Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. Декан филологического факультета



Декан филологического факультета

___________ Хромова И. А.

Подпись Ф И О

«___»__________2010 г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Русская литература первой трети XIX века

Направление (специальность) 021700 Филология

(021701 Русский язык и литература)

 

Кафедра: русской словесности и культурологии

 

Факультет: филологический

 

 
 
ПРИНЯТО КАФЕДРОЙ Протокол №__ от «___»_____________2010 г. Зав. кафедрой О. А. Павловская  

 

 


Иваново 2010

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

 

Декан филологического факультета

_____________ Хромова И.А.

«____» ______________ 2010 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Русская литература первой трети XIX века

наименование дисциплины

Направление (специальность) 021700 – Филология

код, наименование

 

Факультет:филологический

 

Курс 2 Семестр 4

 

Кафедра: русской словесности и культурологии

 

 

Общая трудоёмкость дисциплины 116 часов (по ГОС)

в том числе (часов по учебному плану очной формы обучения)

Лекции 34

Практические занятия 16

Лабораторные занятия 6

Самостоятельная работа 58

 

 

Рассмотрена на заседании кафедры «___» _________2010 г.

Зав. кафедрой О. А. Павловская

 

ПРИНЯТО

Ученым советом факультета

Протокол № __ от «___»_____________2010 г.

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Русская литература первой трети XIX века

 

1.Объяснительная записка

Первая треть XIX – особый период в истории русской литературы, получивший наименование литературы классической. В это время русская литература являет высшие достижения национального гения. Глубоко самобытная, неповторимая в лице своих выдающихся создателей, она ставит такие проблемы и достигает такого художественного уровня, которые станут точкой отсчета и эстетическим ориентиром для последующих поколений русских писателей. Понятно, что ее изучение оказывается незаменимой школой при постижении словесного творчества, накладывает особую ответственность как на преподавателя, так и на студентов.

Цель курса заключается в том, чтобы показать своеобразие русской литературы первой трети XIX века, ее содержательный потенциал и эстетическое совершенство, богатство творческих индивидуальностей ее создателей.

Соответственно ставятся задачи:

1) выявить оригинальность русской литературы изучаемого этапа на фоне предшествующей русской и современной зарубежной литературы;

2) показать общие тенденции в литературном процессе первой трети XIX века;

3) раскрыть соотношение общих тенденций с индивидуальными творческими поисками авторов;

4) показать содержательную глубину лаконизма литературных произведений первой трети XIX века, пути ее достижения;

5) ввести студентов в круг основных проблем, связанных с изучением литературы первой трети XIX века.

В основу рабочей программы положены: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (Специальность 021700 – Филология. Квалификация – Филолог, преподаватель. М., 2000), «Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», утвержденное приказом Министерства России от 25.03. 2003 г. № 1155,Положение об итоговой государственной аттестации выпускников Ивановского государственного университета (Сборник нормативных актов и документов Ивановского государственного университета. Часть 1. Обучающиеся и учебный процесс. Иваново. 2004).

При ее подготовке использованы программа по «Истории русской литературы», подготовленная кафедрой истории русской литературы МГУ (Издательство МГУ, 2001), а также учебно-методическое пособие А. И. Лагунова «История русской литературы XIX в. (первая половина)» (Харьков, 2007). Привлекались материалы и конкретные разработки из Рабочей программы для студентов II курса филологического факультета ИвГУ, составленной профессором П. М. Тамаевым.

 

2.Содержание учебного материала

 

2.1. Разделы курса

Раздел 1.Введение.Литературное движение 1800 – 1840-х гг. (общая характеристика).

Раздел 2. Литературное движение 1800 – 1825-х гг.

Раздел 3.Литературное движение 1825 – 1842 гг.

 

Раздел 4.Творчество А. С. Пушкина

Раздел 5. Поэты пушкинской поры

 

Раздел 6.Творчество М. Ю. Лермонтова

 

Раздел 7.Творчество А. В. Кольцова

Раздел 8.Творчество Н. В. Гоголя

 

2.2. Краткое содержание разделов

Раздел 1.Введение.Литературное движение 1800 – 1840-х гг. (общая характеристика)

Тема 1.1. Своеобразие русской литературы 1800 – 1840-х гг. Емкость и универсальность созданных ею художественных образов. Факторы, определившие развитие литературы рассматриваемого этапа. Соотношение «уходящих» и нарождающихся литературных направлений и течений. Доминантные линии движения литературы от первых десятилетий к началу сороковых годов. Разнообразие творческих индивидуальностей.

