Качественно-количественная оценка психического развития детей раннего возраста
Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни.
(Разработаны проф. Н.М.Аксариной, доц. К.Л.Печорой в 1978г)
Возраст
Понимание речи
Активная речь
Сенсорное развитие
Игра и действия с предметами
Движения
Навыки
1 год 1 мес
Запас понимаемых слов быстро расширяется.
Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.
Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.
Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень)
Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)
Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
1 год 4 мес. –
1 год 6 мес.
Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи
Словами, облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина»), называет предметы и действия в мосент сильной заинтересованности.
Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)
Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия
Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1 год
7 мес –
1 год 9 месяцев
Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого
Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями
Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.
Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома»
Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см)
Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку).
1год 10 мес. – 2 года
Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка
При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения
Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета
Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)
Перешагивает через препятствия чередующимся шагом
Частично надевает одежду (ботинки, шапку)
Приложение № 4б.
Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни.
(Разработаны Н.М.Аксариной, Г.В. Пантюхиной)
Возраст
Активная речь
Сенсорное развитие
Игра
Конструк-тивная деятель-ность
Изобра-зитель-
ная деятель-ность
Навыки
Движения
Грамма-
тика
вопросы
Воспроизве-дение формы
Воспро-
изведение
цвета
одевания
кормления
2 года – 2 года 6 мес.
Говорит многословными предложениями (более 3 слов)
Появляются вопросы: где? куда?
Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале
Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов
Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовате-
льность действий (2-3)
Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их
-
Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки
Ест аккуратно
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую на 20-28 см
2 года 6 мес – 3 года
Начинает употреблять сложные придаточные предложения
Появляются вопросы: почему?
Когда?
В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению
Называет 4 основных цвета
Появляются элементы ролевой игры
Появляются сложные сюжетные постройки
С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их
Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого
Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см
Приложение № 5.
Качественно-количественная оценка психического развития детей раннего возраста
(Разработана К.Л.Печорой)
Нормальное распределение детей по группам развития
Пограничное состояние
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Дети с опережением в развитии:
на 2 эпикризных срока (высокое развитие);
на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие.
Дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное развитие): часть линий выше нормы на 1, часть на 2 эпикризных срока.
Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют календарному возрасту) ребенка)
Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок:
I степень – на 1 – 2 линии;
II степень – на 3 – 4 линии;
III степень – на 5 – 7 линий.
Дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть линий выше нормы, часть ниже на 1 эпикризный срок)
Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока:
I степень – на 1-2 линии;
II степень – на 3 – 4 линии;
III степень – на 5 – 7 линий.
Дети с нетипичным, нижнегармоничным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризный срок, часть – на 2 эпикризных срока)
Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока.
Приложение № 6.
Качественно-количественная оценка психического развития детей раннего возраста. МДОУ № ______Дата ___________