ПЛАНЫ И ЗАМЕТКИ К КНИГЕ «ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ»____________ 323
7 ПЛАНЫ ГЛАВЫ VII (НЕНАПИСАННОЙ)
1. Новое «народное творчество» в русской революции: Советы.
2. Уроки 1905 года.
3. Канун революции 1917 г. Тезисы 1915 г.
4. Опыт революции 1917 г. Советы и их роль. III—IV. Начало и перспективы.
5. Проституирование Советов меньшевиками и социалистами-революционерами. Упа док Советов.
V—VIII. Упадок.
6. Корниловщина . IX. Измена вождей 1-го призыва.
Глава VII. Опыт русских революций 1905 и 1917 годов: с. 85 —
Etwa:
или Σ
1. Новое «народное творчество» в революции.
Quid est? (Плеханов 1906.)
2. Уроки 1905 г. (Резолюции меньшевиков и большевиков 1906.)
3. Канун революции 1917 года: тезисы X. 1915.
4. Опыт 1917 года. Массовый подъем, Советы. (Их размах и их слабость» мел кобуржуазная зависимость.)
5. Проституирование Советов эсерами и меньшевиками:
324__________________________ В. И. ЛЕНИН
милиция, вооружение народа
военный отдел. «Отдел ы»
экономический отдел.
обследование 3—5. VII
«независимость» власти от партийных организаций. 6. Корниловщина.
Разложение меньшевиков и эсеров. Подлог 14—19. IX244.
7. «Мессианизм». Кто начнет?
или это в «заключение»?
ПЛАНЫ И ЗАМЕТКИ К КНИГЕ «ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ»
8 СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ
Заглавие должно быть: «Государство и революция».
Подзаголовок: Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. Оригинал:
Предисловие: (с. 1) [З]245. Или так:
(с. 2) Глава I.
Классовое общество и государство .
Глава I. — (с. 2) [5]
§ 1. Государство — продукт непримиримости классовых противоречий...
с. 2.
Один из источников оппортунистического искажения марксизма: «отмирание». Это = «социология» .
§ 2. Особые отряды «вооруженных людей», тюрьмы и пр. — с. 3 [8] in fi-nem.
§ 3. Государство — орудие эксплуатации угнетенного класса — с. 5 [12].
§ 4. «Отмирание» государства и насиль-
В рукописи первоначально было написано так: «Государство в доклассовом и в классовом обществе». Ред.
В рукописи данный текст перечеркнут. Ред. В рукописи далее следуют зачеркнутые слова: «и биржа». Ред.
В. И. ЛЕНИН
Глава П. Конкретное историческое развитие учения Маркса и Энгельса о государстве. I. Опыт 1848—1852 гг. Конкретная «политика» задачи революции
Гл. III. Продолжение.
П. Опыт Парижской Коммуны.
может быть П. а. Маркс (1871) und 1873. (1872: Marx und Engels).
? Π. β. Энгельс 1872, 1873, 1875.
ственная революция: с. 8—11 [16— 22].
Глава П. Государство и революция. Опыт 1848— 1851 гг. Стр. 7 7 18 [22—35].
1.Канун революции: с. 7 7 [22].
2.Итоги революции: с. 14 [27]. «Государство есть организованный в господствующий класс пролета риат». Необходимо разбить госу дарственную машину буржуазии.
Глава III. Государство и революция. Опыт Парижской Коммуны. Анализ Маркса,стр. 18—3 4 [36—56].
§§ 1. В чем героизм попытки коммунаров?— с. 18 [36].
2. Чем заменить разбитую государст-
венную машину? — с. 21 [40].
3. Уничтожение парламентаризма: с. 24
[45].
4. Организация единства нации: с. 29
[51].
5. Уничтожение паразита — государст-
ва — с. 32—34 [54—56]. 6.
Текст от слова «конкретное» и до слов «1852 гг.» в рукописи перечеркнут. Ред.
ПЛАНЫ И ЗАМЕТКИ К КНИГЕ «ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ»
Глава IV. Государство и революция. III. Глава IV. Продолжение. Дополнительные
Итоги, подведенные Энгельсом в 90-х гг.* Дополнительные пояснения.
пояснения Энгельса... с. 34—52 [56— 83].
1. «Жилищный вопрос»... с. 34 [57].
2. Полемика с анархистами... с. 36 [59].
3. Письмо к Бебелю: стр. 39 [64]. (с. 39).
+ 39 а, б, в [65—66]
Глава V. Экономические основы отмирания (уничтожения) государства.
4. Критика проекта Эрфуртской про-
граммы! стр. 40—4 6 [67—74].
5. Предисловие 1891 г. к «Гражданской
войне» Маркса: с. 46— 50 [75—80].
6. Энгельс о «преодолении» демократии:
с. 50—52 [81—83].
Глава V. Экономические основы отмирания государства. Стр. 52 [83]. Стр. 52—70 [83—102].
с. 53
Постановка вопроса Map-
ксом с. 5 3 [84].
2. Переход от капитализма к коммунизму; с. 55 [86].
Текст от слова «Государство» и до слов «90-х гг.» в рукописи перечеркнут. Ред.