Особенности работы над курсом.

Раздел 2. Литературное движение 1800 – 1825-х гг.

Тема 2.1. Становление и утверждение русского романтизма. Исторические, социальные, философские, эстетические основы романтизма. Романтическое мироощущение и романтическое двоемирие. Своеобразие русского романтизма в сравнении с западноевропейским. Течения внутри русского романтизма.

Тема 2.2. Творчество В.А.Жуковского. Своеобразие психологического романтизма Жуковского. Жанровый диапазон его творчества. Элегия и элегическое начало в поэзии Жуковского. Балладное творчество поэта.

Тема 2.3. Творчество К.Н. Батюшкова. Становление эстетической системы Батюшкова Вопрос о художественном методе поэта. Антологическая поэзия Батюшкова и вопрос об эволюции его творчества. Поздний Батюшков.

Тема 2.4.Гражданский романтизм декабристов. Поэзия К. Ф. Рылеева.

Тема 2.5.Басенное творчество И.А. Крылова. «Народная точка зрения» как этический и эстетический ориентир баснописца. Проблема творческого метода Крылова, его новаторство на фоне современников и предшественников.

Тема 2.6. А.С. Грибоедов. Художественный мир комедии «Горе от ума».

Раздел 3.Литературное движение 1825 – 1842 гг.

Тема 3.1. Литературное движение 1825 – 1842 гг. Новые тенденции.

Новые формы общественной и духовной деятельности: от тайных обществ и политики – к философским кружкам («любомудры»). Влияние немецкой идеалистической философии (Шеллинг, Гегель) на русскую интеллигенцию 1830– 40-х гг. Кате­гории «историзма» и «народности» в философии и культуре. Культурная роль Московского университета. Кружки Станкевича и Герцена. Проникновение идей утопического социализма. «Философические письма» П.Я. Чаадаева и их влияние на общественную и духовную жизнь 1830–40-х гг. За­падники и славянофилы.

Судьбы романтизма. «Величавый романтизм» как официозное искусство (Н.В. Кукольник). Изменение культур­ной среды и зарождение «массовой» литературы (Ф.В. Булгарин, О.С. Сенковский). Литература как отрасль промышленности. Пре­обладание прозы над поэзией. Реалистическое творчество.

Раздел 4.Творчество А. С. Пушкина. Проблема периодизации пушкинского творчества. Лирика Пушкина в движении ее тем и творческих принципов. «Борис Годунов» как историческая трагедия нового типа в русской литературе; «Евгений Онегин» – «роман в стихах». Творчество Пушкина тридцатых годов («Повести Белкина», маленькие трагедии, сказки, «Капитанская дочка»).

Раздел 5.Поэты пушкинской поры (А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский и др.).

Раздел 6.Творчество М.Ю. Лермонтова. Ранний Лермонтов: лирика и поэмы. Зрелый Лермонтов. Основные мотивы, жанры, стиль его творчества 1837 – 1841 годов. Драма «Маскарад». Проза Лермонтова. «Герой нашего времени» как философско-психологический роман.

Раздел 7.Творчество А. В. Кольцова, его своеобразие.

Раздел 8.Творчество Н. В. Гоголя. Сборники Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород» (движение метода). Петербургские повести. Гоголевская драматургия. Комедия «Ревизор». Поэма «Мертвые души», ее художественное своеобразие. Творческие и мировоззренческие проблемы Гоголя при реализации замысла «Мертвых душ». «Выбранные места из переписки с друзьями» – итог творческого пути писателя.

 

3. Тематическое планирование (по дневной форме обучения)

 

№ п/п Наименование разделов, тем Всего часов (общая трудо-емкость) Аудиторные занятия Самостоя-тельная работа
лекции Семинарские и практич. зан. лаборат. работы
1.   Литературное движение 1800–1840-х годов (общая характеристика).            
2. . Литературное движение 1800–1825-годов: романтизм как литературное направление, течения внутри романтизма. Романтизм В.А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, поэтов-декабристов. Творчество И. А. Крылова и А. С. Грибоедова.                
3. Литературное движение 1825– 1842 годов. Новые тенденции          
4.   Творчество А. С. Пушкина          
5.     Творчество поэтов пушкинской поры (А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский и др.).              
6. Творчество М. Ю. Лермонтова          
7. Творчество А. В. Кольцова            
8. Творчество Н. В. Гоголя.          
  Итого

 

4. Формы и содержание промежуточного, текущего и итогового контроля

 

Текущий контроль осуществляетсяна практических занятиях, лекциях, консультациях, индивидуальных занятиях.

