22 мая в отечественный прокат вышли долгожданные "Люди Икс: Дни минувшего будущего" - часть франшизы, в которой смешалось все: старая трилогия Брайана Сингера, новый приквел Мэттью Вона; сиквел приквела и сиквел трилогии; пожилые мутанты и их молодые версии; актеры из старой трилогии и актеры из "Первого класса"; 70-е, 2000-е и далекое или не очень грядущее.
Всего в фильме появилось около двадцати мутантов (и выяснилось, что Джон Кеннеди тоже был человеком Икс), из которых одни сыграли важную роль, а другие, хорошо знакомые зрителю, мелькнули на полторы секунды. И несмотря на этот многокомпонентный, кажущийся сумбурным и хаотичным коктейль, "Дни минувшего будущего" оказались слаженными, логичными, последовательными, броскими, быстрыми, гибкими, красочными, гуманистическими, занятными и драматичными, о предательстве и депрессии, о непохожести и дискомфорте, о сложном выборе и предназначении, о темной стороне светлого, о светлой стороне темного, о мире без войны, о дружбе, человечности и прощении.
Если условно принять трилогию Брайана Сингера, завершившуюся "Последней битвой", за настоящее, "Первый класс" Мэттью Вона – за прошлое, а "Дни минувшего будущего" – за будущее, выйдет следующее. В настоящем времени между "хорошими" и "плохими" мутантами идет непримиримая война, в которой лидер первых профессор Ксавье и лидер вторых Магнето неистово ненавидят друг друга. В прошлом – бывшие лучшие друзья Чарльз и Эрик оказываются по разные стороны баррикад, потому что а) по-разному справляются и мирятся со своей мутацией, б) по-разному терпят презрение и брезгливость обычных людей, в) не могут поделить одну девушку. В будущем – люди, решившие, что все поголовно мутанты – зло, сперва изолируют, а после уничтожают их с помощью неуязвимых машин Стражей.
И вот Сингер, вернувшийся в режиссерское кресло любимой франшизы и достойно оценивший предысторию Мэттью Вона (который на этот раз ограничился функцией сценариста), смешал воедино все, что зритель успел посмотреть о людях X за четырнадцать лет (не считая мультсериал 90-х). Виновником (вернее виновницей) истребления, ожидающего мутантов в будущем, авторы продуманно и обосновано сделали Рэйвен – самого сомневающегося и уязвленного мутанта. В "Первом классе" мы видели Мистик маленькой девочкой, дикой, напуганной и стыдящейся своей синей пупырчатой кожи. В "Днях минувшего будущего" в одной из сцен Рэйвен в людском обличии лежит в больничной палате, где по телевизору в новостях передают сюжет о существе с синей кожей и огненными волосами. "Сложно ей, наверное, на себя такую в зеркало смотреть…", - говорит медсестра. "Сложно", - отвечает Рэйвен.
Хотя Сингер и возвращает на экран актеров, с которыми работал в трилогии, он не делает их роли ведущими, сохраняя центральные позиции за звездами "Первого класса". Шторм (Холли Берри), Китти Прайд (Эллен Пейдж), старички Магнето (Иэн МакКеллен) и профессор X (Патрик Стюарт) не выпячиваются и не перекрывают кислород свежим лицам франшизы, тихо и скромно отыгрывая свои небольшие партии. Основное же действие кипит внутри "любовного треугольника" (нет, никакой любви и соплей в фильме, конечно же, нет, но запутанность чувств явно присутствует), то есть между Фассбендером (Эрик), МакЭвоем (Чарльз) и Дженнифер Лоуренс (Рэйвен). Единственный "старичок" из 2000-х, которого авторы записали в команду главных героев, - Логан (он же Росомаха, он же Хью Джекман). Собственно, ему-то, бессмертному, и выпадает невыполнимая миссия всех спасти.
"Дни минувшего будущего" на редкость сбалансированы при всем своем нагромождении времен и персонажей. МакЭвой отвечает за драму. Его профессор Ксавье – давно не профессор, а алкоголик-отшельник, затворившийся в обветшалой Школе мутантов и поддерживаемый одним только Зверем. Он сидит на лекарстве, которое помогает ногам ходить, инвалидное кресло пылится в кладовке. И это вроде как здорово. Но лекарство глушит работу мозга, и Церебро пылится так же, как и коляска.
Фассбендер отвечает за холод и прагматизм. Он такой же твердый, жесткий, суровый и ледяной, как металл, которым он управляет. Кажется, без единой эмоции стреляет в любимого человека. Кажется…
Лоуренс – это сексуальность, агрессия, обида, потерянность и сомнение. Она разочарована и озлоблена, стоит по центру весов, не решаясь занять одну из двух чаш (и еще она говорит на вьетнамском).
Джекман отвечает за… юмор. В центральной четверке он – единственный, кто не колеблется (почти) и наводит в этом бардаке из альтернативных реальностей и утонувших в депрессии мутантов хоть какой-то порядок. А раз он – самый душевно стабильный и определенный, можно и пошутить.
(Помните камео невежливого Росомахи в "Первом классе"? Так вот в "Днях минувшего" Чарльз, завидев в своем доме взбудораженного Логана, несущего чушь про прошлое и будущее, говорит: "Ааааа, я тебя помню… там, в баре… Так что иди ты!").
Сравнительно с "Первым классом", где все было отлично в плане драматургии, но местами слегка уступала графика, новые "Люди Икс" визуально безгрешны (выросший на сто лимонов бюджет не пошел по карманам). Во-первых, чертовски модны за счет 70-х (Лоуренс в широкополой шляпе будто перебежала со съемочной площадки "Аферы по-американски", а Фассбендер в шляпе и темных очках – фэшн-зло во плоти). Во-вторых, эпичны, масштабны и технологичны настолько, что глаз идет кувырком (замедленная сцена с Ртутью в исполнении Эвана Питерса из "Американской истории ужасов", где он меняет траектории пуль, - просто-таки компьютерный шедевр; P.S. скоро посмотрим на Ртуть Аарона Джонсона в "Эре Альтрона").
Главный посыл, ради которого в начале далеких 60-х Стэн Ли создал супергероев-мутантов, в "Первом классе" и "Днях минувшего будущего" прозвучал наиболее громко: люди с физическими изъянами нуждаются в нашей любви. И мы, конечно же, полюбили Людей Икс, вот только полюбили ли "мутантов" в реальной жизни?..