В. И. ЛЕНИН
3. Первая фаза коммунистического общества: с. 59 [91].
4. Высшая фаза:
с. 63—70 [95—102].
Глава VI. Опошление марксизма оппортунистами: с. 70—84 [102—119].
1. Полемика Плеханова с анархиста-
ми: с. 70—71 [103—104].
2. Полемика Каутского с оппортуни-
стами: с. 71—76 [104—111].
3. Полемика Каутского с Паннекуком: с. 76—84 [111—119].
Глава VII. Опыт русских революций 1905 и 1917 гг.: с. 55 — [119—].
Написано в июле — сентябре 1917 г.
Впервые неполностью напечатано в 1931 г. в журнале «Большевик» №17
Впервые полностью напечатано
в 1933 г. в Ленинском сборнике
XXI
Печатается по рукописи
В рукописи первоначально было написано: «Низшая». Ред.
МАТЕРИАЛЫ К НЕНАПИСАННОЙ СТАТЬЕ «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА»
ЗАМЕТКИ НА СТАТЬЮ Н. И. БУХАРИНА «К ТЕОРИИ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА»246
NB
Заметки на статью Бухарина
(«К теории империалистического государства») К теории империалистического государства.
? (4)
«Социологическая теория государства»: ее дает марксизм... (?) «... государство = наиболее общая организация господствующих классов...»
Лориа247 (7)?
S, 7248 — цитата из
S. 137. 3. Auflage* 1889
Энгельса
S. 180.6. Auflage
(α)неточна
(«in der Regel»**) сравни S. 178: 6. Auflage
(β) Niederhaltung не — порабощение,
а удержание в подчинении... (γ) Ausnahmsweise случаи... S. 11 — цитата из Энгельса (3. Auflage, S. 135 = S. 177
6. Auflage)249. Engels в «Neue Zeit», XXXII, 1, S. 32 (?) («Dell'Autorita»)250.
— издание. Ред. — по общему правилу. Ред. — в виде исключения. Ред.
В. И. ЛЕНИН
S. 13: государство «отмирает» (а подробнее?).
S. 14: «различный тип» (неточно)... S. 14: государство =
«политическое выражение обширной (объемлющей?) общественно-экономической структуры» (???) S. 15—16: различие марксистов и анархистов
в вопросе о государстве неверно (сравни «Anti-Dühring», 3. Auflage, S. 3 03251).
о государственном капитализме. Интересно. Легально, в сути
с. 53. «Отсюда определенное тактическое требование: социал-демократия должна усиленно подчеркивать свою принципиальную враждебность государственной власти». (Курсив Бухарина, с. 53)... (Голосовать против бюджета etc.)
В конце (54—55) упомянуто, что пролетариат «создает свою временную государственнуюорганизацию власти»(unklar : «государственная организация власти...» власти над кем? над обществом в целом? власть над обществом и есть государственная власть. Плеоназм. Тавтология)... пролетариат-де «отменяет свою собственную диктатуру», «вбивая раз навсегда осиновый кол в могилу государства...» (последняя фраза статьи).
NB
Написано не позднее августа 1916 г.
Впервые напечатано в 1932 г. в журнале «Большевик» № 22
Печатается по рукописи
— неясно. Ред.
МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА»
ЗАМЕЧАНИЯ НА СТАТЬЮ Н. И. БУХАРИНА «ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ РАЗБОЙНИЧЬЕ ГОСУДАРСТВО»252
Империалистическое
разбойничье
государство
Важнейшим
тактическим вопросом нашего времени
не только тактическим
является вопрос о так называемой «защите отечества», так как здесь лежит разграничительная линия между всем буржуазным и пролетарским миром. Уже в самом слове таится обман, ибо в действительности здесь речь идет не о стране, как таковой, т. е. об ее населении, а о государственной организации, о государстве. Если страна потеряет свою самостоятельность, то это не значит, что ее обитатели потеряют свою самостоятельность (таковой при капитализме они вообще не имеют), а только то, что перестанет существовать государственная организация. Безобидное словечко «страна» прикрывает таким образом отношения господства и подчинения, содержание которых составляют кровь и слезы, порабощение и угнетение, разбой и убийство. Тем «храбрее» многие «переучившиеся», которые — совершенно последовательно, — исходя из точки зрения защиты отечества, стали прославлять государство, петь восторженные гимны
В № 25 «Arbeiterpolitik»253 Подзаголовок: Теоретическое (?) к вопросу о вспомогательной службе отечеству, неточно
неточно
В. И. ЛЕНИН
1) действует 2)явление
= не «это»...
в честь «государственного разума» со всеми его священными атрибутами, начиная от проституированной науки и религии и кончая армией и флотом и даже полицейским насилием и классовой юстицией. Поэтому в высшей степени важно иметь ясное представление о государстве вообще и об империалистическом разбойничьем государстве в
частности.