Работа над курсом завершается экзаменом.

С целью промежуточного контроля проводятся:

I. Коллоквиум (в первой декаде марта) на тему

Поэты пушкинской поры

План коллоквиума

1. Сущность и границы явления, терминологическая разноголосица в его именовании: «поэты пушкинской поры», «поэты пушкинского круга», «поэты пушкинской плеяды». Какому из терминов следует отдать предпочтение? На основании каких эстетических критериев мы относим разных поэтов к «пушкинской поре» русской поэзии?

2. Художественная индивидуальность поэтов пушкинской поры (Д. Давыдов, П. Вяземский, Н. Языков, А. Дельвиг, Е. Баратынский). Подготовьте рефераты, раскрывающие особенности творческой индивидуальности поэтов (их основных тем и образной системы, ведущих жанров, стиля), общее и различное с поэтикой Пушкина. На занятии заслушиваются короткие устные сообщения, основанные на текстах рефератов. Сообщение должно включать чтение и анализ одного из наиболее характерных стихотворений избранного Вами поэта. Индивидуальное выступление может быть заменено литературно-художественной композицией, подготовленной микрогруппой или всей группой студентов.

Литература

Тексты:

Тексты и основные издания см. в соответствующих разделах программы

Критическая и научная литература

1. Пушкин А.С. Стихотворения Баратынского // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М.;Л., 1951 Т. 7.

2. Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.

3. Коровин В. И. Поэты пушкинской поры. М., 1980.

4. История русской поэзии: В 2 т. М., 1967 Т. 1. Гл. 5.

5. Рождественский В. В созвездии Пушкина. М., 1972.

6. Кошелев В. А. Четыре портрета из пушкинской плеяды. Псков, 1996.

7. Вацуро В. Э. Пушкинская пора. СПб., 2000.

Примечание.Каждый студент избирает для реферата одного из названныхпоэтов. Текст реферата, написанный с опорой на названную литературу, сдается на проверку.

II. Лектура по прозе и поэзии первой трети ХIХ века (проводится в третьей декаде апреля. Каждому студенту предлагаются отдельные «вопросники», включающие тесты и задания, которые ориентированы на знание и понимание текстов художественных произведений)

Примерная структура индивидуальных вариантов, включающих тесты и задания:

1. Кто автор поэмы «Войнаровский»

а) А. С. Хомяков

б) К. Ф. Рылеев

в) А. А. Дельвиг

 

2. Гомозейко – это персонаж

а) Н. В. Гоголя

б) В. Ф. Одоевского

в) А. С. Пушкина

 

3. Свидетелями какого события стали журавли в балладе Жуковского «Ивиковы журавли:

а) убийства;

б) веселого пира;

в) чествования победителя рыцарского турнира.

 

4. Образы элегии Батюшкова «На развалинах замка Швеции»: «Одена храбрый внук»; «И Гела день и ночь в Валкалу провожает ... »; «Там скальды пели брань» рождены под влиянием творчества:

а) Гомера;

б) Вергилия;

в) Оссиана.

 

5. О каком герое стихотворения Жуковского идет речь в следующих строках: «Он долго по свету за счастьем бродил – / Но счастье, как тень убегало»:

а) Одиссей;

б) Эсхин;

в) Ивик.

 

6. Кто каждую ночь стучится в окно к герою баллады А. Пушкина «Утопленник»:

а) русалка;

б) женщина;

в) мертвец.

 

7. Как звали героиню повести Пушкина «Метель»

а) Анна;

б) Татьяна;

в) Марья.

 

8. Единственный свидетель» тайного свидания влюбленных в балладе Жуковского «Эолова арфа»: а) ветвистый дуб; б) белая береза; в) могучая сосна?

 

9. Приложите к ответам творческую письменную работу (тематику письменных работ см. в следующем разделе программы).

III. В течение семестра, кроме реферата, который должен быть подготовлен к моменту проведения коллоквиума «Поэты пушкинской поры»), студенты должны представитьтворческую письменную работу (к моменту проведения лектуры).

