Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подготовительный период

Направления коррекционной работы при оптической дисграфии и дислексии

 

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия и дисграфия. Данные нарушения могут явиться результатом действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма.

Одной из наиболее распространенных причин оптической патологии письменной речи является наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок, по мнению Л.С. Цветковой, наследует качественную незрелость клеток теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга. Трудности становления процесса латерализации также могут стать причиной возникновения оптических дислексии и дисграфий. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате дети не овладевают системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т.д.), путаются в симметричных сторонах пространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. В итоге недостаточно сформированными являются пространственное восприятие, ориентировки и представления. А.Н. Корнев (1997), Р.И. Лалаева (1999), И.Н. Садовником (1995), М.Е. Хватцев (1996), и другие среди механизмов оптических нарушений письменной речи выделяют недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительно-моторной координации, недостаточную сформированность зрительной памяти.

У детей с общим недоразвитием речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, внимание, память. Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.

Основные направления коррекционно-профилактической работы можно объединить в два периода. В подготовительный период осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма. В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта. Коррекционно-профилактическая работа проводится логопедом и воспитателем логопедической группы с привлечением в педагогический процесс родителей тетей с нарушениями речи.

Рассмотрим содержание основных направлений логопедической работы по профилактике оптических дислексии и дисграфий у дошкольников с ОНР.

Подготовительный период

1.Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур. Можно использовать следующие виды заданий:

• назвать контурные, недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов;

• найти ошибку в изображении предмета;

• распределить предметы по величине, учитывая их реальные размеры;

• геометрическое и цветовое лото;

• подбор предметов, по форме напоминающих определенную геометрическую фигуру;

• найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных (на картинке комбинации из геометрических фигур разных по цвету);

• матрицы Равена;

• сложить простые и сложные фигуры (корабль, дом, машина, ракета) по образцу из деталей различной геометрической формы и величины;

• найти среди множества контуров геометрических фигур различной величины все изображения заданной фигуры (все треугольники, овалы, квадраты и т.д.), обвести или заштриховать их.

2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания. Можно предложить такие задания:

• проследить взглядом прямую, кривую, ломаную линию от ее начала до конца, особенно когда линия пересекается с другими;

• найти определенное число различий в изображении предметов;

• медленно перелистывать правой рукой в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а левой рукой чертить геометрические фигуры;

• игра «Счет с помехой»: называть цифры от 1 до 5 (или до 10 в зависимости от возможностей ребенка), одновременно записывать их на листе бумаги в обратном порядке (произносит 1, пишет 5 и т.д.).

• «корректурные задания»: ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте с крупным шрифтом или выделять заданные цифры, геометрические фигуры из ряда цифр, фигур.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.