Государство является исторической категорией. Это значит, что государство 1) не представляет собой вечный закон общества, а только преходящую 2) общественную формацию. Другими словами: государство возникает лишь на определенной ступени развития и должно, наоборот, исчезнуть на другой ступени развития. Оно возникает как организация господствующего класса, и в этом его суть. Оно является организацией «наиболее могущественного, экономически господствующего класса, который через его посредство становится и политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса» (Ф. Энгельс: «Происхождение семьи и т. д.», стр. 137). Таким образом, понятие государства имеет своей предпосылкой понятие классового господства. Бесклассовое государство так же бессмысленно, как, например, бесклассовый капитализм или сухая вода. Карл Маркс выразил это в следующих словах: «Даже радикальные и революционные политики, — пишет он (см. «Критические заметки и т. д.». Литературное наследство, т. 2, стр. 50), — ищут корень зла не в сущности государства, а в определенной государственной форме, вместо которой они хотят установить другую». Совершенно иными являются цели социалистов: «Все социалисты, — утверждает Ф. Энгельс (итальянская статья: «Об авторитете», напечатанная в «Neue Zeit» № 32, 1, стр. 39), — согласны в том, что государство, а вместе с ним и политиче-
х — χ выпущено в № 25 «Arbeiterpolitik» (9. XII. 1916)
МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА»
вследствие
скии авторитет, исчезнут
будущей социальной революции; т. е.,
что общественные функции № 3 потеряют свой политический характер и превратятся в простые административные функции, наблю^шолше^за^сопиаль; ньми^шшресамиж Тот же Энгельс пишет в «Анти-Дюринге» (произведении, которое, как известно, было просмотрено, почти редактировано и отчасти написано Марксом), что государство «отмирает». Тот же прогноз ставит он и в «Происхождении семьи». Общество, которое реорганизует производство на основе свободной и равноправной ассоциации производителей, сдаст всю государственную машину туда, где ей и будет место: в музей древностей рядом с прялкой и бронзовым топором (стр. 140) . С уничтожением классового строя будет уничтожено (gesprengt) и его политическое вьфажение — государство, и возникнет бесклассовое, социалистическое общество, в котором не будет государства.
Государство есть наиболее общаяорганизация господствующего класса, т. е. объектами эксплуатации здесь являются не только некоторые круги, а весь эксплуатируемый класс. Это колоссальная, чудовищная [высасывающая! машина, которая непосредст-
№ 3 V (услуги)
неверно !
Церковь? и т. п.
* В этой связи мы хотели бы заметить, что совершенно ошибочно искать различие между социалистами и анархистами в том, что первые — сторонники, вторые — противники государства. Различие в самом деле заключается в том, что революционная социал-демократия хочет сорганизовать новое общественное производство, как централизованное, т. е. технически наиболее прогрессивное, тогда как децентрализованное анархическое производство означало бы лишь шаг назад к старой технике, к старой форме производства.
верно
неверно, неполно
В. И. ЛЕНИН
венно сама эксплуатирует народ, а также преследует цель сохранения, защиты и расширения всех условий «нормальной» эксплуатации. В случае какой-либо опасности, государство со всеми своими — в конечном счете военными — силами выступает против «врагов»: вовне это будут войны, внутри — жес-
токое подавление бунтовщиков. Сила оружия, | убийство
— таков железный
неточно
закон государства и всякой государственной формы без исключения. Различна только количественная сторона этого явления, но и она изменяется в зависимости от типа государства, который, в свою очередь, определяется развитием мирового народного хозяйства. Как раз в наше время, с образованием империалистических государств, всеобщая милитаризация принимает колоссальные, небывалые размеры.
доимпериалистическую эпоху № 4 оно и было, собственно, организацией. Особенно важная область общественной жизни, экономика, находилась в совершенно анархическом состоянии. Индивидуальное предприятие, капиталист, который «работает» самостоятельно и имеет дело только со своими рабочими, которому государство обеспечивает только общие условия его «прав на эксплуатацию», — такова типичная картина прежней экономики. Совершенно по-другому стало теперь. Отдельный капиталист сделался членом союза капиталистов. Быстрое исчезновение среднего сословия и победоносное шествие крупного капитала вызвали к жизни некоторые новые формы экономической жизни, которые, конечно, выступили, как осо-
Замечание В. И. Ленина относится и к аналогичному термину, употребленному Бухариным в конце данного раздела. Эти слова обведены Лениным и соединены между собою стрелкой. Ред.
МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА»____________ 335
бые формы классовой жизни. Образование союзов предпринимателей, трестов, синдикатов и т. д. и их взаимная связь посредством комбинированных предприятий и крупных банков совершенно изменили прежние формы. И если для доимпериалистической эпохи характерной была индивидуальная капиталистическая собственность, то для современного финансово-капиталистического хозяйства характерна коллективная собственность организационно-объединенных между собой капиталистов. Но этот же процесс можно наблюдать не только в области экономики. Он распространяется на все области классовой жизни. И если рабочий класс создает свои профсоюзы, политические организации, кооперативы, культурно-просветительные кружки и т. д., то буржуазия делает это в гораздо большем размере. Так образуются различные буржуазные классовые организации: в экономической жизни — союзы предпринимателей, тресты и т. д., в политической области — политические партии со всеми ответвлениями; в научной — различные научные организации, которые в нужный момент превращаются в верных и угодливых слуг капиталистического хищника и т. д.; в конце концов государство становится все колоссальнее. Но процесс организации этим еще не кончается. Все эти ряды имеют тенденцию срастаться друг с другом и превращаться в одну-единственную организацию господствующего класса. Это новейший этап развития, который особенно ясно определился во время войны. Важнее всего слияние государственной буржуазной организации с экономическими организациями. Постепенно вводится государственное регулирование производства. Это происходит в двух важных формах: во-первых, путем введения государственных монополий в области производства, что делается главным образом из финансовых (погашение военных займов и т. д.), а также из государственно-военных соображений (нужда в военных материалах); во-вторых,
В. И. ЛЕНИН
№ 5 : + Огосударствление рабочей силы, как оно выражено в английском законе о военном снаряжении, в
германской «вспомогательной службе отечеству» и т. д., является неизбежным следствием этого процесса развития.
всеобъемлющая
разбойны-
путем особой системы так называемых «смешанных предприятий», где общими владельцами являются государство и экономические организации предпринимателей. То же самое происходит и в сфере транспорта. Введение государственных торговых монополий, слияние государственных и «частных» кредитных учреждений (банков), твердые цены, вмешательство государства в распределение продуктов — все это означает поглощение экономической жизни государственной организацией. «Народное хозяйство» становится все больше и больше «государственным хозяйством», «государственно-капиталистическим трестом». № 5. Но не только государственная и чисто экономическая организация буржуазии объединяются вместе, ту же самую тенденцию обнаруживают и все другие буржуазные и классовые организации. Наука, партии, церковь, союзы предпринимателей втягиваются в государственный аппарат. Таким образом образуется одна-единственная
организация, современное империалистическое
] государство в качестве всемогущей организации господствующей буржуазии, с бесчисленными функциями и гигантской властью, как духовной ( [различные методы одурачивания : религия, печать, школа и т. д.), так и материальной (полиция, войско). Эта сила проникает во все поры финансово-капиталистического общества и накладывает на наше время особый, специфический отпечаток. И мы видим здесь диалектику истории: государство, \ которое было сначала единственной организацией господствующего класса, превращается в организацию, существующую наряду с другими, с тем, чтобы снова превратиться в единственную, впитавшую в себя все другие, организацию. Таково современное чудовище, современный Левиафан государственности .
—Прикрываясь сладкими словами о «военном социализме», желтые «социал-демократы» прославляют не что иное, как империалистическое разбойничье государство. - '
МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА»
III
зии.
Они могут сломить эту силу только еще большей силой, и таковой
Развитие мирового хозяйства ведет к самой резкой борьбе государственно-организованных «народных хозяйств». С другой стороны, империалистические войны оказывают обратное влияние на структуру государств. И если вышеописанный тип представляет собой, так сказать, идеальную № 6 картину империалистического государства, ступень, которой достигли только наиболее развитые государства, то каждый день и, в особенности, каждый день войны, влечет к расширению этого явления. Это ставит перед пролетариатом задачу приспособления к новой ситуации. Ясно, что империалистическое |разбойничье | государство |(мы называем его разбойничьим государством потому, что его культурная миссия вовне заключается в систематическом ограблении слабых наций, колониальных стран и т. д.)| является высшей формой буржуазной классовой организации. Средства насилия этой организации колоссальны. Достаточно вспомнить только современный милитаризм. Таким образом рабочие противостоят объединенным силам всей буржуа-
является сила масс, массовые действия — непременное средство поое-доносной борьбы. Для социал-демократии, которая является или, по крайней мере, должна быть воспитательницей масс, теперь более, чем когда-либо, необходимо подчеркивать свою принципиальную враждебность к государству. Тот является предателем социализма, кто — как теперешние социал-патриоты — толкает рабочих к взаимному истреблению под предлогом защиты отечества, потому что в действительности война есть наступление государ-
№ 6 «реальную» (в № 25) (явно опечатка! ! или описка).
X X
—№ 7 — Вместо всего этого конца в
№25
«Arbeiterpolitik» совсем иной конец, что-де «мы леворадикалы» согласны с
социал-империалистами в том, что капитал
В. И. ЛЕНИН
χ χ
совершает здесь работу для социализма, но отличаемся от них тем, что признаем необходимой «п о -беду пролетариата над империалистическим государством». (Sic! )
Теперешняя война показала, как глубоко корни государственности^гро: никли в души рабочих. Но та же самая война показала, что эта психология все больше и больше отступает на задний план. Это процесс, который имеет известную аналогию в прежней эпохе. Как прежде рабочие, которые жили в патриархальных отношениях со своим хозяином, считали интересы своего эксплуататора своими собственными, так и теперь пролетарий борется за интересы своих эксплуататоров и грабителей. Но точно так же, как фабричный молот разбил эти идиллические отношения, империализм уничтожит холопство рабочих, и под давлением войны, под гнетом бешеного насилия пролетариат объявит единственно «справедливую войну», войну против господства
Нота-Бене
X
χ
X
χ
= выпущено в № 25 «Arbeiterpolitik».
