- Знать особенности эксплуатации военно-транспортной и специальной авиационной техники. Виды подготовок и ресурсы.
ВРЕМЯ:4 часа (180 минут)
ВИД ЗАНЯТИЯ: групповое занятие
МЕСТО: аудитория
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Мультимидийные средства обучения.
Литература:
1. Правила инженерно авиационного обеспечения государственной авиации Республики Казахстан.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
№
пп
Вопросы занятий
Время (мин)
I
Организация занятия
II
Учебные вопросы:
1. Военно-транспортная авиация.
2. Армейская авиация.
3. Беспилотные летательные аппараты.
4. Воздушные пункты управления и воздушные суда - ретрансляторы.
5. Воздушные суда и самолеты-тренажеры (вертолет-тренажер, планер-тренажер
и другие воздушные суда-тренажеры, их двигатели и оборудование) военного учебного заведения.
6. Пилотажные и комплексные тренажеры.
III
Заключительная часть
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Проверка подготовки студентов к занятию:
Принять доклад дежурного по взводу.
Проверить наличие студентов.
Проверить готовность взвода к занятию.
Объявить тему и учебные цели занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1-й учебный вопрос. Военно-транспортная авиация.
Летные экипажи воздушных судов воинских частей военно-транспортной авиации подготавливаются к длительной работе в отрыве от мест постоянного базирования, самостоятельно выполнять все виды подготовок воздушных судов к полетам, предусмотренные регламентом технического обслуживания, и устранять неисправности.
Распределение работ между членами летного экипажа устанавливается перечнем, утвержденным командиром воинской части.
Тренажи членов летного экипажа по практическому выполнению работ согласно перечню проводятся не реже одного раза в квартал под руководством командира экипажа, если ими в течение этого срока такие работы не выполнялись.
Организация подготовок воздушных судов к полетам и контроль качества выполняемых работ на оперативном аэродроме осуществляются командиром экипажа. Запись о выполнении подготовок воздушного судна к полетам производится членами летного экипажа в журнал подготовки воздушного судна (бортовой карточке).
При массовых перевозках войск, боевой техники и грузов группами воздушных судов воинских частей военно-транспортной авиации с многократной посадкой на одних и тех же аэродромах подготовка воздушных судов к полетам производится передовыми командами (оперативными группами) инженерно-технического состава воинских частей военно-транспортной авиации, выделяемыми на аэродромы посадки по решению руководителя органа управления государственной авиации. На инженерно-технический состав таких передовых команд (оперативных групп) возлагаются задачи по подготовке воздушных судов к полетам независимо от принадлежности воздушных судов авиационным частям военно-транспортной авиации.
Для поддержания исправности и обеспечения автономности работы на оперативных аэродромах воздушные суда оснащаются технической аптечкой, инструментом, средствами наземного обслуживания специального применения, эксплуатационными документациями и запасом специальных масел, жидкостей и газов.
На борту каждого воздушного судна находится эксплуатационная и учетно-отчетная документация, позволяющая проводить силами летного экипажа все виды подготовок воздушного судна к полету, а также подготовку воздушного судна к применению с оперативного аэродрома. Перечень такой документации для каждого типа воздушного судна определяется заместителем командира воинской части по инженерно-авиационной службе.
Техническая аптечка для каждого типа воздушного судна укомплектовывается запасными частями, расходными материалами и инструментом на основе опыта эксплуатации и характера выполняемых заданий.
Техническая аптечка, средства наземного обслуживания специального применения, инструмент и запас специальных масел, жидкостей и газов загружаются в воздушные суда и размещаются в соответствии со схемой, разрабатываемой в воинской части для каждого типа воздушных судов и утверждаемой заместителем командира воинской части по инженерно-авиационной службе. Их размещение не должно препятствовать загрузке воздушных судов при планируемых вариантах боевого применения.
