Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Марксистское и неомарксистское понимание природы конфликта

Социально-экономические предпосылки возникновения марксизма:

Марксизм был подготовлен всем ходом социально-экономического, политического и духовного развития человечества, в особенности же развитием капиталистического строя, внутренне присущих ему противоречий, борьбой между пролетариатом и буржуазией. Буржуазные революции XVII—XVIII вв. разрушили в ряде европейских стран веками устоявшийся, казавшийся незыблемым феодальный общественный строй. Завоевание политической власти буржуазией проложило дорогу ускоренному развитию капитализма, в особенности благодаря промышленной революции конца XVIII — начала XIX в. Необходимыми результатами этого явились, с одной стороны, крупная машинная индустрия, а с другой — промышленный пролетариат, качественно отличающийся от предшествовавших эксплуатируемых и угнетенных классов. Громадный рост производительности труда и общественного богатства, обусловленный развитием капитализма, отнюдь не сопровождался улучшением положения трудящихся. Наоборот, на одном полюсе общества, в руках буржуазии, накапливалось богатство, на другом, в среде трудящихся и в особенности пролетариев, царила нищета. Пролетаризация мелких производителей, не ограниченная какими-либо законами эксплуатации рабочих, в том числе женщин и детей, отвратительные жилищные условия, чудовищные штрафы и всяческие притеснения, безработица, особенно возраставшая в периоды регулярно (начиная с 1825 г.) повторявшихся экономических кризисов перепроизводства,— такова была капиталистическая действительность. Если идеологи буржуазии XVII—XVIII вв. изображали ликвидацию феодальных общественных отношений как установление царства разума, справедливости, равенства и даже братства между людьми, то капиталистическая действительность XIX в. ниспровергла эти социальные иллюзии. Рабочий класс, который в период буржуазных революций помогал буржуазии в ее борьбе с господствовавшими феодальными сословиями, в условиях утвердившегося капиталистического общества оказался лицом к лицу со своим классовым врагом — «работодателями», буржуазией. Сопротивление рабочих капиталистам все чаще и чаще проявлялось в виде забастовок, а иной раз принимало даже форму стихийно вспыхивавших вооруженных выступлений. Таковы были восстания лионских ткачей во Франции (1831 и 1834 гг.), силезское восстание ткачей в Германии (1844 г.). В Англии (30—40-е годы XIX в.) развернулось первое массовое революционное пролетарское движение — чартизм. Освободительная борьба рабочего класса того времени носила еще стихийный, неорганизованный характер: ей не хватало ясного классового сознания, понимания путей и средств уничтожения капиталистического гнета. Научную теорию освободительного движения рабочего класса создали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они доказали, что стихийность, неорганизованность, разрозненность выступлений рабочего класса исторически преходящи и могут быть преодолены посредством соединения стихийного рабочего движения с научной социалистической теорией, путем организации массовых пролетарских партий, идейно вооруженных научным пониманием общественного развития и являющихся передовыми отрядами и руководителями пролетариата.

Научно теоретические предпосылки:

1. классическая английская политэкономия (учения А. Смита и Д. Рикардо), (Классическая политическая экономия — одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. Сформулирована важнейшая парадигма экономической науки — трудовая теория стоимости. Классики пропагандировали экономический либерализм, т.е. работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления)

2. французский утопический социализм (К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье) (Они создали новое направление критико-утопического социализма и коммунизма, вскрыли царящую при капитализме анархию производства, противоположность частнособственнических интересов интересам общества, преобладание паразитических элементов над производительными, фальшь разглагольствований о "правах человека" без обеспечения ему права на труд, моральное разложение господствующих классов и растлевающее воздействие капитализма на личность).

3. французская история периода Реставрации (Ф.П.Г. Гизо, Ж.Н.О.Тьерри и др.); в трудах последних впервые было дано представление о классах и классовой борьбе в обществе. (Реставрация - восстановление власти монарха (Бурбонов) в 1814-1830 гг)

Активизм. Все эти предпосылки и привели к постепенному обоснованию своих идей К. Маркса. Обоснованию целей и путей изменения мира подчинена не только философия Маркса, но и его теоретическая и практическая деятельность. В ней соединились две тенденции: ориентация на научность, исследование объективных связей, обусловливающих закономерное развитие (детерминизм); и ориентация на активное отношение к миру, преобразовательную историческую деятельность, субъектом которой выступает рабочий класс (активизм). Вообще в основе активизма лежит представление о том, что сущность человека заключается не в созерцании, а в деятельном преобразовании внешнего мира. Маркс же делал упор на том, что активизм это в первую очередь убеждение, что адекватное решение проблемы истины не может быть найдено посредством абстрактного теоретизирования; деятельность, и прежде всего предметная, преобразующая мир деятельность, есть ключ к истине. В этом понимании деятельности и заключается вся суть философии марксизма.

Материализм и конфликт. Маркс в студенческие годы примкнул к кружку младогегельянцев и занял место на крайне левом крыле этого буржуазно-философского течения общественной мысли Германии. Переход на позиции материализма в области понимания истории связан был у него с изучением взаимоотношений общества и государства. В процессе политической и публицистической деятельности Маркс вплотную столкнулся с конкретными формами жесточайшей эксплуатации крестьян-бедняков и батраков Рейнской провинции Пруссии крупными земле- и лесовладельцами и ознакомился с направленным против бедноты помещичьим законодательством прусского государства. Марксу открылся классовый характер этого законодательства, и тем самым было поколеблено до основания разделявшееся им в то время учение гегелевской философии о государстве, которое якобы являлось воплощением высших интересов общества в целом. Все это побудило Маркса незамедлительно приступить к критическому пересмотру взглядов гегелевской философии на государство и право. С этой целью он углубился в изучение всемирной истории, стремясь проследить реальные отношения между обществом и государством и его законами в прошлом и настоящем.
В ходе изучения вопроса Маркс пришел к решающему выводу о том, что не государство и его законы определяют строй общества, а наоборот, «гражданское общество» как совокупность его экономических отношений определяет государство, его строй, социальную структуру власти и характер его законодательства. Этот вывод, знаменовавший начавшийся переход Маркса на материалистические позиции в понимании общества и его истории, был отчетливо сформулирован им после переезда в конце осени 1843 г. во Францию для продолжения работы в новых, более благоприятных условиях. Исходя из этого и вытекает суть природы конфликта в понимании Маркса. Маркс – основоположник так называемой теории конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу в истории.