Написано в ноябре, не ранее 18 (1 декабря), и в декабре,
не ранее 5 (18), 1916 г на немецком и русском языках
Впервые напечатано в 1933 г. в брошюре: В. И. Ленин «Замечания на статьи
Н. И. Бухарина о государстве»
Печатается по тексту газеты
«Jugend-Internationale» с
замечаниями В. И. Ленина
Перевод с немецкого
* — Так! Ред.
МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА»____________ 339
3ПЛАН СТАТЬИ
«к вопросу о роли государства»254
К вопросу о роли государства Коммунист или социал-демократ?
Социализм и коммунизм. (Полная общность предметов потребления или хотя бы
необходимых из них.)
Демократия есть тоже государство. Absterben ... «Отмирание» государства.
Почему не Abschaffung и не Sprengung ? «Allmähliches Einschlafen» одной функции за другой. Без демократии = без управления людьми. «Корни государственности в душах рабочих»?
Оппортунизм и революционная социал-демократия. Диктатура пролетариата.
Употребление государства против буржуазии. Отпор ее попыткам реставрации. Революционные войны. Введение и защита демократии. Роль демократии:
Империализм: государство и экономические организации капиталистов. «Государственно-капиталистические тресты»...
Ничего кроме противопоставления социализма политике. Против чисто политического радикализма Руге.
До 1847 года!
Демократические реформы империалистов и соц. революция. Marx в 1844 («Nachlaß», П. Band, S. 50*, конец предпоследнего абзаца)255.
Энгельс («Dell'Autorità» о революции... (+)
об организации...256 (+)
Marx (ebenda ) ((«Neue Zeit», 32, I, 1913—1914)) о политическом воздействии и борьбе за уступки — о революционном использовании государственной вла-сти...257
Два направления в политике (политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства), оппортунистическое и революционное,
или два направления в отношении к «государственности»?
Демократия реформистов и демократия революции. Два разных содержания: меньшинство и масса. Успокоение массы? содействие борьбе массы? Подчинение массы авторитету вождей? восстание против вождей? «Низшая масса» у Энгельса versus «масса» за оппортунистическими вожаками. Сводится к револю-
ции versus оппортунизм.
Написано не ранее 18 ноября (1 декабря) 1916 г.
Впервые напечатано в 1933 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XXI
* — «Наследство», II том, стр. 50. Ред. — «Об авторитете». Ред. — там же. Ред. — по отношению к. Ред.
ПРИМЕЧАНИЯ
УКАЗАТЕЛИ
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Книга «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» написана В. И. Лениным в подполье (в Разливе и Гельсингфорсе) в августе — сентябре 1917 года. Это произведение является результатом огромной научно-исследовательской работы, проделанной Лениным за сравнительно короткий срок, в основном за январь — февраль 1917 года.
Вопрос о характере пролетарской государственной власти, по словам Н. К. Крупской, особенно занимал Ленина в последние годы эмиграции. Мысль о необходимости теоретической разработки вопроса о государстве была высказана Лениным во второй половине 1916 года. «... На очереди дня теперь, — писал Ленин А. Г. Шляпникову, — не только продолжение линии, закрепленной у нас (против царизма и пр.) в резолюциях и брошюре.., но и очистка ее от назревших нелепостей и путаницы отрицания демократии (сюда относится разоружение, отрицание самоопределения, теоретически неверное отрицание «вообще» защиты отечества, шатания в вопросе о роли и значении государства вообще и пр.)» (Сочинения, 4 изд., том 35, стр. 184).
Антимарксистские полуанархические взгляды на государство и диктатуру пролетариата во второй половине 1916 года отстаивал в ряде статей Н. И. Бухарин. В декабре 1916 года в заметке «Интернационал Молодежи» Ленин подверг резкой критике позицию Бухарина и обещал написать подробную статью об отношении марксизма к государству (см. Сочинения, 5 изд., том 30, стр. 225—229).
Осенью 1916 года и в начале 1917 года, как отмечает Н. К. Крупская, Ленин с головой ушел в теоретическую работу. Живя в то время в Цюрихе, он усиленно работал в библиотеке, изучал произведения К. Маркса и Ф. Энгельса по вопросу о государстве. 4 (17) февраля 1917 года Ленин сообщал А. М. Коллонтай, что он почти подготовил материал по вопросу об отношении марксизма к государству. Записи
344 ПРИМЕЧАНИЯ
были сделаны мелким убористым почерком в тетрадке с синей обложкой, озаглавленной «Марксизм о государстве». В ней были собраны цитаты из произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, а также выдержки из книг и статей К. Каутского, А. Паннекука и Э. Бернштейна с критическими замечаниями, выводами и обобщениями Ленина (см. настоящий том, стр. 123—307).
