Принципы авторитарной и гуманистической парадигм воспитания и обучения
Воспитание как социальное формирование личности
Сущность воспитания: формирование отношений к окружающему миру.
Методы воспитания.
Цели, задачи воспитания.
Направления воспитания и пути их осуществления.
Основные системы, принципы воспитания.
Цель воспитания
3. Цель воспитания – это осознанный образ предвосхищаемого педагогического результата, т.е. заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы – вероятностное представление о результатах воспитательной деятельности.
Выделяют общиеи индивидуальные целивоспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного человека. Гуманистическая педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.
В формировании целей воспитания находят отражение многие объективные причины:
Определяющим фактором формирования целей воспитания всегда является идеология, политика государства. Поэтому цели воспитания всегда имеют ярко выраженную социально-экономическую обусловленность и классовую направленность.
Социальный заказ на образование – это требования общества к системе образования. Социальный заказ определяетсякультурными и образовательными потребностями, интересами и ожиданиями различныхзаказчиков на образование.
Заказчики на образование (ЗНО)– совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, физических и юридических лиц, выступающих в качестве носителей и выразителей социального заказа на образование и в различных формах и с разной активностью предъявляющих эти потребности в виде запросов, пожеланий, требований существующей системе образования.
К внешним ЗНО можно отнести:
• государство в лице органов государственной власти (федеральных и региональных), в том числе - органов управления образованием;
• органы местного самоуправления муниципальных образований;
• учредители школы;
• любые налогоплательщики (поскольку ОУ финансируются за счёт налоговых платежей, попадающих в бюджет, и это даёт налогоплательщикам законное право интересоваться эффективностью расходования этих средств);
• родители, семьи учащихся;
• представители этнических, национальных групп;
• представители организаций - потенциальных работодателей для выпускников школ;
• образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования (а для дошкольных ОУ – общеобразовательные учреждения);
• вооружённые силы.
К внутришкольным ЗНО относятся:
• учащиеся(по мере приобретения статуса сознательного субъекта собственной образовательной активности);
• педагоги и другие неадминистративные работники школы;
• представители школьной администрации.
Формирование личности, способной к реализации и самореализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, легко адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни и быть счастливой – таковы подлинные цели и критерии успешности современного образования, отвечающие его гуманно-личностной направленности и современным социальным ориентирам.
Стратегические цели образования сегодня определяются как социально-личностные, ориентированные на гармоническое сочетание социальных (общественных, государственных, общечеловеческих) ценностей, с одной стороны, и ценностей личностно-индивидуальных – с другой.
Главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Если наше воспитание будет ориентировано на то, что в эпицентре ценностных ориентаций саморазвивающейся личности будут Человек, Труд, Свобода, Совесть, Справедливость, Добро, Истина и Красота, т. е. наш воспитанник в качестве критерия будет руководствоваться в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, то мы введём подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям.
Барьеры в формировании общечеловеческих ценностей, которые особенно отчётливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:
• гипертрофия в представлениях учащейся молодёжи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любой ценой;
• недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное, преклонение перед всем иностранным;
• недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека. Отношение к природе с позиции потребителя, а не созидателя;
• нетерпимое отношение к инакомыслящим;
• недооценка доброты, совестливости, милосердия и других нравственных качеств.
4. Направления воспитания:
• Умственное
• Гражданское
• Нравственное
• Эстетическое
• Трудовое
• Физическое
Задачи умственного воспитания:
• Развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных и прикладных знаний, освоении способов деятельности, формировании мировоззрения.
• Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, знаниям, познавательной деятельности, формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании.
• Формирование опыта (умений и навыков) познавательной деятельности, способности к творчеству, к принятию нестандартных решений, развитие мышления.
Задачи воспитания гражданственности:
• Формирование гражданскогосознания: основ правовой, политической культуры, знания истории своего края, Отечества и мировой цивилизации; философско-мировоззренческая подготовка.
• Формирование гражданских чувств и качеств: патриотизма, интернационализма, толерантности, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать своё Отечество, отстаивать свои убеждения.
• Формирование опыта и культуры гражданского поведения, социальной активности, умений и навыков организаторской и исполнительской деятельности.
Задачи нравственного воспитания:
• Формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка.
• Развитие нравственных чувств, таких как: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, доброта, уважение к людям, милосердие и др.
• Формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро и т.д.).
Задачи эстетического воспитания:
• Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата.
• Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогическое корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотивации (потребностей, интересов( и способностей к художественно-творческой деятельности.
• Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одарённых детей; выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учётом эстетических норм и ценностей.
Задачи трудового воспитания:
• Формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, выбора профессии, социального профессионального и жизненного самоопределения.
• Формирование мотивации (потребности, интереса, чувства долга и ответственности) и позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду как к форме бытия и способу самореализации человека.
• Формирование опыта (способов) общественно-полезной, производительной деятельности; умения применять теоретические знания на практике; способности к творчеству.
Задачи физического воспитания:
• Формирование системы знаний об анатомо-физиологических особенностях функционирования человеческого организма, о психических свойствах и процессах, об основах гигиены, о мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
• Развитие потребности, интереса, эмоционально-ценностного отношения к укреплению своего здоровья, к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.
• Развитие волевых и спортивно-физических качеств (сила, ловкость, выносливость, быстрота и т.п.), психической уравновешенности; способов физических и психических тренингов.
Пути осуществления:
• учебный процесс;
• разнообразная по содержанию внеучебная воспитательная работа;
• участие в общественных делах класса, школы;
• выполнение общественных поручений;
• семейное воспитание;
• самообразование;
• участие в деятельности детских и юношеских самодеятельных общественных организаций;
• влияние СМИ.
Принципы авторитарной и гуманистической парадигм воспитания и обучения