Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ, МЕСТОИМЕНИЙ, ГЛАГОЛА И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

 

1. Образуйте краткие формы от имен прилагательных, ука­жите, если это возможно, варианты формообразования.

Многочисленный, естественный, безукоризненный, надменный, безнравственный, бессмысленный, неприкосновенный, ответственный, болезненный, несомненный, свойственный, легкомысленный, откровенный, бесчисленный.

 

2. Образуйте простую сравнительную степень имен прилагательных, где это возможно.

Хороший, лысый, умный, дешевый, близкий, богатый, широкий, краткий, далекий, редкий, дорогой, малый, жидкий, плоский, бойкий, мерзкий, частый, чуткий, жалкий, гулкий, зоркий, ломкий, хру­сткий, русый.

 

3. Запишите словами следующие примеры, употребляя имена числительные в нужной падежной форме.

Произведение 856 и 78 равно 66768, сумма этих чисел равна 934, а разность 778. Частное от деления 87 456 на 38 равно примерно 2 302, сумма этих чисел равна 87494, а разность – 87 418.

Если с 279 сложить 311, получится 590, а если из 3978 вычесть 917, останется 3061. Произведение 67 и 146 равно 9782, сумма этих чисел равна 213. Частное от деления 2109 на 37 равно 57, сумма этих чисел равна 2146, а разность – 2072.

4.Какой из предлагаемых вариантов сочетаний соот­ветствует литературным нормам современного языка? Свой выбор обо­снуйте.

1) восьмисотлетие Москвы или восемьсотлетие Москвы; 2) около полутора суток или около полтора суток; 3) встречать двух иностранных товарищей или два иностранных товарища; 4) пройти оставшиеся полсотни шагов или оставшуюся полсотню шагов; 5) у обоих щипцов кусачки сломаны или у тех и у других щипцов; 6) состоялось 444 однодневных встреч и семинаров или 444 одно­дневных встречи и семинара; 7) выполнить план к 26 декабрю или к 26 декабря.

 

5. В приведенных предложениях укажите случаи неправильного употребления форм имени числительного. Исправьте ошибки.

1. В школе не было обоих сестер. 2. Трое гимнасток оправились на международный турнир. 3. Информация записана на двоих компьютерных дисках. 4. Двое белых медведей находилось в клетке. 5. Трое дней понадобилось, чтобы доплыть до острова. 6. Четверо котят играли на траве в саду. 7. Из леса вышли двое лосей. 8. Три неразлучных друга поступили в один университет. 9. В аудитории недоставало троих стульев. 10. Более трех суток добирались мы до назначенного пункта.

 

6. Укажите, какое из местоимений, стоящих в скобках, упот­ребляется с данными предлогами.

К (ему, нему), напротив (его, него), вопреки (ему, нему), благодаря (ему, нему), около (ее, нее), впереди (их, них), наперекор (ему, нему), после (его, него), ради (ее, нее), навстречу (ему, нему), по поводу (их, них), за исключением (ее, нее), выше (его, него), старше (его, него), лучше (ее, нее), насчет (его, него), вопреки (им, ним), внутри (ее, нее), при помощи (их, них), по поводу (него, его), согласно (им, ним).

7. Исправьте предложения, допускающие двоякое тол­кование местоимения свой. Запишите в исправленном виде.

1. Учитель попросил учеников разобрать свои примеры. 2. Ка­питан поручил помощнику проверить на практике свое предложение. 3. Бабушка попросила внучку приготовить свой завтрак. 4. Майор при­казал солдатам оставить пленных в своей землянке. 5. Он потребовал от меня ничего не рассказывать о своей жизни.

8. Укажите глаголы, от которых можно образовать форму 1 -го лица единственного числа. Остальные глаголы распределите на группы в соответствии с причинами, определяющими невозможность образования форм 1-го лица: а) значение действия, свой­ственного не человеку (не лицу); б) значение действия нескольких лиц; в) необходимость избегать омонимии; г) неудобопроизносимые соче­тания.

Прорасти, затмить, ехать, обступить, тузить, ютиться, ужариться, струиться, галдеть, скопиться, дерзить, дудеть, басить, пылесосить, близиться, гласить, поразить, зиждиться, ржаветь, очутиться, бдеть, колоситься, обязать, укротить, протереть, чудить, умилостивить, осветить, убедить, снабдить, бороздить, щипать, шелестеть, молотить, давить, роптать, волочить, ощутить, молоть, пригвоздить, блюсти, ополчить, предупредить, опостылеть, повеселеть.