3 (16) апреля 1917 года В. И. Ленин вернулся из Швейцарии в Россию. Занятый практической революционной деятельностью, Владимир Ильич не мог продолжить задуманную работу. Но мысль о ней не оставляла Ленина. В июне 1917 года Ленин составил список книг, которые были ему необходимы для работы над вопросом об отношении марксизма к государству, а также сделал запрос о порядке работы в Публичной библиотеке в Петрограде. После июльских дней 1917 года, скрываясь от преследования Временного правительства, Ленин получил возможность начать работу над книгой «Государство и революция». Он попросил доставить в Разлив «синюю тетрадь», в конце июля — начале августа в списке поручений товарищам перед отъездом в Гельсингфорс Ленин просил выслать ему работу Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», а несколько позднее — помочь найти для спешной работы книгу К. Маркса «Нищета философии» и «Манифест Коммунистической партии» на немецком и русском языках.
С приездом в Гельсингфорс Ленин вплотную приступил к написанию книги «Государство и революция», о чем он сообщает в августе М. И. Ульяновой: «Засел за работу о государстве, которая меня давно интересует» (Сочинения, 4 изд., том 37, стр. 451).
Работая над книгой «Государство и революция», В. И. Ленин использовал далеко не весь материал, содержащийся в рукописи «Марксизм о государстве». По сравнению с подготовительными материалами Ленин включил дополнительно в § 4 главы I книги «Государство и революция» цитату Энгельса из «Анти-Дюринга» о роли насилия (см. настоящий том, стр. 20—21) и в § 2 главы VI — цитату из брошюры Каутского «Социальная революция» (см. настоящий том, стр. 108) и др., которые отсутствовали в тетрадке «Марксизм о государстве».
Представляет интерес следующая запись на стр. 10 рукописи книги «Государство и революция», сделанная, по-видимому, до получения работы Энгельса: «Найти в «Анти-Дюринге» и перевести с немецкого то место (кажется, в конце одной из глав «теории насилия»), где он говорит, что Дюринг только с оханьем и аханьем допускает мысль о насильственной революции, тогда как всякая насильственная революция играет величайшую роль, перевоспитывая массы, переобучая их, поднимая необыкновенно их самосознание, самоуважение и т. д.». Получив экземпляр
ПРИМЕЧАНИЯ 345
«Анти-Дюринга», Ленин заменил эту запись необходимой ему цитатой.
По плану книга «Государство и революция» должна была состоять из семи глав, но последняя, седьмая глава «Опыт русских революций 1905 и 1917 годов» Лениным не была написана. Сохранились лишь подробно разработанные планы этой главы и план «Заключения» (см. настоящий том, стр. 313—314, 323—324). В записке к издателю книги Ленин писал, что если он «слишком опоздает с окончанием этой, VII главы, или если она непомерно распухнет, тогда первые шесть глав надо издать отдельно, как выпуск первый». Планы, конспекты и заметки к книге «Государство и революция» см. в настоящем томе, стр. 308—328.
13 (26) сентября 1917 года через Н. К. Крупскую Ленин заключил договор с представителем издательства «Жизнь и знание» В. Д. Бонч-Бруевичем на издание семи книг, в число которых входила книга «Государство и революция».
На первой странице рукописи автор книги обозначен «Φ. Φ. Ивановский». Под таким псевдонимом Ленин предполагал выпустить свою работу, чтобы Временное правительство не конфисковало ее. Так как издание книги «Государство и революция» было осуществлено в 1918 году, необходимость в этом псевдониме отпала, и книга вышла под известным литературным псевдонимом Владимира Ильича «В. Ильин (Н. Ленин)» тиражом 30 700 экземпляров. Широкой популяризации произведения Ленина способствовала публикация в газете «Правда» 17 (30) декабря 1917 года предисловия к книге и §§ 1 и 2 главы I. Книга печаталась также местными издательствами.
Второе издание книги «Государство и революция» было осуществлено в 1919 году. Автор внес во вторую главу новый параграф «Постановка вопроса Марксом в 1852 году».
Книга Ленина «Государство и революция» получила широкое распространение в СССР и за рубежом. В СССР с 1918 по 1961 год она издавалась 190 раз, тиражом 6592 тысячи экземпляров на 46 языках народов СССР. За границей, по неполным данным, книга Ленина вышла на 35 языках. — 1.
Фабианцы — члены Фабианского общества — английской реформистской организации, основанной в 1884 году; свое название общество получило по имени римского полководца III века до н. э. Фабия Максима, прозванного «Кунктатором» («Медлителем») за его выжидательную тактику, уклонение от решительных боев в войне с Ганнибалом. Членами Фабианского общества были преимущественно представители буржуазной интеллигенции — ученые, писатели, политические деятели (С. и Б. Вебб, Р. Макдональд, Б. Шоу и др.); они отрицали необходимость классовой борьбы пролетариата и социалистической революции и утверждали,
346 ПРИМЕЧАНИЯ
что переход от капитализма к социализму возможен только путем мелких реформ, постепенных преобразований общества. В. И. Ленин характеризовал фабианство как «направление крайнего оппортунизма» (Сочинения, 5 изд., том 16, стр. 338). В 1900 году Фабианское общество вошло в лейбористскую партию. «Фабианский социализм» служит одним из источников идеологии лейбористов.
В годы первой мировой войны (1914—1918) фабианцы занимали позицию социал-шовинизма. Характеристику фабианцев см. в статье В. И. Ленина «Английский пацифизм и английская нелюбовь к теории» (Сочинения, 5 изд., том 26, стр. 266—272). — 3.