Разрешается допускать воздушное судно к вылету с оперативного аэродрома для завершения полетного задания с возвратом на аэродром постоянного базирования или для возврата на аэродром постоянного базирования без завершения полетного задания с неисправностями и отказами, предусмотренными специальным перечнем в руководстве (инструкции) по летной эксплуатации.
Решение о вылете воздушного судна с неисправностями и отказами, указанными в специальном перечне, принимает командир экипажа после анализа существующих и ожидаемых условий на маршруте полета (метеоусловия, оборудование аэродрома средствами для взлета и посадки и т.п.).
После принятия командиром экипажа решения о вылете воздушного судна с неисправностями летный экипаж воздушного судна должен изолировать (отключить) отказавшее (неисправное) оборудование, выполнить работы, предусмотренные перечнем для обеспечения безопасности полета, и записать в журнал подготовки воздушного судна (бортовой карточке) за подписями командира экипажа и бортового техника (инженера) характер неисправности (отказа), выполненные работы и принимаемое решение.
Целевые осмотры и проверки, а также работы, предусмотренные в парковые дни на воздушных судах, находящихся на задании, выполняются после прибытия воздушных судов на аэродром постоянного базирования.
Оперативная заправка воздушного судна при послеполетной подготовке устанавливается командиром воинской части.
Комплекты десантно-транспортного и санитарного оборудования должны находиться в воздушных судах или на стоянке воздушного судна в контейнерах (стеллажах под чехлами). Разрешается часть такого оборудования хранить на складе авиационно-технической службы воинской части в укомплектованном и исправном состоянии.
За комплектность и исправность десантно-транспортного и санитарного оборудования, хранимого на стоянке воздушного судна, отвечает техник воздушного судна.
За сохранность и своевременную доставку десантно-транспортного и санитарного оборудования, сданного для хранения на склад, отвечает начальник авиационно-технической службы воинской части.
Сохранность и исправность комплектов десантно-транспортного и санитарного оборудования проверяются руководящим инженерно-техническим составом по указанию заместителя командира воинской части по инженерно-авиационной службе не реже одного раза в полугодие.
Десантно-транспортное и санитарное оборудование готовится к применению летным и техническим экипажами воздушных судов. При необходимости для подготовки десантно-транспортного и санитарного оборудования в воинской части могут создаваться специальные расчеты.
Своевременность подготовки десантно-транспортного и санитарного оборудования к применению возлагается на командира экипажа, а за полноту и качество подготовки на бортового техника (инженера).
Порядок хранения групповых средств спасения, устанавливаемых на воздушном судне, определяется командиром воинской части.
Ответственность за исправность систем управления выбросом групповых средств спасения возлагается на специалистов по авиационному вооружению и десантному оборудованию.
Ответственность за состояние и исправность групповых средств спасения, их снаряжение и доставку на воздушное судно возлагается на специалистов парашютно-десантной службы.
Ответственность за своевременное получение групповых средств спасения и установку их на воздушные суда возлагается на командира экипажа.
Организация подготовки воздушного судна, погрузки и выгрузки при перевозке опасных грузов осуществляется в соответствии с правилами воздушной перевозки опасных грузов.
К парашютному десантированию грузов допускаются парашютные платформы с теми вариантами загрузки, которые прошли летные испытания и в результате которых определены диапазоны допустимых полетных масс и скоростей десантирования, разработана инструкция летному экипажу по контролю подготовки указанных систем к применению, погрузке в воздушное судно и десантированию.
Для своевременной и качественной подготовки воздушных судов штабом воинской части доводятся до руководящего инженерно-технического состава сведения о грузах и боевой технике, подлежащих перевозке, с указанием их массы, габаритных размеров и типов шасси.
2-й учебный вопрос. Армейская авиация.
Особенностью работы армейской авиации является организация полетов одиночных или малых групп вертолетов в отрыве от мест постоянного базирования. Летные экипажи вертолетов должны быть подготовлены к длительной автономной работе в отрыве от мест постоянного базирования и самостоятельно выполнять все виды подготовок к полетам в объеме, предусмотренном регламентом технического обслуживания. При этом распределение работ между членами экипажа отрабатывается под руководством заместителя командира воинской части по инженерно-авиационной службе и утверждается командиром воинской части.
