Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выводы и направления будущей научно-исследовательской работы



Культура оказывает глубокое влияние на идентификацию, категоризацию, течение и результат состояний, вызывающих неадекватное поведение. Культура является контекстом поведения, отклоняющегося от нормы. Вопрос об универсальности базовых категорий психиатрических расстройств и интерпретации культурных различий в симптоматике, поставленный Крепелином на пороге XX века, породил острую концептуальную полемику и ряд опирающихся на различную теоретиче­скую базу методик исследования. На сегодняшний день по проблеме «культура и психопатология» проведена обширная научно-исследовательская работа. Для нее характерно использование современных методик. В ходе нее все большее внима­ние уделяется антропологической и этнографической информации о культуре. В этой главе я обратилась как к концептуальным, так и к методологическим разра­боткам в сфере кросс-культурных исследований культуры и психопатологии и представила вопросы и гипотезы, возникающие в ходе научно-исследовательской работы. Теперь я хочу остановиться более подробно на направлениях будущих исследований, учитывающих фактор культуры.

Исследования, учитывающие культурные факторы

При исследовании культуры и психопатологии актуальны семь вопросов, которые перечислены ниже.

1. Что представляет собой исследуемый феномен (например, депрессия) и как он определяется с точки зрения специалистов в этнокультуром контексте?

2. Какие слова и понятия используются для описания данного феномена?

3. Эквивалентны ли различные слова и понятия между собой?

4. В каких аспектах обнаруживаются черты кросс-культурного сходства или различий?

5. Чем можно объяснить черты кросс-культурного сходства или различий?

6. Каким образом индивид оповещает окружающих о различных типах рас­стройств в контексте определенной культуры?

7. Какое значение имеет универсальность и культурная специфика для теории психопатологии?

Исследователь, который задает эти вопросы, воздержится от переноса диагно­стических категорий и критериев, сформулированных в рамках одной культуры, на другую культуру. Эти вопросы немедленно потребуют проверки валидности диаг­ностических критериев и категорий в контексте исследуемой культуры. За послед­ние 30 лет в данной области появились надежные инструменты для оценки различ­ных проявлений психопатологии; однако надежность как таковая еще не гаранти­рует валидность в любой культуре. Следовательно, следует приложить .максимум усилий к культурной адаптации различных инструментов, чтобы добиться их эквивалентности в разных культурах (Geisnger, 1994; Lara, 1999). Литература по параметрическим оценкам в кросс-культурном аспекте описывает эмпирические средства, позволяющие выработать кросс-культурные нормативы оценки, касаясь среди прочего проблем перевода и адаптации инструментов (Church & Lonner, 1998). Кросс-культурная патопсихология должна способствовать тому, чтобы исследователи руководствовались этими строгими принципами (Lam, 1999).

Я надеюсь также на разработку большего количества етшс-критериев.Контек­стуальный подход к диагностике, нашедший свое воплощение, например, в «Ката­логе опросов для построения объяснительной модели» (EMIC) (М. Weiss, 1997), способствует сбору культуро-специфичных данных. Хотя «Руководство по ди­агностике и статистике психических расстройств» (DSM-IV) содержит перечень культуро-специфичных расстройств, нам еще предстоит выявить функциональную взаимосвязь между факторами данной культуры, которые предшествуют появле­нию расстройства, и его последствиями, чтобы осмыслить те культурные роли, описания которых мы находим в этнографических отчетах. Оценка культуры, которая предлагается в DSM-IV, также является одним из первых шагов в направ­лении сбора данных по отдельным культурам для всех психических расстройств.

Понимание культуры

Интегрированный еС/с-етшс-подход должен получить большее распространение. Современная литература по данному вопросу дает мне основания полагать, что исследователи, вооруженные знаниями в области культуры, будут учитывать в своей работе четыре концепции, названные ниже: а) ориентацию личности, б) цен­ностные установки, в) структуру се\Гьи и социальную поддержку, г) ориентации, связанные с индивидуализмом-коллективизмом. Хотя данные концепции непо­средственно изучались кросс-культурной и культурной психологией (Lonner & Adamopoulos, 1997), они не всегда учитываются при планировании исследований, касающихся культуры и психопатологии. Иными словами, несмотря на сравнение данных по психопатологии в различных национальных (как в проектах ВОЗ по шизофрении и депрессии), расовых и этнических группах (как в исследовании ЭЗИ), при этом часто упускалось из виду сравнение эмпирических данных, каса­ющихся культурного контекста. В данной главе я обращала внимание на важность психологической ориентации личности, структуры семьи, принадлежности к ин-

дивидуалистической или коллективистской культуре. Я также, как могла, подчер­кивала значение факторов, объясняющих сходство и различие анормального по­ведения в разных культурах. Данная сфера a priori требует более тщательной оцен­ки этих важнейших культурных переменных. Я предполагаю, что эмпирические параметры «культуры» нашли свое место в кросс-культурной психопатологии.

Наконец, восприимчивая к факторам культуры и достоверная оценка психопа­тологии, несомненно, приведет к появлению литературы, касающейся предупреж­дения и лечения различных расстройств; и эта литература будет соответствовать потребностям представителей конкретных этнических и культурных групп (Sue, 1998; Tanaka-Matsumi, Seiden & Lara, 2001). Данная область кросс-культурной патопсихологии крайне нуждается & эмпирических исследованиях, которые оце­нили бы возможности применения адаптированных к конкретной культуре мето­дов диагностики и лечения.

 

ГЛАВА 15

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.