Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Последующее развитие нервной системы

Развитие нервной системы

Период новорожденности

 

Еще за 3 месяца до нормального срока рождения нервная система плода в достаточной мере развита, чтобы обеспечить функционирование организма в условиях внутриутробного существования. Сформированы все отделы мозга, включая кору больших полушарий. Афферентные и эфферентные нервные волокна соединяют центральную нервную систему со всеми органами тела.

С первого же дня жизни ребенка имеются защитные и ориентировочные рефлексы на болевые, световые, звуковые и другие раздражения. Однако эти реакции плохо координированы, медленно протекают и легко распространяются на большое количество мышц. Очень часто они проявляются в усилении общей двигательной активности. Это показывает, что возбуждение легко иррадиирует, т.е. распространяется с одного участка мозга на другие.

Так же легко и быстро наступает и торможение в нервной системе. Так прикосновение к губам новорожденного вызывает рефлекторные сосательные движения, что ведет к понижению общей возбудимости и прекращению двигательной активности. Такое состояние торможения двигательных центров мозга сохраняется не только во время сосания груди, но и в период сытости, что способствует наступлению сна.

Известны случаи недоразвития и даже полного отсутствия больших полушарий. Дети, рождающиеся с таким тяжелым дефектом, часто умирают в первые же годы жизни. Их поведение сходно с поведением нормального ребенка, в период новорожденности. Это дает основание полагать, что в первые дни жизни реакции организма осуществляются без участия коры больших полушарий и подкорковых ядер. Однако клетки коры новорожденного приходят в состояние возбуждения под влиянием импульсов, поступающих из нижележащих отделов мозга. Возникают в коре и ответные импульсы. Так, при участии коры происходит поворот глаз, а несколько позднее, и головы в сторону появившегося света. Мало того, на основании изучения электрических реакций установлено, что уже в первые дни жизни в коре происходит различение красного и зеленого цвета.

Последующее развитие нервной системы.

В течение первых двух лет жизни головной мозг интенсивно растет, и к 2годжам его масса достигает примерно 70% массы мозга взрослого человека. В основном увеличение мозговой массы происходит не за счет образования новых клеток (после рождения их количество мало меняется), а в результате роста и разветвления дендритов и аксонов. У 2-х летнего ребенка в коре больших полушарий нервные клетки расположены дальше друг от друга, чем у новорожденного. Зато много места занимают разросшиеся отростки, что, действительно, за первые два года жизни её площадь увеличивается примерно в 25 раз, в основном путём углубления извилин. Увеличивается и толщина коркового слоя больших полушарий. Формирование слоёв коры мозжечка заканчивается позже, лишь к 9-11 месяцу жизни. Такое позднее и вместе с тем быстрое развитие мозжечка объясняется его функциями.

Миелинизация нервных волокон.

Уже на ранних стадиях внутриутробного развития аксоны нервных клеток окружены клетками-спутниками. На 4-5 месяце в корешках спинномозговых нервов волокна постепенно приобретают отчетливый белый цвет, объясняется это тем, что в клетках спутниках появляется миелин. Постепенно клетки-спутники многократно обертывают аксон тонким слоем своего, все удлиняющегося тела. Так возникает миелиновая оболочка нервного волокна.

Миелинизация нервных волокон протекает очень интенсивно в нервных волокнах спинного мозга, а в стволовой части головного мозга почти завершена. В значительной мере миелинизированы волокна черепно-мозговых и спинномозговых нервов. Однако их миелинизация продолжается и после рождения, заканчиваясь в основном в 2-3 годам жизни. Как правило, миелинизация ускоряется в тех группах волокон, которые начинают усиленно функционировать. Этим объясняется более ранняя миелинизация у недоношенных младенцев. Миелинизация речевых центров коры в основном заканчивается 1,5-2 годам, когда появляется речь. Очень поздно (не ранее месяца жизни) начинается миелинизация тех волокон клеток коры больших полушарий, которые идут от одного участка коры к другому. Миелинизируются они очень постепенно, по мере усложнения ВНД.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.