К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса. Следовательно, основу социальных конфликтов, согласно марксизму, составляет борьба за собственность . В марксистской литературе различаются два вида борьбы, возникающие на основе противоречия экономических интересов. Первый тип - социальное противоборство за изменение принципов распределения материальных благ, второй - за изменение критериев их распределения в рамках сложившейся общественной системы. Борьба за изменение принципов требует преобразования основ социального порядка и может найти свое разрешение лишь в результате социальной революции.

Способ производства — в историческом материализме: этап исторического развития, характеризующийся определённым образом жизни на основе определённых технологий. Одну сторону способа производства составляют производительные силы, другую — производственные отношения. Способ производства является основой общественно-экономической формации (ОЭФ). В последнюю входит и так называемая «надстройка», то есть политические, юридические, идеологические институты общества. В традиционном варианте исторического материализма выделялось пять способов производства: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. (В каждой формации противпоставляются друг другу 2 антагонистических класса, что приводит к конфликту).

Производительные силы и производственные отношения. Определяющей стороной способа производства являются производительные силы. Как писал Маркс в знаменитом «Предисловии» «К критике политической экономии»: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции».

Классовая борьба. Соответственно конфликт в форме классовой борьбы является движущей силой истории в антагонистических общественных формациях. Объективным результатом борьбы между классами — которая обусловлена противоположностью их интересов и непосредственно ведётся именно за эти интересы — является приведение производственных отношений в соответствие с уровнем развития постоянно меняющихся производительных сил общества. В частности, именно таким образом происходит смена самих общественно-экономических формаций (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, далее к феодальному и капиталистическому). Поэтому классовая борьба является основной движущей силой истории разделённого на классы общества. Она же должна привести к уничтожению разделения общества на классы, когда уровень развития производительных сил перестанет требовать такого разделения. Одним из основных продуктов классовой борьбы является государство — которое, с точки зрения марксизма, есть «машина для подавления одного класса другим», то есть аппарат для поддержания внутри общества порядков, угодных и выгодных господствующему классу. При подавлении направленных против этих порядков выступлений угнетённых классов государство не связано никакими законами, а потому представляет собой насильственную диктатуру господствующего класса. С этой точки зрения античное государство является диктатурой рабовладельцев (направленной против рабов); средневековое — диктатурой феодалов (над крестьянами); капиталистическое — диктатурой буржуазии (над рабочим классом). В результате социалистической революции возникает государство диктатуры пролетариата (призванное подавить сопротивление буржуазии).

Неомарксизм. Неомарксизм возник в результате теоретической разработки ряда проблем, на которые не мог дать ответы традиционный марксизм. Среди таких проблем — вопрос о позиции левых партий относительно Первой мировой войны; вопрос о том, почему в Западной Европе не состоялись социалистические революции, несмотря на развитое рабочее движение; почему в это же время в Европе произошёл подъём нацистского движения. Такие вопросы привели к серьёзным теоретическим поискам в рамках марксизма и привели к возникновению неомарксизма. Не существует формальных неомарксистских организаций, люди редко называют себя неомарксистами. Также не существует чётких рамок неомарксизма. Считается, что большинство направлений неомарксизма отказываются от идеи вооружённых революций в пользу более мирного развития событий — отойти от идеи насилия при сохранении идеи революции как таковой. Неомарксисты также стремятся создать новые экономические модели, трансформируя основные понятия классовой борьбы. Одной из разновидностью неомарксизма является франкфуртская школа. Основные представители: Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Фридрих Поллок. Основными идейными источниками философии Франкфуртской школы были марксизм, фрейдизм и гегельянство:

§ У Маркса взяты категория отчуждения, классовая борьба (где пролетариат больше не активная сила). Все противоречия капиталистического сводилось к категории отчуждения. Отчуждение ведет не только к классовому антагонизму, но его содержанием является субстанциональное содержание предметного мира, его предметно-вещественный характер. История капиталистического общества понималась как фатально необходимый процесс прогрессирующего сумасшествия разума. Идея конца истории.

§ У Фрейда взята идея человека: структура личности и бессознательное. Через фрейдизм — исходя из принципа удовольствия — удовлетворяются все инстинкты, что приводит к контролю над личностью. В борьбе с природой и социальной средой человек подавляет инстинкты, руководствуясь принципом реальности, изменяет их. То есть принцип удовольствия подчиняется принципу реальности, что подчиняет человека обществу.

§ У Гегеля взята диалектика. Ей заменяется диалектический материализм. Взят закон отрицания отрицания, подмененный абсолютным отрицанием (негативная диалектика, как назвал ее Адорно).

§ У Вебера взято понятие рациональности, в духе которого интерпретируется категория отчуждения, к которой сводились противоречия капиталистического общества.

§ У Канта почерпнуты идеи критики традиционного мышления.

Основные идеи Франкфуртской школы:

1. Изображение позднего капитализма и социализма как разновидности единого современного индустриального общества.

2. Отрицание революционной роли пролетариата.

3. Абсолютизация диалектической категории отрицания (негации)

4. Критика тоталитаризма и авторитарной личности.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.