Тематика письменных работ(каждый студент выбирает свою, отличную от других тему)

1. «Невыразимое». Эстетическая программа Жуковского и пути ее художественного воплощения.

2. Авторский взгляд на жизненные ценности в стихотворении Жуковского «Теон и Эсхин».

3. Своеобразие романтического стиля Жуковского (на примере элегий «Вечер» и «Славянка).

4. Жанровое своеобразие баллад Жуковского («Людмила», «Светлана»).

5. «Русскость» баллад Катенина.

6. Стихотворение В. А. Жуковского «Лалла Рук»: проблематика, стиль.

7. Опыт «домашней поэзии»: «Мои пенаты» Батюшкова

8. Своеобразие жанра элегии Батюшкова («На развалинах замка Швеции», «Умирающий Тасс»)

9. Особенности Крылова-баснописца на фоне его предшественников («Ворона и Лисица» И. А. Крылова и «Ворона и Лиса» А. П. Сумарокова).

10. Принцип индивидуализации речи героев и его выражение в монологах и диалогах комедии «Горе от ума» (на материале двух-трех монологов и диалогов)

11. Образ Репетилова в сюжете комедии «Горе от ума»

12. Общественный идеал и способы его художественного воплощения в стихотворении Рылеева «Я ль буду в роковое время…»

13. Художественная концепция декабристской поэмы (на примере поэмы Рылеева «Войнаровский»).

14. Любовная лирика молодого Пушкина (на примере трех-четырех стихотворений).

15. Идиллические мотивы в поэме Пушкина «Руслан и Людмила».

16. Структура романтического конфликта и его особенности в поэмах Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы».

17. Образ Самозванца в трагедии Пушкина «Борис Годунов».

18. Смысл поэтического диалога Пушкина с митрополитом Филаретом.

19. В чем поэтическое обаяние стихотворения Пушкина «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…» ?

20. Жанровое своеобразие сказок Пушкина («Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке»).

21. В чем сходство и различия между автором и Онегиным?

22. Что общего и различного в мировосприятии Ленского и Татьяны?

23. Проблематика и поэтика повести Пушкина «Метель».

24. Авторское отношение к Сильвио (по повести Пушкина «Выстрел»)

25. Тема преступления и наказания в «Моцарте и Сальери» Пушкина.

26. Мой диалог с Мариной Цветаевой в оценке Пугачева и Гринева (эссе Цветаевой «Мой Пушкин» и его оценка).

27. Пугачев и пугачевщина в «Истории пугачевского бунта».

28. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкина и «Памятник» Державина: сопоставительный анализ.

29. Творческая индивидуальность Е. Баратынского (показать на примере трех-четырех стихотворений).

30. Светская повесть 1830-х годов (А. Бестужев-Марлинский, В. Одоевский).

31. Фантастическая повесть 1830- годов (А. Погорельский, В. Одоевский).

32. Особенности лермонтовской любовной лирики (показать на примере трех-четырех стихотворений).

33. Образ Наполеона в стихотворениях Лермонтова.

34. Смысл финала в поэме Лермонтова «Мцыри»: скепсис или апофеоз?

35. Тема преступления и наказания в драме Лермонтова «Маскарад».

36. Человек своего времени в стихотворениях Лермонтова «Монолог» и «Дума».

37. Печорин как тип русского скитальца.

38. Печорин и Вернер.

39. Развитие мотивов лирики М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени»

40. Тема преступления и наказания в рассказе Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»

41. Комизм, средства его создания в повести Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка».

42. «Баллада, в которой описывается, как старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди» Жуковского и «Вий» Гоголя (сопоставительный анализ).

43. Женская красота в повести Гоголя «Вий»

44. Поляки в повести Гоголя «Тарас Бульба»

45. «Тарас Бульба» Гоголя и его киноэкранизация В. Бортко

46. Инфернальное в гоголевском Хлестакове

47. Почему «Мертвые души» названы Гоголем поэмой?

48. Почему Маниловы назвали детей Алкид и Фемистоклюс?

49. Статья Гоголя «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность»

50. Прав ли В. В. Розанов в своих оценках Гоголя?

 

 

IV. Отчеты по чтению наизусть (принимаются на индивидуальных встречах преподавателя и студентов не позднее 20 мая)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.