3 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 23— 178. — 6.
4 Теорию государства Гегель изложил в заключительной части книги «Grandlinien der Philosophie des
Rechts» («Основы философии права»), изданной в 1821 году. Развернутый анализ книги Гегеля (§§ 261—313, где трактуется вопрос о государстве) Маркс дает в работе «К критике гегелевской философии права» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 1, стр. 219—368, 414—429). О выводах, которые сделал Маркс в результате критического анализа взглядов Гегеля, Энгельс писал в статье «Карл Маркс»: «Отправляясь от гегелевской философии права, Маркс пришел к убеждению, что не государство, изображаемое Гегелем «венцом всего здания», а, напротив, «гражданское общество», к которому Гегель относился с таким пренебрежением, является той областью, в которой следует искать ключ к пониманию процесса исторического развития человечества» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 16, стр. 378—379). — 6.
5 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 169—170. — 7.
6 Социалисты-революционеры (эсеры) — мелкобуржуазная партия в России; возникла в конце 1901 —
начале 1902 года в результате объединения различных народнических групп и кружков («Союз социалистов-революционеров», партия социалистов-революционеров и др.). Взгляды эсеров представляли собой эклектическое смешение идей народничества и ревизионизма; эсеры пытались, по выражению Ленина, «прорехи народничества» исправлять «заплатами модной оппортунистической «критики» марксизма» (Сочинения, 5 изд., том 11, стр. 285). В годы первой мировой войны большинство эсеров стояло на позициях социал-шовинизма.
После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года эсеры вместе с меньшевиками были главной
ПРИМЕЧАНИЯ 347
опорой буржуазного Временного правительства, а лидеры партии (Керенский, Авксентьев, Чернов) входили в его состав. Партия эсеров отказалась от поддержки крестьянского требования ликвидации помещичьего землевладения, выступила за сохранение помещичьей собственности на землю; эсеровские министры Временного правительства посылали карательные отряды против крестьян, захватывавших помещичьи земли. Накануне Октябрьского вооруженного восстания партия открыто перешла на сторону контрреволюционной буржуазии, защищая капиталистический строй, и оказалась изолированной от масс революционного народа.
В конце ноября 1917 года левое крыло эсеров образовало самостоятельную партию левых эсеров. Стремясь сохранить свое влияние в крестьянских массах, левые эсеры формально признали Советскую власть и вступили в соглашение с большевиками, но вскоре встали на путь борьбы против Советской власти.
В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны эсеры вели контрреволюционную подрывную работу, активно поддерживали интервентов и белогвардейцев, участвовали в контрреволюционных заговорах, организовывали террористические акты против деятелей Советского государства и Коммунистической партии. После окончания гражданской войны эсеры продолжали враждебную деятельность внутри страны и в стане белогвардейской эмиграции. — 7.
1 Гентильная, родовая организация общества — первобытнообщинный строй, или первая в истории человечества общественно-экономическая формация. Родовая община представляла собой коллектив кровных родственников, объединенных хозяйственными и общественными связями. В своем развитии родовой строй прошел два периода: матриархат и патриархат. Патриархат завершился превращением первобытного общества в классовое и возникновением государства. Основой производственных отношений первобытнообщинного строя являлись общественная собственность на средства производства и уравнительное распределение продуктов. Это в основном соответствовало низкому уровню развития производительных сил и их характеру в тот период.
О первобытнообщинном строе см. К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (Архив Маркса и Энгельса, т. IX, 1941) и работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 23— 178). — 8.
iСм. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 170—171. — 9.
348 ПРИМЕЧАНИЯ
9 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 171. — 11.
10 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 22, стр. 214— 225. — 11.
π
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 171. — 11
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 171—172. — 13.
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 172—173. — 13.
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 173. — 14.
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 173. — 15.
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 291—292. — 17.
Имеются в виду работы К. Маркса «Критика Готской программы» (IV раздел) и Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», а также письмо Ф. Энгельса А. Бебелю от 18—28 марта 1875 года (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 19, стр. 26— 32; т. 20, стр. 291—292; т. 19, стр. 1—8). — 20.
18 К. Маркс. «Капитал», т. I (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23, стр. 761). — 20.
19 Тридцатилетняя война 1618—1648 годов — первая общеевропейская война, явившаяся результатом обострения противоречий между разными группировками европейских государств и принявшая фор му борьбы между протестантами и католиками. Война началась восстанием в Чехии против гнета Габсбургской монархии и наступления католической реакции. Вступившие затем в войну европейские государства образовали два лагеря. Папа, испанские и австрийские Габсбурги и католические князья Германии, объединившись под знаменем католицизма, выступили против протестантских стран: Че хии, Дании, Швеции, Голландской республики и ряда принявших Реформацию немецких государств. Протестантские страны поддерживались французскими королями, противниками Габсбургов. Герма ния стала главной ареной этой борьбы, объектом военного грабежа и захватнических притязаний уча стников войны. Война закончилась в 1648 году заключением Вестфальского мира, закрепившего по литическую раздробленность Германии. — 21.