Состав технических аптечек, средств наземного обслуживания специального применения и технологической документации для длительной автономной работы одиночных или малых групп вертолетов определяется в зависимости от поставленных задач и утверждается заместителем командира воинской части по инженерно-авиационной службе.
Тренажи членов летного экипажа по практическому выполнению работ в условиях автономного базирования проводятся не реже одного раза в квартал под руководством командира экипажа.
Перечень документации и имущества, находящегося на борту вертолета, а также схема размещения имущества утверждается заместителем командира воинской части по инженерно-авиационной службе.
За правильность загрузки и снаряжения вертолетов, расчета взлетной массы и центровки отвечает командир экипажа. За подготовку специального бортового оборудования (узла связи воздушного пункта управления, средств радиоэлектронной борьбы и т.п.) отвечают соответствующие специалисты из состава экипажа.
При одиночном базировании журнал подготовки вертолета к полету оформляется летным экипажем, разрешение на допуск вертолета к полету дает командир экипажа. Целевые осмотры, работы по плану паркового дня выполняются после возвращения вертолета на аэродром постоянного базирования.
При групповом базировании в отрыве от основного аэродрома подготовка вертолетов осуществляется техническими расчетами с привлечением членов летного экипажа. Каждый технический расчет должен иметь комплект инструментов, приспособлений, запасных частей, расходных материалов по всем специальностям, а также технологическую документацию, обеспечивающую выполнение подготовок к полетам и периодических работ, а также устранение неисправностей в отрыве от основного аэродрома.
Регламентные и ремонтные работы на вертолетах, находящихся в отрыве от аэродромов основного базирования, могут выполняться подвижными (аэромобильными) группами из состава технико-эксплуатационной части с привлечением экипажа.
Порядок размещения, подготовки к применению десантно-транспортного оборудования, а также действия членов экипажей вертолетов при выполнении задач по перевозке личного состава и грузов определяются требованиями пунктов военно-транспортной авиации.
3-й учебный вопрос.Беспилотные летательные аппараты.
На беспилотных летательных аппаратах, поступивших в воинскую часть с завода-изготовителя или складов, выполняется входной контроль в объеме, определенном указанием главного инженера авиации.
Облет беспилотных летательных аппаратов в воинских частях проводится по распоряжению штаба органа управления государственной авиации.
Хранение беспилотных летательных аппаратов может быть длительным или временным.
Длительное хранение осуществляется в гермочехле (в контейнере, на транспортно-заряжающих, транспортных, технологических машинах, транспортировочных и технологических тележках) или в гермоконтейнерах.
Временное хранение осуществляется вне гермочехла с периодическим выполнением предусмотренных эксплуатационной документацией работ. Начальник группы хранения и транспортирования авиационной техники ведет журнал ее учета, хранения и консервации (приложение 37).
В зависимости от объема выполненных работ Беспилотные летательные аппараты могут находиться в следующих технических готовностях:
1) техническая готовность № 1 ‑ на беспилотном летательном аппарате, имеющем запас ресурса, выполнены очередные регламентные работы, предварительная подготовка или подготовка к повторному применению и предполетная подготовка в объеме до плана пуска. Беспилотный летательный аппарат находится на пусковой установке;
2) техническая готовность № 2 ‑ на беспилотном летательном аппарате, имеющем запас ресурса, выполнены очередные регламентные работы, предварительная подготовка или подготовка к повторному применению. Беспилотный летательный аппарат находится на пусковой установке, транспортно-заряжающей, транспортной или технологической машине, технологической тележке или транспортировочной раме;
3) техническая готовность № 3 ‑ на беспилотном летательном аппарате, имеющем запас ресурса, выполнены очередные регламентные работы, беспилотный летательный аппарат расконсервирован или поставлен на временное хранение и находится на пусковой установке, транспортно-заряжающей, транспортной или технологической машине, технологической тележке, транспортировочной раме или в контейнере.
