Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы авторитарной и гуманистической парадигм воспитания и обучения

Воспитание как социальное формирование личности

Сущность воспитания: формирование отношений к окружающему миру.

Методы воспитания.

Цели, задачи воспитания.

Направления воспитания и пути их осуществления.

Основные системы, принципы воспитания.

Цель воспитания

3. Цель воспитания – это осознанный образ предвосхищаемого педагогического результата, т.е. заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы – вероятностное представление о результатах воспитательной деятельности.

 

Выделяют общиеи индивидуальные целивоспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного человека. Гуманистическая педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

 

В формировании целей воспитания находят отражение многие объективные причины:

• закономерности физиологического созревания организма,

• психическое развитие людей,

• достижения философской и педагогической мысли,

• уровень общественной культуры и т. д.

Определяющим фактором формирования целей воспитания всегда является идеология, политика государства. Поэтому цели воспитания всегда имеют ярко выраженную социально-экономическую обусловленность и классовую направленность.

Социальный заказ на образование – это требования общества к системе образования. Социальный заказ определяетсякультурными и образовательными потребностями, интересами и ожиданиями различныхзаказчиков на образование.

Заказчики на образование (ЗНО)– совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, физических и юридических лиц, выступающих в качестве носителей и выразителей социального заказа на образование и в различных формах и с разной активностью предъявляющих эти потребности в виде запросов, пожеланий, требований существующей системе образования.

К внешним ЗНО можно отнести:

государство в лице органов государственной власти (федеральных и региональных), в том числе - органов управления образованием;

органы местного самоуправления муниципальных образований;

учредители школы;

• любые налогоплательщики (поскольку ОУ финансируются за счёт налоговых платежей, попадающих в бюджет, и это даёт налогоплательщикам законное право интересоваться эффективностью расходования этих средств);

родители, семьи учащихся;

• представители этнических, национальных групп;

• представители организаций - потенциальных работодателей для выпускников школ;

образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования (а для дошкольных ОУ – общеобразовательные учреждения);

вооружённые силы.

 

 

К внутришкольным ЗНО относятся:

учащиеся(по мере приобретения статуса сознательного субъекта собственной образовательной активности);

педагоги и другие неадминистративные работники школы;

• представители школьной администрации.

Формирование личности, способной к реализации и самореализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, легко адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни и быть счастливой – таковы подлинные цели и критерии успешности современного образования, отвечающие его гуманно-личностной направленности и современным социальным ориентирам.

Стратегические цели образования сегодня определяются как социально-личностные, ориентированные на гармоническое сочетание социальных (общественных, государственных, общечеловеческих) ценностей, с одной стороны, и ценностей личностно-индивидуальных – с другой.

Главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Если наше воспитание будет ориентировано на то, что в эпицентре ценностных ориентаций саморазвивающейся личности будут Человек, Труд, Свобода, Совесть, Справедливость, Добро, Истина и Красота, т. е. наш воспитанник в качестве критерия будет руководствоваться в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, то мы введём подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям.

Барьеры в формировании общечеловеческих ценностей, которые особенно отчётливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:

• гипертрофия в представлениях учащейся молодёжи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любой ценой;

• недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное, преклонение перед всем иностранным;

• недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека. Отношение к природе с позиции потребителя, а не созидателя;

• нетерпимое отношение к инакомыслящим;

• недооценка доброты, совестливости, милосердия и других нравственных качеств.

4. Направления воспитания:

• Умственное

• Гражданское

• Нравственное

• Эстетическое

• Трудовое

• Физическое

 

Задачи умственного воспитания:

• Развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных и прикладных знаний, освоении способов деятельности, формировании мировоззрения.

• Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, знаниям, познавательной деятельности, формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании.

• Формирование опыта (умений и навыков) познавательной деятельности, способности к творчеству, к принятию нестандартных решений, развитие мышления.

Задачи воспитания гражданственности:

• Формирование гражданскогосознания: основ правовой, политической культуры, знания истории своего края, Отечества и мировой цивилизации; философско-мировоззренческая подготовка.

• Формирование гражданских чувств и качеств: патриотизма, интернационализма, толерантности, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать своё Отечество, отстаивать свои убеждения.

• Формирование опыта и культуры гражданского поведения, социальной активности, умений и навыков организаторской и исполнительской деятельности.

Задачи нравственного воспитания:

• Формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка.

• Развитие нравственных чувств, таких как: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, доброта, уважение к людям, милосердие и др.

• Формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро и т.д.).

Задачи эстетического воспитания:

• Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата.

• Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогическое корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотивации (потребностей, интересов( и способностей к художественно-творческой деятельности.

• Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одарённых детей; выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учётом эстетических норм и ценностей.

Задачи трудового воспитания:

• Формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, выбора профессии, социального профессионального и жизненного самоопределения.

• Формирование мотивации (потребности, интереса, чувства долга и ответственности) и позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду как к форме бытия и способу самореализации человека.

• Формирование опыта (способов) общественно-полезной, производительной деятельности; умения применять теоретические знания на практике; способности к творчеству.

 

Задачи физического воспитания:

• Формирование системы знаний об анатомо-физиологических особенностях функционирования человеческого организма, о психических свойствах и процессах, об основах гигиены, о мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

• Развитие потребности, интереса, эмоционально-ценностного отношения к укреплению своего здоровья, к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.

• Развитие волевых и спортивно-физических качеств (сила, ловкость, выносливость, быстрота и т.п.), психической уравновешенности; способов физических и психических тренингов.

Пути осуществления:

• учебный процесс;

• разнообразная по содержанию внеучебная воспитательная работа;

• участие в общественных делах класса, школы;

• выполнение общественных поручений;

• семейное воспитание;

• самообразование;

• участие в деятельности детских и юношеских самодеятельных общественных организаций;

• влияние СМИ.

 

Принципы авторитарной и гуманистической парадигм воспитания и обучения

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.