 

9. От приведенных ниже глаголов образуйте формы мужского рода прошедшего времени.

Крикнуть, застигнуть, скиснуть, вымокнуть, завянуть, свергнуть, отвыкнуть, мелькнуть, оглохнуть, замерзнуть, замолкнуть, засохнуть, прыгнуть, погаснуть, ослепнуть, остынуть, воздвигнуть, возникнуть, проникнуть, кольнуть, толкнуть, достигнуть, исчезнуть, отвергнуть, привыкнуть, окрепнуть, воскреснуть, воскликнуть, дернуть, свистнуть, зевнуть.

 

10. Выберите правильный вариант ответа.

1) Выглянуть (выглянь — выгляни); 2) пойти (пойди — поди); 3) ехать (езжай — поезжай — едь); 4) положить (положи — положь); 5) лечь (ляжь —ляг); 6) не морщить (не морщи — не морщь); 7) колыхать (колыши — колыхай); 8) обнять (обойми — обними); 9) класть (клади — ложи); 10) покупать (купляй – покупай); 11) ездить (езжай — езди — ехай — ездий); 12) мерить (мери — мерь).

 

11. Сгруппируйте словосочетания: 1) словосочетания, в которых нарушено нормативное употребление глаголов; 2) словосо­четания, в которых не нарушено нормативное употребление глаголов. Исправьте морфологические ошибки.

Клади сюда; езжай домой; я фальшивю; колебается маятник; не порть бумагу; положь на место; прилягте на диван; жгёшь мусор; маха­ешь руками; поклади на стол; ляжь и отдохни; заведываю складом; выздоровеешь ко вторнику; движет в комнате мебель; рыскает по лесу; избегнули неприятностей; он вторгнулся на мою территорию.

 

12. Выберите правильный ответ.

1) Положить (положивший — поклавший); 2) пересохнуть (пересохнувший — пересохший); 3) привести (приведший — привёвший); 4) при­выкнуть (привыкший — привыкнувший); 5) отцвести (отцветший — отцвёвший); 6) мучить (мучивший — мучавший); 7) нагнести (нагнётший — нагнёвший); 8) приобрести (приобрёвший — приобретший); 9) забрести (забредший — забрёвший); 10) приобрести (приобретший — приобрёвший); 11) приплести (приплетший — приплёвший); 12) заклеймить (заклеймён­ный — заклеймлённый; 13) изрешетить (изрешечённый — изрешетённый); 14) обезопасить (обезопасенный — обезопашенный); 15) пронзить (пронзённый — пронжённый); 16) обгрызть (обгрызенный — обгрызанный); 17) спеленать (спелёнутый — спеленанный (спелёнатый).

 

13. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужный падеж, объясните выбор падежа.

1. В каждой группе осталось по (несколько) детей. 2. По (окончание) лекции все собрались уходить. 3. По (прибытие) на конференцию необходимо срочно оформить документы. 4. Хорошей погоды порой ждали по (много) дней. 5. Встречались часто, по (настроение).

 

14. Какой предлог употребить?

По или о? Лекция (физика, археология, творчество Васнецова, вос­стание декабристов); книга (русский фарфор, животный мир Африки); учебник (русский язык, зоология, искусство Востока); беседа (жизнь писателя, поэзия, прочитанное за лето); диспут (искусство, творчество Пикассо); отчет (работа, успеваемость, командировка).

По или для? за? Автомат (продажа газированной воды, размен мо­нет); приз (велогонка, стрельба из лука).

15. В каких словосочетаниях следует употребить пред­лог в, а в каких на?

1) Жить ... районе; 2) первый ... селе работник; 3) поехать ... Украину; 4) отдыхать ... Альпах; 5) событие ... Балканах; 6) остаться ... Закавказье; 7) уехал ... Кавказ; 8) работать ... учреждении; 9) работать ... заводе; 10) дежурить ... избирательном участке; 11) пошли ... концерт; 12) поехал ... оперу; 13) уехать ... Крым; 14) вернуться ... Поволжья; 15) работать .. фирме.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.