Продолжительность нахождения беспилотного летательного аппарата в технических готовностях № 1, 2, 3 определяется эксплуатационной документацией.
Боеготовым считается беспилотный летательный аппарат, находящийся в технической готовности № 1.
В процессе подготовки к применению на беспилотных летательных аппаратах выполняются предварительная, предполетная, послеполетная подготовки и подготовка к повторному применению. Объем и продолжительность действия каждого вида подготовки определяются регламентом технического обслуживания.
Предварительная подготовка выполняется при подготовке беспилотного летательного аппарата к применению из состояния хранения. Разрешается совмещать выполнение предварительной подготовки с выполнением регламентных работ, при этом повторяющиеся работы выполняются один раз.
По истечению продолжительности действия предварительной подготовки, если беспилотный летательный аппарат не переводится на хранение, на нем выполняется повторная предварительная подготовка.
Предварительная подготовка выполняется на технической или выжидательной позиции с использованием контрольно-проверочного комплекса, наземных автоматизированных средств контроля или контрольно-проверочной аппаратуры стартовых средств.
Предполетная подготовка выполняется перед каждым пуском беспилотного летательного аппарата. По своему содержанию она состоит из двух этапов. Первый этап ‑ работы, выполняемые на выжидательной или стартовой позиции. Второй этап ‑ работы, выполняемые на стартовой позиции непосредственно перед пуском с использованием контрольно-проверочной аппаратуры стартовых средств (предстартовая подготовка). Разрешается заблаговременное выполнение работ по плану пуска в объеме до запуска маршевого двигателя.
Послеполетная подготовка выполняется после полета беспилотного летательного аппарата, если не планируется его повторное применение. Беспилотный летательный аппарат с выполненной послеполетной подготовкой переводится на хранение.
Подготовка к повторному применению выполняется после полета беспилотного летательного аппарата, если планируется его повторное применение или перевод в техническую готовность № 1. Выполняется она на технической или выжидательной позиции с использованием контрольно-проверочного комплекса, наземных автоматизированных средств контроля или контрольно-проверочной аппаратуры стартовых средств.
Разрешается эксплуатировать беспилотный летательный аппарат сверх назначенного (технического) ресурса по их техническому состоянию. Эксплуатация беспилотного летательного аппарата сверх назначенного (технического) ресурса производится при наличии соответствующих разработанных промышленностью и введенных в действие главным инженером авиации бюллетеней или его указаниями.
Приложение 37
к п. 453 Правил инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации Республики Казахстан
ЖУРНАЛ
УЧЕТА ХРАНЕНИЯ И КОНСЕРВАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Начат «___»____________20___г.
Окончен «___»___________20____г.
Особенности ведения журнала
Журнал ведется начальником группы хранения и транспортирования авиационной техники. В разделе 1 ведется учет авиационной техники, поступающей на хранение и консервацию.
В разделе 2 записываются виды работ на авиационной технике, регламентные работы, работы по устранению неисправностей, переконсервация и т.д. В графах 6, 7, 8 записываются фактические трудозатраты.
В раздел 3 ежедневно записываются температура и влажность в складских помещениях. В конце каждого месяца определяются среднемесячная температура и влажность помещений. Время замера температуры и влажности определяется эксплуатационной документацией. При хранении авиационной техники вне складских помещений, раздел 3 не ведется.
Содержание
Стр.
1. Учет авиационной техники, поступившей на хранение и консервацию
2. Учет выполняемых работ
3. Режим складских помещений
1. Учет авиационной техники, поступившей на хранение и консервацию
№ п/п
Тип, номер, дата выпуска
Вид хранения, консервации
Дата поступления на консервацию, хранение, номер приказа
Дата снятия с консервации, хранения, номер приказа
Виды работ на авиационной технике, неисправности, выявленные при выполнении работ, израсходованные материалы и детали
Исполнитель работ (подпись)
Фактические трудозатраты
на (чел-ч)
Прим.
