варианта мотивированного решения:
а) о допуске к защите;
б) о недопуске к защите.
Если работа не допущена к защите, значит, содержание не соответствует предъявленным требованиям и необходима его переработка (с учетом замечаний рецензента).
Если работа допущена к защите, автору следует ознакомиться с рецензией и обратить внимание на отмеченные руководителем недостатки, при необходимости дополнительно аргументировать свою позицию, если студент не согласен с замечаниями.
Критерии оценки курсовой работы:
– степень разработки темы;
– полнота использованной информационной базы;
– использование юридической практики;
– правильность и научная обоснованность выводов;
– творческий подход и степень самостоятельности;
– стиль изложения;
– качество оформления;
– уровень защиты.
Защищенные курсовые работы студентам не возвращаются и хранятся в фонде кафедры. Студенты, не сдавшие курсовые работы или получившие на защите неудовлетворительные оценки, не допускаются к экзамену.
К числу основных недостатков при написании курсовых работ можно отнести:
– отсутствие логики в построении плана работы и изложения содержания;
– излишняя детализация плана;
– недостаточное усвоение материала, и как следствие, ошибки при его изложении;
– механическое изложение материала (т. е. набор цитат, фраз, выдержек из работ без их усвоения и анализа);
– изучение темы в статическом состоянии (т. е. без учета истории развития и имеющихся перспектив);
– механическое изложение полярных точек зрения авторов, отсутствие собственного анализа, боязнь выразить свою точку зрения;
– отсутствие выводов и предложений по теме исследования;
– невнимательность, поверхностное изучение нормативного материала, в связи с чем студент либо использует устаревшие нормативные акты, либо не учитывает дополнений к ним;
– несоответствие содержания работы плану исследования;