Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальная справедливость с точки зрения культуры



Квуок Лейнг и Уолтер Дж. Стефан

Справедливость — чрезвычайно важная тема во всех общественных науках, понимание справедливости и технология ее осуществления оказывают влия­ние на все аспекты нашей жизни, начиная с повседневной деятельности и за­канчивая правовой и законодательной системами, определяют поведение, от­ношение к трудовым ресурсам и т. д. Поэтому справедливость и тесно связан­ная с ней мораль давно изучаются психологией и философией, а исследования этой темы породили множество теорий и моделей справедливости, соотноси­мых с каждодневной практикой.

В этой главе Лейнги Стефан рассматривают кросс-культурную литературу, касающуюся справедливости, утверждая, что для создания универсальных те-орий справедливости исследования по этой теме должны выйти за пределы европейско-американских культурных ограничений. Они убедительно доказы­вают, почему справедливость следует изучать в кросс-культурном аспекте, подчеркивая, что кросс-культурные исследования будут способствовать более глубокому пониманию справедливости в таких аспектах, рассмотрение кото­рых невозможно в монокультурных рамках. Они отмечают, что глобализация в различных сферах жизни способствует стремительному расширению межкуль­турных контактов, в результате чего культурные различия в понимании справед­ливости и честности могут привести к недоразумениям и конфликтам. Они чет­ко определяют функциональные аспекты справедливости и различие между универсальной и партикулярной концепциями справедливости. Они рассмат­ривают моральные основы справедливости, подчеркивая, что западный либе­рализм и представления об автономии личности, бытующие в CLUA, могут быть не свойственны иным культурам, что может быть причиной фундаментальных различий в моральных нормах и понимании справедливости. Кроме того, авторы представляют двухуровневую модель восприятия справедливости, пытаясь разграничить и одновременно осмыслить как единое целое абстракт­ные принципы справедливости и конкретные установки, которые связывают эти абстрактные принципы с конкретным социальным содержанием.

Большая часть приведенного обзора посвящена кросс-культурным иссле­дованиям, касающимся трех аспектов справедливости: справедливость рас­пределения (distributive), процессуальная справедливость (procedural) и караю-

щая справедливость (retributive). Кроме того, они уделяют довольно много внимания литературе, касающейся реакции на несправедливость. Особенно важную работу проделали Лейнг и Стефан, выявляя связь ряда описанных феноменов и большей части научно-исследовательской литературы с такими культурными параметрами, как индивидуализм/коллективизм и дистанция по отношению к власти. Они вносят ясность в представление о сложных путях опосредованного воздействия культуры на понимание справедливости и чест­ности, закладывая, таким образом, основы для понимания межкультурных кон­фликтов во многих сферах жизни. Данный обзор — один из самых хорошо составленных и глубоких по данному направлению психологии.

Модель справедливости, предложеннаяЛейнгом и Стефаном, предполага­ет, что справедливость и мораль могут носить одновременно универсальный и культуро-специфичный характер, в рамках этой модели абстрактные конструкты и нормы взаимодействуют с конкретной контексто-релевантной информацией, в результате чего происходит формирование моральных норм и принятие ре­шений, касающихся справедливости. Такой подход представляется интерес­ным, привлекательным и безусловно способствует сближению отчетливых и до сих пор предположительно взаимоисключающих дихотомий, повсеместно присутствующих в традиционной американской психологии. По существу, возможности исследований, о которых идет речь в конце главы, определяют перспективы дальнейшей эволюции знания в данной области, предполагаю­щие интеграцию и учет, казалось бы, противоположных понятий, и эти перспек­тивы соответствуют идеям, изложенным в остальных главах книги. Усилия по достижению этих целей, без сомнения, приведут к открытию качественно но­вых подходов к исследованиям в данной области и к теоретическому осмысле­нию изучаемых явлений.

В то же время Лейнг и Стефан напоминают нам о практической актуально­сти кросс-культурного изучения справедливости, в особенности с учетом ее роли в возникновении межкультурных конфликтов в мире растущего культур­ного многообразия. Они убедительно доказывают необходимость более глубо­кого понимания и дальнейшего применения знаний, полученных в ходе кросс-культурных исследований, для минимизации деструктивных действий при раз­решении межкультурных конфликтов и их перевода в конструктивное русло. Принимая во внимание историю человечества, связанную с межкультурными конфликтами, хочется верить, что такие знания смогут превратить разрушение в созидание.

Проблемы справедливости издавна волновали человечество. Западные фило­софы от Аристотеля до Роулза изучали принципы справедливости с точки зрения логики. На Востоке философы от Конфуция до Ганди определяли модели содиаль- • ного поведения, способствующие справедливости. В отличие от теоретических размышлений, эмпирические исследования социальной справедливости имеют куда менее продолжительную историю, поскольку специалисты по социальной психологии начали заниматься изучением роли справедливости в повседневном поведении около полувека тому назад.

Несмотря на то что это довольно молодая научная дисциплина, уже сформиро­вался внушительный корпус эмпирических данных и теоретических разработок, связанных с исследованиями справедливости (обзор см. в работе Sanders & Hamilton, 2001). При этом основным недостатком проделанной работы является то, что по­давляющее большинство исследований проводилось в США и Западной Европе, поэтому наши психологические представления о справедливости основываются на контексте западной культуры. Для разработки универсальных теорий справедли­вости нам необходимо выйти за рамки европейско-американских культурных ограничений.

В последние годы исследования справедливости постепенно начали распро­страняться и на другие культуры, ^исключительно западные представления мало-помалу стали уступать дорогу более широким подходам, учитывающим многообразие культур (обзор см. в работах James, 1993; Leung & Morris, 2001; Leung & Stephan, 1998). Задача этой главы — рассмотреть и объединить то, что известно о роли культуры в психологии социальной справедливости, и выявить продуктивные пути будущих исследований, уместные в мире, стремительно продвигающемся в направлении все большего культурного многообразия и плю­рализма.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.