Выполнение
Устранение неисправностей
Всего
3. Режим складских помещений
Время, ч
Показатель
______________________ 20__г.
(месяц)
Температура
Влажность
Среднемесячные: температура ____________________
влажность______________________
4-й учебный вопрос. Воздушные пункты управления и воздушные суда - ретрансляторы.
Техническая эксплуатация средств управления и связи, входящих в состав бортовых узлов связи на воздушных судах (воздушные пункты управления, ретрансляторы), организуется и проводится расчетами бортовых узлов связи и специалистами инженерно-технического состава воинской части, в соответствии с настоящими Правилами, Руководством по техническому обеспечению связи, автоматизированных систем управления и радиотехнического обеспечения органа управления государственной авиации и другими руководящими документами.
На средствах управления и связи, входящих в состав бортовых узлов связи на воздушных судах, различные виды подготовок, регламентных работ, контроля технического состояния, а также другие работы по техническому обслуживанию проводятся в сроки, предусмотренные единым регламентом технического обслуживания основного объекта.
Ответственность за постоянную готовность средств управления и связи бортового узла связи к применению по назначению возлагаются на начальника бортового узла связи.
Все виды подготовок средств управления и связи к полетам выполняются расчетами бортовых узлов связи совместно со штатной группой инженерно-технического состава.
Периодические виды технического обслуживания (регламентные работы и др.) и войсковой ремонт выполняются инженерно-техническим составом воинской части, расчетами бортовых узлов связи с участием специалистов подразделений связи и радиотехнического обеспечения (выделяемых по заявкам воинской части, руководителем войск связи и радиотехнического обеспечения органа управления государственной авиации). При этом монтажно-демонтажные, регулировочные, настроечные работы на несъемном оборудовании выполняются специалистами бортовых узлов связи.
Руководитель войск связи и радиотехнического обеспечения органа управления государственной авиации участвует в обеспечении организации ремонта и проведения регламентных работ средств управления и связи общего применения бортовых узлов связи (выполняемых на базе технико-эксплуатационной части воинской части (авиационной технической базы)) путем выделения специалистов связи и радиотехнического обеспечения, а также необходимого технологического оборудования и контрольно-проверочной аппаратуры по заявкам воинской части.
За инженерно-техническую подготовку специалистов бортовых узлов связи и проведение тренажей на авиационной технике отвечают начальник связи и инженер воинской части по радиоэлектронному оборудованию.
Ввод ключевой информации в аппаратуру закрытой связи и перестройку систем радиосвязи, входящих в состав бортовых узлов связи, осуществляют специалисты бортовых узлов связи.
При планировании капитально-восстановительного ремонта воздушных пунктов управления Руководитель войск связи и радиотехнического обеспечения органа управления государственной авиации обеспечивает воинскую часть нарядами на ремонт средств управления и связи.
Перед отправкой основного объекта в капитальный ремонт аппаратура средств управления и связи демонтируется специалистами бортового узла связи и специалистами инженерно-авиационной службы и направляется в ремонт на предприятия порядком, установленным руководящими документами по техническому обеспечению связи, автоматизированных систем управления и радиотехнического обеспечения органа управления государственной авиации. На нарядах делается пометка: «Изделие эксплуатируется на воздушном судне».
Снабжение бортовых узлов связи, обслуживающих их подразделений инженерно-технического состава средствами управления и связи, запасным имуществом, специальной контрольно-проверочной аппаратуры и технологическим оборудованием к ним осуществляется в соответствии с Руководством по снабжению техникой связи и автоматизированными системами управления общего применения.
5-й учебный вопрос.Воздушные суда и самолеты-тренажеры (вертолет-тренажер, планер-тренажер и другие воздушные суда-тренажеры, их двигатели и оборудование) военного учебного заведения.