ПРИМЕЧАНИЯ 349
20 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 189. — 21.
21 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 184—185. — 22.
22 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 459. — 22.
23
Готская программа — программа Социалистической рабочей партии Германии, принятая в 1875 году на съезде в Готе при объединении двух существовавших до того отдельно немецких социалистических партий: эйзенахцев (руководимых А. Бебелем и В. Либкнехтом и находившихся под идейным влиянием Маркса и Энгельса) и лассальянцев. Программа страдала эклектизмом и была оппортунистической, так как эйзенахцы по важнейшим вопросам сделали уступки лассальянцам и приняли лассальянские формулировки. К. Маркс в работе «Критика Готской программы» и Ф. Энгельс в письме А. Бебелю от 18—28 марта 1875 года подвергли проект Готской программы уничтожающей критике, рассматривая его как значительный шаг назад по сравнению с эйзенахской программой 1869 года (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 19, стр. 9—32, 1—8). — 22.
24 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 184. — 23.
25 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 435, 446. — 24.
26 В работе «Марксизм о государстве» имеется такая запись Ленина: «Найти и справиться, говорили ли Маркс и Энгельс до 1871 г. о «диктатуре пролетариата»? Кажется, нет!» (настоящий том, стр. 159). При работе над книгой «Государство и революция» В. И. Ленину, по-видимому, не удалось выяснить этот вопрос. О письме К. Маркса к И. Вейдемейеру Ленин узнал, очевидно, позднее, когда книга была уже издана. На последней странице экземпляра первого издания книги «Государство и революция», принадлежащего В. И. Ленину, имеется следующая запись на немецком языке: ««Neue Zeit» (XXV, т. 2, стр. 164), 1906—1907, № 31 (2. V. 1907): Φ. Меринг: «Новые материалы к биографии К. Маркса и Ф. Энгельса», из письма Маркса к Вейдемейеру от 5. III. 1852», а далее следует выписка из этого письма, где идет речь о диктатуре пролетариата.
Соответствующее дополнение Ленин внес во второе издание книги «Государство и революция», выпущенное в 1919 году (настоящий том, стр. 33—35). — 24.
350 ПРИМЕЧАНИЯ
27 В конце XIX — начале XX века правящие круги буржуазии в ряде стран, пытаясь расколоть рабочее движение и незначительными уступками отвлечь пролетариат от революционной борьбы, прибегли к сложному маневру: привлекли к участию в реакционных буржуазных правительствах некоторых ре формистских лидеров социалистических партий. В Англии в 1892 году в парламент был избран Джон Берне, один из «прямых предателей рабочего класса, продавшихся буржуазии за министерское мес течко» (В. И. Ленин. Сочинения, 5 изд., том 17, стр. 239). Во Франции в 1899 году в буржуазное пра вительство Р. Вальдека-Руссо вошел социалист Александр Этьенн Мильеран, помогавший буржуазии проводить ее политику. Вступление Мильерана в реакционное буржуазное правительство нанесло большой вред рабочему движению Франции. В. И. Ленин характеризовал мильеранизм как ренегатст во, ревизионизм, «практическое бернштейнианство». «Социалисты» типа Мильерана, подчеркивал Ленин, «посулом крохотных социальных реформ» отвлекали рабочий класс от революционной борьбы (см. Сочинения, 5 изд., том 10, стр. 25). В Италии в начале XX века наиболее откровенными сторонни ками сотрудничества с правительством выступили социалисты Леонида Биссолати, Иваноэ Бономи и другие, которые в 1912 году были исключены из социалистической партии.
Во время первой мировой войны правооппортунистические лидеры социал-демократических партий ряда стран открыто перешли на позиции социал-шовинизма, вошли в буржуазные правительства своих стран, выступив проводниками их политики. «Ничего нет странного, — указывал Ленин, — что пролетариат «передовых» парламентских стран, испытывая омерзение при виде таких «социалистов», как Шейдеманы, Давиды, Легины, Самба, Ренодели, Гендерсоны, Вандервельды, Стаунинги, Брантинги, Биссолати и К0, все чаще отдавал свои симпатии анархо-синдикализму, несмотря на то, что это был родной брат оппортунизма» (настоящий том, стр. 45). Ленин в ряде работ и особенно в статье «Целый десяток «социалистических» министров» (Сочинения, 5 изд., том 30, стр. 193—195) раскрывает оппортунистическую деятельность лидеров правых социал-демократов. — 25.
28 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 8, стр. 205— 206. — 28.
29
В результате второй буржуазно-демократической революции в России 27 февраля (12 марта) 1917 года было свергнуто самодержавие и образовано буржуазное Временное правительство. Характеристику Временного правительства В. И. Ленин дал в «Наброске тезисов 4 (17) марта 1917 года», «Письмах из далека» (см. Сочинения, 5 изд., том 31, стр. 1—6, 9—59) и в других работах. — 30.
ПРИМЕЧАНИЯ 351
30 Кадеты — члены конституционно-демократической партии, ведущей партии либерально- монархической буржуазии в России. Партия кадетов была создана в