Направления коррекционной работы при оптической дисграфии и дислексии
Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия и дисграфия. Данные нарушения могут явиться результатом действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма.
Одной из наиболее распространенных причин оптической патологии письменной речи является наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок, по мнению Л.С. Цветковой, наследует качественную незрелость клеток теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга. Трудности становления процесса латерализации также могут стать причиной возникновения оптических дислексии и дисграфий. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате дети не овладевают системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т.д.), путаются в симметричных сторонах пространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. В итоге недостаточно сформированными являются пространственное восприятие, ориентировки и представления. А.Н. Корнев (1997), Р.И. Лалаева (1999), И.Н. Садовником (1995), М.Е. Хватцев (1996), и другие среди механизмов оптических нарушений письменной речи выделяют недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительно-моторной координации, недостаточную сформированность зрительной памяти.
У детей с общим недоразвитием речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, внимание, память. Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.
Основные направления коррекционно-профилактической работы можно объединить в два периода. В подготовительный период осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма. В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта. Коррекционно-профилактическая работа проводится логопедом и воспитателем логопедической группы с привлечением в педагогический процесс родителей тетей с нарушениями речи.
Рассмотрим содержание основных направлений логопедической работы по профилактике оптических дислексии и дисграфий у дошкольников с ОНР.
Подготовительный период
1.Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур. Можно использовать следующие виды заданий:
• назвать контурные, недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов;
• найти ошибку в изображении предмета;
• распределить предметы по величине, учитывая их реальные размеры;
• геометрическое и цветовое лото;
• подбор предметов, по форме напоминающих определенную геометрическую фигуру;
• найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных (на картинке комбинации из геометрических фигур разных по цвету);
• матрицы Равена;
• сложить простые и сложные фигуры (корабль, дом, машина, ракета) по образцу из деталей различной геометрической формы и величины;
• найти среди множества контуров геометрических фигур различной величины все изображения заданной фигуры (все треугольники, овалы, квадраты и т.д.), обвести или заштриховать их.
2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания. Можно предложить такие задания:
• проследить взглядом прямую, кривую, ломаную линию от ее начала до конца, особенно когда линия пересекается с другими;
• найти определенное число различий в изображении предметов;
• медленно перелистывать правой рукой в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а левой рукой чертить геометрические фигуры;
• игра «Счет с помехой»: называть цифры от 1 до 5 (или до 10 в зависимости от возможностей ребенка), одновременно записывать их на листе бумаги в обратном порядке (произносит 1, пишет 5 и т.д.).
• «корректурные задания»: ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте с крупным шрифтом или выделять заданные цифры, геометрические фигуры из ряда цифр, фигур.