Эксплуатация воздушных судов, самолетов-тренажеров (вертолетов-тренажеров) в учебных воинских частях и в военном учебном заведении организуется в соответствии с требованиями настоящих Правил, действующей эксплуатационной документации, а также в соответствии с указаниями и распоряжениями главного инженера авиации.
К самолетам-тренажерам относятся списанные с летной эксплуатации воздушные суда, используемые в учебных целях на земле в объеме руководств по летной и технической эксплуатации с учетом конкретных задач обучения. Полеты на самолетах-тренажерах запрещаются.
В учебных воинских частях и военном учебном заведении разрешается закреплять одно воздушное судно за двумя техниками (бортовыми техниками) воздушного судна, три самолета-тренажера ‑ за одним инструктором практического обучения.
При организации полетов в учебных воинских частях инженерно-технический состав каждой учебной авиационной эскадрильи обеспечивает одну смену полетов.
При необходимости повышения интенсивности эксплуатации парка воздушных судов может быть организовано посменное обеспечение полетов на базе одной или нескольких учебных авиационных эскадрилий. В этом случае для полетов в обе смены летного дня используются в основном одни и те же воздушные суда, меняется только инженерно-технический состав.
Привлечение одного инженерно-технического состава для обеспечения полетов в две смены запрещается.
Для обеспечения посменных полетов приказом по воинской части за каждым техником воздушного судна закрепляется пара воздушных судов (свой самолет и воздушное судно техника-напарника) или одно воздушное судно за двумя техниками (бортовыми техниками) воздушного судна.
Из инженерно-технического состава учебных авиационных эскадрилий, участвующих в посменных полетах, формируются смены инженерно-технического состава. Старшими смен назначаются заместители командиров учебных авиационных эскадрилий по инженерно-авиационной службе.
В дни посменных полетов каждая смена перед началом полетов в свою смену проверяет состояние выделенных на полеты воздушных судов по записям в журнале подготовки воздушного судна к полетам и выполняет на них предполетную подготовку.
Контроль качества выполнения подготовок воздушных судов к полетам, в том числе и других авиационных эскадрилий, осуществляет руководящий инженерно-технический состав смены в объеме своих должностных обязанностей.
После окончания полетов каждой смены выполняется послеполетная подготовка. При перерывах в полетах менее трех часов разрешается производить передачу смен в процессе совместной подготовки воздушного судна к повторному полету специалистами обеих смен. При этом послеполетная и предполетная подготовки на воздушном судне не выполняются.
Очередность работы смен инженерно-технического состава устанавливается заместителем командира воинской части по инженерно-авиационной службе.
В дни предварительной подготовки, в дни работы на авиационной технике, в парковые дни инженерно-технический состав каждой учебной авиационной эскадрильи выполняет работы на своих воздушных судах. При этом на воздушных судах, закрепленных за двумя техниками (бортовыми техниками) воздушного судна, работы выполняются одним или двумя техниками, один из которых назначается старшим. Техники воздушного судна, за которыми закреплены два воздушных судна (свое воздушное судно и воздушное судно техника-напарника), выполняют работы только на одном своем воздушном судне.
Постановка на учет самолетов-тренажеров и допуск их к эксплуатации производятся приказом по военному учебному заведению на основании акта проверки готовности самолетов-тренажеров к использованию в учебном процессе в соответствии с программой обучения.
К эксплуатации допускаются самолеты-тренажеры, на которых:
1) двигатели и оборудование находятся в исправном состоянии;
2) силовые элементы конструкции планера обеспечивают безопасную эксплуатацию на земле;
3) шасси стопорятся в выпущенном положении дополнительными стопорными устройствами;
4) центровка самолета-тренажера исключает возможность его опрокидывания, в том числе и при выполнении на нем работ, при необходимости центровка самолета-тренажера может быть изменена установкой дополнительных грузов;
5) установлены устройства, исключающие возможность взлета, непреднамеренного запуска двигателей, руления, сброса подвесок, топливных баков, фонарей, которые могут угрожать безопасности личного состава и привести к повреждению авиационной техники;
6) сняты и заменены учебными образцами (макетами) авиационные средства поражения и пиротехнические средства, исключение составляют пиротехнические средства, обеспечивающие работоспособность систем пожаротушения на земле.
