Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Познание в лаборатории и познание в повседневных ситуациях



Важность контекста и предшествующего опыта признавал и Пиаже (Piaget, 1972), когда говорил о том, что плотники, слесари и механики с невысоким уровнем об­разования, делающие ошибки в несложных задачах из школьной программы, мо­гут демонстрировать навыки логического мышления при решении задач, соотно­симых с их профессиональным опытом. Продолжая верить в то, что формальные операции логически независимы от реального контекста, в котором они применя­ются, он тем не менее признает: «Лучше всего давать молодому человеку тестовые задания из области, имеющей отношение к его работе и интересам» (р. 1).

Клик (Click, 1981) приводит интересный пример влияния культурного контек­ста и ценностных установок на проявление когнитивных способностей. Пример взят из исследования либерийского племени кпелле, проведенном Коулом и соав­торами (Cole et al., 1971). Исследователи составили список объектов, которые мож­но было отнести к категориям пища, одежда, инструменты и кухонная утварь, и попросили не имеющих образования взрослых кпелле «объединить предметы, которые сочетаются между собой». В противоположность образованным западным испытуемым, кпелле не использовали категории общего характера (инструменты, пища и т. д.), предпочитая функциональные категории, говоря, например: «Нож и апельсин сочетаются между собой, потому что нож режет апельсин». Один из ис­пытуемых, который последовательно давал ответы (low-level) функционального ха­рактера, по собственной инициативе заметил, что его метод классификации объек­тов является методом «мудрого человека». На вопрос интервьюера, как будет клас­сифицировать данные объекты «глупый» человек, испытуемый ответил, что глупый человек распределил бы их в соответствии с классами общего характера (инструмен­ты, пища и т. д.). Такой ответ говорит о том, что он мог бы классифицировать знако­мые предметы в соответствии с западными стандартами интеллекта, но для него бо­лее разумным представлялась группировка предметов в соответствии с их функци­онированием в естественных условиях. Как заключает Коул (Cole, 1988):

причиной культурных различий в познании в большей степени является контекст, в рамках которого проявляют себя когнитивные процессы, чем наличие особых про­цессов (таких, как логическая память или теоретические ответы на силлогизмы) в одной культуре и их отсутствие в другой (р. 147).

Исследование академического/неакадемического интеллекта, проведенное Сеси и Лайкер (Ceci & Liker, 1986), хорошо иллюстрирует контекстуальную при­роду логического мышления. Они обнаружили, что уровень сложности логическо­го мышления судей на скачках при решении вопросов, связанных со скачками, не соотносится с показателями коэффициента интеллекта. Исследования когнитив­ного развития также говорят о влиянии контекста на проявление когнитивных способностей. Дети, которые не справились с традиционными заданиями по Пиа­же на запоминание, отнесение к категориям и восприятие перспективы, продемон­стрировали способность к логическому мышлению, когда те же самые вопросы были сформулированы более естественным и осмысленным образом (см. среди прочих Donaldson, 1978; Light, Buckingham & Robbins, 1979; McGarrigle & Donaldson, 1974). Микроуровневые когнитивные стратегии, такие как временная выверка индивидуальных психологических часов (Ceci & Bronfenbrenner; в изд. Ceci, 1990, 1993) и силлогистические рассуждения (Dias & Harris, 1988) также в значитель­ной степени определяются ситуацией (контекстом).

Названные исследования подвергают сомнению когнитивный анализ, который строится исключительно на лабораторных исследованиях. За последние несколь­ко лет исследователи поняли, что для лучшего понимания познания и научения необходимо изучать познание в повседневной обстановке.

Попытки понять, как происходит познание в бытовых ситуациях, можно найти в антропологических исследованиях. Выдающиеся примеры приводит Хатчинс, анализируя умозаключения в обыденных рассуждениях жителей островов Троб-рианд (Hutchins, 1980) и описывая навигационные навыки жителей Микронезии (Hutchins, 1983). Данные этих исследований ставят под сомнения выводы, сделан­ные в более ранних антропологических исследованиях, демонстрируя использова­ние логического мышления в повседневной деятельности необразованных людей из традиционных обществ.

В рамках психологии исследования детского развития в социокультурном кон­тексте, например исследования Рогоффа (Rogoff, 1990) и Саксе (Saxe, 1991), рас­сматривается повседневная деятельность ребенка как источник когнитивного раз­вития. Кроме того, как отмечал Катано (Hatano, 1990), исследования концептуаль­ного развития и возрастных изменений показывают, что независимо от обучения в школе, у детей формируется достаточно обширный корпус знаний научного харак­тера, который они приобретают благодаря повседневному опыту. Примеры тому содержатся в исследованиях Кэри (Carey, 1985), Гелмана (Gelman, 1979), Хьюджса (Hughes, 1986), Инагаки (Inagaki, 1990), Инагаки и Хатано (Inagaki & Hatano, 1987), Резника (Resnick, 1986) и Воснядо (Vosniadou, 1991), а также у Пиаже при анализе детского понимания логико-математических и научных понятий.

Некоторые исследования разных культур были посвящены повседневной па­мяти. Коул и соавторы (Cole et al., 1971) показали, что, хотя испытуемые из либе­рийского племени кпелле не могли справиться с заданиями на свободное воспро­изведение, они использовали категоризацию и прибегали к ее помощи в заданиях, если объекты для запоминания вводились в рассказ. Именно это и позволяло осуще­ствить категоризацию. Работа Нейссера, связанная с повседневной памятью, вклю­чает анализ свидетельских показаний Джона Дина, обвиняемого в уотергейтском

скандале в 1974 году (Neisser, 1981), воспоминания детей о крушении челночного космического корабля Челленджер в 1987 году и анализ воспоминаний взрослых людей о переживаниях раннего детства (Usher & Neisser, 1993).

Сочетая антропологический и психологический подходы, Вассманн и Дейзеп (Wassmann, 1993; Wassmann & Dasen, 1994) рассматривают категоризацию в по­вседневной деятельности юпно (Папуа-Новая Гвинея). Они обнаружили, что большая часть населения юпно умеет пользоваться категориями «горячий», «про­хладный», «холодный» для описания всего, что есть в их мире. Однако манипули­ровать этими категориями разрешается только колдунам. Вследствие этого все представители населения используют данную систему категорий в повседневных ситуациях, но лишь колдуны пользуются ими явно, выполняя предложенные исследователями задания на сортировку.

Повседневные силлогистические рассуждения Лурия исследовал (Luria, 1976) в связи с образовательным опытом, Хатчинс (Hutchins, 1979) — в контексте быто­вых рассуждений, Скрибнер (Scribner, 1977) — у неграмотных фермеров кпелле в Либерии, а Диас (Dias, 1987) — у бразильских каменщиков и инженеров. Основ­ной вывод исследований в данной области говорит о том, что образованные испы­туемые используют теоретический подход при решении силлогистических про­блем и делают выводы из информации, содержащейся в посылке, в то время как испытуемые, не получившие образования, предпочитают эмпирический подход и отказываются рассуждать о неизвестных фактах или делать выводы, противореча­щие фактам.

Перечисленные исследования охватывают широкий круг тематических на­правлений и подтверждают в целом мнение о том, что знание формируется в ус­ловиях повседневной жизни и что способность к когнитивной деятельности тес­но связана со значением определенной задачи для повседневной жизни. И все же, если мы хотим получить более глубокое представление об особенностях повсе­дневного знания, мы должны детально рассмотреть все" многообразие его аспек­тов в одной конкретной области. Множество исследований бытовых вычислений, рассмотренных далее, позволяют более глубоко проникнуть в сущность повсед­невного познания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.