Эксплуатация самолетов-тренажеров, их двигателей и оборудования проводится по состоянию в следующих пределах:
1) самолеты-тренажеры ‑ до истечения назначенных сроков службы, установленных для данных типов воздушных судов (самолетов-тренажеров);
2) авиационные двигатели и воздушные винты ‑ в пределах, установленных для них межремонтных и назначенных ресурсов (сроков службы); в расход их ресурса засчитывается 80 процентов работы в составе самолета-тренажера;
3) оборудование самолетов-тренажеров ‑ в пределах сроков службы самолетов-тренажеров, за исключением баллонов, пиропатронов, аккумуляторов и другого оборудования, влияющего на безопасность обучения, которые эксплуатировать в пределах установленных для них сроков проверки (замены), межремонтных и назначенных ресурсов и сроков службы.
Перечень агрегатов с ограниченным ресурсом и сроком службы определяется для каждого самолета-тренажера с учетом его целевого использования и утверждается начальником военного учебного заведения.
После выработки авиационными двигателями, воздушными винтами и оборудованием самолетов-тренажеров, установленных для них межремонтных ресурсов и сроков службы они подлежат отправке в ремонт в установленном порядке или используются для совершенствования учебно-материальной базы ‑ по решению главного инженера авиации.
На каждый самолет-тренажер разрабатывается руководство по эксплуатации, утверждаемое начальником военного учебного заведения. В нем излагаются:
1) назначение самолета - тренажера;
2) особенности конструкции и эксплуатации;
3) требования по мерам безопасности и меры по исключению возникновения пожара;
4) перечень учебных задач, которые можно решать на данном самолете-тренажере, и порядок (технология) их выполнения.
Выполнение работ на самолетах-тренажерах проводится исходя из условий обеспечения безопасного и качественного обучения личного состава.
Восстановление работоспособности самолетов-тренажеров, контроль технического состояния и другие работы проводятся силами и средствами военного учебного заведения с привлечением при необходимости представителей авиационных ремонтных заводов, других воинских частей.
На двигателях, которые используются для обучения личного состава процессу опробования, работы по бюллетеням завода изготовителя выполняются в обязательном порядке в соответствии с условиями, изложенными в бюллетенях или указаниях главного инженера авиации.
6-й учебный вопрос.Пилотажные и комплексные тренажеры.
К пилотажным и комплексным неспециализированным тренажерам относятся тренажеры, обеспечивающие наземное обучение летных экипажей технике пилотирования, навигации, боевому применению и контроль за их действиями при выполнении комплекса задач, решаемых на борту воздушного судна на всех этапах полета и в аварийных ситуациях.
В состав тренажеров входят электронные, радиотехнические, электрические, телевизионные, пневмогидравлические устройства, системы имитации, цифровые и аналоговые вычислительные машины и устройства, специальные источники и преобразователи электрической энергии.
Пилотажные и комплексные тренажеры устанавливаются в специальных зданиях (помещениях), удовлетворяющих требованиям эксплуатационной документации. Ответственность за разработку технической документации, подготовку помещений для размещения пилотажных и комплексных тренажеров в соответствии с требованиями нормативной документации возлагается на заместителя командира воинской части по инженерно-авиационной службе.
Распаковка, расконсервация, размещение, монтаж оборудования тренажеров, проведение пусконаладочных и регулировочных работ проводятся представителями завода изготовителя с участием и под контролем инженерно-технического состава воинской части.
Приемку тренажера в эксплуатацию проводит комиссия, в состав которой включается инженерно-технический состав, а также летный состав (экипаж), имеющий опыт летной работы на воздушных судах, для которого предназначен тренажер.
В процессе приемки тренажера проверяется его комплектность, оцениваются работоспособность всех систем и оборудования, соответствие характеристик тренажера требованиям технических условий, изложенных в протоколе приемо-сдаточных испытаний.
Тренажер считается принятым в эксплуатацию после утверждения двустороннего акта командиром воинской части.
Каждый тренажер приказом по воинской части закрепляется за начальником группы обслуживания и регламента тренажной аппаратуры.
Техническая эксплуатация пилотажного или комплексного тренажера осуществляется штатной группой обслуживания и регламента.
Подготовка тренажера к «полетам» осуществляется только при наличии плановой таблицы тренировки летного состава.
Ответственность за техническое состояние и организацию эксплуатации пилотажных комплексных тренажеров летных экипажей возлагается на начальника группы обслуживания и регламента или инженера воинской части по авиационному оборудованию.
Ответственность за техническое состояние и организацию эксплуатации специализированных тренажеров возлагается на специалистов по системам, работу которых воспроизводят эти тренажеры.
Эксплуатация тренажеров летным составом разрешается в плановом порядке только под руководством инструкторов из лиц летного состава, определенных приказом командира воинской части.
В отсутствие специалистов группы обслуживания тренажера любые занятия и работы на тренажере запрещаются.
Обучение и самообучение технике пилотирования, навигации и боевому применению на тренажерах лиц инженерно-технического состава запрещаются.
После выполнения каждого вида регламентных работ тренажер проверяется на работоспособность по программе, приведенной в эксплуатационной документации. После выполнения 1000-часовых (годовых) регламентных работ и среднего ремонта характеристики тренажера проверяются на соответствие требованиям технических условий в объеме и по методике приемо-сдаточных испытаний, приведенной в формуляре тренажера.
Контрольные упражнения и комплексные «облеты» при этом выполняются членами летного экипажа.
Расход ресурса тренажера и отдельных его систем (имитаторов) отсчитывается по счетчикам с момента их приемки группой обслуживания от представителей завода изготовителя или авиационных ремонтных заводов. Для систем (имитаторов), не имеющих счетчиков, в расход ресурса засчитывается все время работы после включения электропитания.
Воинские части представляют раз в полугодие (по состоянию на 1 января и на 1 июля каждого года) отчеты о пономерном наличии, состоянии и использовании наземных пилотажных и комплексных тренажеров летчика, согласно установленным формам (приложение 38).
Приложение 38
к п. 498 Правил инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации Республики Казахстан
Отчет
о пономерном наличии, состоянии и использовании наземных пилотажных и комплексных тренажеров летчика
в ___________________________________________________________________
(наименование воинской части, органа управления государственной авиации) на «____»__________________20___г.
№ п/п
Тип и модификация тренажера, заводской номер
Название аэродрома, где установлен тренажер
Дата (месяц, год)
Исправность тренажера
Профилактический ремонт
Налет (наработка), ч
Количество неисправностей
Время простоя, дни
Трудозатраты на выполнение регламентных работ, чел-ч
Выпуска тренажера
Поступления в воинскую часть
Ввода в эксплуатацию
Количество проведенных ремонтов/дата последнего
Планируемая дата очередного ремонта(год, квартал)
Заказ (получение) ЗИП для ремонта
С начала эксплуатации
После последнего ремонта
За отчетный период
За календарный год
С начала эксплуатации
За отчетный период
На плановое техническое обслуживание
На устранение неисправностей
В ожидании представителей промышленности
всего
250-часовых
500-часовых
1000-часовых
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Подвести итоги занятия, сделать вывод по достижению цели занятия.
2. Ответить на вопросы студентов.
3.Дать задание на самоподготовку.
ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:
1. Правила инженерно авиационного обеспечения государственной авиации Республики Казахстан. Раздел 5. Гл. 1, 2, 3, 4, 5, 7.